Напоминание

"Создание мотивирующей практико-ориентированной среды, способствующей развитию научно-технического творчества обучающихся в системе дополнительного образования"


Автор: Галина Алексеевна Калмыкова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДО "Центр развития творчества "Созвездие"
Населённый пункт: г. Надым ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Создание мотивирующей практико-ориентированной среды, способствующей развитию научно-технического творчества обучающихся в системе дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Создание мотивирующей практико-ориентированной среды,

способствующей развитию научно-технического творчества обучающихся в

системе дополнительного образования

Калмыкова Г.А., г. Надым,

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования «Центр развития творчества «Созвездие»,

педагог дополнительного образования

В современном мире большое внимание уделяется повышению мотивации

детей к занятию техническим творчеством через создание особых пространств и

форм

интеллектуального

развития

детей

и

молодежи.

Приоритетным

направлением профессиональной подготовки ставится инженерия.

Эффективным

способом

развития

у

детей

технического

мышления,

склонностей к технической деятельности и творчеству является практическое

изучение, проектирование и изготовление элементов техники, самостоятельное

создание

обучающимися

технических

объектов,

обладающих

признаками

полезности и объективной или субъективной новизны. Актуальным становится

создание условий для выше обозначенных видов технической деятельности детей

различных возрастных групп.

В

Муниципальном

образовательном

учреждении

дополнительного

образования «Центр развития творчества «Созвездие» имеется Мастерская, общей

площадью 90,9м

2

,

где

располагается

столярное

и

токарное

оборудование.

Обработка

изделия

на

них

производилась

в

основном

путем

механического

воздействия.

С 2018 года учреждение ведет активную работу по созданию условий для

технического

творчества

обучающихся,

модернизируя

и

совершенствуя

имеющиеся

условия:

на

базе

Мастерской

«Хай-Тек

территория»

реализуются

дополнительные программы технической направленности: «Авиамоделирование»,

«Трассовый автомоделизм», , «3D БУМ – Будем Уметь Моделировать», с 2019 года

реализуется

программа

«Лазерные

технологии.

Резка

и

гравировка»;

в

распоряжении

обучающихся

имеется

не

только

столярное

и

токарное

оборудование

(станок

рейсмус

«Корвет-21»,

станок

шлифовальный

(комбинированный), токарный станок «Корвет-76»), но и фрезерный станок с

ЧПУ

по

дереву

и

пластику,

станок

лазерной

резки

с

чиллером GARD,

3-D

принтер;

в

работе

обучающимися

применяется

компьютерное

оборудование,

позволяющее осуществлять работы не только механически, но и с помощью

компьютерных технологий: использование программ «Blender 3D», CorelDraw,

RDWorksV8, поисковых систем интернета.

Эффективность осуществляемой деятельности подтверждается следующими

результатами:

- расширен спектр дополнительных программ технической направленности,

реализующихся на базе Мастерской «Хай-Тек территория» (2017/2018 уч.г. – 1

программа, 2018/2019уч.г. – 5);

-

увеличено

количество

обучающихся,

занимающихся

в

мастерской

по

дополнительным программам с 24 (2017/2018 уч.г) до 84 человек (2018/2019);

-

активность

участия

в

конкурсах

различного

уровня

составил

15%

от

количества занимающихся в мастерской;

- согласно проведенному краткосрочному педагогическому исследованию,

интерес детей к техническому виду творчества возрос на 16,8%. При этом 24%

детей

отметили,

что

важную

роль

для

них

играет

возможность

применения

полученных навыков на практике, что доказывает эффективность внедряемых

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической

направленности.

Постоянный поиск новых путей привлечения детей к «технической мысли»,

современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий

требует перехода на новые формы организации работы.

В 2019 году нами разработан проект «Фаблаб: от увлечения к профессии»,

который получил грантовую поддержку ЯНАО в размере 500тыс. рублей.

Проект «Фаблаб: от увлечения к профессии» (далее – «Фаблаб») содержит в

себе элементы научно-технического и инженерного творчества, погружённые в

самую современную инновационную среду.

Мы предлагаем своеобразную альтернативу кванториуму - Фаблаб (Fablab –

fabrication

laboratory)

-

«производственная

лаборатория».

Это

новая

технологическая идеология, «мастерская 21 века», в некотором роде уникальная

форма организации работы обучающихся по технической направленности. По

утверждениям создателей концепции фаблабов, такие лаборатории позволяют с

помощью доступного программного обеспечения и специального оборудования

производить «практически все, что угодно» от идеи до продукта.

Для

охвата

большого

спектра

современных

технических

технологий

образовательная часть проекта разделена на 4 части (кластера):

-

первый

кластер

это

станки

с

числовым

программным

управлением

и

оборудование, с ними связанное;

-

второй

кластер

-

это

трёхмерная

печать

на

высокоточных

принтерах

с

использованием современных материалов;

-

третий

кластер

-

изучение

и

использование

в

работе

устройств

для

осуществления трёхмерного сканирования и обработки полученных виртуальных

моделей;

- четвертый кластер – освоение электротехнических навыков.

В

рамках

проекта

будет

приобретено

дополнительное

оборудование:

оборудование для 3D печати и прототипирования, паяльная станция с автоподачей

припоя,

стартовые

наборы

электроника

и

электронные

наборы,

наборы

радиоэлектронных компонентов.

Все

это

позволит

не

только

технически

усовершенствовать территорию

производства,

но

и

создать

центр

генерации

идей,

в

которой

будет

функционировать непрерывная научно-технологическая среда, способствующая

расширению

технического

творчества

обучающихся,

проектированию

и

изобретательству, их интеллектуальной смелости.

Таким

образом,

реализация

проекта

позволит

создать

единое

научно

технологическое пространство в образовательном учреждении дополнительного

образования детей, способствующего:

- популяризации и распространению технического творчества, инженерного

образования,

- профессиональному самоопределению обучающихся,

-

формированию

практических

навыков

проектной

деятельности,

конструирования, программирования, моделирования и прототипирования;

- дальнейшему развитию инновационной деятельности учреждения,

-

расширению

спектра

дополнительных

программ

техниче ской

направленности

- развитию не только так называемых хардовых навыков - пилить, печатать

на 3D или строить коптеры, сколько развивать у детей креативное мышление и

умение работать в команде.

Фаблаб – это своеобразная среда ускоренного развития ребенка, как по

научно-техническим компетенциям, так и компетенциям софтовым.

Важным шагом в дальнейшем развитии проекта станет присоединение к

сети

функционирующих

ФабЛабов,

а

также

выход

обучающихся

на

конкурс

WorldSkills

Russia

Юниор

по

компетенции

«Лазерные

технологии»

либо

«Фрезерные работы на станках с ЧПУ».



В раздел образования