Авторы: Гашенко Анна Викторовна, Шевцова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с 21 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: город Саяногорск, республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№21 «Аленький цветочек» муниципального образования город Саяногорск
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ
МОТОРНОЙ СФЕРЫ
Авторы:
воспитатель
Гашенко Анна Викторовна,
Учитель-логопед
Шевцова Наталья Владимировна
Саяногорск, 2020
Современный мир стремительно изменяется: запросы школы и общества таковы,
что современный ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации,
ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным.
В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в
обучении, с различными нарушениями в речевом развитии, с трудностями в социальной и
школьной адаптации.
Для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями характерны следующие
черты: незрелость психических процессов, системное нарушение речевой деятельности,
приводящие
к
расстройствам
эмоционально-волевой,
личностной
сфер,
снижению
работоспособности,
отставании
в
развитии
двигательной
сферы.
Данная
проблема
в
настоящее время актуальна. Для преодоления имеющихся у детей нарушений необходимо
проведение комплексной речевой и психокоррекционной работы.
По
мнению
кинезиологов,
определяющую
роль
в
возникновении
речевых
нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий
головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть, одной из причин является
«координационная
неспособность»
к
обучению,
неспособность
правого
и
левого
полушария к интеграции.
Любое
нарушение
развития
в
дошкольном
возрасте
затрагивает
также
и
двигательную
сферу.
Важнейшим
показателем
состояния
ребёнка,
с
одной
стороны
является сформированность общей, артикуляционной и пальчиковой моторики. С другой,
именно через движение мы можем оптимизировать процесс подготовки к школе детей
старшего дошкольного возраста, и детей с ОНР в особенности. Поэтому, коррекционная
работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Движение тела
ребенка
и
восприятие
им
различных
ощущений
являются
средствами
познания
окружающего мира.
«Гимнастика
мозга»
-
главный
ключ
к
развитию
способностей
ребенка!
Мозг
человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий –
левого и правого. Каждое из них является необходимым дополнением. Для того чтобы
творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.
Одним
из
универсальныхи
эффективных
методов
является
кинезиология.
Кинезиология - это наука,изучающая мышечное движение во всех его проявлениях
.
Мы
рассмотрим
кинезиологию,
как
науку
о
развитии
умственных
способностей
через
определенные
двигательные
упражнения.
И
именно,
двигательные
упражнения
позволяютсоздать
новые
нейронные
связи
и
улучшить
работу
головного
мозга,
отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Учитывая этот фактор,
2
важно применять на практике специальные упражнения, задания в игровой форме, что
сделает
доступной
тренировку
«мозга»
для
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Применение данной методики в педагогической работе с детьми старшего дошкольного
возраста
с
ОНР
позволяет
улучшить
у
детей
память,
внимание,
речь,
мышление,
пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость,
повысить способность к произвольному контролю.
Эффективность
данного
метода
подтверждено
научными
работами
русских
физиологов В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, В.А. Сухомлинского и др.Движение приводит
к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласований деятельности
речевых зон.
В своей педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР,
применяем следующие кинезиологические приемы:
упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики;
артикуляционные упражнения;
упражнения
на
развитие
фонематического
слуха
(восприятие
и
дифференциация звуков);
дыхательные упражнения;
сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев
рук и артикуляционных органов).
Используем комплекс кинезиологических упражнений, который состоит:
Растяжка – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно -
двигательного аппарата.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают
самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения,
улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие.
Телесные
движения
–
развивают
межполушарное
взаимодействие,
снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые
зоны головного мозга.
Массаж – воздействует на биологические активные точки.
Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию
напряжения.
3
В своей работе используем принцип последовательности в наращивании материала,
затемпостепенно отрабатываем и усложняем упражнения. В основе всех упражнений
положен
игровой
прием.
Вначале
дети
выполняют
упражнения
пассивно,
спомощью
педагога (индивидуально), а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в
группе).
Кинезиологические
упражнения
применяем
в
совместной
образовательной
деятельности, также в индивидуальной деятельности, отдельные элементы включаем в
утреннюю гимнастику и другие режимные моменты.
П е рв ы й этап
формирования
произносительных
навыков
у
детей
старшего
дошкольного возраста с ОНР - это постановка звуков, дыхания, голоса. На данном этапе
применяем
упражнения
по
артикуляционной
моторики,
развитию
дыхания
и
др.;
опираемся
на
сохранные
анализаторы
(зрительный,
осязательный,
двигательный,
слуховой), в результате чего ребёнок усваивает то или иное произносительное умение.
Д л я коррекции
нарушений
звукопроизношенияу
детей
старшего
дошкольного
возраста применяем следующие кинезиологические упражнения, например,«Футбол» -
дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «воротики». Задача
детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей,
следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.
Для
постановки
звуков,
необходимо научить
ребенка дифференцированному
дыханию,
правильной
выработке
воздушной
струи,
для
этого
используемдругие
упражнения:например, упражнение «Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать
глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы
нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. А также
упражнения:
«Свеча»,
«Покатай
карандаш»,
«Бурлящая
вода»,
«Кто
спрятался
за
занавеской?» и др.
Следующий
этап
автоматизации,
превращения
умений
в
прочные
навыки,
что
достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя
движения
кинезиологических
упражнений,
дети
произносят
поставленный
звук
изолированно,
в
слогах,
словах,
словосочетаниях,
стихах
и
потешках. Например,
упражнение: «Ухо-нос»
- левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за
противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте
положение рук «с точностью до наоборот».
Упражнение:«Кулак – ребро – ладонь» - ребенку показывают три положения руки
на
плоскости
стола,
последовательно
сменяющих
друг
друга.
