Напоминание

Учебно-методическое пособие по учебному предмету "Концертмейстерский класс" ДПОП "Фортепиано" с использованием этнокультурного содержания песни и романсы коми композитора А.Г.Осипова


Авторы: Бобрикова Елена Александровна, Головина Светлана Вадимовна
Должность: преподаватели по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "ЭДМШ"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Учебно-методическое пособие
Тема: Учебно-методическое пособие по учебному предмету "Концертмейстерский класс" ДПОП "Фортепиано" с использованием этнокультурного содержания песни и романсы коми композитора А.Г.Осипова
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного

образования «Эжвинская детская музыкальная школа»

Катшасинъяс

Ромашки

Учебно-методическое пособие по учебному предмету

«Концертмейстерский класс» ДПОП «Фортепиано» с

использованием этнокультурного содержания (песни и

романсы коми композитора А.Г.Осипова)

Сыктывкар 2017

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Эжвинская детская музыкальная школа»

Катшасинъяс

Ромашки

Учебно-методическое пособие по учебному предмету

«Концертмейстерский класс» ДПОП «Фортепиано» с использованием

этнокультурного содержания (песни и романсы коми композитора

А.Г.Осипова)

Составители:

преподаватель фортепианного объединения

МАУДО «ЭДМШ» Головина С.В. (вступительная часть);

преподаватель фортепианного объединения

МАУДО «ЭДМШ» Бобрикова Е.А. (переложение фортепианного

аккомпанемента и компьютерный набор)

Сыктывкар 2017

Александр Георгиевич Осипов (1923 - 1973)

Пояснительная записка

Учебно-методическое

пособие

по

учебному

предмету

«Концертмейстерский класс» ДПОП «Фортепиано» составлено для учащихся

7-8 классов ДМШ на основе песен и романсов выдающегося национального

мелодиста, коми композитора А.Г.Осипова.

В

учебно-методическом

пособии

предлагаются

для

изучения

в

концертмейстерском

классе

9

песен коми

композитора,

которые

активно

звучали на концертных площадках Республики Коми в 50-70 годы 20 века. В

основу заголовка пособия взято название самой известной и любимой песни

в Коми крае – это песня на стихи поэта Серафима Попова «Катшасинъяс» -

«Ромашки».

Учащиеся,

изучая

эти

песни

и

романсы

на

уроках

в

концертмейстерском классе, овладеют различными видами фортепианного

аккомпанемента, познакомятся с этнокультурным материалом коми музыки,

с творчеством первого профессионального композитора Республики Коми.

Учебно-методическое пособие снабжено биографическими сведениями

о жизни и творчестве А.Г.Осипова, а также аннотациями к исполнению песен

и романсов и может быть использовано в педагогической практике ДМШ не

только

в

фортепианном

классе,

но

и

в

вокальном,

хоровом

классах,

различными исполнительскими коллективами.

Жизненный и творческий путь композитора

Александр Георгиевич

Осипов родился 15 марта 1923 года

в селе

Сторожевск

Коми

АССР.

Его

жизнь

была

непростой.

С

10

лет

он

воспитывался в детских домах Усть-Кулома, Выльгорта, Сыктывкара.

Одарённый юноша освоил игру на домре и скрипке, музыке он учился

в детской художественной студии Дома народного творчества Сыктывкара.

Сохранились отзывы о его успехах: в газетах того времени напечатаны

фотографии

Шуры

Осипова,

лучшего

ученика

детской

художественной

студии.

Учителем

Александра

Осипова

был

Иван

Васильевич

Оплеснин,

руководитель

музыкально-хоровых

курсов

студии.

Своему

учителю

впоследствии в книге

«О коми музыке и музыкантах» Осипов посвятил

много добрых, благодарственных слов.

На фото из газеты: Иван Васильевич Оплеснин с учениками музыкально-хоровых

курсов.

В 1939 году (в 16 лет) Осипов поступает в Вологодское музыкальное

училище

в

класс

домры,

параллельно

занимаясь

в

классе

скрипки.

Проучившись 1 год, несмотря на сделанные успехи, со 2 курса Осипову

пришлось оставить учёбу из-за плохого материального обеспечения. Он едет

в Сыктывкар и работает в открывшемся недавно ансамбле песни и танца

Коми АССР.

