Напоминание

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ


Авторы: Гашенко Анна Викторовна, Шевцова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с 21 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: город Саяногорск, республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№21 «Аленький цветочек» муниципального образования город Саяногорск

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ

МОТОРНОЙ СФЕРЫ

Авторы:

воспитатель

Гашенко Анна Викторовна,

Учитель-логопед

Шевцова Наталья Владимировна

Саяногорск, 2020

Современный мир стремительно изменяется: запросы школы и общества таковы,

что современный ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации,

ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным.

В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в

обучении, с различными нарушениями в речевом развитии, с трудностями в социальной и

школьной адаптации.

Для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями характерны следующие

черты: незрелость психических процессов, системное нарушение речевой деятельности,

приводящие

к

расстройствам

эмоционально-волевой,

личностной

сфер,

снижению

работоспособности,

отставании

в

развитии

двигательной

сферы.

Данная

проблема

в

настоящее время актуальна. Для преодоления имеющихся у детей нарушений необходимо

проведение комплексной речевой и психокоррекционной работы.

По

мнению

кинезиологов,

определяющую

роль

в

возникновении

речевых

нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий

головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть, одной из причин является

«координационная

неспособность»

к

обучению,

неспособность

правого

и

левого

полушария к интеграции.

Любое

нарушение

развития

в

дошкольном

возрасте

затрагивает

также

и

двигательную

сферу.

Важнейшим

показателем

состояния

ребёнка,

с

одной

стороны

является сформированность общей, артикуляционной и пальчиковой моторики. С другой,

именно через движение мы можем оптимизировать процесс подготовки к школе детей

старшего дошкольного возраста, и детей с ОНР в особенности. Поэтому, коррекционная

работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Движение тела

ребенка

и

восприятие

им

различных

ощущений

являются

средствами

познания

окружающего мира.

«Гимнастика

мозга»

-

главный

ключ

к

развитию

способностей

ребенка!

Мозг

человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий –

левого и правого. Каждое из них является необходимым дополнением. Для того чтобы

творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.

Одним

из

универсальныхи

эффективных

методов

является

кинезиология.

Кинезиология - это наука,изучающая мышечное движение во всех его проявлениях

.

Мы

рассмотрим

кинезиологию,

как

науку

о

развитии

умственных

способностей

через

определенные

двигательные

упражнения.

И

именно,

двигательные

упражнения

позволяютсоздать

новые

нейронные

связи

и

улучшить

работу

головного

мозга,

отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Учитывая этот фактор,

2

важно применять на практике специальные упражнения, задания в игровой форме, что

сделает

доступной

тренировку

«мозга»

для

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Применение данной методики в педагогической работе с детьми старшего дошкольного

возраста

с

ОНР

позволяет

улучшить

у

детей

память,

внимание,

речь,

мышление,

пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость,

повысить способность к произвольному контролю.

Эффективность

данного

метода

подтверждено

научными

работами

русских

физиологов В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, В.А. Сухомлинского и др.Движение приводит

к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласований деятельности

речевых зон.

В своей педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР,

применяем следующие кинезиологические приемы:

упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики;

артикуляционные упражнения;

упражнения

на

развитие

фонематического

слуха

(восприятие

и

дифференциация звуков);

дыхательные упражнения;

сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев

рук и артикуляционных органов).

Используем комплекс кинезиологических упражнений, который состоит:

Растяжка – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно -

двигательного аппарата.

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают

самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения,

улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие.

Телесные

движения

развивают

межполушарное

взаимодействие,

снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые

зоны головного мозга.

Массаж – воздействует на биологические активные точки.

Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию

напряжения.

3

В своей работе используем принцип последовательности в наращивании материала,

затемпостепенно отрабатываем и усложняем упражнения. В основе всех упражнений

положен

игровой

прием.

Вначале

дети

выполняют

упражнения

пассивно,

спомощью

педагога (индивидуально), а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в

группе).

Кинезиологические

упражнения

применяем

в

совместной

образовательной

деятельности, также в индивидуальной деятельности, отдельные элементы включаем в

утреннюю гимнастику и другие режимные моменты.

П е рв ы й этап

формирования

произносительных

навыков

у

детей

старшего

дошкольного возраста с ОНР - это постановка звуков, дыхания, голоса. На данном этапе

применяем

упражнения

по

артикуляционной

моторики,

развитию

дыхания

и

др.;

опираемся

на

сохранные

анализаторы

(зрительный,

осязательный,

двигательный,

слуховой), в результате чего ребёнок усваивает то или иное произносительное умение.

Д л я коррекции

нарушений

звукопроизношенияу

детей

старшего

дошкольного

возраста применяем следующие кинезиологические упражнения, например,«Футбол» -

дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «воротики». Задача

детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей,

следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.

Для

постановки

звуков,

необходимо научить

ребенка дифференцированному

дыханию,

правильной

выработке

воздушной

струи,

для

этого

используемдругие

упражнения:например, упражнение «Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать

глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы

нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. А также

упражнения:

«Свеча»,

«Покатай

карандаш»,

«Бурлящая

вода»,

«Кто

спрятался

за

занавеской?» и др.

Следующий

этап

автоматизации,

превращения

умений

в

прочные

навыки,

что

достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя

движения

кинезиологических

упражнений,

дети

произносят

поставленный

звук

изолированно,

в

слогах,

словах,

словосочетаниях,

стихах

и

потешках. Например,

упражнение: «Ухо-нос»

- левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за

противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте

положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение:«Кулак – ребро – ладонь» - ребенку показывают три положения руки

на

плоскости

стола,

последовательно

сменяющих

друг

друга.