Ладонь
на
плоскости,
ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на
4
плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение
8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом –
левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы, или при затруднениях в
выполнении,
предлагаю
ребенку
помогать
себе
командами
(«кулак-ребро-ладонь»),
произносимыми вслух или про себя.Упражнение: «Колечко» можно выполнять, произнося
отработанный звук (слог, слово…). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо
большой
палец
и
последовательно
указательный,
средний,
безымянный
и
мизинец,
одновременно
проговаривая
звук
«Ш».
На
этапе
автоматизации
звука
«Ш»
в
слогах
произносим слог «ша» («шо», «шу», …), далее слова, словосочетания, стихи и потешки.
Упражнение: «Маршировка»- выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте.
При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой
сопровождается
взмахом
правой
руки,
упражнение:
«Двойные
каракули»
-
еще
одна
полезная
игра.
Ребенок
одновременно
двумя
руками
должен
«нарисовать»
в
воздухе
«каракули»
(похожее
на
спираль)
так,
чтобы
каждая
часть
рисунка
находилась
на
собственной стороне от серединной линии. Движения идут от плеч друг к другу. Задание
постепенно
усложняется,
предлагая
изобразить
сердечки,
прямоугольники,
круги
и
др.При выполнения упражнения сидя, рисовать можно не только ладонями, но и стопами.
Два упражнения следует чередовать.
Благодаря использованию на практике данных кинезиологических упражнений у
старших дошкольников формируется правильное речевое дыхание;органы артикуляции
подготовлены
к
постановке
звуков;
а
т а к ж е автоматизировать поставленные
звуки
изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Основными
задачами п о коррекции
нарушений
фонематического
слухау
детей
старшего дошкольного возраста с ОНР являются:формирование навыков дифференциации
звуков; формирование звуко - слогового анализа и синтеза слова.
Да
данном
этапе
выполняем
кинезиологические
упражнения,
дополняя
их
учебными
действиями. Например,упражнение «Бравый солдат и тряпичная кукла» мы
дополнили
задачей:
дифференциация
твёрдых
и
мягких
согласных
звуков,
изменили
название упражнения: «Солдат Захар стоит по стойке смирно, а кукла Зина мягкая, как
резина».
Обращаем
внимание
детей
на
первые
звуки
имён
(Захар
–
«З»
твёрдый
согласный, Зина – «ЗЬ» мягкий звук), затем называем согласные твёрдые и мягкие, а дети,
услышав твёрдый звук, должны выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат, называет
мягкий согласный звук – расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как
тряпичная кукла. Выбирая правильное действие, дети бывают то солдатом, то куклой,
5
различая
при
этом
твёрдые
и
мягкие
согласные
звуки.
Упражнение:
«Снеговик»,
«Телефон», «Озорные звуки» и др.
Применяя
данные
упражнения,
решаем
следующие
задачи: дифференциация
гласных
и
согласных
звуков;
дифференциация
звонких
и
глухих
согласных
звуков;
дифференциация твёрдых и мягких слогов; дифференциация звуков (с-ш, з-ж, л-р, п-б, т-д
и т.д).
В работе по формированию звуко - слогового анализа и синтеза слова учим детей
определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков.
Например, упражнения: «Назови и раздели!», «Перекрестное марширование», «Колечко»,
«Отстучи правильно» и др. подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные
действия, дети проговаривают слова по слогам.
Кинезиологические
приёмы по
коррекции
нарушений
лексико-грамматического
строя речипомогают, решит задачи по обогащению, уточнению, дифференциация словаря;
формированию
грамматического
строя
речи:
навыков
словоизменения
и
словообразования; развитию связной речи.Например, упражнение «Рыба, птица, зверь»
отлично
подходит
для уточнения
и
дифференциации
словаря на
лексические
темы.
Исходное положение детей – сидя на полу. Педагог указывает на каждого ребенка и
произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась
считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например,
«рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, продолжаемигру, если ответ
неверный — ребенок выбывает из игры.
Мы
проводим
игры
по
разным
лексическим
темам:
«Грибы-ягоды-деревья»,
«Транспорт», «Одежда- головные уборы-обувь», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и
др.
Используя упражнение «Зеркало» (работа в парах), решаем сразу несколько задач.
Обязательно
проводим
предварительную
работу
по
теме
«Домашние
животные»:
обогащая
словарь
словами-признаками,
согласовывая
прилагательные
с
существительными в роде и падеже, совершенствуя умение составлять описательный
рассказ. Например, описывая животного, дети встают лицом друг к другу. Один из детей
выполняет
движения
руками
или
ногами,
изображая
животное,
другой
должен
их
зеркально
отобразить.Упражнение:
«Велосипед»,
«Лезгинка»
и
др.
В
применении
кинезиологических
упражнений,
добавляя
речевое
сопровождение,
подбираем
стихи-
рифмовки на определённую лексическую тему.
Таким образом, в результате применения игровой технологии с использованием
приёмов кинезиологиинаметилась положительная динамика в развитии межполушарного
6
взаимодействия. Дети старшего дошкольного возраста становятся более активными и
уверенными в своих силах и возможностях, способны к принятию самостоятельного
решения. У детей улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации,
формируется
произвольности,
улучшаются
процессы
памяти
и
мышления,
также
формируются умение понимать словесные инструкции, развивается темпо-ритмическая,
интонационная речь, внимание, обогащается словарный запас, формируется связная речь.
При
наименьших
затратах,через
движение
достигается
динамика
в
развитии
интеллектуальных и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Список литературы
1.
Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика
против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000.
2.
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое
руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ. Сфера, 2001.
3.
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников /А.Л.Сиротюк.-
М.: ТЦ Сфера, 2002. .
4.
Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников:
Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014.
5.
Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002.
7