Автор: Смердина Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№210 "Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская обл.
Наименование материала: картотека
Тема: Народные подвижные игры
Раздел: дошкольное образование
«О радость жизни, детская игра!
Век не уйти с соседского двора.
За мной являлась мать. Но даже маме
В лапту случилось заиграться с нами»
Берестов В.Д.
Игра
–
это
форма
деятельности
в
условных
ситуациях,
направленная
на
воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых
способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Игра
является наиболее свободной деятельностью ребенка-дошкольника. Она выступает и как
форма
организации
жизни
детей
в
дошкольном
учреждении,
и
как
средство
их
разностороннего развития, и как метод обучения. Игре придается большое значение в
социальном становлении личности ребенка, а игровые навыки рассматриваются как один
из показателей его общего развития.
Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами
представляют
собой
основу
начального
этапа
формирования
гармонически
развитой,
активной
личности,
сочетающей
в
себе
духовное
богатство,
моральную
чистоту
и
физическое совершенство.
По определению П.П.
Лесгафта
(российский
биолог,
анатом,
антрополог,
врач,
педагог), подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится
к
жизни. Подвижная игра –
незаменимое
средство
пополнения
ребенком
знаний
и
представлений об окружающем мире, развитии мышления, смекалки, ловкости, сноровки,
ценных морально-волевых качеств.
Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский, считал русские народные игры
могущественным средством воспитания, рекомендовал их для широкого использования и
призывал педагогов к собранию их для детей.
В игре дети знакомятся с новыми словами и соответствующими предметами
жизни,
узнают
взаимоотношения
этих
предметов
и
отношение
к
ним
человека.
Содержание подвижных игр отображает русскую жизнь, характер и быт русского народа.
Русские
народные
подвижные
игры
являются
традиционным
средством
педагогики. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту и знаниям наших предков, к
русским народным принципам образования, так как именно там мы находим ответы на
многие трудные вопросы сегодняшнего дня.
Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены
временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая
в
себя общечеловеческие ценности.
Главное условие подвижных игр – развить фантазию ребенка настолько, чтобы
впоследствии он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры. Народные
игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста.
Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции
р а д о с т и
и
о п а с е н и я ,
п о буж д а ют
к
о с то р ож н о с т и
и
у вл е ка ют
д е т е й .
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности
они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений:
ходьбу,
бег,
прыжки,
борьбу,
лазанье,
метание,
бросание
и
ловлю,
упражнения
с
предметами
-
потому
являются
самыми
универсальными
и
незаменимым
средством
физического воспитания детей.
Русские народные игры способствуют развитию дыхательной системы, нервной
системы и общему укреплению здоровья ребёнка, а проведение русских народных игр на
воздухе обеспечивает хороший закаливающий эффект.
Создавая наиболее благоприятные условия для проведения подвижных игр можно
решить следующие задачи:
1) оздоровительные - развивать и укреплять костно - мышечную систему, формировать
правильную осанку, повышать функциональную деятельность организма.
2) образовательные - создавать у играющих верные представления о поведении в реальной
жизни, закреплять в их сознании представления о сложившихся в обществе отношениях
между людьми.
3)
воспитательные
–
воспитывать
физические
качества:
быстрота,
ловкость,
сила,
выносливость, гибкость.
Подвижные игры можно разделить на:
1. Групповые игры (без разделения на команды)
2. Командные игры.
3. Соревнования - поединки.
4. Общеразвивающие игры (со скакалками, мячами; с бегом, прыжками, метанием; игры в
зимнее время на воздухе)
Картотека народных подвижных игр.
«Салки»
Площадка ограничивается, выбирается один «ловишка». Задача «ловишки» коснуться
одного игрока рукой, после этого они меняются ролями и пойманный ребенок становится
«ловишкой».
«Коршун и наседка»
В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой.
Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться
друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается
поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не
даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро
двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.
«Два Мороза»
На
противоположных
сторонах
площадки
обозначается
два
дома,
в
одном
из
них
находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящие – Мороз -
красный нос, он говорит: «Я мороз – красный нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?»
Дети отвечают хором: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» После этого они
перебегают через площадку в другой дом, Мороз их догоняет и старается заморозить.
