Автор: Галашева Вера Александровна
Должность: моу до "детская школа искусств"
Учебное заведение: МОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Новодвинск Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Интегрированный урок "Русский народный танец"
Раздел: дополнительное образование
План открытого интегрированного урока
Методическая цель: проведение открытого урока для преподавателей КПК
АОИОО
Преподаватели: Галашева В.А. и Никитина Л.В.
Учебное заведение: МОУ ДО «ДШИ» г. Новодвинск
Дата: 21.01.2020
Предмет: Музыкальная литература и Народно - сценический танец
ДОП: предпрофессиональная / общеразвивающая
Аудитория: слушатели курсов
Продолжительность урока: 40 минут
Тема урока: «Русский народный танец»
Цель урока: Разностороннее изучение истории русского народного танца,
особенностей хоровода, его видов средствами различных учебных
дисциплин.
Задачи урока:
образовательные:
1.
познакомить с историей русского танца;
2.
научить основным видам хоровода
3.
научить правильно, ритмично и выразительно выполнять под музыку
движения танца
развивающая:
1.
развивать интерес к культуре русского народного танца.
2.
формировать умение работать в коллективе
3.
развивать чувство ритма, координацию движения
воспитательная:
1.
способствовать более глубокому осознанию и усвоению программного
материала
2.
воспитывать трудовую дисциплину, инициативность
Межпредметные связи: две однородные темы различных предметов и
разных отделений объединены в одно целое с целью: дать слушателям курсов
более глубокие знания в области истории русского народного танца,
особенностей хоровода, его видов
«Музыкальная литература» 4 класс фортепианное и народное отделения -
тема: 3.3«Марш, танец»
«Народно – сценический танец» 3 класс хореографическое отделение - тема:
«Элементы русского народного и народно – сценического танца»
Тип урока: интегрированный урок формирования знаний, умений и навыков
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, дедуктивный,
репродуктивный
Материально-техническое оснащение:
1.
Музыкальный инструмент – фортепьяно
2.
Мультимедийный проектор и компьютер;
3.
Музыкальный центр
Материалы и инструменты преподавателей: план урока, слайды,
музыкальные произведения в записи
Материалы и инструменты учащихся: коврики для упражнений, скамейки для
сидения.
Репертуарный список:
1.
Русская народная песня «Как у наших у ворот» - разминка у станка
2.
Е.Родыгин «Белым снегом» - хоровод
3.
Хоровод «Лебедушка» - видео
4.
Хоровод «Березка» - видео
5.
Хоровод «Цепочка»
6.
Народный танец на поклон - на поклон
План урока
1.
Организационный момент- 1 минута
2.
Мотивация предстоящей учебной деятельности – 5 минут
3.
Актуализация знаний по теме урока – 3 минуты
4.
Применение знаний. Закрепление пройденного материала, выполнение
практической работы – 28 минут
5.
Заключительная часть. Подведение итогов по проделанной работе – 3
минуты
Ход урока:
1.
Организационный момент - 1мин.
Слушатели курсов встают у станка.
Галашева В.А.
Здравствуйте! Я очень рада встрече с вами. Сегодня необычный урок. Я,
Галашева В.А., преподаватель теоретических дисциплин и Никитина Л.В.,
преподаватель класса хореографии провели в декабре 2019 года открытый
интегрированный урок для учащихся разных отделений (музыкального и
хореографического) 4 классов нашей школы. Сегодня мы хотим поделиться
опытом проведения интегрированных занятий с вами. Итак, представьте себя
учениками.
Так получилось, что столь разные искусства как хореография и музыка
сегодня соединились в единое целое, т.к. их объединила общая тема - русский
народный танец. Я уверена, что сегодняшний урок принесёт вам много
нового, интересного и неожиданного. Сегодня мы с вами отправляемся в
путешествие в прошлое – в мир русского народного танца.
2.
Мотивация предстоящей учебной деятельности - 5 минут
Ну а для того, чтобы подготовиться к пути, давайте приведем себя в форму и
немножечко разогреемся. В пути нас ждет немало приятных трудностей, а
чтобы их преодолеть, нужно обязательно сделать маленькую разминку,
которую проведет с вами учитель хореографии Никитина Л.В.. Итак, вперёд.
Слушатели курсов встают на разминку у станка. Практическая деятельность,
разминка:
Разминка у станка:
1.Releve (подъем на полупальцы) по 6 позиции 8 раз (4 такта)
На счет «и» - подъем на полупальцы по 6 позиции
На счет «раз» – опускание на обе ступни по 6 позиции
На счет «и два » и следующие три такта повторяем движение на счет «и раз»
2.Поочередное releve (подъем на полупальцы) по 6 позиции 8 раз (4 такта)
На счет «и» - подъем на полупальцы по 6 позиции
На счет «раз» – левая пятка опускается на пол, правая остается на носочке
На счет «и» - подъем на полупальцы по 6 позиции
На счет «два» – правая пятка опускается на пол, левая остается на носочке
Следующие три такта повторяем движения на счет «и раз и два »
3. Перекаты с полупальцев на пятки 8 раз (8 тактов)
На счет «раз и» - подъем на полупальцы по 6 позиции
На счет «два и» - перекат на пятки по 6 позиции
Следующие семь тактов повторяем движения на счет « раз и два и »
По кругу:
1.Разогрев коленей (8 тактов)
А)На счет «раз и» - ноги в 6 позиции, ладонями по коленям делаем круговое
движение вправо
На счет «два и » и следующий такт повторяем движение на счет «раз и»
Б)На счет «раз и» - ноги в 6 позиции, ладонями по коленям делаем круговое
движение влево
На счет «два и » и следующий такт повторяем движение на счет «раз и »
В)На счет «раз и» - ноги в 6 позиции, коленями делаем круговое движение
вправо
На счет «два и » и следующий такт повторяем движение на счет «раз и»
Г) На счет «раз и» - ноги в 6 позиции, коленями делаем круговое движение
влево
На счет «два и » и следующий такт повторяем движение на счет «раз и»
3. Актуализация знаний по теме урока - 3 минуты
Галашева В.А.
