Напоминание

Индивидуальный образовательный маршрут "В музыку с радостью"


Автор: Лочмелис Ирина Станиславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Детский центр искусств" г.Ухты
Населённый пункт: г.Ухта
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальный образовательный маршрут "В музыку с радостью"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский центр искусств» г.Ухты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

«В музыку с радостью»

Составитель:

Лочмелис

Ирина

Станиславовна

Педагог дополнительного образования

г.Ухта 2018г.

1

Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного

образования, реализующих дополнительную образовательную программу художественной

направленности и работающих нестандартно, стремящимся находить индивидуальный

подход к способностям каждого обучающегося.

Цель разработки: раскрытие и описание работы с одаренными детьми через

реализацию индивидуального образовательного маршрута.

В

методической

разработке

представлен

индивидуальный

образовательный

маршрут

в

исполнительской

деятельности

обучению

игре

на

фортепиано

и

даны

рекомендации по его реализации.

Оглавление

Пояснительная записка..................................................................................................... 4

Индивидуальный образовательный маршрут.................................................................7

Реализация индивидуального маршрута.......................................................................10

Организационно-педагогические условия реализации маршрута.............................12

Заключение.......................................................................................................................12

Литература....................................................................................................................... 13

Пояснительная записка

Мы ничему не можем научить человека.

Мы можем только помочь ему открыть это в себе.

Галилео Галилей

Состояние современного образования характеризуется поиском более эффективных

форм образовательной деятельности, созданием таких условий и критериев обучения и

развития одаренной личности, которые способствовали бы наибольшему раскрытию их

способностей.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее

выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из

главных задач совершенствования системы образования в целом.

Важно отметить, что целью деятельности учреждений дополнительного образования

детей

это

создание

условий

для

жизненного,

личностного

и

профессионального

самоопределения обучающихся, что способствует развитию детской одаренности.

Как отмечает Ю.З. Гильбух, одаренность – это системное, развивающееся в течение

жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более

высоких

(необычных,

незаурядных)

результатов

в

одном

или

нескольких

видах

деятельности по сравнению с другими людьми [1, с.147].

Одаренный

ребенок,

как

утверждает

Н.

Коноплева,

это

ребенок,

который

выделяется

яркими,

очевидными,

иногда

выдающимися

достижениями

(или

имеет

внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [3,

с.54].

Как замечает Н. Коноплева, особенности, присущие одаренным, обогащают нашу

жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым [3, с.55].

Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко

развито

чувство

справедливости;

они

способны

чутко

улавливать

изменения

в

общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и

адекватно

оценивать

характер

этих

тенденций

в

обществе.

Вторая

особенность

непрекращающаяся

познавательная

активность

и

высоко

развитый

интеллект

дают

возможность

получать

новые

знания

об

окружающем

мире.

Творческие

способности

влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у

одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве

случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний

весьма продуктивным и значимым. В-третьих, большинству одаренных присущи большая

энергия,

целеустремленность

и

настойчивость,

которые

в

сочетании

с

огромными

знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных

и значимых проектов.

Традиционные

формы

и

способы

обучения,

ведущие

одаренную

личность

по

стандартному, единому для всех образовательному пути, направленные на пассивное

усвоение,

требуют

от

ребенка

лишь

усидчивости,

не

развивая

в

нем

стремление

к

активности и самореализации. Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных

особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования в

образовании идеальным может считаться индивидуализация образования.

Принято считать, что процесс индивидуализации образования, ориентируется на

интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию

педагога.

Совместная

работа

педагога

и

обучающегося

направлена

на

формирование

предметных

умений

и

универсальных

умений,

на

получение

учебных

результатов

в

продуктивной форме.

Н.Б. Шумакова формулирует четыре важных принципа организации содержания

обучения и воспитания для одаренных школьников [8, с.81]:

1.

Гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность включения для

изучения тех или иных тематических разделов.

2.

Крупные

содержательные

единицы,

изучение

широких

(глобальных),

основополагающих тем и проблем.

3.

Междисциплинарный

подход

к

изучению

содержания,

отвечающий

широкой

любознательности

одаренных

детей,

повышенным

творческим

возможностям

и

мировоззренческой задаче развития целостной картины мира.

4.

Интеграция тем и проблем для изучения, относящихся к одной или разным

областям

знаний,

путем

установления

внутренних

взаимосвязей

содержательного

характера.

Все четыре принципа тесно связаны. Фактически осуществление одного из них

предполагает

осуществление

другого.

Так,

нельзя

обеспечить

гибкие

содержательные

рамки без укрупнения содержательных единиц – изучения широких, основополагающих

тем и проблем, изучение же широких тем невозможно без применения междисципли-

нарного

подхода.

