Автор: Галина Алексеевна Калмыкова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДО "Центр развития творчества "Созвездие"
Населённый пункт: г. Надым ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Создание мотивирующей практико-ориентированной среды, способствующей развитию научно-технического творчества обучающихся в системе дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Создание мотивирующей практико-ориентированной среды,
способствующей развитию научно-технического творчества обучающихся в
системе дополнительного образования
Калмыкова Г.А., г. Надым,
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр развития творчества «Созвездие»,
педагог дополнительного образования
В современном мире большое внимание уделяется повышению мотивации
детей к занятию техническим творчеством через создание особых пространств и
форм
интеллектуального
развития
детей
и
молодежи.
Приоритетным
направлением профессиональной подготовки ставится инженерия.
Эффективным
способом
развития
у
детей
технического
мышления,
склонностей к технической деятельности и творчеству является практическое
изучение, проектирование и изготовление элементов техники, самостоятельное
создание
обучающимися
технических
объектов,
обладающих
признаками
полезности и объективной или субъективной новизны. Актуальным становится
создание условий для выше обозначенных видов технической деятельности детей
различных возрастных групп.
В
Муниципальном
образовательном
учреждении
дополнительного
образования «Центр развития творчества «Созвездие» имеется Мастерская, общей
площадью 90,9м
2
,
где
располагается
столярное
и
токарное
оборудование.
Обработка
изделия
на
них
производилась
в
основном
путем
механического
воздействия.
С 2018 года учреждение ведет активную работу по созданию условий для
технического
творчества
обучающихся,
модернизируя
и
совершенствуя
имеющиеся
условия:
на
базе
Мастерской
«Хай-Тек
территория»
реализуются
дополнительные программы технической направленности: «Авиамоделирование»,
«Трассовый автомоделизм», , «3D БУМ – Будем Уметь Моделировать», с 2019 года
реализуется
программа
«Лазерные
технологии.
Резка
и
гравировка»;
в
распоряжении
обучающихся
имеется
не
только
столярное
и
токарное
оборудование
(станок
рейсмус
«Корвет-21»,
станок
шлифовальный
(комбинированный), токарный станок «Корвет-76»), но и фрезерный станок с
ЧПУ
по
дереву
и
пластику,
станок
лазерной
резки
с
чиллером GARD,
3-D
принтер;
в
работе
обучающимися
применяется
компьютерное
оборудование,
позволяющее осуществлять работы не только механически, но и с помощью
компьютерных технологий: использование программ «Blender 3D», CorelDraw,
RDWorksV8, поисковых систем интернета.
Эффективность осуществляемой деятельности подтверждается следующими
результатами:
- расширен спектр дополнительных программ технической направленности,
реализующихся на базе Мастерской «Хай-Тек территория» (2017/2018 уч.г. – 1
программа, 2018/2019уч.г. – 5);
-
увеличено
количество
обучающихся,
занимающихся
в
мастерской
по
дополнительным программам с 24 (2017/2018 уч.г) до 84 человек (2018/2019);
-
активность
участия
в
конкурсах
различного
уровня
составил
15%
от
количества занимающихся в мастерской;
- согласно проведенному краткосрочному педагогическому исследованию,
интерес детей к техническому виду творчества возрос на 16,8%. При этом 24%
детей
отметили,
что
важную
роль
для
них
играет
возможность
применения
полученных навыков на практике, что доказывает эффективность внедряемых
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической
направленности.
Постоянный поиск новых путей привлечения детей к «технической мысли»,
современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий
требует перехода на новые формы организации работы.
В 2019 году нами разработан проект «Фаблаб: от увлечения к профессии»,
который получил грантовую поддержку ЯНАО в размере 500тыс. рублей.
Проект «Фаблаб: от увлечения к профессии» (далее – «Фаблаб») содержит в
себе элементы научно-технического и инженерного творчества, погружённые в
самую современную инновационную среду.
Мы предлагаем своеобразную альтернативу кванториуму - Фаблаб (Fablab –
fabrication
laboratory)
-
«производственная
лаборатория».
Это
новая
технологическая идеология, «мастерская 21 века», в некотором роде уникальная
форма организации работы обучающихся по технической направленности. По
утверждениям создателей концепции фаблабов, такие лаборатории позволяют с
помощью доступного программного обеспечения и специального оборудования
производить «практически все, что угодно» от идеи до продукта.
Для
охвата
большого
спектра
современных
технических
технологий
образовательная часть проекта разделена на 4 части (кластера):
-
первый
кластер
–
это
станки
с
числовым
программным
управлением
и
оборудование, с ними связанное;
-
второй
кластер
-
это
трёхмерная
печать
на
высокоточных
принтерах
с
использованием современных материалов;
-
третий
кластер
-
изучение
и
использование
в
работе
устройств
для
осуществления трёхмерного сканирования и обработки полученных виртуальных
моделей;
- четвертый кластер – освоение электротехнических навыков.
В
рамках
проекта
будет
приобретено
дополнительное
оборудование:
оборудование для 3D печати и прототипирования, паяльная станция с автоподачей
припоя,
стартовые
наборы
электроника
и
электронные
наборы,
наборы
радиоэлектронных компонентов.
Все
это
позволит
не
только
технически
усовершенствовать территорию
производства,
но
и
создать
центр
генерации
идей,
в
которой
будет
функционировать непрерывная научно-технологическая среда, способствующая
расширению
технического
творчества
обучающихся,
проектированию
и
изобретательству, их интеллектуальной смелости.
Таким
образом,
реализация
проекта
позволит
создать
единое
научно
–
технологическое пространство в образовательном учреждении дополнительного
образования детей, способствующего:
- популяризации и распространению технического творчества, инженерного
образования,
- профессиональному самоопределению обучающихся,
-
формированию
практических
навыков
проектной
деятельности,
конструирования, программирования, моделирования и прототипирования;
- дальнейшему развитию инновационной деятельности учреждения,
-
расширению
спектра
дополнительных
программ
техниче ской
направленности
- развитию не только так называемых хардовых навыков - пилить, печатать
на 3D или строить коптеры, сколько развивать у детей креативное мышление и
умение работать в команде.
Фаблаб – это своеобразная среда ускоренного развития ребенка, как по
научно-техническим компетенциям, так и компетенциям софтовым.
Важным шагом в дальнейшем развитии проекта станет присоединение к
сети
функционирующих
ФабЛабов,
а
также
выход
обучающихся
на
конкурс
WorldSkills
Russia
Юниор
по
компетенции
«Лазерные
технологии»
либо
«Фрезерные работы на станках с ЧПУ».