Напоминание

"Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребенка"


Автор: Иксанова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №25
Населённый пункт: город Кимры, Тверская область
Наименование материала: Родительское собрание в первой младшей группе
Тема: "Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Родительское собрание в первой

младшей группе «Взаимосвязь

речевого и интеллектуального

развития ребенка»

Цель: познакомить

родителей

с

основной

задачей

развития

речи



всесторонним

развитием

личности

ребёнка.

Подготовка к встрече:

1. Изготовление пригласительных билетов .

2. Оформление фотовыставки «Мы играем в ПДД»

3.

Изготовление

памяток,

с

советами

на

тему

данной

встречи.


4.

Выставка

дидактических

игр,

театров,

книг,

с п о с о б с т в у ю щ и х

р а з в и т и ю

р е ч и

д е т е й .

5. Подбор новинок методической, детской литературы, по

данной теме.

Добрый вечер уважаемые родители!

Мы рады Вам. Прошло уже полгода с того момента, когда

Вы привели своих малышей в нашу группу. Мы можем

сказать, что нам повезло, так как вокруг нас собрались

замечательные

дети.

Складывается

детский

и

родительский коллектив. Хочется поблагодарить Вас за

то, что мы стали единомышленниками во многих вопросах

воспитания детей.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из

важнейших познавательных процессов человека — речи.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: — О! Как же ты красива.

Е. Щукина

Семья

является

главным

источником,

которая

питает

ребенка

с

рождения,

дает

ребенку

первые

знания,

умения,

знакомит

его

с

окружающим

миром.

Мы

призываем

Вас

к

сотрудничеству,

к

взаимодействию.

Только

вместе

совместными

усилиями

родителей

и

детского

сада

мы

можем

решить

любые

вопросы

и

проблемы в развитии и воспитании ребенка.

И сегодня мы поговорим с вами о том, как развивать

языковые способности малыша, о том, как учить ребенка


говорить красиво и правильно, но при этом играя и с

удовольствием. Мы поговорим о том, как в быту, в самом

обычном

общении

с

детишками

можно

создавать

ту

питательную

среду,

в

которых

будут

развиваться

их

способности, в том числе и языковые.

Направления развития речи:

Звуковая культура речи

Сформировать умение у детей правильно и отчетливо

п р о и з н о с и т ь

з в у к и ,

у п р а ж н я т ь

в

п р а в и л ь н о м

воспроизведении

звукоподражаний,

слов

и

несложных

фраз

Развитие словаря

Упражнять

детей

в

правильном

назывании

предметов

мебели,

посуды,

одежды

учить

внятно

и

отчётливо

произносить слова и словосочетания.

Усвоение грамматического строя речи

Является

важнейшим

условием

его

полноценного

речевого и общего психического развития

Развитие связной речи

В

с в я з н о й

р е ч и

р е б е н к а

п о с л е д о в а т е л ь н о

совершенствуются:

Синтаксический

строй

предложения,

а

также

выразительность его интонации;

Морфологическая оформленность слов;

Звуковой состав слов.

Более

подробно

с

этими

направлениями

вы

можете

ознакомиться в наших памятках.


Заниматься

развитием

речи

малышей

в

семье

можно

весело и играя, с радостью и с удовольствием, и без

лишних затрат денег и сил. Ваши дети могут без сложного

обучения

научиться

точно

и

понятно

выражать

свои

мысли,

вести

диалог,

рассказывать

о

случаях

из

жизненного

опыта,

сравнивать

и

делать

выводы,

планировать, употреблять в речи яркие образные слова и

многому

другому!

Главное



знать,

как

правильно

общаться с малышом, ведь отнюдь не любое общение

будет «развивающим» для ребенка. И вот для того, чтобы

ваше

общение

было

развивающим,

чтобы

Вы

смогли

обеспечить

ребенку

речевую

среду

в

семье,

я

хочу

познакомить Вас с некоторыми способами развития речи

детей. Они не требуют специальной подготовки, но очень

действенны.