Осуществление

междисциплинарного

подхода

предполагает

эффективную интеграцию тем внутри дисциплин и между ними.

Высокий

уровень

потребности

одаренных

детей

в

умственной

нагрузке,

как

утверждает

Э.

Ландау,

заставляет

выделить

еще

один,

5-й

принцип

принцип

насыщенности

содержания

обучения.

По

отношению

к

принципам

построения

содержания обучения для одаренных детей можно добавить еще один, 6-й проблемный

характер изучения содержания или изучение открытых тем и проблем [5, с.108].

Все принципы были определены как требования к программам для одаренных детей

Всемирным советом по одаренным и талантливым детям и опубликованы в 1982 году в

США. Перечень требований к программам обучения и воспитания для одаренных детей,

который

был

выработан

Всемирным

советом

по

одаренным

и

талантливым

детям

представлен в работах С. Кэплан. Программы для одаренных детей должны [5, с.109]:

предоставлять

возможность

для

углубленного

изучения

тем,

выбираемых

учащимися;

обеспечивать самостоятельность в учении, т. е. обучение, руководимое самим

ребенком;

развивать методы и навыки исследовательской работы;

развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;

поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные

стереотипы и общепринятые взгляды;

поощрять создание работ с использованием различных материалов, способов и

форм;

способствовать

развитию

самопознания

и

самопонимания,

осознанию

своеобразия собственных способностей и пониманию индивидуальных особенностей дру-

гих людей;

учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев,

поощрять оценивание работы самими учащимися.

Таким образом, программа обучения и воспитания для одаренных детей должна

соответствовать

их

специфическим

потребностям

и

возможностям,

а

также

целям,

предъявляемым к обучению и воспитанию этой категории учащихся. Этим и определяется

перечень требований к построению программ обучения и воспитания для одаренных

детей.

В дополнительном образовании индивидуализированное образование осуществимо с

помощью индивидуального образовательного маршрута обучения.

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая

дифференцированная

образовательная

программа,

обеспечивающая

обучающегося

позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при

осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Индивидуальный

образовательный

маршрут

определяется

образовательными

потребностями,

индивидуальными

особенностями

и

возможностями

обучающегося,

а

также содержанием образования.

Эффективность

разработки

индивидуального

образовательного

маршрута

обуславливается рядом условий:

осознанием

всеми

участниками

образовательного

процесса

необходимости

и

значимости

индивидуального

образовательного

маршрута,

как

одного

из

способов

самоопределения,

самореализации

и

проверки

правильности

выбора

направления

дальнейшего обучения;

осуществлением

психолого-педагогического

сопровождения

и

информационной

поддержки

процесса

разработки

индивидуального

образовательного

маршрута

обучающегося;

активным

включением

обучающегося

в

деятельность

по

созданию

индивидуального образовательного маршрута;

организацией рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного

маршрута.

В основе данного индивидуального образовательного маршрута «Танцевать, значит

жить» лежит идея личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие

танцевальных способностей.

Тематическая

направленность

маршрута

позволяет

наиболее

полно

реализовать

творческий

потенциал

одарённых

обучающихся,

способствует

развитию

и

совершенствованию

танцевальных

навыков,

навыков

социального

проектирования,

помогает

реализовать

потребность

в

общении.

Формы

обучения

подстраиваются

под

личность ребенка, его потребности. Для контроля и анализа выступлений обучающихся

ведутся

видеозаписи.

С

помощью

видеоматериала,

на

занятиях

проводится

разбор

и

анализ выступления на концертах и конкурсах.

Представленный

индивидуальный

образовательный

маршрут

ориентирован

на

выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала двух обучающихся игре

на музыкальных инструментах. И в качестве «поля» для художественной деятельности

нами было выбрано направление работы:

-подготовка концертного репертуара,

-подготовка творческого проекта.

Индивидуальный образовательный маршрут

Обучающейся по ДОП

Музыкальный инструмент фортепиано

Трофимчук Марины (11 лет)

Срок реализации: 1 год

Цель: Поддержание интереса к исполнительской деятельности;

Задачи:

углубить знания в области музыкального искусства;

способствовать раскрытию творческих способностей;

совершенствовать исполнительские навыки в работе над музыкальными произведениями;

разработать и внедрить творческий проект;

дополнить портфолио достижений за 2017 – 2018 учебный год.

Основания

для

создания

индивидуального

маршрута: данный

образовательный

маршрут

разработан

для

учащейся

5

класса,

имеющей

стремление

к

продолжению

профессионального обучения;

Этапы индивидуального маршрута:

начальный этап - определить творческие возможности и выявить слабые места.

Этап

развития –

преодолеть

затруднения,

способствовать

развитию

творческого

потенциала.

