Автор: Сергунина Надежда Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "ООШ с.Островное"
Населённый пункт: с.Островное
Наименование материала: статья
Тема: Технология обучения в сотрудничестве
Раздел: полное образование
Технология обучения в сотрудничестве
Фамилия, имя, отчество педагога: Сергунина Надежда Николаевна
Технология обучения в сотрудничестве
"Учитель и ученик растут вместе".
Конфуций
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. Технология
сотрудничества
рассматривается
в
мировой
педагогике
как
наиболее
успешная
альтернатива традиционным методам
Современное образование – это личностно-ориентированное образование,
основанное на учёте результатов диагностики индивидуальных особенностей и
способностей каждого ребёнка, его отношения к предмету и возможностей его
усвоения. Все это требует от учителя осуществления индивидуального подхода к
учащимся, предвидения трудностей учебного материала для отдельных учащихся,
подбора рациональных видов работ для сильных и слабых учащихся, способности
чувствовать, как ребенок учится, пробуждать удовольствие от процесса учения.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится
личностно-
ориентированное
взаимодействие
учителя
с
учениками.
В
своей
педагогической практике я использую технологию "Обучение в сотрудничестве" и
"Технологию
групповой
деятельности",
которые
активизируют
деятельность
учеников на уроке.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это
общедидактическая
проблема,
которая
присуща
особенностям
преподавания
учебного предмета "биология". Я считаю, что на уроке большую часть времени
должны практиковаться учащиеся, а не учитель. Совершенно очевидно, что в
условиях
классно
-
урочной
системы,
от
которой
Российская
школа
пока
не
собирается
отказываться,
учителю
необходимо
искать
разумные
компромиссы,
которые позволили бы решить проблему максимально продуктивно именно в этих
условиях. Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что для массовой
школы интересным и приемлемым будет опыт обучения в сотрудничестве. Эта
технология вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет
наиболее
эффективно
достигать
прогнозируемых
результатов
обучения
и
раскрывать потенциальные возможности каждого ученика.
В мировой педагогической практике широкое распространение получили идеи
американских педагогов: Р.Славина из университета Джона Хопкинса, Джонсонов
из университета штата Миннесота, группы Э.Аронсона из университета штата
Калифорнии. В России идеи педагогики сотрудничества разрабатывались русским
педагогом А.Г.Ривиным, его учениками и исследователями В.К.Дьяченко, М.И.
Брайтермен, А.С.Соколовым.
Меня привлекла основная идея этой технологии - создать условия для активной
совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики
разные:
одни
быстро
"схватывают"
все
объяснения
учителя,
легко
овладевают
материалом,
другим
требуется
не
только
значительно
больше
времени
на
осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята,
как правило, стесняются задавать вопросы при всём классе. Если в таких случаях
объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее
задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то
создается ситуация, в которой каждый ученик отвечает не только за результат своей
работы (что часто оставляет школьника равнодушным), но что особенно важно, за
результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются спросить у сильных все
не понятные ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все
члены группы, в первую очередь слабые ученики, досконально разобрались в
материале.
Таким
образом,
совместными
усилиями
ликвидируются
проблемы.
Развиваются
личностные,
волевые
качества
учеников,
ответственность.
Такова
общая идея обучения в сотрудничестве.
Особенностью данной технологии является то, что перед учащимися, которые
объединены
в
малые
группы
сотрудничества,
стоят
общие
цели
и
задачи.
Но
каждый из них имеет равные возможности успеха и обременен индивидуальной
ответственностью перед членами группы. Это означает, что каждый из ребят учится
в силу собственных возможностей. Кроме того, в процессе внедрения технологии
обучения
в
сотрудничестве
организуется
несколько
уровней
общения,
которое
носит
социальный
характер.
Ребята
примеряют
на
себя
различные
роли:
организатора, исполнителя, лидера, эксперта, исследователя. Это все позволяет им
более
успешно
реализовывать
принцип
самообучения,
саморазвития
и
самореализации. Процесс обучения биологии при этом способствует социализации
ученика. Дети учатся вместе работать, творить, исследовать, помогать друг другу.
