Автор: Каскаракова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и общего фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования " Детская школа искусств с.Хову-Аксы"
Населённый пункт: Республика Тыва,Чеди-Хольский район,с.Хову-Аксы
Наименование материала: Музыкальный лекторий-концерт посвященный дню музыки
Тема: "Путешествие в мир музыкальных инструментов"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств с. Хову-Аксы»
____________________________________________________________________________
Музыкальный лекторий-концерт
посвященный,
Международному дню музыки
Подготовила и провела: преподаватель
Музыкально-теоретических дисциплин и общего фортепиано
Каскаракова Ольга Николаевна
с. Хову-Аксы
Сценарий праздничного концерта, посвященный к Международному дню
музыки.
«Путешествие в мир музыкальных инструментов»
Цель: Создание творческой и доброжелательной атмосферы в учреждении,
которая способствует привлечения детей младшего возраста
Задачи:
- Знакомство с музыкальными инструментами
- развитие у обучающихся, умение слушать музыкальные произведения.
- закрепление знаний полученных на уроке сольфеджио и музыкальной
литературы.
Продолжительность: 45 минут
Подготовила и провела: преподаватели теоретических дисциплин и общего
фортепиано Каскаракова Ольга Николаевна.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, мяч.
Программа выступления музыкальных номеров:
1.
Младший хор «Нотный хоровод» , дир. Ондар А.Т. концертмейстер Санчи А.К.
2.
« Африканские ритмы» исп. Преподаватель Куулар Х.Х.
3.
Чешская народная песня « Пастушка» исп. Соян Баир блок флейта.
4.
А.Танов « Сылдыс- шокар» исп. Соян Белек блок флейта.
5.
Ю. Гаврилов «Колобок» исп. Монгуш Вероника класс баян
6.
С. Бадыраа « Воспоминание» исп. Преподаватели Кыргыс А.А. домра,
концертмейстер Даржай Ш.В.
7.
Д.Шарав « Эмоции» исп. Преподаватели Куулар А.Б. игил, концертмейстер
Даржай Ш.В.
8.
С. Кенденбиль « Дагларым» » исп. Преподаватели Дуу-Дарый С.Х. ,
концертмейстер Монгуш С-С. А.
9.
С. Рахманинов Н.Карш «Итальянская полька» исп. Преподаватели Баир А.Д.,
Монгуш С-С. А.
(под музыку выходят ведущие)
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне, она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав, и в радуге цветов
И в зареве рассвета над землёй…
Она везде и вечно спутник мой.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Рады видеть Вас, на нашем
праздничном лектории-концерте!
Ведущий 2: Сегодня мы встретились накануне праздника – Международного
дня музыки, который отмечается 1 октября. День музыки – это
профессиональный праздник для всех музыкантов, композиторов, певцов, но
также это и праздник для всех любителей и ценителей одной из важнейших
составляющих нашей жизни – музыки. Во всем мире ежегодно он отмечается
большими концертными программами В 1975 году по решению ЮНЕСКО был
учрежден Международный день музыки, а его инициатором стал знаменитый
композитор, классик 20 века Д. Д. Шостакович.
Ведущий1 :И Сегодня, поэтому случаю, мы приглашаем вас совершить
небольшое путешествие в мир музыкальных инструментов.
Давайте вспомним какие инструменты есть у нас в музыкальной школе (ответы
детей, игра с мячом)
Ведущий 2: А кто знает, когда появились музыкальные инструменты? (ответы
детей)
Ведущий1:С музыкой человечество знакомо с давних времен. В пещерах
Африки сохранились наскальные рисунки давно исчезнувших племен. На
рисунках изображены люди с музыкальными инструментами. Мы же никогда не
услышим той музыки, но когда-то она скрашивала жизнь людей, заставляла их
радоваться или печалиться.
В 2000 году китайские археологи обнаружили музей музыкальных
инструментов, созданных 2 тысячи лет назад, в эпоху династии Хань.
Ведущий 2: А какой инструмент появился первым? (ответы детей)
Ведущий 1 : На протяжении всей истории человечества, люди создали
множество музыкальных инструментов. Но самым главным, самым первым и,
кстати, самым совершенным музыкальным инструментом, чья история
начинается ещё во времена питекантропов и кроманьонцев, является голос.
Человеческий голос – самый совершенный музыкальный инструмент
Ведущий 2: На заре своего существования люди умели понимать друг друга
при помощи звуков. В ней было много звукоподражаний, в пении первобытные
люди повторяли звуки окружающего мира: крики диких зверей и птиц.