Этап саморазвития – содействовать реализации творческих замыслов ребенка вне стен

ДЦИ.

Предполагаемые

результаты: с

помощью

подбора

мероприятий,

выбора

разнохарактерных ролей и выступлений на разном уровне, выйти на новый уровень

самореализации творчества.

План работы:

Меся

ц

Мероприят

ие

С кем

ведется

работа

1

полугодие

Сентябр

ь

1. Подготовка упражнений и инструктивного

материала для развития и совершенствования

технических возможностей в игре на фортепиано

Трофимчук

Марина

2. Подготовка художественного репертуара для

разучивания

Трофимчук

Марина

3. Работа над творческим проектом «Колыбельные

мира»

Трофимчук

Марина и уч-ся

класса

4. Начало работы над формированием репертуара

сольного концерта

Трофимчук

Марина

Октябр

ь

1. Работа над упражнениями и инструктивным

материалом для развития и совершенствования

технических возможностей в игре на фортепиано

Трофимчук

Марина

2. Работа над художественного репертуаром

Трофимчук

Марина

3. Работа над творческим проектом «Колыбельные

мира»

Трофимчук

Марина

и уч-ся класса

4. Продолжение работы над формированием

репертуара сольного концерта

Трофимчук

Марина

Нояб

рь

1. Работа над упражнениями и инструктивным

материалом для развития и совершенствования

технических возможностей в игре на фортепиано

Трофимчук

Марина

2. Работа над художественного репертуаром

Трофимчук

Марина

3. Работа над творческим проектом «Колыбельные

мира»

Трофимчук

Марина

и уч-ся класса

4. Продолжение работы по формированию

репертуара сольного концерта

Трофимчук

Марина

Декабр

ь

1. Работа над упражнениями и инструктивным

материалом для развития и совершенствования

технических возможностей в игре на фортепиано

Трофимчук

Марина

2. Работа над художественным репертуаром

Трофимчук

Марина

3. Реализация творческого проектом «Колыбельные

мира»

Трофимчук

Марина

и уч-ся класса

4. Продолжение работы по формированием

репертуара сольного концерта

Трофимчук

Марина

2

полугодие

Январь

1. Работа над упражнениями и инструктивным

материалом для развития и совершенствования

технических возможностей в игре на фортепиано

Трофимчук

Марина

2. Работа над художественным репертуаром

Трофимчук

Марина

3. Участие в

VIII международном музыкальном

конкурсе «Дети в мире старинной музыки»

Трофимчук

Марина

Конкурс «На лучшее исполнение этюда» ДЦИ

Трофимчук

Марина

5. Участие в VIII международном музыкальном

конкурсе «Дети в мире старинной музыки»

Трофимчук

Марина

Феврал

ь

1. Работа над упражнениями и инструктивным

материалом для развития и совершенствования

технических возможностей в игре на фортепиано

Трофимчук

Марина

2. Работа над художественным репертуаром

Трофимчук

Марина

3.Участие в концерте для воспитанников Д/С

Трофимчук

Марина

Март

1. Работа над упражнениями и инструктивным

материалом для развития и совершенствования

технических возможностей в игре на фортепиано,

над художественным репертуаром

Трофимчук

Марина

2.Участие в концерте ко Дню 8 марта

Трофимчук

Марина

Апрель

1.Работа над репертуаром сольного концерта

Трофимчук

Марина

2.участие в концерте для будущих первокласноков

Трофимчук

Марина

3. участие в III всероссийском конкурсе детско-

юношеского творчества «Музыкальный олимп

Трофимчук

Марина

Май

1.

Помощь в подготовке и проведении отчетного

Концерта класса

Трофимчук

Марина

и уч-ся класса

2.

Выступление с сольным концертом

Трофимчук

Марина

Реализация индивидуального маршрута

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

(заполняется ребенком)

Дата,

время

Тема

Ожидаемый

результат

1 четверть

05.09.1

Выполнение упражнений и

инструктивного материала: гаммы соль

мажор, ми минор в 4 октавы,

расходящиеся, в терцию, дециму.

аккорды, арпеджио всех видов, Этюд

Черни соль мажор

Трофимчук

Марина

-техническое

продвижение в

освоении

инструктивного

материала: гамм,

упражнений, этюдов;

-разбор

произведений,

выучивание текстов

наизусть для

концерта: Инвенция,

Сельфиды. У вечного

огня;

-выполнение

теоретической части

подготовки

творческого проекта,

оформление целей,

задач, проведение

исследования;

-подготовка к

участию в конкурсе;

08.09.1

Разучивание художественного

репертуара: Бах Инвенция ля минор,

Бургмюллер Сельфиды

12.09.1

Работа

над

творческим

проектом

«Колыбельные мира»

15.09.17

Выполнение упражнений и

инструктивного материала: гаммы соль

мажор, ми минор в 4 октавы,

расходящиеся, в терцию, дециму.

