Автор: Абрамушкина Надежда Геннадиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 16" Населённый пункт: Республика Коми. Ижемский район. село Кельчиюр Наименование материала: Статья Тема: Здоровый образ жизни с первых шагов. Раздел: дошкольное образование
Здоровый образ жизни с первых шагов.
Автор: Абрамушкина Надежда Геннадиевна
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз.
(Ж. Жабаев)
Отношение к жизни у детей начинает формироваться очень рано. В первую
очередь, оно зависит от их окружения, людей которые проводят с ними
большую часть их жизни – их родителей. Всем знакомо выражение:
«Ребенок, как губка – быстро впитывает все происходящее вокруг». Дети
наблюдают, изучают и экспериментируют. Все, что происходит в семье, так
или иначе, воспринимается ними. Поэтому необходимо проявить к детям
максимум заботы и внимания.
Здоровый образ жизни и его основы – сложное понятие для маленького
следопыта и исследователя. Поэтому стоит разбить его на составляющие и
начать прививать правильные, здоровые привычки. Именно с них у детей
начинает формироваться представление о здоровье, режиме и дисциплине.
Здоровье детей дошкольного возраста включает характеристики
психического и физического развития, адаптационные возможности детского
организма, социальную активность. Все эти характеристики вместе
формируют определенный уровень физической и умственной
работоспособности. Таким образом, оценивать общее состояние дошкольника
нужно исходя из следующих направлений:
- Эмоциональное здоровье
- Развитие движений
- Психическое развитие и здоровье
- Уровень адаптационных возможностей
- Физическое здоровье
Дети дошкольного возраста находятся в «критическом» периоде: они часто
раздражаются, плаксивы, гиперактивные и наоборот, вялые и апатичные,
могут быстро уставать и быть невнимательными. В этот период проявляются
и
формируются
различные
аллергические
реакции
и
соматические
заболевания. Еще неокрепший и полностью не сформировавшийся организм
ребенка
в
большей
степени
подвержен
инфицированию,
а
частота
простудных заболеваний очень высока. Но не только имеющие хронические
заболевания
дети,
но
и
абсолютно
здоровые
должны
находиться
под
пристальным
вниманием
родителей
и
воспитателей
дошкольных
учреждений.
Принципы ухода за детьми
Только
при
правильном
уходе
за
детьми
они
вырастут
сильными
и
здоровыми.
Какие
же
принципы
ухода
за
детьми?
Прежде
всего,
это
правильное
питание,
занятия
физической
культурой,
закаливание,
поддержание психического здоровья, правильный режим дня и регулярные
врачебные
осмотры.
К
перечисленным
принципам
можно
еще
отнести
соблюдение правил осторожности на улице и дома. Некоторые советы о том,
как поддержать здоровье детей.
Здоровое питание
Ограничение потребления сладостей, мучного, приводящих не только к
лишнему весу, но и порче зубов.
Забота
о
получении
питательных
веществ
в
соответствии
с
возрастными требованиями, пища должна быть разнообразной. Основы
заложенного в детстве правильного питания и избирательный подход к
здоровой еде сохраняются и в зрелом возрасте.
Физическое здоровье
Поощрять физические нагрузки нужно с самого раннего возраста, а
также участие в подвижных играх с другими детьми.
Ежедневная утренняя гимнастика укрепляет легкие и сердце детей,
развивает
мышечную
силу.
К
тому
же
гимнастика
и
упражнения
развивают детскую волю и познавательные способности.
Закаливание детей дошкольного возраста
Главные требования при закаливании детей дошкольного возраста – это
с и с т е м а т и ч н о с т ь
и
п о с т е п е н н о с т ь .
В а ж н о
у ч и т ы в а т ь
общее здоровье ребенка и его физическое развитие.
Полезно купание в открытых водоемах, хождение босиком, воздушные
ванны, обтирания и контрастное обливание.
Перед началом закаливания нужно настроить ребенка положительно к
этому процессу.
Поддержание психического здоровья
Важна спокойная обстановка в семье, отсутствие ссор и выяснения
отношений между взрослыми.
Дети дошкольного возраста особенно нуждаются в проявлении заботы
и ласки, совместном веселом времяпровождении с родителями.
Не менее важно общение со сверстниками и игры.
Регулярные медицинские осмотры
Профилактические
осмотры
участкового
педиатра
и
узких
специалистов помогут следить за общим состоянием ребенка, а также
вовремя заметить и распознать отклонения в развитии.
Профилактические
прививки
против
инфекционных
заболеваний
–
часть программы по сохранению здоровья детей.