Способы развития речи детей:

Комментирование действий:

обогащение словарного запаса ребенка

накопление

пассивного

словаря

малыша

(словаря

понимаемых слов)

ребенок

приучается

прислушиваться

к

речи

и

выделять из ее потока знакомые и новые слова

Точное называние всех предметов и их частей в речи

взрослых, обращенных к ребенку:

развитие мышления и словаря

ребенок

учится

сравнивать

предметы,

выделять

существенные признаки от несущественных

Непонимание речи малыша:


стимулировать активную речь ребенка

Употребление в повседневной речи обобщающих

слов:

уточнение словаря

умение точно и уместно употребить слово-понятие

(овощи, фрукты, игрушки, транспорт, мебель, посуда

Сравнение предметов друг с другом по ходу обычных

дел:

— уточнение словаря и его активизация

— развитие умения анализировать, сравнивать, выделять

общее и отличное

— развивать умение делать выводы

— развивать точность мышления и речи

О других способах развития речи детей в семье и о том,

что еще поможет в речевом развитии Ваших малышей, Вы

можете найти в нашем уголке для родителей.

Большое внимание в своей работе мы уделяем развитию

мелкой моторики. Ведь не даром педагоги и психологи

считают,

что

психомоторные

процессы

развития

речи

напрямую зависят от развития мелкой моторики. Мелкая

моторика способна

улучшить

произношение

ребенка,

а

следовательно

и

развить

речь.

После

исследований

отечественные

ученые

пришли

к

выводу,

ч т о

рассматривать

кисть

руки,

как

орган

речи,

есть

все

основания.

Поэтому

кисть

руки

выступает

таким

же

органом

речи,

как

и

артикуляционный

аппарат.

Разучивание

текстов

с

использованием

пальчиковой


гимнастики стимулируют развитие мышления и памяти,

внимания; воспитывает эмоциональную выразительность.

Сейчас мы хотели бы Вам показать и поиграть с вами.

Проводятся

пальчиковые

игры

с

родителями:

«Наша

группа», «Замок», «Зайка», «Гномики ».

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство

для развития мелкой моторики и речи в их единстве и

взаимосвязи.

К

средствам

развития

мелкой

моторики

относятся

пластилин, природный материал, бумага, крупы, бусы,

пуговицы, нитки, веревки, карандаши, счетные палочки,

песок, мозаика, пальчиковый театр и т.д.

А

также

занятия

рисованием

и

лепкой

способствуют

развитию

мелкой

моторики

руки,

что

с о з д а е т

предпосылки к успешному овладению письмом.

Рисование –

занятие,

любимое

всеми

детьми

и

очень

полезное. И не обязательно рисовать только карандашом

или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на

снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно

рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки

кусочком ваты, скомканной бумаги.

Лепка —

самый

осязаемый

вид

художественного

творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и

трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее,

обе

руки),

следовательно,

уровень

умения

зависит

от

владения

собственными

руками,

а

не

кисточкой,

карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику

лепки

можно

оценить

как

самую

безыскусственную

и

наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из


одного комка пластилина можно создавать бесконечное

множество

образов.

А

если

материала

достаточно,

и

рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый,

который вовремя поможет и поддержит, лепка становится

любимым занятием на долгие годы.

Аппликации актуальны в любом возрасте. Придумывать и

вырезать детали из бумаги, а потом создавать из них

какой-либо

образ



увлекательное

занятие,

благодаря

которому

развивается

творческое

мышление,

мелкая

моторика, речь.

Мы хотим подарить вам работы ваших детей, которые они

сделали

своими

руками.

Не

забудьте,

пожалуйста,

похвалить детей дома.

Надеемся, что все выше сказанное поможет не только

развивать

правильную,

полноценную

речь

Вашего

ребенка,

но

и

избежать

появления

у

него

многих

дефектов речи.

Дома уделяйте внимание развитию речи ребенка и больше

общайтесь

с

ним.

Читайте

ребенку

сказки,

потешки,

загадки,

стихи

и

разучивайте

их.

Поощряйте

в

семье

занятия

ребенком

рисованием,

конструированием

и

лепкой. Больше бывайте на природе. Пусть дети радуют

Вас. Спасибо за внимание!

При

написании

конспекта

была

и с п о л ь з о в а н а

литература:

Ушакова

О.

С.

«

Развитие

речи

дошкольников»

(издательство Института Психотерапии2001.)


Никитина «20 лексических тем. Пальчиковые игры,

упражнения,

загадки,

потешки»

Для

детей

2-3

лет.

(Издательство: КАРОГОД: 2009)


В раздел образования