Напоминание

" Разноуровневые задания по русскому языку в 8-9 классах по программе для общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Программа по русскому языку для 5-9 классов. М.: Просвещение, 2009"


Автор: Юреева Надежда Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ "Средняя школа имени В. И. Ерменеева с. Сабакаево"
Населённый пункт: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Сабакаево
Наименование материала: Методическая разработка "Повышение эффективности самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка посредством оптимизации учебных заданий как условие успешного прохождения ГИА".
Тема: " Разноуровневые задания по русскому языку в 8-9 классах по программе для общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Программа по русскому языку для 5-9 классов. М.: Просвещение, 2009"
Раздел: среднее образование





Назад




Автор: Юреева Надежда Валентиновна, учитель высшей квалификационной категории МКОУ

СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Ерменеева с. Сабакаево Мелекесского района

Ульяновской области.

Адрес, телефон: с. Сабакаево, ул. Победы 13, Мелекесского района, Ульяновской области;

телефон: 884223593723.

Тема: «Повышение эффективности самостоятельной работы учащихся на уроках

русского языка посредством оптимизации учебных заданий как условие успешного

прохождения ГИА».

Разноуровневые задания по русскому языку в 8-9 классах по программе для

общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранова, Т. А.

Ладыженской, Н. М. Шанского. (Программа по русскому языку для 5-9 классов. М.:

Просвещение, 2009).

Паспорт.

1.Можно ли стать хорошим учителем? Этот вопрос снова и снова задаю себе. Педагоги и

психологи утверждают: можно. Но педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству

музыканта, хирурга, летчика, даже если есть талант. Но здесь должно быть главное – любовь к

детям.

За плечами более двадцати лет работы с детьми. Много это или мало? Думаю, для педагога не

бывает много или мало, потому что, принимая детей в 5 классе, все начинаешь заново.

Естественно, оглядываешься назад; конечно, с годами приходит мастерство, учишься на всем, что

позволяет избежать ошибок, потому что ошибки в работе педагога – это судьбы детей, которые

верят в нас, которые не делят нас на педагогов 1 и 2 категории, принимают нас, чаще всего, как

людей, в чьем профессионализме они не сомневаются. В связи с этим учителя-словесника всё

более интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать

из богатого арсенала методов и приёмов обучения те, которые побуждали бы активно овладевать

знаниями и умениями. В.А.Сухомлинский говорил: «Ученик - человек величайшего труда.

Облегчайте ему подвиг познания!» Современные стандарты по русскому языку и литературе

требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в

современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к

литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к

жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда.

1.1.Актуальность и новина проблемы.

Среди общеобразовательных учреждений Ульяновской области сельские школы составляют около

'70 %. Эффективное функционирование сельских школ определяется следующими особенностями:

- малочисленность и малокомплектность> создающие дополнительные трудности в

организации педагогического процесса;

- многопредметность в преподавании учителей способствует перегрузке их работой и поэтому

негативно сказывается на качестве преподавания и, как следствие, на качестве обучения сельских

школьников;

- недостаточная обеспеченность учебниками, дидактическими материалами по предметам и

другими источниками знаний;

- отсутствие у многих сельских школьников навыков и умений выполнять самостоятельно

учебную работу в классе и дома.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования навыков и умений

«самостоятельного учебного труда школьников, так как вне самостоятельной учебной

деятельности нельзя подготовить активную личность», а также необходимостью изменения

«методов и технологий обучения на в sex ступенях, повышения веса тех из них, которые

формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют

самостоятельную работу учащихся, формируют опыт самоорганизации» («Стратегия модер-

низации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению

общего образования». - М.: ООО «Мир книги», 2001. С. 71). Под самостоятельной работой

учащихся понимается выполнение ими на уроке или вне его (дома, в библиотеке) учебных заданий

без систематического контроля, без помощи или стимуляции со стороны учителя.

Самостоятельность мы рассматриваем как особое качество личности ученика, умение орга-

низовать учебную деятельность при выполнении классной и домашней самостоятельной работы.

Сельская малочисленная школа - это общественный институт. Её назначение - создание условий

для полноценного самоопределения личности, самостоятельности в учебной деятельности, то есть

для обнаружения своих учебных возможностей, осознания их как ценности.

Существенное влияние на развитие личности сельского школьника оказывает наличие в

образовательном учреждении разноуровневого обучения, которое должно осуществляться

посредством внутриклассной дифференциации, разработки разноуровневых дидактических

материалов для организации самостоятельной классной и домашней работы.

Под дидактическим материалом в системе образования мы понимаем комплекс заданий,

упражнений, самостоятельных (контрольных) работ, используемых учителем при реализации

нормативно заданной программы: учебные тексты, карточки-задания, различающиеся своим

предметным содержанием, объёмом, уровнем сложности и нормированием, а также

разнообразные дидактические тексты, используемые для входной, промежуточной и итоговой

диагностики усвоения знании.

