Напоминание

Технология обучения в сотрудничестве


Автор: Сергунина Надежда Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "ООШ с.Островное"
Населённый пункт: с.Островное
Наименование материала: статья
Тема: Технология обучения в сотрудничестве
Раздел: полное образование





Назад




Технология обучения в сотрудничестве

Фамилия, имя, отчество педагога: Сергунина Надежда Николаевна

Технология обучения в сотрудничестве

"Учитель и ученик растут вместе".

Конфуций

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. Технология

сотрудничества

рассматривается

в

мировой

педагогике

как

наиболее

успешная

альтернатива традиционным методам

Современное образование – это личностно-ориентированное образование,

основанное на учёте результатов диагностики индивидуальных особенностей и

способностей каждого ребёнка, его отношения к предмету и возможностей его

усвоения. Все это требует от учителя осуществления индивидуального подхода к

учащимся, предвидения трудностей учебного материала для отдельных учащихся,

подбора рациональных видов работ для сильных и слабых учащихся, способности

чувствовать, как ребенок учится, пробуждать удовольствие от процесса учения.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится

личностно-

ориентированное

взаимодействие

учителя

с

учениками.

В

своей

педагогической практике я использую технологию "Обучение в сотрудничестве" и

"Технологию

групповой

деятельности",

которые

активизируют

деятельность

учеников на уроке.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это

общедидактическая

проблема,

которая

присуща

особенностям

преподавания

учебного предмета "биология". Я считаю, что на уроке большую часть времени

должны практиковаться учащиеся, а не учитель. Совершенно очевидно, что в

условиях

классно

-

урочной

системы,

от

которой

Российская

школа

пока

не

собирается

отказываться,

учителю

необходимо

искать

разумные

компромиссы,

которые позволили бы решить проблему максимально продуктивно именно в этих

условиях. Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что для массовой

школы интересным и приемлемым будет опыт обучения в сотрудничестве. Эта

технология вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет

наиболее

эффективно

достигать

прогнозируемых

результатов

обучения

и

раскрывать потенциальные возможности каждого ученика.

В мировой педагогической практике широкое распространение получили идеи

американских педагогов: Р.Славина из университета Джона Хопкинса, Джонсонов

из университета штата Миннесота, группы Э.Аронсона из университета штата

Калифорнии. В России идеи педагогики сотрудничества разрабатывались русским

педагогом А.Г.Ривиным, его учениками и исследователями В.К.Дьяченко, М.И.

Брайтермен, А.С.Соколовым.

Меня привлекла основная идея этой технологии - создать условия для активной

совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики

разные:

одни

быстро

"схватывают"

все

объяснения

учителя,

легко

овладевают

материалом,

другим

требуется

не

только

значительно

больше

времени

на

осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята,

как правило, стесняются задавать вопросы при всём классе. Если в таких случаях

объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее

задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то

создается ситуация, в которой каждый ученик отвечает не только за результат своей

работы (что часто оставляет школьника равнодушным), но что особенно важно, за

результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются спросить у сильных все

не понятные ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все

члены группы, в первую очередь слабые ученики, досконально разобрались в

материале.

Таким

образом,

совместными

усилиями

ликвидируются

проблемы.

Развиваются

личностные,

волевые

качества

учеников,

ответственность.

Такова

общая идея обучения в сотрудничестве.

Особенностью данной технологии является то, что перед учащимися, которые

объединены

в

малые

группы

сотрудничества,

стоят

общие

цели

и

задачи.

Но

каждый из них имеет равные возможности успеха и обременен индивидуальной

ответственностью перед членами группы. Это означает, что каждый из ребят учится

в силу собственных возможностей. Кроме того, в процессе внедрения технологии

обучения

в

сотрудничестве

организуется

несколько

уровней

общения,

которое

носит

социальный

характер.

Ребята

примеряют

на

себя

различные

роли:

организатора, исполнителя, лидера, эксперта, исследователя. Это все позволяет им

более

успешно

реализовывать

принцип

самообучения,

саморазвития

и

самореализации. Процесс обучения биологии при этом способствует социализации

ученика. Дети учатся вместе работать, творить, исследовать, помогать друг другу.