Фотография А.Осипова, сделанная перед отправкой на

фронт (1941 г.)

В 1941 году началась Великая Отечественная война. А.Осипову – 18

лет. Он добровольцем уходит на фронт.

В 1942 году, после тяжёлого ранения, возвращается домой. Безнадёжно

искалечена

ранением

левая

рука.

Стать

музыкантом-исполнителем

невозможно. Но Осипов настойчиво ищет применения своего музыкального

дара: руководит хором, работает в ансамбле песни и танца Коми АССР, ездит

в сёла и записывает народные мелодии, много и упорно учится: занимается

теорией музыки, композицией, хоровым дирижированием в разных учебных

заведениях страны.

А.Г.Осипов мечтает о развитии яркой музыкальной жизни в Коми крае.

Издаёт

4

сборника

своих

песен,

пишет

музыку

к

спектаклям,

камерные

инструментальные произведения. В 1951 году он становится членом Союза

композиторов СССР.

Своё музыкальное образование он завершает уже в 60-х годах, окончив

аспирантуру

Московской

государственной

консерватории,

став

её

профессором.

Он

живёт

теперь

в

Москве,

но

каждое

лето

приезжает

в

Сыктывкар:

записывает

народные

мелодии,

встречается

с

музыкантами,

поэтами

и

писателями,

художниками

Коми

республики,

активно

интересуется культурной жизнью республики.

Приезжая

в

Сыктывкар,

он

жил

в

доме

своей

сестры.

Этот

дом

сохранился до наших дней и находится в живописном уголке Тентюково,

близко от реки Сысолы. Из окон дома открывается великолепный вид на

реку.

5

Дом сестры А.Осипова

Река Сысола

В 1969 году вышла в свет его книга «О коми музыке и музыкантах».

Эта книга, основанная на точных фактах, написана просто и увлекательно. Её

интересно читать и в наши дни. Своими книгами и статьями по музыке

А.Г.Осипов заложил основы музыкальной науки в Коми крае.

6

Александр Осипов сочинял хоры, инструментальную музыку, музыку

для драматического театра, оперетты. Но главным жанром для него был

песенный

жанр.

Источником

его

вдохновения

для

создания

удивительно

красивых и задушевных лирических мелодий была народная песня и родная

природа.

Александр Георгиевич Осипов прожил недолгую жизнь. Он умер в

Москве 31 января 1973 года. Но его песни остались людям!

7

Аннотация к исполнению произведений

Учебно-методическое

пособие

по

учебному

предмету

«Концертмейстерский

класс»

ДПОП

«Фортепиано»

«Катшасинъяс»

(«Ромашки»)

посвящено

творчеству

замечательного

человека,

первого

профессионального композитора и музыковеда Республики Коми Александра

Георгиевича Осипова, его песням и романсам.

Песни

Александра

Осипова

представлены

в

учебно-методическом

пособии на коми языке, его родном языке и на русском языке, языке его

общения, книг и статей, вокальных произведений.

Песня на стихи А.Ванеева «Родная школа» посвящена теме детства и

юности. Было всё: и печаль, и радость, но светлые школьные годы никогда не

забудутся…

Песня на слова С. Попова «Ниа» («Лиственница») – о сельской школе,

о школьниках, которые посадили возле любимой школы красивое дерево –

лиственницу.

Ещё одна песня, посвящённая воспоминаниям о школе, о первой и

чистой юношеской любви - «Девочка с косичками» на стихи Г.Юшкова.

Песня на стихи Г.Юшкова «Буретш дас кӧкъямыс ар» («Как раз 18

лет») посвящена молодости, юности. Все дороги открыты перед молодым

человеком, весь мир!

Детская песня на стихи поэта-фронтовика С.Попова «Шор» («Ручеёк»)

известна

и

любима

в

Республике

Коми.

Ручеёк

предстаёт

в

этой

песне

живым,

шаловливым

ребёнком.

Существует

прекрасный

перевод

текста

песни на русский язык сыктывкарской поэтессы Надежды Мирошниченко.

