Автор: Степанова Лариса Анатольевна
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: МБОУ Усвятская СОШ
Населённый пункт: Дорогобужский район, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приём "Игровой тренинг" на уроках ОБЖ для активизации познавательной деятельности учащихся"
Раздел: среднее образование
Приём «Игровой тренинг» на уроках ОБЖ
для активизации познавательной деятельности учащихся
Преподаватель-организатор ОБЖ Степанова Л.А. ,
МБОУ Усвятская СОШ, Дорогобужского района, Смоленской области
Уважаемые коллеги, сегодня предлагаю вместе познакомиться и опробовать на
практике приём «Игровой тренинг», который многие используют в своей работе для
активизации познавательной деятельности учащихся. Основная особенность этого приёма
в том, что он даёт возможность моделирования учебной ситуации. Приём обеспечивает
эмоциональный отклик, новизну восприятия со стороны школьников.
Учитывая специфику предмета, все особенности данного приёма стимулируют
познавательный интерес, обостряют эмоционально-мыслительные процессы, заставляют
наблюдать, сравнивать, догадываться и находить выход из создавшихся ситуаций.
Разновидностью
«Игрового
тренинга»
является
компьютерная
игра
по
ПДД. Может применяться как для обучения, так и для развлечения (5,8,10 классы).
Усвоение материала проверяется тестом, предлагаемым в конце каждого этапа обучения.
Данная компьютерная игра позволяет обобщать знания по правилам дорожного
движения. С помощью этой игры мы готовились к участию в районном конкурсе юных
инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо». Один из этапов конкурса «Знание
ПДД».
В своей работе использую вид «Игрового тренинга» в форме ток-шоу.
Ток-шоу – атрибут нашего времени, всем известный вид телепередачи, в которой
один или несколько ведущих обсуждают с приглашёнными участниками ту или иную
тему. К такому решению некоторых вопросов натолкнул ученик 9 класса. Дело было
так.
9 класс. Тема «МЧС России». Домашнее задание – написать мини-рассуждение на
тему «Почему одним из важнейших направлений деятельности МЧС России является
формирование культуры безопасности жизнедеятельности у всего населения страны?»
Ребёнок
был
не
готов,
тогда
ему
предложили
подвести
итог
обсуждения.
Получилось хорошо. Пришла идея использовать данную находку при проведении уроков
ОБЖ.
В нашей школе уже лет 15 функционирует «Школа безопасности». И с 2018 года
(года, который был объявлен «Годом добровольца и волонтера) занятия в этой школе
ведут волонтёры. Кстати, волонтёры как учитель – это дополнительный приём, который
способствует активизации мыслительной деятельности младших школьников.
На этих занятиях мы часто используем приём «Игровой тренинг», если желаемый
результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных
знаний на практике.
Например: Виртуальная экскурсия «Опасные места».
Ребятам необходимо виртуально пройти дорогу от дома к школе (к остановке
школьного автобуса), составить схематично маршрут движения и отметить опасные
места.
На
занятии
рассказать
своим
одноклассникам
и
вместе
выработать
правила
поведения.
В
месте с
волонтёрами на занятиях в Школе безопасности используем приём «Эксперт», который
позволяет решать ситуационные задачи. Этот приём нравится и учащимся 5-7 классов и
старшеклассникам.
Темы занятий в Школе безопасности: «Домашние опасности», «Новый год без
хлопот» и т.д. Учащимся предлагается смоделировать опасную ситуацию и выработать
правило, как этой ситуации избежать.
Использую на уроках ОБЖ ситуационно-имитационное моделирование (ролевую
игру).
Это
позволяет
преодолеть
пассивность
учеников,
стимулирует
умственную
деятельность, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
На
уроке
ОБЖ
возможна
отработка
большого
количества
учебных
вопросов
благодаря моделированию различных ситуаций и ролей на уроке. Вместе моделируем
ситуации
и
распределяем
роли.
Пример 1: 5 класс Тема «Обеспечение личной безопасности на улице».
1 ситуация. Незнакомец уговаривает ребенка пойти с ним. Ребёнок соглашается.
2 ситуация. Незнакомец уговаривает ребенка пойти с ним. Ребёнок не соглашается
и защищается в случае необходимости.
Пример 2: 5 класс Тема «Обеспечение личной безопасности дома».
1 ситуация. Незнакомец звонит в дверь. Ребёнок открывает.
2 ситуация. Незнакомец звонит в дверь. Безопасное поведение ребёнка.
3 ситуация: Разговор по телефону.
По завершению игры разбираются ситуации, правильность поведения детей и
совместными усилиями вырабатываются правила поведения.
Ребята
будут
себя
чувствовать
намного
увереннее
в
реальных
условиях,
научившись
поступать
правильно
в
игровых
ситуациях,
близко
воспроизводящих
реальную обстановку.
Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми используем образы
сказочных персонажей. Рассматриваем поведение героев сказки с точки зрения основ
безопасности жизнедеятельности. Для этого подбираем сказки, в которых сказочные герои
нарушают правила обеспечения безопасности дома и на улице.
Использую
данный
приём,
наблюдаю,
что
учащиеся
не
только
получают
теоретическую информацию, но при этом активизируют свои знания, что положительно
отражается
на
успеваемости
детей,
а
также
получают
возможность
применять
полученные
знания
на
практике.
При
этом
учитель
или
волонтёр
выполняет
направляющую
функцию,
что
в
полной
мере
отражает
требования
современного
образовательного процесса.
Используемая литература
Учебник ОБЖ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Москва, Просвещение, 2015 г.
Фотографии из личного архива