Технология обучения в сотрудничестве обеспечивает необходимые условия для

активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы,

предоставляет каждому из них возможность осознать, осмыслить новый материал.

Я определила для себя следующую цель: обеспечить каждому ученику условия для

максимального

развития

его

индивидуальных

способностей,

склонностей

и

интересов средствами учебного предмета.

Поставила задачи:

1.Развитие познавательной самостоятельности школьников.

2.Использование дифференцированного подхода к обучению.

3.Ведение

мониторинга

с

целью

коррекции

индивидуальных

способностей

учащихся.

Существует

много

разнообразных

вариантов

обучения

в

сотрудничестве.

Я

остановлюсь на тех методах и приемах, которые использую в своей работе.

1.Обучение в команде.

Этот метод уделяет внимание "групповым целям" и успеху всей команды при

работе над темой, проблемой или вопросом, чтобы каждый участник команды

овладел

необходимыми

знаниями,

сформировал

нужные

навыки.

Вся

группа

заинтересована в усвоении, так как команда получает отметку одну на всех.

Я объясняю новый материал, а затем предлагаю ученикам закрепить его в группах.

После выполнения заданий даю тест на определение зоны ближайшего развития.

Тест

выполняется

индивидуально.

Задания

дифференцированы

с

учетом

индивидуальных способностей учеников. Группы не соревнуются друг с другом,

т.к.

все

они

имеют

разную

"планку"

и

время

её

достижения.

Оценку

за

тест

суммирую на всех и объявляю группе общую оценку.

2. Учимся вместе.

Класс разбиваю на однородные группы. Каждая группа получает одно задание,

которое является подзаданием по какой-либо большой теме, над которой работает

весь класс. В результате совместной работы отдельных групп в целом происходит

усвоение всего материала. Внутри группы учащиеся определяют роли каждого

члена. Задание группа выполняет сообща под руководством лидера. Таким образом,

в ходе совместного обучения решается две задачи: достижение учениками какой-то

познавательной цели, достижение социальной цели.

Каждый ученик учится в силу собственных возможностей и поэтому имеет шанс

сам

оценить

себя,

наравне

с

другими.

Если

одаренный

ученик

затрачивает

определенные усилия для достижения своего уровня, а слабые - максимум усилий

для

своего,

то

будет

справедливо,

если

их

усилия

группе)

будут

оценены

одинаково, при условии, что каждый сделал, что смог. Практически, это обучение в

процессе общения, это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся

поочередно выполняют разные социальные роли (лидера, докладчика, секретаря,

аналитика). Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс

обучения

происходит

в

совместной

деятельности.

При

данной

методике

формируются

такие

качества,

как

толерантность,

умение

выслушать

другого,

принять его позицию, развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Таким образом, организация учебной деятельности в группе включает несколько

ступеней:

-усвоение учебной задачи;

-распределение ролей;

-процесс поиска лучшего решения;

-суммирование мнений, подведение итогов.

Групповую форму работы применяю при проведении практических и

лабораторных работ. В ходе такой работы максимально используются коллективные

обсуждения результатов, взаимные консультации. Провожу групповой опрос для

повторения и закрепления материала после изученного раздела программы. Во

время этой работы лидер группы в соответствии с перечнем вопросов (вопросы я

составляю заранее) ведет опрос каждого члена своей группы (лидер до проведения

такого урока мною опрашивается). Ответ ученика могут дополнять и совместно

оценивать все члены группы. Такая форма работы позволяет в течение урока

выявить знание всех учащихся.

Кроме групп использую учебные пары как тренинг для закрепления,

взаимопроверки проделанной работы. Учащимся предлагаю задания на уроке:

-индивидуальная работа по поиску в тексте новых слов, терминов;

-парная работа по чтению текста с целью понимания его содержания;

-фронтальная работа по составлению заголовков к абзацам текста;

-парная работа по составлению содержания одной из страниц устного журнала

(один пункт плана).

3.Уроки взаимообучения учащихся.

Характерная особенность

такого урока – групповая работа

над материалом,

условие

его

тут

же,

на

уроке

(без

домашних

заданий),

взаимопомощь

и

взаимоответственность.