Технология обучения в сотрудничестве обеспечивает необходимые условия для
активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы,
предоставляет каждому из них возможность осознать, осмыслить новый материал.
Я определила для себя следующую цель: обеспечить каждому ученику условия для
максимального
развития
его
индивидуальных
способностей,
склонностей
и
интересов средствами учебного предмета.
Поставила задачи:
1.Развитие познавательной самостоятельности школьников.
2.Использование дифференцированного подхода к обучению.
3.Ведение
мониторинга
с
целью
коррекции
индивидуальных
способностей
учащихся.
Существует
много
разнообразных
вариантов
обучения
в
сотрудничестве.
Я
остановлюсь на тех методах и приемах, которые использую в своей работе.
1.Обучение в команде.
Этот метод уделяет внимание "групповым целям" и успеху всей команды при
работе над темой, проблемой или вопросом, чтобы каждый участник команды
овладел
необходимыми
знаниями,
сформировал
нужные
навыки.
Вся
группа
заинтересована в усвоении, так как команда получает отметку одну на всех.
Я объясняю новый материал, а затем предлагаю ученикам закрепить его в группах.
После выполнения заданий даю тест на определение зоны ближайшего развития.
Тест
выполняется
индивидуально.
Задания
дифференцированы
с
учетом
индивидуальных способностей учеников. Группы не соревнуются друг с другом,
т.к.
все
они
имеют
разную
"планку"
и
время
её
достижения.
Оценку
за
тест
суммирую на всех и объявляю группе общую оценку.
2. Учимся вместе.
Класс разбиваю на однородные группы. Каждая группа получает одно задание,
которое является подзаданием по какой-либо большой теме, над которой работает
весь класс. В результате совместной работы отдельных групп в целом происходит
усвоение всего материала. Внутри группы учащиеся определяют роли каждого
члена. Задание группа выполняет сообща под руководством лидера. Таким образом,
в ходе совместного обучения решается две задачи: достижение учениками какой-то
познавательной цели, достижение социальной цели.
Каждый ученик учится в силу собственных возможностей и поэтому имеет шанс
сам
оценить
себя,
наравне
с
другими.
Если
одаренный
ученик
затрачивает
определенные усилия для достижения своего уровня, а слабые - максимум усилий
для
своего,
то
будет
справедливо,
если
их
усилия
(в
группе)
будут
оценены
одинаково, при условии, что каждый сделал, что смог. Практически, это обучение в
процессе общения, это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся
поочередно выполняют разные социальные роли (лидера, докладчика, секретаря,
аналитика). Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс
обучения
происходит
в
совместной
деятельности.
При
данной
методике
формируются
такие
качества,
как
толерантность,
умение
выслушать
другого,
принять его позицию, развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Таким образом, организация учебной деятельности в группе включает несколько
ступеней:
-усвоение учебной задачи;
-распределение ролей;
-процесс поиска лучшего решения;
-суммирование мнений, подведение итогов.
Групповую форму работы применяю при проведении практических и
лабораторных работ. В ходе такой работы максимально используются коллективные
обсуждения результатов, взаимные консультации. Провожу групповой опрос для
повторения и закрепления материала после изученного раздела программы. Во
время этой работы лидер группы в соответствии с перечнем вопросов (вопросы я
составляю заранее) ведет опрос каждого члена своей группы (лидер до проведения
такого урока мною опрашивается). Ответ ученика могут дополнять и совместно
оценивать все члены группы. Такая форма работы позволяет в течение урока
выявить знание всех учащихся.
Кроме групп использую учебные пары как тренинг для закрепления,
взаимопроверки проделанной работы. Учащимся предлагаю задания на уроке:
-индивидуальная работа по поиску в тексте новых слов, терминов;
-парная работа по чтению текста с целью понимания его содержания;
-фронтальная работа по составлению заголовков к абзацам текста;
-парная работа по составлению содержания одной из страниц устного журнала
(один пункт плана).
3.Уроки взаимообучения учащихся.
Характерная особенность
такого урока – групповая работа
над материалом,
условие
его
тут
же,
на
уроке
(без
домашних
заданий),
взаимопомощь
и
взаимоответственность.
