Напоминание

Здоровый образ жизни с первых шагов.


Автор: Абрамушкина Надежда Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 16"
Населённый пункт: Республика Коми. Ижемский район. село Кельчиюр
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровый образ жизни с первых шагов.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровый образ жизни с первых шагов. Автор: Абрамушкина Надежда Геннадиевна Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст, Его берегите, как сердце, как глаз. (Ж. Жабаев) Отношение к жизни у детей начинает формироваться очень рано. В первую очередь, оно зависит от их окружения, людей которые проводят с ними большую часть их жизни – их родителей. Всем знакомо выражение: «Ребенок, как губка – быстро впитывает все происходящее вокруг». Дети наблюдают, изучают и экспериментируют. Все, что происходит в семье, так или иначе, воспринимается ними. Поэтому необходимо проявить к детям максимум заботы и внимания. Здоровый образ жизни и его основы – сложное понятие для маленького следопыта и исследователя. Поэтому стоит разбить его на составляющие и начать прививать правильные, здоровые привычки. Именно с них у детей начинает формироваться представление о здоровье, режиме и дисциплине. Здоровье детей дошкольного возраста включает характеристики психического и физического развития, адаптационные возможности детского организма, социальную активность. Все эти характеристики вместе формируют определенный уровень физической и умственной работоспособности. Таким образом, оценивать общее состояние дошкольника нужно исходя из следующих направлений: - Эмоциональное здоровье - Развитие движений - Психическое развитие и здоровье - Уровень адаптационных возможностей - Физическое здоровье Дети дошкольного возраста находятся в «критическом» периоде: они часто раздражаются, плаксивы, гиперактивные и наоборот, вялые и апатичные, могут быстро уставать и быть невнимательными. В этот период проявляются и формируются различные аллергические реакции и соматические заболевания. Еще неокрепший и полностью не сформировавшийся организм ребенка в большей степени подвержен инфицированию, а частота простудных заболеваний очень высока. Но не только имеющие хронические заболевания дети, но и абсолютно здоровые должны находиться под пристальным вниманием родителей и воспитателей дошкольных учреждений.
Принципы ухода за детьми Только при правильном уходе за детьми они вырастут сильными и здоровыми. Какие же принципы ухода за детьми? Прежде всего, это правильное питание, занятия физической культурой, закаливание, поддержание психического здоровья, правильный режим дня и регулярные врачебные осмотры. К перечисленным принципам можно еще отнести соблюдение правил осторожности на улице и дома. Некоторые советы о том, как поддержать здоровье детей. Здоровое питание  Ограничение потребления сладостей, мучного, приводящих не только к лишнему весу, но и порче зубов.  Забота о получении питательных веществ в соответствии с возрастными требованиями, пища должна быть разнообразной. Основы заложенного в детстве правильного питания и избирательный подход к здоровой еде сохраняются и в зрелом возрасте. Физическое здоровье  Поощрять физические нагрузки нужно с самого раннего возраста, а также участие в подвижных играх с другими детьми.  Ежедневная утренняя гимнастика укрепляет легкие и сердце детей, развивает мышечную силу. К тому же гимнастика и упражнения развивают детскую волю и познавательные способности. Закаливание детей дошкольного возраста  Главные требования при закаливании детей дошкольного возраста – это с и с т е м а т и ч н о с т ь и п о с т е п е н н о с т ь . В а ж н о у ч и т ы в а т ь общее здоровье ребенка и его физическое развитие.  Полезно купание в открытых водоемах, хождение босиком, воздушные ванны, обтирания и контрастное обливание.  Перед началом закаливания нужно настроить ребенка положительно к этому процессу. Поддержание психического здоровья