При всём различии в содержании, функциях дидактического материала, средствах и методах его

использования, он «предназначен для освоения учебной программы, обеспечения обученности

школьников необходимыми ЗУНа-ми; для осуществления предметной разноуровневой

дифференциации учащихся» (И. С. Якиманская. Технология личностно ориентированного

обучения в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. С. 60). Разноуровневые учебные задания

способствуют тому, что любой школьник лучше, охотнее будет выполнять те задания, которые ему

больше нравятся, лучше удаются, более интересны. Другими словами, такие учебные задания

должны повысить мотивацию выполнения самостоятельной (классной и домашней) работы и

соответственно - качество обучения.

В педагогической литературе в самой общей форме говорится о самостоятельной работе учащихся

на уроке и, подчас, сводится вся самостоятельная деятельность школьника лишь к его занятиям

дома.

Практика показывает, что на уроке самостоятельная работа учащихся не находит себе должного

места, «тонет» в других элементах уроками то, что не успели сделать на уроке, предлагается им

закончить дома. Кроме того, домашняя работа представляет собой не форму организации учебных

занятий учащихся, а весьма нерациональную, часто перегруженную трудным материалом работу.

Качество домашней самостоятельной работы зависит от многих случайностей, от домашних

условий, от её места в структуре урока, от формы организованных занятий школьников. Не

занимая достаточного места в структуре урока, без учёта индивидуальных учебных способностей

сельских школьников, она становится непосильной для многих из них. Организуется

самостоятельная работа учащихся в большинстве случаев формально: чаще всего указывается

параграф, номер упражнения или задачи. Однако именно самостоятельность ученика в учебной

деятельности способствует мотивации в освоении учебного предмета, вырабатывает у него умение

и потребность самостоятельно приобретать знания на всех ступенях обучения. При этом надо

учитывать, что «основная школа -наиболее трудное для модернизации звено общеобразовательной

школы». Именно на этой ступени «наблюдается наибольшая перегрузка, многопредметность,

снижение учебной мотивации учащихся» («Стратегия модернизации содержания общего

образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования». -М.:

ООО «Мир книги», 2001. С. 39).

Важно заметить, что учебник по предмету является пока единственным источником знаний для

учащихся основной школы. Анализ содержания учебников по отдельным учебным предметам

позволяет увидеть существенные недостатки, мешающие полноценной самостоятельной работе

школьников:

- недостаточность и, в основном, односложность тренировочных дидактических материалов

(упражнений, задач и др.), обеспечивающих усвоение отдельных учебных элементов и изучаемой

темы в целом;

- отсутствие уровневой дифференциации учебного материала.

Работа по данной проблеме направлена на поиск путей повышения эффективности

самостоятельной работы учащихся малочисленной и малокомплектной сельской школы

посредством её оптимизации. Кроме того, нормирование учебной деятельности учащихся

способствует сохранению здоровья учащихся. Также новые конкретные решения получат вопросы

гуманизации образования через возможность выбора посильного для ребёнка учебного задания.

Проблема заключается в том, что, не занимая достаточного места на уроке, самостоятельная

работа дома оказывается недостаточно эффективной, не использует всех возможностей для

развития. Она становится непосильной для одних учащихся, выполняемой без особых трудностей

- для других, лёгкой и потому неинтересной - для третьих. Значит, самостоятельной работе надо не

только научить в школе, но и методически обеспечить наиболее эффективное ее выполнение.

Однако недостаточная разработанность дидактических материалов по учебным предметам для

разноуровневой самостоятельной работы школьников в условиях МСШ и МКСШ осложняет её

организацию. Учителю сельской школы необходимы дополнительное учебное время и умения для

конструирования разноуровневых заданий посредством оптимизации. Проблемой являются и

возникающие в учебном процессе противоречия:

- между значимостью феномена «самостоятельная работа» для личностного развития сельских

школьников и его местом и ролью в традиционном учебном процессе малочисленной и

малокомплектной сельской школы;

- между необходимостью разноуровневых и разнообъёмных дидактических материалов для

самостоятельной работы и недостаточной их разработанностью;

- между необходимостью повышения эффективности самостоятельной работы учащихся и

недостаточной разработанностью критериев и способов оптимизации объёма и содержания

самостоятельной работы учащихся.

Объект: самостоятельная работа учащихся по русскому языку

1.2. Я преподаю русский язык в 8-ом классе, руководствуясь современной программой по

предмету для общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранова, Т. А.

Ладыженской, Н. М. Шанского. (Программа по русскому языку для 5-9 классов. М.:

Просвещение, 2009).

Обучение ведется по учебнику «Русский язык. 8 класс» для общеобразовательных учреждений

под редакцией С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л, Б, Максимова, Л, А, Чешко – М.

Просвещение 2009г.

Курс русского языка в 8-ом классе рассчитан на 105 учебных часов. На освоение нового учебного

материала планируется 86 часов, а остальные 19 часов – на повторение, систематизацию

изученного и формирование коммуникативной грамотности, т. е. развитие речи.