Урок строится так.
1. В классе формируются группы из 4 человек: командира (наиболее
подготовленного ученика), штурмана и двух пилотов.
Перед «экипажем» ставится цель:
например, освоить новый материал.
Учитель:
- подробно его объясняет,
-потом – более сжато по опорному конспекту,
- потом в ускоренном виде на основе конспекта.
2. Теперь «экипажи» начинают действовать:
- сначала командир повторяет материал (задание) всем своим подчинённым.
- затем он принимает зачёт у штурмана,
- командир и штурман опрашивают
пилотов и, если они готовы (усвоили
материал), ставят им зачёты и оценки.
«Экипаж» готов к защите знаний.
3.Эта процедура проводится по – разному. Как именно – зависит от жребия –
жетона, который вытянет командир:
- если достанется жетон «Выбор» - отвечающего выбирает (назначает) учитель;
- если жетон «Делегат» - «экипаж» сам определяет посланца для ответа;
- если жетон «Доверие», опрос не проводится и оценки в журнал выставляются те,
что поставлены в группе;
- если жетон «Экзаменаторы», то «экипаж» командируется для приёма зачётов у
других «экипажей».
-если жетон «Все», то эту группу опрашивают «Экзаменаторы».
4. Система проверки и корректировки отметок, поставленных учениками друг
другу:
- если командир вытянул жетон «Выбор» и на защите член «экипажа» получил
оценку ниже, чем заслужил в группе, оценки всех членов «экипажа» снижаются на
1 или 2 балла.
Это правило обеспечивает ответственность всех за одного.
Учитель может такой урок варьировать по – своему, взяв за основу данную
структуру занятия.
Мною разработана памятка для учителя и ученика
Памятка для учителя.
1.Группу
учащихся
сформировать
до
урока
с
учетом
психологической
совместимости детей. Группы могут быть постоянными или состав группы можно
менять от урока к уроку.
2.Четко обозначить цели урока.
3.Проинструктировать учеников о том, каким должно быть взаимодействие членов
группы, чтобы поставленная перед ними цель была достигнута.
4.Группе дается одно задание, распределяются роли между членами группы (роли
обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях может дать
рекомендацию учитель).
5.Наблюдать за работой учеников, помогать им, когда у них возникают вопросы по
существу задания или чтобы усилить взаимосвязь между членами группы.
6.Оценить результат работы группы (содержание и организацию взаимодействия
членов). Оценка ставится всей группе. В ряде случаев можно предоставить ребятам
самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда.
Памятка для ученика.
1.В совместной работе нет "актеров" и "зрителей", все участники.
2.Каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая.
3.Следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по
теме, избегая лишней информации.
4.Критикуются идеи, а не личности.
5.Цель
совместной
деятельности
заключается
не
"в
победе"
какой-либо
одной
точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по
проблеме.
6.Рефлексия прошедшего занятия, осмысление своих собственных действий.
Считаю, что используемые мною приемы и методы технологии "Обучение в
сотрудничестве"
и
"Технологии
групповой
деятельности"
соответствуют
и
способствуют
уровню
развития
учащихся,
их
возрастным
и
индивидуальным
особенностям. В результате проводимой работы повышается интерес к предмету,
раскрывается
личный
потенциал
каждого
ученика.
Учащиеся
получают
навык
общения,
умение
работать
с
дополнительной
литературой,
решают
проблемы,
активно реализуют себя.
Эти технологии позволяют мне отрабатывать коммуникативные умения
учащихся, формировать их активно-познавательную позицию, что соответствует
актуальным потребностям современного учебно-воспитательного процесса.
Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти
старшего школьника может быть оценена такими критериями:10%- читает глазами,
26%-слышит, 30%-видит, 50%-видит и слышит, 70%-обсуждает, 80%-опирается на
опыт, 90%-говорит и делает совместно, 95%-обучает других.
Заключение
Методы технологии сотрудничества учат:
-взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
-работать активно, серьезно относиться к порученному заданию;
-вежливо и доброжелательно общаться в коллективе;
-испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за
успехи своих партнеров, всего класса;
-осознавать, что совместная работа - это серьезный и ответственный труд.