Замороженные
останавливаются
на
том
месте,
где
их
настиг
мороз,
и
стоят
так
до
окончания
пробежки.
Мороз
подсчитывает,
сколько
играющих
удалось
при
этом
заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся
после сигнала, тоже считаются замороженными.
«Гори, гори ясно»
Количество игроков: четное. Играющие, выстраиваются парами друг за другом — в
колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара
проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий»
становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют
или приговаривают: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо, Птички летят,
Колокольчики звенят: — Дин - дон, дин - дон, Выбегай скорее вон!»
По
окончании
песенки
двое
играющих,
оказавшись
впереди,
разбегаются
в
разные
стороны, остальные хором кричат: Раз, два, не воронь, А беги, как огонь! «Горящий»
старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем
одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять
ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а
водит игрок, оставшийся без пары.
«У медведя во бору»
На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой на расстоянии
двух-трёх шагов очерчивается место для медведя. На противоположном конце площадки
обозначается линией дом детей. Выбирается медведь, остальные игроки – Дети. Дети
направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды, проговаривая слова: « У медведя во
бору Грибы ягоды беру, А медведь сидит и на нас рычит». Когда игроки произнесут слово
«рычит» медведь с рычанием встаёт, а дети бегут домой. Медведь старается их поймать
(коснуться). Пойманного медведь отводит к себе. Игра повторяется.
«Кони»
Дети изображают коней, воспитатель – пастуха. Он имитирует игру на дудочке, говоря:
«Тары, тары, та-Ра-Ра ушли кони со двора. Со двора то на село, А село то далеко, На
зелёненький лужок, Да во тёмный во лесок». Дети ходят по площадке, постукивают
носком ноги, бьют копытами, машут головой. «Долго тех коне ловили, долго по лесу
бродили, а ловили то уздой, а поймали, привязали, чтоб опять не убежали» дети скачут
галопом по всей площадке, с окончанием слов пастух гонит коней к селу.
«Хохлатка»
На роль хохлатки воспитатель заранее назначает ребёнка, а остальные дети – цыплята.
Одному из играющих воспитатель даёт свистульку. Все действия исполняются согласно
тексту песни. В конце хохлатка помогает цыпленку слезть с пенька, забирает у него
свистульку
и
отдаёт
её
другому
цыплёнку.
Песню
исполняет
сам
воспитатель:
«Вот
хохлатка в сад вывела цыплят,
Влез цыплёнок на пенёчек,
И свистит он в свой свисточек
Целый час подряд,
Мать из далека все зовёт сынка:
- куд-куда, куд-куда!
Он свистит одно и тоже, что никак он слезть не может
С этого пенька».
«Пустое место»
Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков,
одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в
противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места
в
к р у г е ,
т о т
и
з а н и м а е т
е г о ,
а
о п о з д а в ш и й
с т а н о в и т с я
в о д я щ и м .
Правила:
1.Дети бегают только за кругом.
2.Стоящие в кругу не должны задерживать бегущих.
3.Если дети прибегают к свободному месту одновременно, то они оба встают в круг, и
выбирается новый водящий.
Указания к проведению. Играют в эту игру в любое время года на большой площадке, где
можно бегать без помех. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага друг
от друга, руки у всех опущены. Если детей много, лучше организовать два круга
играющих.
«Грибочки»
Дети делятся на две команды. На полу площадки разбросаны кубики (грибы). У каждой
команды стоит по одной корзине. По одному человеку из каждой команды собирает грибы
на время (10 секунд), по сигналу последующие игроки команд (по одному) собирают
грибы. У какой команды будет больше грибов в конце игры, та и победила.
«С кочки на кочку»
Дети делятся на две группы, у каждого игрока каждой группы есть по 2 кочки (2 листа
бумаги). На расстоянии 10 метров начерчена линия (берег реки). Задача каждого игрока
команды, добраться до этой линии по кочкам, перемещая их, но не наступая на реку и
подождать на том берегу реки своих игроков. Выигрывает та команда, которая быстрее
переправиться через реку
«Бой петухов»
По сигналу тренера участники игры, прыгая на одной ноге и заложив руки за спину,
сближаются и, толкая друг друга плечом, стараются вывести противника из равновесия
таким
образом,
чтобы
тот
коснулся
земли
второй
ногой.