А теперь, я думаю, самое время познакомиться с русским народным
творчеством поближе. Усаживайтесь поудобнее на скамейки.
Презентация.
1 слайд. Танец – душа народа. Хореография – такой вид искусства, что мы без
слов должны доносить до зрителя те ощущения, настроение которые мы
ощущаем в данное время. Когда в песне всё это можно сказать словами.
Русский танец является одним из наиболее древних видов народного
творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека.
2 слайд. На протяжении многовековой истории своего развития русский
народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарным
сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.). В танце народ
передаёт свои чувства, мысли, настроение, отношение к жизненным
явлениям.
3 слайд. Русский танец всегда был тесно связан с бытом, обрядами и
обычаями (рождение, свадьба, игры и т.п.) Танцами народ украшал свой быт,
свою жизнь.
Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска,
которые в свою очередь состоят из различных видов.
4 слайд. Хоровод – массовое народное действо, объединяющее большое
количество людей, непременная часть весенних и летних гуляний и больших
празднеств, в котором могли принять участие все желающие, не
профессиональные музыканты, а простые люди.
Видео «Хоровод «Лебедушка». 0.54 -1.54
Обычно исполнялась хороводная песня. Участники гулянья, взявшись за
руки, двигались по кругу в такт музыке и пели.
Движения им подсказывал текст песни. Например
«Заинька, попляши
Серенький поскачи!»
«А мы сеяли, сеяли ленок…»
«Белым снегом» - послушать.
Песни, под которые исполняют хороводы, имеют различное содержание и
тематику. По песне определяется тема или содержание хоровода.
Самые распространенные хороводные песни: «Березка», «А мы сеяли, сеяли
ленок», «Вейся, вейся капустка», «Выйду ль я на реченьку». Движение
хоровода, его рисунок или игровые моменты всегда исходят из конкретного
содержания песни, сопровождающий хоровод. Содержание это влияет на
построение хоровода, позволяя отнести его к тому или иному виду.
Как вы думаете, в наше время на каких-нибудь праздниках исполняются
хороводы?
5 слайд. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но все-таки
наиболее типичной, начальной формой построения является круг.
6 слайд .Часто можно встретить двойной круг - круг в круге.
7 слайд. Или два круга рядом.
8 слайд. Но движения хоровода не ограничиваются круговым рисунком.
9 слайд. Есть и орнаментальные хороводы, выводящие рисунки.
10 слайд. И игровые хороводы.
Но любой вид хоровода будет исполняться под медленный темп. Например
хоровод «Цепочка» - послушать.
Давайте сейчас вместе с вами попробуем создать свой хоровод, и сделать
некоторые основные фигуры.
3.
Применение знаний. Закрепление пройденного материала, выполнение
практической работы - 28 минут
Никитина Л.В.
Каждый рисунок в хороводе имеет свое название: например: «круг»,
«воротца», « «змейка», «полукруг»
(Практическая деятельность, выполнение хороводных рисунков «круг»,
«змейка», «полукруг», «воротца»)
Хоровод:
Основной шаг:
На каждую восьмую такта делать по одному шагу вперед
1 – 16 такт
«Змейка»
Слушатели делятся на две группы. Одна группа за руки двигается по заднему
плану сцены, другая по переднему плану сцены (рис.1)
17- 20 такт
«Круг »
Образовав круг, дети двигаются по направлению в центр круга сгибая в
локтях руки на верх (рис.2)
21- 24 такт
Из круга двигаются по направлению из центра круга опуская в локтях руки
вниз (рис.3)
25 – 32 такт
Образовать полукруг, поделиться попалам , поменяться местами (рисунок 5 и
6)
«Воротца»
Стоящие в центре поднимаю руки наверх, крайние за собой ведут
остальных,проходя в «ворота » средних
Рисунки хоровода:
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6
Галашева В.А.
Молодцы, у нас получились несколько видов хоровода. Какие? (круговой,
полукруг, змейка, воротца).
Со временем хороводы стали переносить на сцену и добавлять все более
сложные элементы.
Видео «Хоровод «Березка». 3.13 -4.13
Видео «Хоровод «Лебедушка» 6.05 - 7.05
Никитина Л.В.
Сейчас мы с вами попробуем построить более сложный вид хоровода –
двойной круговой.
4.
Заключительная часть. Подведение итогов по проделанной работе. Рефлексия
- 2 мин.
Галашева В.А.
Вот как много нового узнали вы сегодня на нашем занятии. Я надеюсь, вам
было интересно?
Галашева В.А.
Итак, давайте подведем итоги. Предлагаю проверить свои знания и ответить
на вопросы: слайды 12-16.
Никитина Л.В.
А завершает наш необычный урок, как всегда, поклон.