В курсе 8-го класса 11 тем:

1. Словосочетание;

2.Предложение;

3.Простое предложение;

4.Двусоставные предложения;

5.Односоставные предложения;

6.Неполные предложения;

7.Предложения с однородными членами;

8.Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.

9.Предложения с обособленными членами.

10 Предложения с уточняющими обособленными членами.

11.Способы передачи чужой речи.

При этом для гарантированного прохождения диагностики учащиеся должны выполнить не

менее 6-ти учебных заданий в соответствии с их учебными способностями и учетом уровневой

дифференциации учебных заданий (на базовом, продвинутом и повышенном уровнях). Для этого

учителю необходимо оптимизировать учебные задания: упростить, усложнить предложенные в

учебнике или подобрать задания из других источников.

Что дает оптимизация:

гарантирует прохождение диагностики на базовом уровне, продвинутом и повышенном

уровне;

дает возможность пройти в другую группу усвоения учебного материала на более высоком

уровне (благодаря тому что справляется с заданием на базовом уровне); т. е. оптимизация

предполагает динамику качества условия учебного материала

успешное выполнение самостоятельно заданий мотивирует учащихся на их выполнение (я

могу);

повышает вообще мотивацию учения, желание выполнять не только простые, но и

сложные задания;

воспитывает интерес к предмету;

способствует формированию орфографической, пунктуационной и коммуникативной

грамотности учащихся;

гарантирует успешную сдачу ЕГЭ.

Кроме того вырабатывается умение отличать простые, средние и более сложные задания,

формируется умение проектной деятельности в процессе усвоения русского языка, умение

составлять, подбирать учебные задания заявленного уровня (тексты для предупредительных,

словарных диктантов).

Рассматриваемая проблема требует теоретической и практической разработки вопроса в

целях организации работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями,

формирования навыков грамотного письма, развития логического мышления и речи учащихся.

В результате комплекты разноуровневых и разнообъёмных контрольных материалов для

учащихся 5-9 классов по русскому языку могут быть использованы не только в сельской

школе, но и в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области.

Эффективность самостоятельной работы учащихся малочисленной и малокомплектной сельской

школы повысится, если обеспечена оптимизация учебных заданий по предметам.

1.3.Содержание.

1. Разноуровневые задания для самостоятельной работы по русскому языку для 8 класса.

2.Разноуровневые задания для самостоятельной работы по русскому языку для 9 класса.

Стоимость:100 руб.

Материалы прошли экспертизу областного экспертного совета.

Разноуровневые задания для самостоятельной работы по русскому языку для 8

класса.

Тема №1. Словосочетание. (2 часа.)

.

Микротема № 1: Словосочетания, их строение и грамматическое значение.

Целеполагание:

знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания, отличие от слова

и предложения, способы выражения.

Уметь вычленять словосочетание из предложения, подбирать синонимические словосочетания как

средства выразительности речи, выполнять разбор словосочетания.

В учебнике предлагается 8 заданий. Из них:

I уровня-2

II уровня-2

III уровня-4

Блок № 1

Время в

мин.

1

Стандарт.

15

Параграф № 7. Упражнение 58.

Задание в учебнике: Образуйте словосочетание и запишите их. Расскажите об их

строении. (Соответствует уровню «Хорошо»).

Оптимизированное задание:

Образуйте словосочетания и запишите их.

Оплатить (расходы), уплатить (проезд), добиться (пр…знание), заслужить (похвала),

удостоиться (внимание), обсуждать (статья), обсуждение (статья), поделиться (опыт),

крепк.. (кофе), благодарен (друг), отчет (работа), отзыв (книга), рецензия (статья),

удосто..н (награда), досто..н (уважение).

2

Хорошо

15

Параграф № 7. Упражнение 58.

Задание в учебнике: Образуйте словосочетание и запишите их. Расскажите об их

строении. (Соответствует уровню «Хорошо»).

Оплатить (расходы), уплатить (проезд), добиться (пр…знание), заслужить (похвала),

удостоиться (внимание), обсуждать (статья), обсуждение (статья), поделиться (опыт),

крепк.. (кофе), благодарен (друг), отчет (работа), отзыв (книга), рецензия (статья),

удосто..н (награда), досто..н (уважение).

3

Отлично

15

Параграф № 7. Упражнение 58.

Оптимизированное задание:

Образуйте словосочетания и запишите их. Расскажите об их строении.

Выполните синтаксический разбор словосочетаний.

Оплатить (расходы), уплатить (проезд), добиться (пр…знание), заслужить (похвала),

удостоиться (внимание), обсуждать (статья), обсуждение (статья), поделиться (опыт),

крепк.. (кофе), благодарен (друг), отчет (работа), отзыв (книга), рецензия (статья),

удосто..н (награда), досто..н (уважение).

1

Стандарт.

20

Параграф № 7. Упражнение 60.