Такой
игрок
считается
проигравшим и покидает площадку. Игра продолжается до тех пор, пока в какой-нибудь
команде не останется ни одного игрока. В каждом последующем бое участники меняют
толчковую ногу.
«Перетягивание с веревкой»
Веревку располагают вдоль зала. Игроки берутся за нее в шахматном порядке.
Середина веревки должна находиться в центре зала. По сигналу преподавателя команды
стремятся перетянуть веревку за контрольную линию.
«Попрыгунчики»
На земле чертят круг. Один из играющих встает в середину круга - он пятнашка. По
сигналу
дети
перепрыгивают
через
черту
круга
и,
если
не
грозит
опасность
быть
осаленным, некоторое время остаются внутри круга. Продолжают прыгать на двух ногах
на месте или продвигаясь вперед к центру круга. Участники игры стараются увернуться от
пятнашки
и
вовремя
выпрыгнуть
из
круга.
Осаленный
становится
пятнашкой.
«Салка на одной ноге»
Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит
среди них и незаметно одному в руки кладет платочек. На слово «Раз, два, три, смотри!»
дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же
салка?»
Ребенок
с
платком
неожиданно
поднимает
его
вверх
и
говорит:
«Я
салка!»
Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Тот, кого он коснулся
рукой, идет водить. Он берет платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я
салка!» Игра повторяется.
«Удочка»
Дети стоят по кругу. Воспитатель — в центре круга. Он держит в руках скакалку.
Воспитатель вращает скакалку по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх,
стараясь, чтобы скакалка не задела их ног. Тот ,кого заденет скакалка выбывает из игры,
задача продержаться как можно дольше в игре. (Предварительно объяснить детям, что,
подпрыгивая, нужно сильно оттолкнуться и подтянуть ноги.) Усложнения: прыжки на
одной ноге; со сменой ног.
«Змейка»
Все игроки делятся на две команды и располагаются каждый в своей колонне друг за
другом, расстояние между ними 1 шаг. По звуковому сигналу дети начинают передавать
мяч друг другу, но один это делает сверху над головой, а другой снизу под ногами,
следующий опять над головой и тд. Выигрывает та команда, которая быстрее сделает это.
«Городок»
На
земле
чертят
квадрат
—
городок,
каждая
сторона
которого
6—10
шагов.
Играющие делятся на две равные группы, игроки одной группы идут в городок. Другая
группа остаётся в поле, встаёт вокруг городка. Игроки поля, перебрасывая друг другу мяч,
стараются в удобный момент осалить кого-либо внутри города. Тот, кого осалили, выходит
из
игры.
Если
игрок
поля
промахнулся,
он
т акже
выходит
из
и г р ы .
Игра заканчивается, когда одна из групп потеряет всех игроков. Затем они меняются
местами.
Правила:
1 . И г р о к а м
г о р о д к а
н е
р а з р е ш а е т с я
в ы х о д и т ь
з а
е г о
г р а н и ц ы .
2.Игрокам поля не разрешается долго задерживать мяч и переходить с места на место.
Указания к проведению. В игре принимает участие не более 16 человек. Количество
игроков можно увеличить, если игра будет проходить на большой площадке. Дети могут
передавать мяч друг другу или перебрасывать. По договорённости можно играть в 2—3
мяча.
«Болото»
На земле расчерчивают классы. Участник игры бросает свой камешек в первый класс, на
одной ноге прыгает в этот же класс, из первого класса толкает его во второй, а затем через
болото в третий класс, оставаясь на одной ноге, и так доходит до пятого класса. Из
последнего класса он или вышибает камень сразу через все классы в поле, или толкает его,
прыгая на одной ноге из класса в класс по порядку, или выносит камень на носке ноги.
Правило. Если камешек попал в болото, игру нужно начинать сначала, с первого класса.
Литература:
1. Жуков М.Н. Подвижные игры. –М.; Академия, 2000.-60с;
2. Запорожец А.В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста.
– М.: Академия, 1978- 164с.
3. Кенеман А.В., Осокина Т.И., Детские народные подвижные игры – М.: Просвещение.
1989 – 239 с
4. Литвинова И.Н. Детские народные подвижные игры. М., 1995-78с.
5. Панкеев И.А. Русские народные игры. М. Издательство: Яуза. 1998 - 240 с.