Напоминание

Использование обучающих игровых технологий в преподавании иностранного языка детям младшего школьного возраста


Автор: Елькина Инна Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СШ №43 г.Нижневартовск
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Использование обучающих игровых технологий в преподавании иностранного языка детям младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




Использование обучающих игровых технологий в преподавании

иностранного языка детям младшего школьного возраста

Елькина И. В.

В основе игровых технологий в преподавании иностранного языка детям

младшего школьного возраста лежит педагогическая игра как вид деятельности,

разнообразная по дидактической цели, структуре, возрастным возможностям и

содержанию. Она умножает готовность школьников применять на практике

приобретенные

знания,

умения

и

навыки,

для

достижения

успешных

результатов

в

учебной

деятельности.

Содержание

образования

с

помощью

игровых

технологий

обогащается

новыми

процессуальными

умениями,

развитием способностей, оперированием информаций, творческим решением и

практикой

с акцентом на индивидуализацию образовательной программы.

Игровые

технологии,

направленные

на

обучение

иностранного

языка,

представляют

собой

современный

и

эффективный

метод

преподавания

на

начальном этапе обучения, обеспечивающий не только усвоение новых знаний,

умений и навыков, но и формирование личности учащегося. Личность- это

духовная и психическая составляющая сущность человека, выступающая в

разнообразных обобщенных системах качеств:

- система отношений к окружающему миру и к себе;

- система социальных ролей;

- система потребностей;

- наличие творческих способностей и возможностей их реализации;

- система деятельности.

Возрастные

особенности

детей

младшего

школьного

возраста

-

плавный

переход от игровой к учебной деятельности, в процессе которого формируются

мотивация

достижения

цели

обучения.

Использование

на

уроке

игровых

технологий

увеличивает

познавательную

деятельность

обучающихся,

предоставляет

возможность

стать

активным

субъектом,

а

не

пассивным

объектом педагогического воздействия. Поскольку педагогика включает в свою

структуру

субъекты

и

объекты

педагогического

процесса

в

традиционной

педагогике

субъект-объект

(А.Я.

Каменский),

ребенок

выступает

в

роли

объекта, которому учитель передает знания. Игровые технологии в современной

педагогики

позволяют

обращаться

к

ребенку

как

субъекту

учебной

деятельности, как личности, стремящейся к развитию и самореализации. Такой

принцип должен стоять во главе педагогических технологий, в том числе и

игровых.

Важно

подчеркнуть,

игровые

технологии

всего

лишь

вспомогательное средство обучения иностранному языку младших школьников

и используются:

- как элементы других педагогических технологий;

-как технологии сотрудничества с родителями: внеклассная работа, совместные

мероприятия;

-как урок или часть урока.

По

характеру

педагогического

процесса

изучение

иностранного

языка

младшими

школьниками

позволяет

применять

педагогические

игры

обучающего, познавательного, воспитательного и развивающего направления:

-«Творческое приветствие» проводится в форме диалога на иностранном языке,

имеет

обучающее,

воспитательное,

развивающее

значение.

Игровая

форма

способствует доверительному развитию взаимодействия педагога и

ученика.

Может использоваться в водной части урока;

-«Весь

мир

в

ладонях»,

расширяющая

кругозор

и

восприятие

ребенком

окружающего мира в звуках иностранного языка;

- «На пороге речи», стимулирующая и развивающая предпосылки понимания

иностранной речи, ее развития;

- «Вслед за звуком», развивающая звуковые восприятия;

-«В окружении предметов», развивающая восприятие иностранных слов на

основе предметных действий;

- «Музыкальная шкатулка», развивающая слуховое восприятие иностранного

слова на основе

музыкального творчества: пения,

ритмики, физкультурной

минутки;

- «В супермаркете», ролевая игра, направленная на развитие диалогической

речи учащихся с использованием лексического материала по изученной теме.

Каждая

игра

предполагает

освоение,

закрепление

и

совершенствование

иностранного

языка

учащимися

по

текущим

темам

в

соответствии

с

требованиями

учебной

программы

и

возможностями

использования

творческого потенциала педагога при проведении.

При проведении игры педагогом учитывается уровень знаний и возможностей

учеников.

Ценностное

состояние

учащегося

в

ходе

игры:

его

эмоции,

воображение, ситуация выбора. Реализация игровых приемов и ситуаций при

урочной

форме

происходит

по

направлениям:

дидактическая

цель

перед

учащимся ставится в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется

правилам игры, учебный материал используется в качестве ее средства. В ходе

игры

может

вводиться

элемент

соревнования,

который

переводит

дидактическую

задачу

в

игровую.

На

уроке

в

процессе

игры

педагог

превращается

из

транслятора

знаний

в

помощника.

Игровая

технология

позволяет без усилий превратить обучение в интересное и творческое занятие.

В ходе игры педагог берет роль корректора: следит за соблюдением правил,

оказывает

помощь

учащимся

в

процессе

игры,

оценивает

полученные

результаты и делает выводы в соответствии с индивидуальными особенностями

учащихся и уровнем владения языком.

Каждый ученик должен быть полноправным участником игры независимо от

языковой подготовки.

Многие игровые задания можно проводить с помощью презентации (ИКТ),

разной тематики кроссворды, загадки, ребусы. Эффективный результат дают

игры следующей образовательной направленности:

-грамматические

игры,

которые

обучают употреблению

речевых

образцов,

содержащих определенные грамматические трудности;

-орфографические игры, тренируют написание английских слов;

-игры для обучения аудированию, учат учащихся понимать смысл однократного

высказывания.

Обучающая

игра

требует

неоднократного

ее

повторения

с

использованием

нового лексического материала. Педагог в начале игры берет ведущую роль,

затем определяется в роли наблюдателя. Положительная оценка результата в

ходе игры обязательна. Важно избегать отрицательных оценок, чтобы

при

менее успешном результате сохранить интерес к игре.

Обеспечить

мотивацию

учащихся

к

самостоятельной

игровой

деятельности

можно,

разработав

педагогические

методики

компьютерных

игр.

Для

использования компьютерных игр на уроке должны учитываться следующие

критерии: наличие контролирующего элемента, доступность, мотивационный

потенциал,

осознанность

использования,

соответствие

санитарно-

гигиеническим нормам.

Движущей

силой

речевой

деятельности

является

мотив.

Создание

мотива - основной компонент деятельности учителя при использовании игры.

Самая

интересная и эффективная

игра при не соблюдении чувства меры,

утомит учащихся и потеряет результативность эмоционального воздействия.

В

заключении

важно

отметить,

что

все

обучающие

игровые

технологии

в

преподавании иностранного языка детям младшего школьного возраста должны

строиться на принципах:

-гуманизации: использовании богатого гуманитарного потенциала;

-интеграции:

естественнонаучного,

гуманитарного

и

художественно-

эстетического образования;

-индивидуализации

и

доступности:

соответствии

возрастным

и

индивидуальным возможностям;

осуществлении

развивающего

обучения,

посредством

современного

содержания, передаваемого современными методами;

-синергетики:

в

объединении,

согласовании

и

использовании

современных

инновационных технологий.



В раздел образования