Задание в учебнике: Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Выделите все словосочетания в первых трех предложениях и укажите их

грамматическое значение. Почему этот текст разделен на три абзаца? (Соответствует

уровню «Хорошо»).

Оптимизированное задание:

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и объясняя выбор

орфограмм. Выделите и выпишите все словосочетания из первых трех

предложений.

Нина направилась к воротам. На стройку в..езжали тяж..лые сам..свалы. У ворот Нину

ост..новил дедушка в коротком пиджаке. Он отдал честь и в..новато проговорил

посторонним входить нельзя. Немного обидевшись Нина об..яснила, что она не

посторонняя, и показала диплом. Через

(пол)часа ей дали розовый талончик и она вошла на строительную площадку. Высоко в

небо уходит стройный металлический каркас состоящий из горизонтальных стальных

балок и вертикальных колонн. Гремя ст..льными кузовами в разные стороны ехали

сам..свалы с песком бетоном контейнерами грузовики с желез..бетонными плитами и

чугунными трубами. (По С. Антонову.)

2

Хорошо.

20

Параграф № 7. Упражнение 60.

Задание в учебнике: Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и

объясняя выбор орфограмм. Выделите все словосочетания в первых трех

предложениях и укажите их грамматическое значение. Почему этот текст

разделен на три абзаца? (Соответствует уровню «Хорошо»).

Нина направилась к воротам. На стройку в..езжали тяж..лые сам..свалы. У ворот Нину

ост..новил дедушка в коротком пиджаке. Он отдал честь и в..новато проговорил

посторонним входить нельзя. Немного обидевшись Нина об.яснила, что она не

посторонняя, и показала диплом. Через

(пол)часа ей дали розовый талончик и она вошла на строительную площадку. Высоко в

небо уходит стройный металлический каркас состоящияй из горизонтальных стальных

балок и вертикальных колонн. Гремя ст..льными кузовами в разные стороны ехали

сам..свалы с песком бетоном контейнерами грузовики с желез..бетонными плитами и

чугунными трубами. (По С. Антонову.)

3

Отлично.

20

Параграф № 7. Упражнение 60.

Оптимизированное задание:

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите все

словосочетания в первых трех предложениях и укажите их грамматическое

значение. Почему этот текст разделен на три абзаца? Аргументируйте свой ответ.

Выполните текстоведческий анализ текста.

Нина направилась к воротам. На стройку в..езжали тяж..лые сам..свалы. У ворот Нину

ост..новил дедушка в коротком пиджаке. Он отдал честь и в..новато проговорил

посторонним входить нельзя. Немного обидевшись Нина об..яснила, что она не

посторонняя, и показала диплом. Через

(пол)часа ей дали розовый талончик и она вошла на строительную площадку. Высоко в

небо уходит стройный металлический каркас состоящий из горизонтальных стальных

балок и вертикальных колонн. Гремя ст..льными кузовами в разные стороны ехали

сам..свалы с песком бетоном контейнерами грузовики с желез..бетонными плитами и

чугунными трубами. (По С. Антонову.)

Микротема № 2: Связь слов в словосочетании.

Целеполагание: знать строение словосочетаний, виды связи слов в словосочетании, отношения

между компонентами словосочетания, отличие от слова и предложения, способы выражения.

Уметь определять виды связи слов в словосочетании, вычленять словосочетание из предложения,

подбирать синонимические словосочетания как средства выразительности речи, выполнять

синтаксический разбор словосочетания.

В учебнике предлагается 8 заданий. Из них:

I уровня-1

II уровня-2

III уровня-5

Блок № 2

Время

в мин.

1

Стандарт.

15

Параграф № 8. Упражнение 67.

Задание в учебнике: (Соответствует уровню «Отлично»).

Составьте словосочетания из данных слов и запишите. Укажите, каким способом

связано зависимое слово с главным. На каких правилах основано написание слов

с пропущенными буквами? С какими значимыми частями слова связано

написание букв о и е после шипящих?

Оптимизированное задание:

Составьте словосочетания из данных слов и запишите. Объясните выбор

орфограмм.

(Громкий) ш..потом, ш..рох (деревья), сходить за (багаж), поймать

(медвеж..нок), (рыболовный)² крюч..к, (холщ..вый) меш..к, ноч..вка (в) (лес),

(золоч..ный)² кольцо, три (ш..фёр), (горяч..)² спорить, ягоды (крыж..вник), новое

ш..ссе, (вскипяч..ный) молоко.

2

Хорошо

15

Параграф № 8. Упражнение 67.

Оптимизированное задание:

Составьте словосочетания из данных слов и запишите. Укажите, каким

способом связано зависимое слово с главным. На каких правилах основано

написание слов с пропущенными буквами?

(Громкий) ш..потом, ш..рох (деревья), сходить за (багаж), поймать

(медвеж..нок), (рыболовный)² крюч..к, (холщ..вый) меш..к, ноч..вка (в) (лес),

(золоч..ный)² кольцо, три (ш..фёр), (горяч..)² спорить, ягоды (крыж..вник), новое

ш..ссе, (вскипяч..ный) молоко.

