Напоминание

"Приём "Игровой тренинг" на уроках ОБЖ для активизации познавательной деятельности учащихся"


Автор: Степанова Лариса Анатольевна
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: МБОУ Усвятская СОШ
Населённый пункт: Дорогобужский район, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приём "Игровой тренинг" на уроках ОБЖ для активизации познавательной деятельности учащихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Приём «Игровой тренинг» на уроках ОБЖ

для активизации познавательной деятельности учащихся

Преподаватель-организатор ОБЖ Степанова Л.А. ,

МБОУ Усвятская СОШ, Дорогобужского района, Смоленской области

Уважаемые коллеги, сегодня предлагаю вместе познакомиться и опробовать на

практике приём «Игровой тренинг», который многие используют в своей работе для

активизации познавательной деятельности учащихся. Основная особенность этого приёма

в том, что он даёт возможность моделирования учебной ситуации. Приём обеспечивает

эмоциональный отклик, новизну восприятия со стороны школьников.

Учитывая специфику предмета, все особенности данного приёма стимулируют

познавательный интерес, обостряют эмоционально-мыслительные процессы, заставляют

наблюдать, сравнивать, догадываться и находить выход из создавшихся ситуаций.

Разновидностью

«Игрового

тренинга»

является

компьютерная

игра

по

ПДД. Может применяться как для обучения, так и для развлечения (5,8,10 классы).

Усвоение материала проверяется тестом, предлагаемым в конце каждого этапа обучения.

Данная компьютерная игра позволяет обобщать знания по правилам дорожного

движения. С помощью этой игры мы готовились к участию в районном конкурсе юных

инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо». Один из этапов конкурса «Знание

ПДД».

В своей работе использую вид «Игрового тренинга» в форме ток-шоу.

Ток-шоу – атрибут нашего времени, всем известный вид телепередачи, в которой

один или несколько ведущих обсуждают с приглашёнными участниками ту или иную

тему. К такому решению некоторых вопросов натолкнул ученик 9 класса. Дело было

так.

9 класс. Тема «МЧС России». Домашнее задание – написать мини-рассуждение на

тему «Почему одним из важнейших направлений деятельности МЧС России является

формирование культуры безопасности жизнедеятельности у всего населения страны?»

Ребёнок

был

не

готов,

тогда

ему

предложили

подвести

итог

обсуждения.

Получилось хорошо. Пришла идея использовать данную находку при проведении уроков

ОБЖ.

В нашей школе уже лет 15 функционирует «Школа безопасности». И с 2018 года

(года, который был объявлен «Годом добровольца и волонтера) занятия в этой школе

ведут волонтёры. Кстати, волонтёры как учитель – это дополнительный приём, который

способствует активизации мыслительной деятельности младших школьников.

На этих занятиях мы часто используем приём «Игровой тренинг», если желаемый

результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных

знаний на практике.

Например: Виртуальная экскурсия «Опасные места».

Ребятам необходимо виртуально пройти дорогу от дома к школе (к остановке

школьного автобуса), составить схематично маршрут движения и отметить опасные

места.

На

занятии

рассказать

своим

одноклассникам

и

вместе

выработать

правила

поведения.

В

месте с

волонтёрами на занятиях в Школе безопасности используем приём «Эксперт», который

позволяет решать ситуационные задачи. Этот приём нравится и учащимся 5-7 классов и

старшеклассникам.

Темы занятий в Школе безопасности: «Домашние опасности», «Новый год без

хлопот» и т.д. Учащимся предлагается смоделировать опасную ситуацию и выработать

правило, как этой ситуации избежать.

Использую на уроках ОБЖ ситуационно-имитационное моделирование (ролевую

игру).

Это

позволяет

преодолеть

пассивность

учеников,

стимулирует

умственную

деятельность, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.

На

уроке

ОБЖ

возможна

отработка

большого

количества

учебных

вопросов

благодаря моделированию различных ситуаций и ролей на уроке. Вместе моделируем

ситуации

и

распределяем

роли.

Пример 1: 5 класс Тема «Обеспечение личной безопасности на улице».

1 ситуация. Незнакомец уговаривает ребенка пойти с ним. Ребёнок соглашается.

2 ситуация. Незнакомец уговаривает ребенка пойти с ним. Ребёнок не соглашается

и защищается в случае необходимости.

Пример 2: 5 класс Тема «Обеспечение личной безопасности дома».

1 ситуация. Незнакомец звонит в дверь. Ребёнок открывает.

2 ситуация. Незнакомец звонит в дверь. Безопасное поведение ребёнка.

3 ситуация: Разговор по телефону.

По завершению игры разбираются ситуации, правильность поведения детей и

совместными усилиями вырабатываются правила поведения.

Ребята

будут

себя

чувствовать

намного

увереннее

в

реальных

условиях,

научившись

поступать

правильно

в

игровых

ситуациях,

близко

воспроизводящих

реальную обстановку.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми используем образы

сказочных персонажей. Рассматриваем поведение героев сказки с точки зрения основ

безопасности жизнедеятельности. Для этого подбираем сказки, в которых сказочные герои

нарушают правила обеспечения безопасности дома и на улице.

Использую

данный

приём,

наблюдаю,

что

учащиеся

не

только

получают

теоретическую информацию, но при этом активизируют свои знания, что положительно

отражается

на

успеваемости

детей,

а

также

получают

возможность

применять

полученные

знания

на

практике.

При

этом

учитель

или

волонтёр

выполняет

направляющую

функцию,

что

в

полной

мере

отражает

требования

современного

образовательного процесса.

Используемая литература

Учебник ОБЖ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Москва, Просвещение, 2015 г.

Фотографии из личного архива



В раздел образования