аккорды, арпеджио всех видов, Этюд

Черни соль мажор

19.09.17

Разучивание художественного

репертуара: Бах Инвенция ля минор,

Бургмюллер Сельфиды

22.09.17

Работа над творческим проектом

«Колыбельные мира»

26.09.17г

Выполнение упражнений и

инструктивного материала: гаммы ре

мажор, си минор в 4 октавы,

расходящиеся, в терцию, дециму.

аккорды, арпеджио всех видов, Этюд

Черни ми минор

29.09.17г

Работа над творческим проектом

«Колыбельные мира»

03.10.201

Разучивание художественного

репертуара: Бах Инвенция ля минор,

Бургмюллер Сельфиды, Коровицын У

вечного огня

06.10.201

Выполнение упражнений и

инструктивного материала: гаммы ре

мажор, си минор в 4 октавы,

расходящиеся, в терцию, дециму.

аккорды, арпеджио всех видов, Этюд

Черни ми минор

10.10.201

Работа над творческим проектом

«Колыбельные мира»

13.102017

Разучивание художественного

г

репертуара: Бах Инвенция ля минор,

Бургмюллер Сельфиды, Коровицын У

вечного огня

20.10.201

Выполнение упражнений и

инструктивного материала: гаммы ля

мажор, фа диез минор в 4 октавы,

расходящиеся, в терцию, дециму.

аккорды, арпеджио всех видов, Этюд

Черни ми минор

24.10.201

Разучивание художественного

репертуара: Бах Инвенция ля минор,

Бургмюллер Сельфиды, Коровицын У

вечного огня

28.10.201

Работа над творческим проектом

«Колыбельные мира»

Организационно-педагогические условия реализации маршрута

Формы организации образовательного процесса

Основными формами организации образовательного процесса являются:

1.

Индивидуальные

занятия проводятся

для

удовлетворения

познавательного

интереса с учащейся, на которых решаются задачи повышенной трудности, выходящие за

рамки

дополнительной

образовательной

программы,

даются

рекомендации

по

самостоятельному освоению интересующих тем.

2.

Проектная

деятельность способствует

развитию

таких

качеств,

как

коммуникабельность,

самостоятельность,

предприимчивость,

а

также

творческих

способностей.

В

ходе

проектирования

перед

обучающимся

всегда

стоит

задача

представить

себе

еще

не

существующее,

но

то,

что

он

хочет,

чтобы

получилось

в

результате его активности. Он должен представить себе, что это должно быть и чем это

должно быть для него.

4

. Выступления активизируют

познавательную

и

творческую

деятельность

обучающихся, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций.

Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению

образовательного процесса

Для

реализации

данного

индивидуального

образовательного

маршрута

должны

быть привлечены следующие материально-технические ресурсы и средства обучения:

учебный кабинет для занятий фортепиано, компьютер, интернет.

Заключение

Дополнительное

образование

детей,

не

имеющее

фиксированных

сроков

завершения обучения и последовательно переходящее из одной стадии в другую, может в

отличие

от

общеобразовательных

учреждений,

предоставить

каждому

ребенку

возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их

освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных

склонностей.

Особенность обучения детей в системе дополнительного образования заключается

в том, что ребенок идет на занятия, исходя из своих интересов и возможностей. То, что

ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализует новые замыслы.

Индивидуально-личностная

основа

деятельности

МУДО

ДЦИ

позволяет

удовлетворять

запросы

конкретных

детей

и

решать

одну

из

основных

задач

дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Как показывает практика наиболее эффективный метод взаимодействия педагога с

одаренным ребенком – это индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную

работу.

Таким образом, индивидуально образовательный маршрут реально становится

персональным путем реализации личностного потенциала обучающихся в образовании.

Литература

1.

Гильбух Ю.З. Феномен умственной одаренности (детей) / Ю.З. Гильбух //

Вопросы психологии. – 1990 - №4. - С. 147-155.

2.

Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. -

СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009

3.

Коноплева Н.Легко ли быть вундеркиндом? / Н. Коноплева // Директор школы.

-2004. – № 3. – С. 54-59.

4.

Кунаш

М.А.

Индивидуальный

образовательный

маршрут

школьника.

Методический конструктор. Модели. Анализ. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2013

5.

Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение

одаренного ребенка / Э. Ландау. – М.: Академия, 2002. – 144 с.

6.

Пахомова Н.Ю. метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.:

АРКТИ, 2012

7.

Сергеев

И.С.

как

организовать

проектную

деятельность

учащихся.

М.:

АРКТИ, 2012

8.

Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумакова. – М.:

Изд-во Моск. псих.-соц. инс-та, 2004. – 336 с.



В раздел образования