Урок строится так.

1. В классе формируются группы из 4 человек: командира (наиболее

подготовленного ученика), штурмана и двух пилотов.

Перед «экипажем» ставится цель:

например, освоить новый материал.

Учитель:

- подробно его объясняет,

-потом – более сжато по опорному конспекту,

- потом в ускоренном виде на основе конспекта.

2. Теперь «экипажи» начинают действовать:

- сначала командир повторяет материал (задание) всем своим подчинённым.

- затем он принимает зачёт у штурмана,

- командир и штурман опрашивают

пилотов и, если они готовы (усвоили

материал), ставят им зачёты и оценки.

«Экипаж» готов к защите знаний.

3.Эта процедура проводится по – разному. Как именно – зависит от жребия –

жетона, который вытянет командир:

- если достанется жетон «Выбор» - отвечающего выбирает (назначает) учитель;

- если жетон «Делегат» - «экипаж» сам определяет посланца для ответа;

- если жетон «Доверие», опрос не проводится и оценки в журнал выставляются те,

что поставлены в группе;

- если жетон «Экзаменаторы», то «экипаж» командируется для приёма зачётов у

других «экипажей».

-если жетон «Все», то эту группу опрашивают «Экзаменаторы».

4. Система проверки и корректировки отметок, поставленных учениками друг

другу:

- если командир вытянул жетон «Выбор» и на защите член «экипажа» получил

оценку ниже, чем заслужил в группе, оценки всех членов «экипажа» снижаются на

1 или 2 балла.

Это правило обеспечивает ответственность всех за одного.

Учитель может такой урок варьировать по – своему, взяв за основу данную

структуру занятия.

Мною разработана памятка для учителя и ученика

Памятка для учителя.

1.Группу

учащихся

сформировать

до

урока

с

учетом

психологической

совместимости детей. Группы могут быть постоянными или состав группы можно

менять от урока к уроку.

2.Четко обозначить цели урока.

3.Проинструктировать учеников о том, каким должно быть взаимодействие членов

группы, чтобы поставленная перед ними цель была достигнута.

4.Группе дается одно задание, распределяются роли между членами группы (роли

обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях может дать

рекомендацию учитель).

5.Наблюдать за работой учеников, помогать им, когда у них возникают вопросы по

существу задания или чтобы усилить взаимосвязь между членами группы.

6.Оценить результат работы группы (содержание и организацию взаимодействия

членов). Оценка ставится всей группе. В ряде случаев можно предоставить ребятам

самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда.

Памятка для ученика.

1.В совместной работе нет "актеров" и "зрителей", все участники.

2.Каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая.

3.Следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по

теме, избегая лишней информации.

4.Критикуются идеи, а не личности.

5.Цель

совместной

деятельности

заключается

не

победе"

какой-либо

одной

точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по

проблеме.

6.Рефлексия прошедшего занятия, осмысление своих собственных действий.

Считаю, что используемые мною приемы и методы технологии "Обучение в

сотрудничестве"

и

"Технологии

групповой

деятельности"

соответствуют

и

способствуют

уровню

развития

учащихся,

их

возрастным

и

индивидуальным

особенностям. В результате проводимой работы повышается интерес к предмету,

раскрывается

личный

потенциал

каждого

ученика.

Учащиеся

получают

навык

общения,

умение

работать

с

дополнительной

литературой,

решают

проблемы,

активно реализуют себя.

Эти технологии позволяют мне отрабатывать коммуникативные умения

учащихся, формировать их активно-познавательную позицию, что соответствует

актуальным потребностям современного учебно-воспитательного процесса.

Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти

старшего школьника может быть оценена такими критериями:10%- читает глазами,

26%-слышит, 30%-видит, 50%-видит и слышит, 70%-обсуждает, 80%-опирается на

опыт, 90%-говорит и делает совместно, 95%-обучает других.

Заключение

Методы технологии сотрудничества учат:

-взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

-работать активно, серьезно относиться к порученному заданию;

-вежливо и доброжелательно общаться в коллективе;

-испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за

успехи своих партнеров, всего класса;

-осознавать, что совместная работа - это серьезный и ответственный труд.



В раздел образования