Пользуясь ими они выражали радость и горе. Так зародилось примитивное
пение, которое приобрело со временем большую эмоциональность, но это были
лишь первые шаги в вокальном искусстве.
Ведущий 1: Люди со временем научились записывать музыку. И у каждого
народа была своя запись музыки. Только в 1050г итальянский монах Гвидо
д'Ареццо изобрел нотную систему, которой мы пользуемся до сих пор. (Это
ноты.)
(Диалог со зрителями. Название нот. Спеть гамму до мажора. )
Младший хор «Нотный хоровод» дир. Ондар А.Т. концертмейстер Санчи А.К.
Ведущий 2: Какой же инструмент появился следующим?
В действительности же на этот вопрос никто не может ответить, так
как это неизвестно. Но известно, что одному из самых древних инструментов,
найденных при археологических раскопках, более 40тысяч лет (это была
флейта, сделанная из кости животного). Но духовые инструменты появились
не первыми, значит, какой- то музыкальный инструмент возник еще раньше.
Это были ударные инструменты.
Ведущий 1: Первым прообразом музыкального инструмента были руки
человека. Вначале люди пели, прихлопывая в ладоши, которые и являлись как
бы его музыкальным инструментом. Затем люди стали брать в руки две палки,
два камня, и вместо хлопков в ладоши, ударять друг о друга этими предметами,
получая при этом различные звуки.
Таким образом, появляются инструменты, звук на которых извлекается
посредством удара, поэтому такие инструменты называют ударными.
Самым распространенным ударным инструментом является,
конечно, барабан. Но изобретение барабана относится к значительно более
позднему времени. Каким образом это произошло, мы сейчас сказать не можем.
Можем лишь, что- либо предположить. Например, однажды ударив по
дубленому дереву, для того, чтобы выгнать от туда пчел и забрать у них мед,
человек прислушался к необычно гулкому звуку, который, получается от удара
по дубленому дереву, и ему пришла в голову мысль использовать это .
Потом люди поняли, что не обязательно искать дублёное дерево, а можно
взять какой-нибудь пень и выдолбить в нем середину. Ну а если его обтянуть с
одной стороны шкурой убитого животного, то получится инструмент очень
похожий на барабан. Инструменты похожей конструкции есть у многих
народов. Отличие их лишь в том, что сделаны они из различных материалов и
немного отличаются по форме.
В музыке разных народов ударные инструменты играют различную роль.
Особо важную роль играли они в музыке африканских народов. Давайте
посмотрим на фотографии некоторых из них.
Существовали различные барабаны, от маленьких до барабанов огромных
размеров, достигающих 3-х метров. Звук этих огромных барабанов был слышен
за несколько километров.
В истории был очень печальный период, связанный с работорговлей.
Европейцы или американцы приплывали на африканский континент, чтобы
захватить в плен и затем продать его жителей. Иногда приходя в селение, они
никого там не заставали, жители успевали уйти оттуда. Так случалось потому,
что звуки барабана, которые доносились из соседнего селения, предупреждали
их об этом, т.е. люди понимали «язык» барабанов.
«Африканские ритмы» исп. Преподаватель ударных инструментов Куулар Х.Х.
Ведущий 2.: Какая же группа инструментов появилась вслед за ударными?
Это были духовые инструменты, которые называются так, потому что звук
у них извлекается благодаря вдуванию воздуха. Что человека навело на
изобретение этих инструментов мы так же не знаем, а лишь можем
предположить что либо. Например, однажды охотясь, человек вышел на берег
озера. Дул сильный ветер и вдруг человек услышал какой-то звук. Вначале он
насторожился, но прислушавшись понял, что звучит сломленный тростник.
Тогда человек подумал: «А что если самому сломить тростник, и вдувая в него
воздух, попробовать заставить его звучать?». Успешно проделав это, люди
научились извлекать звуки посредством вдувания воздуха. Потом человек
понял, что короткий тростник издает более высокие звуки, а длинный – более
низкие. Люди стали связывать тростники разной длины и извлекать, благодаря
этому, разной высоты звуки. Такой инструмент часто называют флейтой Пана.
До наших дней дошла древнегреческая легенда, рассказывающая об одном
инструменте, разновидности флейты – сиринкс, представляющим несколько
соединенных вместе тростниковых трубок. Более распространенное его
название – флейта Пана.