Правила осторожного поведения на улице и дома
Несчастные случаи в большей степени предотвратимы. Необходимо
предпринять
меры
предосторожности
в
доме:
закрыть
розетки
специальными заглушками, хранить лекарства и бытовую химию в
недоступном месте, ограничить подход к плите и лестницам и пр.
Ребенку надо объяснить, какую угрозу несет в себе транспорт, а по
возможности обучить правилам перехода через дорогу.
Дети всегда должны находиться под присмотром взрослых.
Социальное здоровье
Социальное здоровье – это постоянная адаптация к меняющимся условиям,
усвоение правил поведения в обществе, его культуры и традиций. Маленький
человек
знает
и
умеет
немного,
а
учить
его
предстоит
родителям
и
работникам дошкольных учреждений.
В семье, где царит взаимопонимание и уважение, передается накопленный
годами ценный опыт и знание, социальное развитие ребенка, как правило, в
норме.
Социальное становление детей дошкольного возраста, предполагает
формирование социальной идентификации, различающейся в зависимости от
возраста ребенка. Так, для младшего дошкольного возраста – это семейная
идентификация, для детей среднего дошкольного возраста – это семейная,
половая и видовая идентификация. Дети постарше различают правовую,
национальную и этническую идентификацию.
Также осень важна прогулка, она является одним из существенных
компонентов режима дня. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо
восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные
ресурсы организма, и в первую очередь работоспособность.
Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости
организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда
нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду
за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь
должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Но во
время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в
однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и
место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными
играми.
Также не менее важной составляющей частью режима является сон, который
особенно необходим детям.
Одна из главных функций сна– анаболическая
(накопительная), приносящая чувство физического отдыха, позволяющая
восстановить энергетический потенциал.
В теории мы знаем, что во время глубокого сна ненадолго происходит
частичный отток крови от мозга к мышцам, что помогает детям
подготовиться к новым физическим нагрузкам. И ещё сон необходим ребенку,
прежде всего, для того, чтобы постепенно упорядочить знания и
представления о мире. В этот сложноорганизованный процесс вовлечены
функции внимания, памяти, систематизации и многие другие, в реализации
которых сон принимает самое прямое и непосредственное участие.
Немаловажное значение имеет и режим питания.
Для каждого возраста
существуют свои особенности питания, которые нужно учитывать при
разработке детского дневного рациона. Вообще питание детей должно
соответствовать таким правилам.
-
Пища должна быть сбалансированной и разнообразной.
-
Правильное питание детей предусматривает содержание в рационе белков,
углеводов, жиров и витаминов. Оптимальный рацион – это присутствие в нем
молочных и кисломолочных продуктов, нежирной рыбы и мяса, овощей и
фруктов, злаков, яиц, бобовых. Сахар и изделия из муки должны
потребляться ребенком по минимуму.
-
Правильное питание для детей должно быть умеренным, чтобы исключить
как переедание, как и недоедание. Переедание ведет к ожирению, ухудшению
иммунитета, способствует развитию ряда болезней. Недоедание угрожает
детскому организму истощением и нервными срывами.
-
Питание ребенка должно быть систематическим. При соблюдении режима
улучшается переваривание, и организм лучше усваивает все полезные
вещества из пищи. Кушать ребенок должен в одно и то же отведенное для
еды время, с допустимыми отклонениями в 15-30 минут. Дети после трех лет
должны кушать 4 раза в день. Между приемами пищи допускается легкий
перекус (овощи, фрукты).
- Готовить
ребенку нужно из
свежих продуктов и перед самой едой.
Длительное хранение портит продукты, а повторное разогревание ведет к
потере полезных веществ. Для того чтобы детское питание было полезным,
готовить лучше на пару, отваривать в воде, запекать или тушить. Жареные
блюда,
разного
рода
специи
и
пряности
детям
давать
нельзя.
Не
стоит
увлекаться и рафинированными продуктами – рисом, мукой, растительным
маслом.
Также
полноценное
питание
–
включение
в
рацион
продуктов,
богатых
витаминами А, В, С, Д, минеральными солями.
Таким
образом,
домашний
режим
ребенка
должен
быть
продолжением
режима
дня
детского
сада.
На
мой
взгляд,
у
детей
важно
формировать
интерес
к
оздоровлению
собственного
организма
–
чем
раньше
ребенок
получает
представление
о
строении
тела
человека,
узнает
о
важности
закаливания, занятия спортом, правильном питании, сна, тем раньше он будет
приобщен к здоровому образу жизни.