3

Отлично

15

Параграф № 8. Упражнение 67.

Задание в учебнике: (Соответствует уровню «Отлично»).

Составьте словосочетания из данных слов и запишите. Укажите, каким

способом связано зависимое слово с главным. На каких правилах основано

написание слов с пропущенными буквами? С каким значимыми частями

слова связано написание букв о и е после шипящих?

(Громкий) ш..потом, ш..рох (деревья), сходить за (багаж), поймать

(медвеж..нок), (рыболовный)² крюч..к, (холщ..вый) меш..к, ноч..вка (в) (лес),

(золоч..ный)² кольцо, три (ш..фёр), (горяч..)² спорить, ягоды (крыж..вник), новое

ш..ссе, (вскипяч..ный) молоко.

1

Стандарт

15

Параграф № 8. Упражнение 72.

Задание в учебнике: (Соответствует уровню «Хорошо»).

Прочитайте. Из каких словосочетаний состоит каждое предложение? Сделайте

синтаксический разбор словосочетаний.

Оптимизированное задание:

Из каждого предложения выпишите все словосочетания.

Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В тёмной пучине

колеблются яркие звёзды. С вышины льётся голубоватое сияние. Мертвая тишина

повисла над застывшим морем. Синеватый² отсвет озаряет водную гладь². (По А.

Серефимовичу.)

2

Хорошо

15

Параграф № 8. Упражнение 72.

Задание в учебнике: (Соответствует уровню «Хорошо»).

Прочитайте. Из каких словосочетаний состоит каждое предложение?

Сделайте синтаксический разбор словосочетаний.

Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В тёмной пучине

колеблются яркие звёзды. С вышины льётся голубоватое сияние. Мертвая тишина

повисла над застывшим морем. Синеватый² отсвет озаряет водную гладь². (По А.

Серефимовичу.)

3

Отлично

15

Параграф № 8. Упражнение 72.

Оптимизированное задание:

Прочитайте. Из каких словосочетаний состоит каждое предложение?

Сделайте синтаксический разбор словосочетаний.

Определите вид подчинительной связи.

Выполните текстоведческий анализ текста. Найдите слово, образованное

бессуффиксным способом.

Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В тёмной пучине

колеблются яркие звёзды. С вышины льётся голубоватое сияние. Мертвая тишина

повисла над застывшим морем. Синеватый² отсвет озаряет водную гладь². (По А.

Серефимовичу.)

Тема 5: Односоставные предложения. (9 часов + 2 часа развития речи.)

Микротема №1: Предложения определенно-личные.

Целеполагание:

знать особенности смысловых значений односоставных определенно-личных

предложений в сопоставлении с двусоставными;

уметь различать типы односоставных определенно-личных предложений в

сопоставлении с двусоставными, выполнять синтаксический разбор односоставных

предложений.

В учебнике предлагается 5 заданий. Из них:

I уровня--

II уровня-3

III уровня-2

Блок №1

Время

в мин.

1

Стандарт

12

Параграф 21. Упражнение 183.

Задание в учебнике: ( Соответствует уровню «Хорошо»).

Прочитайте. Найдите определенно-личные предложения. Укажите, чем

выражен в них главный член. Выпишите определенно-личные

предложения. Обозначьте в них сказуемое.

Оптимизированное задание:

Спишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните сказуемые.

1) Завтра иду с р..дистом и проводником в горы. 2) Мы с Павлом

отб.раем из своего имущества только самое необходимое. 3) Через два

часа снов.. буду говорить с врач..м. 4) С чего день нач..нать будем? Д..вай

сегодня осмотрим северные склоны. 6) Почему (н..)идешь отдыхать? 7)

(Н..)забудь сегодня сообщить в штаб о событиях вчерашнего дня. 8)

Прощаясь, я долго жму его руку.

2

Хорошо

12

Параграф 21. Упражнение 183.

Задание в учебнике: ( Соответствует уровню «Хорошо»).

Прочитайте. Найдите определенно-личные предложения. Укажите,

чем выражен в них главный член. Выпишите определенно-личные

предложения. Обозначьте в них сказуемые.

1) Завтра иду с р..дистом и проводником в горы. 2) Мы с Павлом

отб.раем из своего имущества только самое необходимое. 3) Через два

часа снов.. буду говорить с врач..м. 4) С чего день нач..нать будем? Д..вай

сегодня осмотрим северные склоны. 6) Почему (н..)идешь отдыхать? 7)

(Н..)забудь сегодня сообщить в штаб о событиях вчерашнего дня. 8)

Прощаясь, я долго жму его руку.

3

Отлично

12

Параграф 21. Упражнение 183.

Прочитайте. Найдите определенно-личные предложения. Укажите,

чем выражен в них главный член. Выпишите определенно-личные

предложения.

Выполните синтаксический разбор простого осложнённого

предложения.