Ведущий 1: В те далекие времена, Сиринкс – это было имя самой прекрасной
девушки в городе. Как-то ее повстречал Пан, бог леса и рощи, и настолько
понравилась ему она, что влюбился в нее безответно и стал всюду
преследовать. Девушка была не рада поклоннику и всячески пыталась избегать
встречи. Однажды, он погнался за ней, но густой лес, под своими зелеными
кронами скрыл ее от Пана. Он почти догнал Сиринкс, протянул руку чтобы
схватить, но внезапно оказалось, что держит вовсе не прекрасную кисть
возлюбленной, а лишь густой тростник. На свою беду, ослепленный от досады
бог леса не догадался, что земля спрятала девушку от него и превратила в
камыш. Схватил он эту охапку, решив, что тростниковые заросли скрыли от
него прекрасную деву и срезал их ножом. Слишком поздно понял Пан, что на
самом деле произошло, раскаялся, собрал бережно вся тростинки, стал лить
слезы и бережно целовать их. В это время произошло чудо, его дыхание
случайно проникло в камышовые срезы и зазвучала музыка. Так и появился
инструмент с легким и воздушным звучанием, как дуновение ветерка.
С тех пор и повелось, что многоствольные флейты, похожие на заборчик из
укорачивающихся тростниковых трубок, называют флейтами Пана
Ведущий 2 : Еще позже люди поняли, что не обязательно брать несколько
трубок, а можно в одной трубке проделать несколько отверстий, и зажимая их
определенным образом, извлекать различные звуки.
Таким образом, возникла вторая группа музыкальных инструментов, которые
называются духовыми
Чешская народная песня « Пастушка» исп. Соян Баир блок флейта.
(преподаватель Куулар Ш.Б.)
А.Танов « Сылдыс- шокар» исп. Соян Белек блок флейта. ( преподаватель
Куулар Ш.Б.)
Ведущий 1: Следующей группой музыкальных инструментов, как вы уже,
наверное, догадались, является струнная группа инструментов. И самым
первым струнным инструментом был простой охотничий лук. Много раз перед
охотой человек проверял хорошо ли натянута тетива лука. И вот однажды
прислушавшись к этому певучему звуку тетивы, человек решил использовать
его в своем оркестре. Он понял, что короткая тетива издает более высокие
звуки, а более длинная тетива – более низкие. Может это было примерно так …
Но играть на нескольких луках неудобно и человек натянул на лук не одну
тетиву, а несколько. Если представить этот инструмент, то можно найти в нем
сходство с арфой
Ведущий 1: Шло время, инструменты претерпевали изменения. У каждого
народа появляются свои национальные музыкальные инструменты.
У русских таким инструментом по праву может считаться баян. Особенное
распространение он получил в русской глубинке, где, пожалуй, не одно
мероприятие будь то свадьба, или какие-либо народные гулянья, не обходятся
без него.
Однако мало кто знает, что прародителем всеми любимого баяна, стал
восточный музыкальный инструмент «шэн». В основу извлечения звука
которого, как и в баяне был заложен язычковый принцип. Исследователи
полагают, что более 2000—3000 лет назад он появился и стал распространяться
в Китае, Бирме, Лаосе и Тибете. Шэн представлял собой корпус с бамбуковыми
трубочками по бокам, внутри которых находились медные язычки. В Древней
Руси шэн появился вместе с татаро-монгольским нашествием. Отсюда он и стал
распространяться по странам Европы.
В создании баяна в таком виде, в котором мы привыкли его видеть в разное
время приложили руку многие мастера. В 1830 году в Тульской губернии на
одной из ярмарок мастер-оружейник И. Сизов купил диковинный заграничный
музыкальный инструмент – гармонику. Пытливый русский ум не мог
удержаться, чтоб не разобрать инструмент и посмотреть, как он устроен.
Увидев, очень простую конструкцию, И. Сизов решил собрать свой вариант
музыкального инструмента, который получил название «гармонь». Тульский
любитель-гармонист Н. Белобородов, решил создать свой инструмент с
большим количеством музыкальных возможностей в сравнении с гармонью.
Его мечта осуществилась в 1871 году, когда он вместе с мастером П. Чулковым
сконструировал двухрядную гармонь. Гармонь стала трехрядной в 1891 году,
благодаря мастеру из Германии Г. Мирвальду. Спустя 6 лет П. Чулков
представил на суд публики и музыкантам свой инструмент, позволявший одним
нажатием на клавишу получать уже готовые аккорды. Постоянно меняясь и
усовершенствуясь гармонь постепенно становилась баяном. В 1907 году
музыкальный деятель Орланский-Титоренко сделал заказ мастеру П.
Стерлигову на изготовление сложного четырехрядного музыкального
инструмента. Инструмент назвали «баяном» в честь сказителя из
древнерусского фольклора. Баян усовершенствовался по прошествии 2-х
десятилетий. П. Стерлигов
Ю. Гаврилов «Колобок» исп. Монгуш Вероника класс баян (преподаватель
Донгак А.Д.)
