Автор: Елькина Инна Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СШ №43 г.Нижневартовск
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Использование обучающих игровых технологий в преподавании иностранного языка детям младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование
Использование обучающих игровых технологий в преподавании
иностранного языка детям младшего школьного возраста
Елькина И. В.
В основе игровых технологий в преподавании иностранного языка детям
младшего школьного возраста лежит педагогическая игра как вид деятельности,
разнообразная по дидактической цели, структуре, возрастным возможностям и
содержанию. Она умножает готовность школьников применять на практике
приобретенные
знания,
умения
и
навыки,
для
достижения
успешных
результатов
в
учебной
деятельности.
Содержание
образования
с
помощью
игровых
технологий
обогащается
новыми
процессуальными
умениями,
развитием способностей, оперированием информаций, творческим решением и
практикой
с акцентом на индивидуализацию образовательной программы.
Игровые
технологии,
направленные
на
обучение
иностранного
языка,
представляют
собой
современный
и
эффективный
метод
преподавания
на
начальном этапе обучения, обеспечивающий не только усвоение новых знаний,
умений и навыков, но и формирование личности учащегося. Личность- это
духовная и психическая составляющая сущность человека, выступающая в
разнообразных обобщенных системах качеств:
- система отношений к окружающему миру и к себе;
- система социальных ролей;
- система потребностей;
- наличие творческих способностей и возможностей их реализации;
- система деятельности.
Возрастные
особенности
детей
младшего
школьного
возраста
-
плавный
переход от игровой к учебной деятельности, в процессе которого формируются
мотивация
достижения
цели
обучения.
Использование
на
уроке
игровых
технологий
увеличивает
познавательную
деятельность
обучающихся,
предоставляет
возможность
стать
активным
субъектом,
а
не
пассивным
объектом педагогического воздействия. Поскольку педагогика включает в свою
структуру
субъекты
и
объекты
педагогического
процесса
в
традиционной
педагогике
субъект-объект
(А.Я.
Каменский),
ребенок
выступает
в
роли
объекта, которому учитель передает знания. Игровые технологии в современной
педагогики
позволяют
обращаться
к
ребенку
как
субъекту
учебной
деятельности, как личности, стремящейся к развитию и самореализации. Такой
принцип должен стоять во главе педагогических технологий, в том числе и
игровых.
Важно
подчеркнуть,
игровые
технологии
всего
лишь
вспомогательное средство обучения иностранному языку младших школьников
и используются:
- как элементы других педагогических технологий;
-как технологии сотрудничества с родителями: внеклассная работа, совместные
мероприятия;
-как урок или часть урока.
По
характеру
педагогического
процесса
изучение
иностранного
языка
младшими
школьниками
позволяет
применять
педагогические
игры
обучающего, познавательного, воспитательного и развивающего направления:
-«Творческое приветствие» проводится в форме диалога на иностранном языке,
имеет
обучающее,
воспитательное,
развивающее
значение.
Игровая
форма
способствует доверительному развитию взаимодействия педагога и
ученика.
Может использоваться в водной части урока;
-«Весь
мир
в
ладонях»,
расширяющая
кругозор
и
восприятие
ребенком
окружающего мира в звуках иностранного языка;
- «На пороге речи», стимулирующая и развивающая предпосылки понимания
иностранной речи, ее развития;
- «Вслед за звуком», развивающая звуковые восприятия;
-«В окружении предметов», развивающая восприятие иностранных слов на
основе предметных действий;
- «Музыкальная шкатулка», развивающая слуховое восприятие иностранного
слова на основе
музыкального творчества: пения,
ритмики, физкультурной
минутки;
- «В супермаркете», ролевая игра, направленная на развитие диалогической
речи учащихся с использованием лексического материала по изученной теме.
Каждая
игра
предполагает
освоение,
закрепление
и
совершенствование
иностранного
языка
учащимися
по
текущим
темам
в
соответствии
с
требованиями
учебной
программы
и
возможностями
использования
творческого потенциала педагога при проведении.
При проведении игры педагогом учитывается уровень знаний и возможностей
учеников.
Ценностное
состояние
учащегося
в
ходе
игры:
его
эмоции,
воображение, ситуация выбора. Реализация игровых приемов и ситуаций при
урочной
форме
происходит
по
направлениям:
дидактическая
цель
перед
учащимся ставится в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется
правилам игры, учебный материал используется в качестве ее средства. В ходе
игры
может
вводиться
элемент
соревнования,
который
переводит
дидактическую
задачу
в
игровую.
На
уроке
в
процессе
игры
педагог
превращается
из
транслятора
знаний
в
помощника.
Игровая
технология
позволяет без усилий превратить обучение в интересное и творческое занятие.
В ходе игры педагог берет роль корректора: следит за соблюдением правил,
оказывает
помощь
учащимся
в
процессе
игры,
оценивает
полученные
результаты и делает выводы в соответствии с индивидуальными особенностями
учащихся и уровнем владения языком.
Каждый ученик должен быть полноправным участником игры независимо от
языковой подготовки.
Многие игровые задания можно проводить с помощью презентации (ИКТ),
разной тематики кроссворды, загадки, ребусы. Эффективный результат дают
игры следующей образовательной направленности:
-грамматические
игры,
которые
обучают употреблению
речевых
образцов,
содержащих определенные грамматические трудности;
-орфографические игры, тренируют написание английских слов;
-игры для обучения аудированию, учат учащихся понимать смысл однократного
высказывания.
Обучающая
игра
требует
неоднократного
ее
повторения
с
использованием
нового лексического материала. Педагог в начале игры берет ведущую роль,
затем определяется в роли наблюдателя. Положительная оценка результата в
ходе игры обязательна. Важно избегать отрицательных оценок, чтобы
при
менее успешном результате сохранить интерес к игре.
Обеспечить
мотивацию
учащихся
к
самостоятельной
игровой
деятельности
можно,
разработав
педагогические
методики
компьютерных
игр.
Для
использования компьютерных игр на уроке должны учитываться следующие
критерии: наличие контролирующего элемента, доступность, мотивационный
потенциал,
осознанность
использования,
соответствие
санитарно-
гигиеническим нормам.
Движущей
силой
речевой
деятельности
является
мотив.
Создание
мотива - основной компонент деятельности учителя при использовании игры.
Самая
интересная и эффективная
игра при не соблюдении чувства меры,
утомит учащихся и потеряет результативность эмоционального воздействия.
В
заключении
важно
отметить,
что
все
обучающие
игровые
технологии
в
преподавании иностранного языка детям младшего школьного возраста должны
строиться на принципах:
-гуманизации: использовании богатого гуманитарного потенциала;
-интеграции:
естественнонаучного,
гуманитарного
и
художественно-
эстетического образования;
-индивидуализации
и
доступности:
соответствии
возрастным
и
индивидуальным возможностям;
-в
осуществлении
развивающего
обучения,
посредством
современного
содержания, передаваемого современными методами;
-синергетики:
в
объединении,
согласовании
и
использовании
современных
инновационных технологий.