«Тан

вӧлiм

ми

кыкӧн»

(«Здесь

мы

были

вдвоём»)

на

слова

Н.Фролова - это лирический романс о природе и любви.

Лирическая «Песня о Эжве» написана А.Осиповым на слова русского

советского поэта А.Мурзина, с которым композитора связывали дружба и

совместное творчество – на слова А.Мурзина А.Осипов написал около 10

песен.

Лирическая песня «В ясный день по красивому берегу» написана на

слова

коми

поэта

А.Размыслова,

погибшего

на

фронте

Великой

Отечественной войны.

Песня А.Осипова на стихи С.Попова «Катшасинъяс» («Ромашки») –

одна из самых известных и любимых в Республике Коми лирических песен

композитора о родине, природе, любви. Ромашка благодаря этой песне стала

лирическим, музыкальным символом Республики Коми.

Фортепианные аккомпанементы песен в некоторых случаях сохранены

полностью

как

в

оригинале,

в

некоторых

песнях

преподавателями-

составителями

сделано

переложение

для

фортепиано

из

баянного

аккомпанемента,

а

в

наиболее

сложных

песнях

аккомпанемент

упрощён,

сделан более доступным для исполнения учащимися ДМШ. Тем не менее,

при

изучении

фортепианного

аккомпанемента

учащимися

педагог

по

учебному предмету «Концертмейстерский класс» может на своё усмотрение

упрощать сложные места фортепианной фактуры, сделав её более удобной

для ученика.

9

Рöднöй школа

Кывъясыс

А.Ванеевлöн

Олöмыс водзö пыр мунö,

Сюрлö и гажтöм, и рад,

Сöмын тай некор он вунöд

Школаын велöдчан кад.

Припев: Томлунöй, томлунöй,

Кокньыдик бордйöй,

Сöстöма визувтысь ёль…

Томлунöй, томлунöй,

Радейтан, ёртöй,

Пельпомъяс сайö эн коль.

Арлыд кöть мыйта он артав,

Кутшöм кöть туйяс он таль,

Школаса ляпкыдик парта

Мыйлакö важ мозыс жаль.

Припев

Ме кöть эг вöв сэки сюсьджык,

Корсюрö кажитчö вот:

Школаса ёртъясысь бурджык

Быттьö эг аддзы на ёрт.

Припев

Кыр йылын сулалысь школа,

Миянöс чукöртлы вай.

Окотапырысь ми волам,

Гажöдчам ассьыным пай.

12

Ниа

(

Челядьлы)

кывъясыс С.Поповлöн

Öти асылö вöрысь

Челядь вайисны ниа,

Муса школалысь йöрсö

Медым гажöдiс сiйö.

- Быдмы,- шуисны пулы,-

Миян шондiа борйын.

Вöччис медводдза тулыс

Сылöн бархат-виж корйöн.

Уна тулыс нин волiс

Татчö, школалöн йöрö,

Гажа челядьдыр олöм

Важöм коли нин бöрö.

Быдмö вежöдысь пуыс

Миян шондiа борйын,

Бара ворсöдчö тулыс

Сылöн бархат-виж корйöн.

Мукöд челядьлöн зыкöн

Йöрыс юралö гора…

Ниа кымöрсö пыкö

Да пыр кодöскö корö.

Быдмö вежöдысь пуыс

Миян вежöдысь борйын,

Кутас зэв уна тулыс

Ворсны бархат-виж корйöн.

14

Девочка с косичками

слова

Г.Юшкова

Помнишь ли, как с песнями шли из школы вместе мы?

С выпускного вечера нас вела весна…

Кажется, недавно я был с тобою, славная

Девочка с косичками с парты у окна.

Помнишь, как мы спорили? Как мы над историей,

Физикой и химией бились допоздна?..

Как с работой первою? Устаёшь, наверное,

Девочка с косичками с парты у окна.

Помнишь, как гармоника вальс играла тоненько,

Как со мной кружилась ты, радости полна?

Где теперь находишься, с кем сейчас ты водишься,

Девочка с косичками с парты у окна.