1) Завтра иду с р..дистом и проводником в горы. 2) Мы с Павлом

отб.раем из своего имущества только самое необходимое. 3) Через два

часа снов.. буду говорить с врач..м. 4) С чего день нач..нать будем? Д..вай

сегодня осмотрим северные склоны. 6) Почему (н..)идешь отдыхать? 7)

(Н..)забудь сегодня сообщить в штаб о событиях вчерашнего дня. 8)

Прощаясь, я долго жму его руку.

Микротема №2: Предложения неопределенно-личные.

Целеполагание:

знать особенности смысловых значений односоставных неопределенно-личных предложений

в сопоставлении с двусоставными;

уметь различать типы односоставных неопределенно-личных предложений в сопоставлении

с двусоставными, выполнять синтаксический разбор односоставных предложений.

В учебнике предлагается 8 заданий. Из них:

I уровня--

II уровня-6

III уровня-2

Блок №2

12

1

Стандарт

Параграф 22. Упражнение 189.

Задание в учебнике: ( Соответствует уровню «Хорошо»).

Переделайте двусоставные предложения в синонимичные односоставные

неопределенно-личные. Что вы для этого сделали? Как изменился смысл

предложения? Подберите синоним к выделенному слову.

Образец. В доме шумят дети. – В доме шумят.

Оптимизированное задание:

Переделайте по образцу двусоставные предложения в синонимичные

односоставные неопределенно-личные.

1) На площади строители возводят здание нового театра. 2) Полярники

прислали в зоопарк двух белых медведей. 3) На заводе рабочие

изготовляют подшипники. 4) В институте научные сотрудники проведут

ряд экспериментов.

2

Хорошо

12

Параграф 22. Упражнение 189.

Задание в учебнике:

Переделайте двусоставные предложения в синонимичные

односоставные неопределенно-личные. Что вы для этого сделали? Как

изменился смысл предложения? Подберите синоним к выделенному

слову.

Образец. В доме шумят дети. – В доме шумят.

1) На площади строители возводят здание нового театра. 2) Полярники

прислали в зоопарк двух белых медведей. 3) На заводе рабочие

изготовляют подшипники. 4) В институте научные сотрудники проведут

ряд экспериментов.

3

Отлично

12

Параграф 22. Упражнение 189.

Оптимизированное задание:

Переделайте двусоставные предложения в синонимичные

односоставные неопределенно-личные. Что вы для этого сделали? Как

изменился смысл предложения? Чем может быть выражено сказуемое

в односоставном неопределенно-личном предложении. Подберите

синоним к выделенному слову.

Образец. В доме шумят дети. – В доме шумят.

1) На площади строители возводят здание нового театра. 2) Полярники

прислали в зоопарк двух белых медведей. 3) На заводе рабочие

изготовляют подшипники. 4) В институте научные сотрудники проведут

ряд экспериментов.

Микротема №3. Безличные предложения.

Целеполагание:

знать особенности смысловых значений односоставных безличных предложений в

сопоставлении с двусоставными;

уметь различать типы односоставных безличных предложений в сопоставлении с

двусоставными, выполнять синтаксический разбор односоставных предложений.

В учебнике предлагается 8 заданий. Из них:

I уровня—

II уровня-6

III уровня-2

Блок №3

15

1

Стандарт

Параграф 23 Упражнение 197.

Задание в учебнике: ( Соответствует уровню «Отлично»).

Прочитайте. Укажите безличные предложения. Чем в них выражено

сказуемое? Выпишите сначала безличные предложения и обозначьте в

них сказуемое. Какие ещё односоставные предложения встретились в

упражнении? Запишите их.

Оптимизированное задание:

Прочитайте. Спишите, подчеркните подлежащие и сказуемые в

предложениях.

1) Светало. Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг

порозовело от холодного солнца. 2) Темнеет. Наступает

предпраздничный вечер. 3) Клочок неба, как лента, синеет над вашей

головой.4) Всё больше заносит снегом окошко. 5) Ночью перепал

дождь. Прогремело вдали. 6) В горле у Севастьянова перехватило. 7)

Иду не торопясь. Холодно. Село пустынно. 8) На селе темно и тихо.

9) Радостно видеть дружные всходы.10) Можно было различить самый

дальний курган в степи. 11) Долго мне не спалось. 12) В это время

позвонили в дверь. 13) Нечего вам мешаться не в свое дело. 14) Пора бы

ехать на аэродром. 15) Суждено нам разлучиться.

2

Хорошо

15

Параграф 23 Упражнение 197.

Задание в учебнике: ( Соответствует уровню «Хорошо»).

Прочитайте. Укажите безличные предложения. Чем в них выражено

сказуемое? Выпишите сначала безличные предложения и обозначьте

в них сказуемое. Какие ещё односоставные предложения

встретились в упражнении? Запишите их.

