Напоминание

"Интегрированный урок "Русский народный танец"


Автор: Галашева Вера Александровна
Должность: моу до "детская школа искусств"
Учебное заведение: МОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Новодвинск Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Интегрированный урок "Русский народный танец"
Раздел: дополнительное образование





Назад




План открытого интегрированного урока

Методическая цель: проведение открытого урока для преподавателей КПК

АОИОО

Преподаватели: Галашева В.А. и Никитина Л.В.

Учебное заведение: МОУ ДО «ДШИ» г. Новодвинск

Дата: 21.01.2020

Предмет: Музыкальная литература и Народно - сценический танец

ДОП: предпрофессиональная / общеразвивающая

Аудитория: слушатели курсов

Продолжительность урока: 40 минут

Тема урока: «Русский народный танец»

Цель урока: Разностороннее изучение истории русского народного танца,

особенностей хоровода, его видов средствами различных учебных

дисциплин.

Задачи урока:

образовательные:

1.

познакомить с историей русского танца;

2.

научить основным видам хоровода

3.

научить правильно, ритмично и выразительно выполнять под музыку

движения танца

развивающая:

1.

развивать интерес к культуре русского народного танца.

2.

формировать умение работать в коллективе

3.

развивать чувство ритма, координацию движения

воспитательная:

1.

способствовать более глубокому осознанию и усвоению программного

материала

2.

воспитывать трудовую дисциплину, инициативность

Межпредметные связи: две однородные темы различных предметов и

разных отделений объединены в одно целое с целью: дать слушателям курсов

более глубокие знания в области истории русского народного танца,

особенностей хоровода, его видов

«Музыкальная литература» 4 класс фортепианное и народное отделения -

тема: 3.3«Марш, танец»

«Народно – сценический танец» 3 класс хореографическое отделение - тема:

«Элементы русского народного и народно – сценического танца»

Тип урока: интегрированный урок формирования знаний, умений и навыков

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, дедуктивный,

репродуктивный

Материально-техническое оснащение:

1.

Музыкальный инструмент – фортепьяно

2.

Мультимедийный проектор и компьютер;

3.

Музыкальный центр

Материалы и инструменты преподавателей: план урока, слайды,

музыкальные произведения в записи

Материалы и инструменты учащихся: коврики для упражнений, скамейки для

сидения.

Репертуарный список:

1.

Русская народная песня «Как у наших у ворот» - разминка у станка

2.

Е.Родыгин «Белым снегом» - хоровод

3.

Хоровод «Лебедушка» - видео

4.

Хоровод «Березка» - видео

5.

Хоровод «Цепочка»

6.

Народный танец на поклон - на поклон

План урока

1.

Организационный момент- 1 минута

2.

Мотивация предстоящей учебной деятельности – 5 минут

3.

Актуализация знаний по теме урока – 3 минуты

4.

Применение знаний. Закрепление пройденного материала, выполнение

практической работы – 28 минут

5.

Заключительная часть. Подведение итогов по проделанной работе – 3

минуты

Ход урока:

1.

Организационный момент - 1мин.

Слушатели курсов встают у станка.

Галашева В.А.

Здравствуйте! Я очень рада встрече с вами. Сегодня необычный урок. Я,

Галашева В.А., преподаватель теоретических дисциплин и Никитина Л.В.,

преподаватель класса хореографии провели в декабре 2019 года открытый

интегрированный урок для учащихся разных отделений (музыкального и

хореографического) 4 классов нашей школы. Сегодня мы хотим поделиться

опытом проведения интегрированных занятий с вами. Итак, представьте себя

учениками.

Так получилось, что столь разные искусства как хореография и музыка

сегодня соединились в единое целое, т.к. их объединила общая тема - русский

народный танец. Я уверена, что сегодняшний урок принесёт вам много

нового, интересного и неожиданного. Сегодня мы с вами отправляемся в

путешествие в прошлое – в мир русского народного танца.

2.

Мотивация предстоящей учебной деятельности - 5 минут

Ну а для того, чтобы подготовиться к пути, давайте приведем себя в форму и

немножечко разогреемся. В пути нас ждет немало приятных трудностей, а

чтобы их преодолеть, нужно обязательно сделать маленькую разминку,

которую проведет с вами учитель хореографии Никитина Л.В.. Итак, вперёд.

Слушатели курсов встают на разминку у станка. Практическая деятельность,

разминка:

Разминка у станка:

1.Releve (подъем на полупальцы) по 6 позиции 8 раз (4 такта)

На счет «и» - подъем на полупальцы по 6 позиции

На счет «раз» – опускание на обе ступни по 6 позиции

На счет «и два » и следующие три такта повторяем движение на счет «и раз»

2.Поочередное releve (подъем на полупальцы) по 6 позиции 8 раз (4 такта)

На счет «и» - подъем на полупальцы по 6 позиции

На счет «раз» – левая пятка опускается на пол, правая остается на носочке

На счет «и» - подъем на полупальцы по 6 позиции

На счет «два» – правая пятка опускается на пол, левая остается на носочке

Следующие три такта повторяем движения на счет «и раз и два »

3. Перекаты с полупальцев на пятки 8 раз (8 тактов)

На счет «раз и» - подъем на полупальцы по 6 позиции

На счет «два и» - перекат на пятки по 6 позиции

Следующие семь тактов повторяем движения на счет « раз и два и »

По кругу:

1.Разогрев коленей (8 тактов)

А)На счет «раз и» - ноги в 6 позиции, ладонями по коленям делаем круговое

движение вправо

На счет «два и » и следующий такт повторяем движение на счет «раз и»

Б)На счет «раз и» - ноги в 6 позиции, ладонями по коленям делаем круговое

движение влево

На счет «два и » и следующий такт повторяем движение на счет «раз и »

В)На счет «раз и» - ноги в 6 позиции, коленями делаем круговое движение

вправо

На счет «два и » и следующий такт повторяем движение на счет «раз и»

Г) На счет «раз и» - ноги в 6 позиции, коленями делаем круговое движение

влево

На счет «два и » и следующий такт повторяем движение на счет «раз и»

3. Актуализация знаний по теме урока - 3 минуты

Галашева В.А.