Но в ответ – молчание… Я теперь в отчаянье,

И боюсь, что встреча уж нам не суждена…

Только не забуду я, только помнить буду я

Девочку с косичками с парты у окна…

16

Помнита, кыдз школаö

Кывъясыс

Г.Юшковлöн

Помнита, кыдз школаö медбöръяысь волiм ми,

Кыдзи сьылiм-ветлöдлiм, пырим асъявыв.

Кöн тэ öнi велöдчан, öщиньдорса партаысь

Гöгрöсiник чужöма, кузь кöсаа ныв?

Тэкöд тыртöм классаным, лыддьысьны ми кольччывлiм,

Вöлi гортö мунiгöн пемыд ывла выв,

Кыдз тэ öнi велöдчан, öщиньдорса партаысь

Гöгрöсiник чужöма, кузь кöсаа ныв.

Физкультурнöй заланым субöтаö танцуйтлiм,

Пельпом вылö небыда пуктывлiн тэ сыв.

Кодкöд öнi дружитан, öщиньдорса партаысь

Гöгрöсiник чужöма, кузь кöсаа ныв?

Гашкö, миян туйясным оз нин паныдасьлыны,

Гашкö, ог нин öтлаын сьывлöй сьыланкыв?

Но ме тэнö ог вунöд, öщиньдорса партаысь

Гöгрöсiник чужöма, кузь кöсаа ныв.

17

Ручеёк

перевод Н.Мирошниченко

1.Ручеёк ты мой, ответь:

Ты когда устанешь петь?

Рулькать-булькать и греметь,

Каждой капелькой звенеть?

2.Вот ужо зима придёт,

Снег и холод принесёт.

Но, ворчун-бурчун, тебе ль

Ледяная колыбель?

3. Солнце съест последний снег.

Снова ты увидишь свет.

Болтунишка и хвастун,

Пой, серебряный колдун.

Буретш дас кöкъямыс ар

кывъясыс Г.Юшковлöн

Сьылiгтырйи ветла-муна,

Тайö кадыс медся яр;

Абу этша, абу уна,

Буретш дас кöкъямыс ар.

Кыдзи быдми да кыдз ола,

Висьталасны сиктса йöз.

Öтиторйысь сöмын пола –

Ог мед уськöд ачымöс.

Овны восьсöн ме ог дугды,

Лоа веськыдöн – и пом.

Мортöс улöджык ог пукты,

Но и аслым тöда дон.

Муслунысь тшöтш шудыд петö,

Кыдзи вöрысь визув ёль.

Кодi сьöлöмсö мен сетас,-

Ог жö водзöсаöн коль.

21

Тан волiм кыкöн...

кывъясыс Н.Фроловлöн

Тан тэкöд вöлiм кыкöн тувсов войö,

Дзик ставыс вöлi гöгöр тадз.

Тадз вöлi тöлысь кельыд югöр койö,

Пу лапъяс костöд кывтiс надз.

Шуд йылысь вашкöдiсны веж пу коръяс

Сэн, кöнi ворсiс ышмысь тöв.

Щуд йылысь помтöг мойдiсны и шоръяс,

Ми тэкöд кывзiм найöс чöв.

Но талун абу некод тан ме дiнын,

Ме öтнам дзик и сьöлöм нор.

Мем долыд вашкöдчöм оз кыв важ инын

И мыйкö шогöс мойдö шор.

Шуд, кодöс сиыс тувсов вой мем татöн,

Тэ сьöрсьыд нуин курыд кадын.

Шуд, кодöс сиыс тувсов вой мем татöн,

Тэ сьöрсьыд нуин курыд кадын.

23

Песня о Эжве

слова А.Мурзина

У села протекала, как море, безбрежна.

Белой ночью с тобой говорил я один на один:

Я, наверно, на Эжве, на северной Эжве,

Доживу, доживу до седин.

Ты два слова сказала, два тихих и нежных,

Там, где свесились ветви и багряные кисти рябин.

Я, наверно, на Эжве, на ласковой Эжве,

Доживу, доживу до седин…

Здесь мой дом и работа, мечта и надежда,

Было в жизни немало счастливых и горьких годин.

Я, наверно, на Эжве, рябиновой Эжве,

Доживу, доживу до седин.

А река всё бежала дорогою прежней,

Ты меня провожала и встречала у тех же рябин.