1) Светало. Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг

порозовело от холодного солнца. 2) Темнеет. Наступает

предпраздничный вечер. 3) Клочок неба, как лента, синеет над вашей

головой.4) Всё больше заносит снегом окошко. 5) Ночью перепал

дождь. Прогремело вдали. 6) В горле у Севастьянова перехватило. 7)

Иду не торопясь. Холодно. Село пустынно. 8) На селе темно и тихо. 9)

Радостно видеть дружные всходы.10) Можно было различить самый

дальний курган в степи. 11) Долго мне не спалось. 12) В это время

позвонили в дверь. 13) Нечего вам мешаться не в свое дело. 14) Пора бы

ехать на аэродром. 15) Суждено нам разлучиться.

3

Отлично

15

Параграф 23 Упражнение 197.

Оптимизированное задание:

Прочитайте. Укажите безличные предложения. Чем в них выражено

сказуемое? Выпишите сначала безличные предложения и обозначьте

в них сказуемое. Какие ещё односоставные предложения

встретились в упражнении? Запишите их и определите вид.

Выпишите местоимения и определите их разряд. Выпишите

частицу.

1) Светало. Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг

порозовело от холодного солнца. 2) Темнеет. Наступает

предпраздничный вечер. 3) Клочок неба, как лента, синеет над вашей

головой.4) Всё больше заносит снегом окошко. 5) Ночью перепал

дождь. Прогремело вдали. 6) В горле у Севастьянова перехватило. 7)

Иду не торопясь. Холодно. Село пустынно. 8) На селе темно и тихо. 9)

Радостно видеть дружные всходы.10) Можно было различить самый

дальний курган в степи. 11) Долго мне не спалось. 12) В это время

позвонили в дверь. 13) Нечего вам мешаться не в свое дело. 14) Пора бы

ехать на аэродром. 15) Суждено нам разлучиться.

Микротема №4. Назывные предложения.

Целеполагание:

знать

особенности

смысловых

значений

односоставных

назывных

предложений

в

сопоставлении с двусоставными;

уметь различать типы односоставных назывных предложений в сопоставлении с

двусоставными, выполнять синтаксический разбор односоставных предложений.

В учебнике предлагается 8 заданий. Из них:

I уровня-

II уровня-6

III уровня-2

Блок №4

15

1

Стандарт

Параграф 24 Упражнение 213.

Задание в учебнике: ( Соответствует уровню «Хорошо»).

Прочитайте. Укажите назывные предложения. Для чего они

использованы автором? Перепишите, расставляя знаки препинания.

Обозначьте грамматические основы предложений.

Оптимизированное задание:

Спишите, подчеркните грамматические основы предложений.

Псковская земля. Мелколесье. Валуны. Голубые озерца льна. Поля

созр..вающей ржи. Могучие камни оставл..ные ледниками напом..нают

Васнецова суровый п..йзаж его богатыр..кой заставы.

Воистину псковская земля богатырская застава земли русской. (Н..)раз

Россия встречала и достойно пров..жала врагов. Шли на этой земле

суровые бои и в сор..к первом, и в сор..к четвертом. А вот и пам..тники

воинской славы.

2

Хорошо

12

Параграф 24 Упражнение 213.

Задание в учебнике:

Прочитайте. Укажите назывные предложения. Для чего они

использованы автором? Перепишите, расставляя знаки

препинания. Обозначьте грамматические основы предложений.

Псковская земля. Мелколесье. Валуны. Голубые озерца льна. Поля

созр..вающей ржи. Могучие камни оставл..ные ледниками напом..нают

Васнецова суровый п..йзаж его богатыр..кой заставы.

Воистину псковская земля богатырская застава земли русской. (Н..)раз

Россия встречала и достойно пров..жала врагов. Шли на этой земле

суровые бои и в сор..к первом, и в сор..к четвертом. А вот и пам..тники

воинской славы.

3

Отлично

12

Параграф 24 Упражнение 213.

Оптимизированное задание:

Прочитайте. Укажите назывные предложения. Для чего они

использованы автором? Перепишите, расставляя знаки

препинания. Обозначьте грамматические основы предложений.

Выполните лингвистический анализ текста.

Выпишите предложение с обособленным согласованным

определением.

Псковская земля. Мелколесье. Валуны. Голубые озерца льна. Поля

созр..вающей ржи. Могучие камни оставл..ные ледниками напом..нают

Васнецова суровый п..йзаж его богатыр..кой заставы.

Воистину псковская земля богатырская застава земли русской. (Н..)раз

Россия встречала и достойно пров..жала врагов. Шли на этой земле

суровые бои и в сор..к первом, и в сор..к четвертом. А вот и пам..тники

воинской славы. ( С. Конёнков.)

1) Характеристика учебных заданий по программе для общеобразовательных

учреждений под редакцией М. Т. Баранова Т. А. Ладыженской и Н.М. Шанского по

русскому языку к учебнику русского языка для 9 класса под редакцией М. Т.

Баранова, С. Е. Крючкова Л. А. Чешко. (2005 г.)