Следующий инструмент, который считается русским народным – это домра.
История возникновения домры полна загадок - упоминания об этом русском
народном инструменте сохранились в летописях, в старинных дворцовых
записях и в лубочных картинках XVI-XVII в., из которых очевидно, что домра
уже в ту пору была довольно распространенным инструментом.
Существуют также предположения, что русская домра и подобные ей
национальные инструменты других народов - калмыцкий домр, татарская и
казахская домбра, киргизская дунбура, турецкая баглама или таджикский рубаб
имеют общие корни - восточный танбур, и были занесены на Русь монголо-
татарами во время набегов. Само название «домра» имеет тюркский корень.
Как бы там ни было, инструмент принял принципиально иной внешний вид
и конструкцию и естественно и легко вошел в совершенно иную музыкально-
этническую среду, став инструментом типично славянским. То есть, как и
многое в культуре и истории Руси, домра - это не чужеземный, заносной, а
типично русский инструмент, объединивший в себе как европейские, так и
азиатские черты.
Достоверно известно, что уже в Средние века на Руси было налажено
кустарное производство домр и струн для них. Сравнительно простая
технология, позволила инструменту получить достаточно широкое
распространение на территории Руси: записи о поставках их ко двору и в
Сибирь сохранились в исторических документах…
Сергей Бадыраа « Воспоминание» исп. Кыргыс А.А. ф-но Даржай Ш.В.
Ведущий 2: Тувинские народные инструменты игил, чадаган.
«Игил»
-
2-х
струнный
инструмент
смычковый
музыкальный
инструмент.
Среди
традиционных
струнных
музыкальных
инструментов
игил
занимает
особое место. Неразлучный спутник многих народных музыкантов (ыраажылар
–
певцов
хоомейжилер,
сыгытчылар
–
исполнителей
хоомея
и
сыгыта,
тоолчулар - сказителей) – игил многократно упоминается в героическом эпосе
тувинцев,
сказках,
легендах,
преданиях
и
песнях,
что
также
подтверждает
древность его бытования. Тувинский игил имеет две струны из конского волоса,
кожаную деку с резонаторным отверстием, овальный корпус, переходящий в
шейку, которая заканчивается резной головой лошади.
Д. Шарав «Сеткилиннин ырызы» исп. Куулар А.Б. ф-но Даржай Ш.В.
(Слайд 24) «Чадаган» - многострунный щипковый инструмент.
Перевернутое корыто. Извлекали двумя палочками, либо щипком пальцев.
С. Кенденбиль « Дагларым» » исп. Преподаватели Дуу-Дарый С.Х. ,
концертмейстер Монгуш С-С.А.
Ведущий 1: ну и завершает наше путешествие в мир музыкальных
инструментов- фортепиано.
Рахманинов-Карш «Итальянская полька» исп. Преподаватели Баир А.Д.,
Монгуш С-С. А.
Ведущий 2: Фортепиано относится к клавишно-струнным музыкальным
инструментам. Название произошло от итальянского «forte» и «piano», что
означает громко и тихо. Предшественниками фортепиано были клавикорд и
клавесин
Первым клавишно-струнным инструментом был клавикорд, конструкция
которого сильно напоминает современное пианино. Единственное, что он имел
меньшие размеры и не выдавал громких звуков. Инструмент предназначался
сугубо для домашней игры. Когда появился этот инструмент достоверно
неизвестно, но широкое распространение получил в период Средневековья.
Ведущий 1: Другой предшественник, клавесин, появился в XV веке. Он был
больше клавикорда и внешне напоминал современный рояль. Он не издавал
громких звуков чтобы публично на нем играть. Звукоотдача осуществлялась
пером или кусочком кожи.
Ведущий 2: А вот фортепиано появилось в XVI веке. Его изобретателем был
итальянский мастер Бартоломео Кристофори, (Слайд28)который занимался
созданием молоточковых механизмов для клавесина. Музыкальный инструмент
характеризовался простой конструкцией, не было ни демпферов, ни педалей.
Фортепиано состояло из молоточка, клавиш. В 1716 году подобную систему
разработал во Франции Мариус и Шретер в Германии в 1717-1721 годах. Позже
инструменту добавили педали.
Ведущий 1: На протяжении всей своей истории, тысячи и тысячи лет,
человечество создавало музыкальные инструменты и объединяло их в
различные комбинации. Но только около четырехсот лет назад эти комбинации
инструментов сложились в форму уже близкую к форме современного оркестра.
Но это уже другая история и другое путешествие, которое мы ближайшее время
с вами совершим.
На этом наш лекторий подошел к концу. До новых встреч.