Мы с тобою на Эжве, на вьюжной и снежной,

Доживём, доживём до седин!

25

В ясный день по красивому берегу

Слова А.Размыслова, перевод Б.Косырева

Как по речке, по берегу в полдень,

Одинокая девушка шла.

И по ветру над светлыми волнами

Тихо нежная песня плыла.

Сколь тоски в этой песне и жалоб!

Сколько ласки волнует ей грудь!

Будто сердцем влюбленным желала бы

Счастье девичье, радость вернуть.

Я, казалось, не вымолвлю слова –

Так в груди загорелось моей.

Я смотрел на неё очарованный,

Пылким сердцем стремился я к ней.

Даже шелест услышал я платья,

Сердца радостный стук своего…

Но коснулись жарким объятием

Руки только меня одного…

А по речке, по берегу в полдень,

Одинокая девушка шла.

И по ветру над светлыми волнами

Тихо нежная песня плыла.

Будто ветер игривый и вольный

Взял заветную радость мою…

И у речки, над светлыми волнами,

Я опять одинокий стою.

28

Мича лунсьöмöс гажа берегöд

кывъясыс А.Размысловлöн

Мича лунсьöмöс гажа берегöд

Öтнас ветлöдлiс вадорöд ныв.

Тöвру неуна ю вывсö серöдiс,

Нывка сьылiс сэн сьыланкыв.

Сiйö сьылiс зэв надзöник, чöла,

Быттьö неуна гажтöм и нор.

Быттьö кодöскö казьтылiг мелiа,

Корис ас дiнас нюмъялiгсор.

И ме бокисянь сы вылö видзöдi,

Öзйи сьöлöмöн, лачаöн тыр.

Став том сямлунöн чолöмöс видзиг

Мича нывкалань матыстчи пыр.

Радлун бушколöн морöсын гыалiс,

Сiйö сьöлöмлы лöньны эз сет.

Кисö чабыртi, сöмын тай ки улö,

Сынöд кындзиыс, немтор эз шед.

Мича лунсьöмöс гажа берегöд

Öтнас ветлöдлiс вадорöд ныв.

Тöвру неуна ю вывсö серöдiс,

Нывка сьылiс сэн сьыланкыв.

Тöвру ю вывсö неуна серöдiс,

Ылыс мöвпъясöн юр вемöй дик.

Мича лунсьöмöс гажа берегын

Со тай сулала öтнамöн дзик.

29

Катшасинъяс

кывъясыс С.Поповлöн

Коркö узьланныд он, катшасинъяс,

Мыйла восьсаöсь пыр тiян синъяс?

Менö пыр сöмын тi дiнö нуö,

Лыдтöм дзоридзöн тыр Коми муö.

Припев:

Катшасинъяс, катшасинъяс,

Мыйла восьсаöсь пыр тiян синъяс?

Эмöсь лунвылын мичаджык муяс,

Сэнi кывтöны визувджык юяс.

Сöмын мыйлакö пыр медся матыс

Эзысь лысваöн дзирдалысь асыв.

Припев:

Катшасинъяс, катшасинъяс,

Мыйла восьсаöсь пыр тiян синъяс?

Уна ссьыланкыв татысь ми кывлiм,

Кодöс сиöма радейтан пывлы.

Ловъя дзоридзысь мый бурыс сюрö

Сылы пуктыны кудриа юрö?

Припев:

Катшасинъяс, катшасинъяс,

Мыйла восьсаöсь пыр тiян синъяс?

32

Содержание

Пояснительная записка__________________________________________2

Жизненный и творческий путь композитора________________________3

Аннотация к исполнению________________________________________8

Рӧднӧй школа («Родная школа»)__________________________________10

Ниа («Лиственница»)___________________________________________13

Девочка с косичками____________________________________________15

Шор («Ручеек»)________________________________________________18

Буретш дас кӧкъямыс ар («Как раз 18 лет»)_________________________20

Тан вӧлiм кыкӧн (Романс)________________________________________22

Песня о Эжве__________________________________________________24

В ясный день по красивому берегу________________________________26

Катшасинъяс__________________________________________________30



В раздел образования