 Важна спокойная обстановка в семье, отсутствие ссор и выяснения отношений между взрослыми.  Дети дошкольного возраста особенно нуждаются в проявлении заботы и ласки, совместном веселом времяпровождении с родителями.  Не менее важно общение со сверстниками и игры. Регулярные медицинские осмотры  Профилактические осмотры участкового педиатра и узких специалистов помогут следить за общим состоянием ребенка, а также вовремя заметить и распознать отклонения в развитии.  Профилактические прививки против инфекционных заболеваний – часть программы по сохранению здоровья детей. Правила осторожного поведения на улице и дома  Несчастные случаи в большей степени предотвратимы. Необходимо предпринять меры предосторожности в доме: закрыть розетки специальными заглушками, хранить лекарства и бытовую химию в недоступном месте, ограничить подход к плите и лестницам и пр.  Ребенку надо объяснить, какую угрозу несет в себе транспорт, а по возможности обучить правилам перехода через дорогу.  Дети всегда должны находиться под присмотром взрослых. Социальное здоровье Социальное здоровье – это постоянная адаптация к меняющимся условиям, усвоение правил поведения в обществе, его культуры и традиций. Маленький человек знает и умеет немного, а учить его предстоит родителям и работникам дошкольных учреждений. В семье, где царит взаимопонимание и уважение, передается накопленный годами ценный опыт и знание, социальное развитие ребенка, как правило, в норме. Социальное становление детей дошкольного возраста, предполагает формирование социальной идентификации, различающейся в зависимости от возраста ребенка. Так, для младшего дошкольного возраста – это семейная идентификация, для детей среднего дошкольного возраста – это семейная,
половая и видовая идентификация. Дети постарше различают правовую, национальную и этническую идентификацию. Также осень важна прогулка, она является одним из существенных компонентов режима дня. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Но во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Также не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим детям. Одна из главных функций сна– анаболическая (накопительная), приносящая чувство физического отдыха, позволяющая восстановить энергетический потенциал. В теории мы знаем, что во время глубокого сна ненадолго происходит частичный отток крови от мозга к мышцам, что помогает детям подготовиться к новым физическим нагрузкам. И ещё сон необходим ребенку, прежде всего, для того, чтобы постепенно упорядочить знания и представления о мире. В этот сложноорганизованный процесс вовлечены функции внимания, памяти, систематизации и многие другие, в реализации которых сон принимает самое прямое и непосредственное участие. Немаловажное значение имеет и режим питания. Для каждого возраста существуют свои особенности питания, которые нужно учитывать при разработке детского дневного рациона. Вообще питание детей должно соответствовать таким правилам. - Пища должна быть сбалансированной и разнообразной. - Правильное питание детей предусматривает содержание в рационе белков, углеводов, жиров и витаминов. Оптимальный рацион – это присутствие в нем молочных и кисломолочных продуктов, нежирной рыбы и мяса, овощей и фруктов, злаков, яиц, бобовых. Сахар и изделия из муки должны потребляться ребенком по минимуму. - Правильное питание для детей должно быть умеренным, чтобы исключить как переедание, как и недоедание. Переедание ведет к ожирению, ухудшению иммунитета, способствует развитию ряда болезней. Недоедание угрожает детскому организму истощением и нервными срывами. - Питание ребенка должно быть систематическим. При соблюдении режима улучшается переваривание, и организм лучше усваивает все полезные вещества из пищи. Кушать ребенок должен в одно и то же отведенное для еды время, с допустимыми отклонениями в 15-30 минут. Дети после трех лет
должны кушать 4 раза в день. Между приемами пищи допускается легкий перекус (овощи, фрукты). - Готовить ребенку нужно из свежих продуктов и перед самой едой. Длительное хранение портит продукты, а повторное разогревание ведет к потере полезных веществ. Для того чтобы детское питание было полезным, готовить лучше на пару, отваривать в воде, запекать или тушить. Жареные блюда, разного рода специи и пряности детям давать нельзя. Не стоит увлекаться и рафинированными продуктами – рисом, мукой, растительным маслом. Также полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными солями. Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада. На мой взгляд, у детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма – чем раньше ребенок получает представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, занятия спортом, правильном питании, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.


В раздел образования