А теперь, я думаю, самое время познакомиться с русским народным

творчеством поближе. Усаживайтесь поудобнее на скамейки.

Презентация.

1 слайд. Танец – душа народа. Хореография – такой вид искусства, что мы без

слов должны доносить до зрителя те ощущения, настроение которые мы

ощущаем в данное время. Когда в песне всё это можно сказать словами.

Русский танец является одним из наиболее древних видов народного

творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека.

2 слайд. На протяжении многовековой истории своего развития русский

народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарным

сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.). В танце народ

передаёт свои чувства, мысли, настроение, отношение к жизненным

явлениям.

3 слайд. Русский танец всегда был тесно связан с бытом, обрядами и

обычаями (рождение, свадьба, игры и т.п.) Танцами народ украшал свой быт,

свою жизнь.

Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска,

которые в свою очередь состоят из различных видов.

4 слайд. Хоровод – массовое народное действо, объединяющее большое

количество людей, непременная часть весенних и летних гуляний и больших

празднеств, в котором могли принять участие все желающие, не

профессиональные музыканты, а простые люди.

Видео «Хоровод «Лебедушка». 0.54 -1.54

Обычно исполнялась хороводная песня. Участники гулянья, взявшись за

руки, двигались по кругу в такт музыке и пели.

Движения им подсказывал текст песни. Например

«Заинька, попляши

Серенький поскачи!»

«А мы сеяли, сеяли ленок…»

«Белым снегом» - послушать.

Песни, под которые исполняют хороводы, имеют различное содержание и

тематику. По песне определяется тема или содержание хоровода.

Самые распространенные хороводные песни: «Березка», «А мы сеяли, сеяли

ленок», «Вейся, вейся капустка», «Выйду ль я на реченьку». Движение

хоровода, его рисунок или игровые моменты всегда исходят из конкретного

содержания песни, сопровождающий хоровод. Содержание это влияет на

построение хоровода, позволяя отнести его к тому или иному виду.

Как вы думаете, в наше время на каких-нибудь праздниках исполняются

хороводы?

5 слайд. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но все-таки

наиболее типичной, начальной формой построения является круг.

6 слайд .Часто можно встретить двойной круг - круг в круге.

7 слайд. Или два круга рядом.

8 слайд. Но движения хоровода не ограничиваются круговым рисунком.

9 слайд. Есть и орнаментальные хороводы, выводящие рисунки.

10 слайд. И игровые хороводы.

Но любой вид хоровода будет исполняться под медленный темп. Например

хоровод «Цепочка» - послушать.

Давайте сейчас вместе с вами попробуем создать свой хоровод, и сделать

некоторые основные фигуры.

3.

Применение знаний. Закрепление пройденного материала, выполнение

практической работы - 28 минут

Никитина Л.В.

Каждый рисунок в хороводе имеет свое название: например: «круг»,

«воротца», « «змейка», «полукруг»

(Практическая деятельность, выполнение хороводных рисунков «круг»,

«змейка», «полукруг», «воротца»)

Хоровод:

Основной шаг:

На каждую восьмую такта делать по одному шагу вперед

1 – 16 такт

«Змейка»

Слушатели делятся на две группы. Одна группа за руки двигается по заднему

плану сцены, другая по переднему плану сцены (рис.1)

17- 20 такт

«Круг »

Образовав круг, дети двигаются по направлению в центр круга сгибая в

локтях руки на верх (рис.2)

21- 24 такт

Из круга двигаются по направлению из центра круга опуская в локтях руки

вниз (рис.3)

25 – 32 такт

Образовать полукруг, поделиться попалам , поменяться местами (рисунок 5 и

6)

«Воротца»

Стоящие в центре поднимаю руки наверх, крайние за собой ведут

остальных,проходя в «ворота » средних

Рисунки хоровода:

Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3

Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6

Галашева В.А.

Молодцы, у нас получились несколько видов хоровода. Какие? (круговой,

полукруг, змейка, воротца).

Со временем хороводы стали переносить на сцену и добавлять все более

сложные элементы.

Видео «Хоровод «Березка». 3.13 -4.13

Видео «Хоровод «Лебедушка» 6.05 - 7.05

Никитина Л.В.

Сейчас мы с вами попробуем построить более сложный вид хоровода –

двойной круговой.

4.

Заключительная часть. Подведение итогов по проделанной работе. Рефлексия

- 2 мин.

Галашева В.А.

Вот как много нового узнали вы сегодня на нашем занятии. Я надеюсь, вам

было интересно?

Галашева В.А.

Итак, давайте подведем итоги. Предлагаю проверить свои знания и ответить

на вопросы: слайды 12-16.

Никитина Л.В.

А завершает наш необычный урок, как всегда, поклон.



В раздел образования