Ладонь

на

плоскости,

ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на

4

плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение

8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом –

левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы, или при затруднениях в

выполнении,

предлагаю

ребенку

помогать

себе

командами

(«кулак-ребро-ладонь»),

произносимыми вслух или про себя.Упражнение: «Колечко» можно выполнять, произнося

отработанный звук (слог, слово…). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо

большой

палец

и

последовательно

указательный,

средний,

безымянный

и

мизинец,

одновременно

проговаривая

звук

«Ш».

На

этапе

автоматизации

звука

«Ш»

в

слогах

произносим слог «ша» («шо», «шу», …), далее слова, словосочетания, стихи и потешки.

Упражнение: «Маршировка»- выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте.

При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой

сопровождается

взмахом

правой

руки,

упражнение:

«Двойные

каракули»

-

еще

одна

полезная

игра.

Ребенок

одновременно

двумя

руками

должен

«нарисовать»

в

воздухе

«каракули»

(похожее

на

спираль)

так,

чтобы

каждая

часть

рисунка

находилась

на

собственной стороне от серединной линии. Движения идут от плеч друг к другу. Задание

постепенно

усложняется,

предлагая

изобразить

сердечки,

прямоугольники,

круги

и

др.При выполнения упражнения сидя, рисовать можно не только ладонями, но и стопами.

Два упражнения следует чередовать.

Благодаря использованию на практике данных кинезиологических упражнений у

старших дошкольников формируется правильное речевое дыхание;органы артикуляции

подготовлены

к

постановке

звуков;

а

т а к ж е автоматизировать поставленные

звуки

изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Основными

задачами п о коррекции

нарушений

фонематического

слухау

детей

старшего дошкольного возраста с ОНР являются:формирование навыков дифференциации

звуков; формирование звуко - слогового анализа и синтеза слова.

Да

данном

этапе

выполняем

кинезиологические

упражнения,

дополняя

их

учебными

действиями. Например,упражнение «Бравый солдат и тряпичная кукла» мы

дополнили

задачей:

дифференциация

твёрдых

и

мягких

согласных

звуков,

изменили

название упражнения: «Солдат Захар стоит по стойке смирно, а кукла Зина мягкая, как

резина».

Обращаем

внимание

детей

на

первые

звуки

имён

(Захар

«З»

твёрдый

согласный, Зина – «ЗЬ» мягкий звук), затем называем согласные твёрдые и мягкие, а дети,

услышав твёрдый звук, должны выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат, называет

мягкий согласный звук – расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как

тряпичная кукла. Выбирая правильное действие, дети бывают то солдатом, то куклой,

5

различая

при

этом

твёрдые

и

мягкие

согласные

звуки.

Упражнение:

«Снеговик»,

«Телефон», «Озорные звуки» и др.

Применяя

данные

упражнения,

решаем

следующие

задачи: дифференциация

гласных

и

согласных

звуков;

дифференциация

звонких

и

глухих

согласных

звуков;

дифференциация твёрдых и мягких слогов; дифференциация звуков (с-ш, з-ж, л-р, п-б, т-д

и т.д).

В работе по формированию звуко - слогового анализа и синтеза слова учим детей

определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков.

Например, упражнения: «Назови и раздели!», «Перекрестное марширование», «Колечко»,

«Отстучи правильно» и др. подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные

действия, дети проговаривают слова по слогам.

Кинезиологические

приёмы по

коррекции

нарушений

лексико-грамматического

строя речипомогают, решит задачи по обогащению, уточнению, дифференциация словаря;

формированию

грамматического

строя

речи:

навыков

словоизменения

и

словообразования; развитию связной речи.Например, упражнение «Рыба, птица, зверь»

отлично

подходит

для уточнения

и

дифференциации

словаря на

лексические

темы.

Исходное положение детей – сидя на полу. Педагог указывает на каждого ребенка и

произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась

считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например,

«рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, продолжаемигру, если ответ

неверный — ребенок выбывает из игры.

Мы

проводим

игры

по

разным

лексическим

темам:

«Грибы-ягоды-деревья»,

«Транспорт», «Одежда- головные уборы-обувь», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и

др.

Используя упражнение «Зеркало» (работа в парах), решаем сразу несколько задач.

Обязательно

проводим

предварительную

работу

по

теме

«Домашние

животные»:

обогащая

словарь

словами-признаками,

согласовывая

прилагательные

с

существительными в роде и падеже, совершенствуя умение составлять описательный

рассказ. Например, описывая животного, дети встают лицом друг к другу. Один из детей

выполняет

движения

руками

или

ногами,

изображая

животное,

другой

должен

их

зеркально

отобразить.Упражнение:

«Велосипед»,

«Лезгинка»

и

др.

В

применении

кинезиологических

упражнений,

добавляя

речевое

сопровождение,

подбираем

стихи-

рифмовки на определённую лексическую тему.

Таким образом, в результате применения игровой технологии с использованием

приёмов кинезиологиинаметилась положительная динамика в развитии межполушарного

6

взаимодействия. Дети старшего дошкольного возраста становятся более активными и

уверенными в своих силах и возможностях, способны к принятию самостоятельного

решения. У детей улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации,

формируется

произвольности,

улучшаются

процессы

памяти

и

мышления,

также

формируются умение понимать словесные инструкции, развивается темпо-ритмическая,

интонационная речь, внимание, обогащается словарный запас, формируется связная речь.

При

наименьших

затратах,через

движение

достигается

динамика

в

развитии

интеллектуальных и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Список литературы

1.

Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика

против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000.

2.

Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое

руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ. Сфера, 2001.

3.

Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников /А.Л.Сиротюк.-

М.: ТЦ Сфера, 2002. .

4.

Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников:

Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014.

5.

Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002.

7



В раздел образования