На изучение русского языка девятиклассникам программой отводится 68 часов. Из них 11

часов отводится на развитие речи.

Программой определены основные направления работы учителя по русскому языку в 5-9

классах:

1)

организация работы по овладению прочными и осознанными знаниями;

2)

формирование навыков грамотного письма;

3)

поддержка

и

совершенствование

умений

и

навыков

учащихся

правильного

каллиграфического письма;

4)

развитие логического мышления и речи учащихся.

Учебник по русскому языку для 9-го класса под редакцией М. Т. Баранова, в основном,

соответствует программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений под

редакцией М. Т. Баранова Т. А. Ладыженской и Н.М. Шанского , но есть и недостатки,

которые можно расписать по следующим пунктам:

1) при всём стремлении авторов к систематизации учебного материала последний

настолько раздолблен на параграфы и подпараграфы, за каждым из которых следует

достаточно

объёмный

перечень

упражнений,

направленных

на

закрепление

именно

данной

подтемы,

что

учащийся

(если

следовать

той

последовательности

изложения

материала,

которая

предложена

в

учебнике)

совершенно

утрачивает

способность

целостного восприятия тем, тесным образом связанных друг с другом, а следовательно

блокирует

возможность

анализа,

сопоставления,

выявления

общего

и

различного,

формулировки выводов.

Таким

образом,

для

ученика

оказывается

сложным

систематизировать

учебный

материал в собственном восприятии, связывать изученные темы друг с другом, проводить

между ними параллели;

2) несмотря на известное разнообразие заданий к упражнениям, задачи, имеющие

возможность быть реализованными на повышенном уровне, в данном учебном пособии

встречаются редко; 3) несмотря на то, что за теоретическим материалом к каждой теме

следует предложенный перечень упражнений, задания многих из них не соответствуют

реализации

закрепления

и

отработки

навыков

учащихся

по

изученному

материалу.

Зачастую

количество

упражнений,

строго

соответствующих

«зоне

изученного»,

ограничивается из 5-7 двумя-тремя. Задания к остальным направлены на повторение

изученного ранее и поддержание «общей грамотности» учащихся.

Перечисленные

недостатки

учебника

заставляют

учителя

оптимизировать

(упростить,

усложнить

предложенные

в

учебнике

или

подобрать

задания

из

других

источников) учебные задания, данные в учебном пособии.

Для

гарантированного

прохождения

диагностики

по

русскому

языку

учащиеся

должны выполнить не менее 5-6 заданий по каждой микротеме (на базовом -«Стандарт» ,

продвинутом-«Хорошо»,

и

повышенном-«Отлично»

уровнях)

в

соответствии

с

их

учебными способностями и учётом уровневой дифференциации учебных заданий.

Тема №1:Сложные предложения.(Программой предусмотрено 24 часа).

Микротема №1. Союзные сложные предложения. Основные группы сложносочинённых

предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённых

предложениях. (3 часа).

Целеполагание: знать основные группы сложносочинённых предложений по

значению и союзам;

уметь различать основные группы сложносочинённых предложений по значению и

союзам, расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

Учебник предполагает выполнение 12-ти учебных заданий.

Из них:

1-ого уровня-

2-ого уровня-8

3-ого уровня-4

Блок №1.

Время .

1

«Стандарт»

25-30

§4,

упражнение 11.

Задание в учебнике (соответствует уровню «Отлично»).

Прочитайте, укажите сложносочинённые предложения, в которых есть

общий второстепенный член.

Перепишите, расставляя знаки препинания.

На каких правилах основано написание слов, в которых были скобки.

Оптимизированное задание.

Перепишите, расставляя знаки препинания .

Подчеркните в каждом предложении грамматические основы.

5

20-25

1) За окном брезжил³ рассвет и кричали петухи. (А. Н.Т.) 2) Изредка

пропоет комар да ветерок качнёт вершину. 3) Асфальт уже высох и только

на цветах газонов бл..стели чистые крупные капли. (С. Ант.) 4) Сверху

жарко

п..лило

солнце

и

до

раск..лённой

кабинки

невозможно

было

дотронуться. (С. Ант.) 5) (В)дали (по)прежнему машет крыльями мельница

и всё ещё она похожа на маленького человечка размахивающего руками.

(Ч.)

2

«Хорошо»

25-30

§4,

упражнение 11.

Оптимизированное задание.

Прочитайте,

укажите

сложносочинённые

предложения.

Перепишите,

расставляя знаки препинания.

1) За окном брезжил³ рассвет и кричали петухи. (А. Н.Т.) 2) Изредка

пропоет комар да ветерок качнёт вершину. 3) Асфальт уже высох и только

на цветах газонов бл..стели чистые крупные капли. (С. Ант.) 4) Сверху

жарко

п..лило

солнце

и

до

раск..лённой

кабинки

невозможно

было

дотронуться. (С. Ант.) 5) (В)дали (по)прежнему машет крыльями мельница

и всё ещё она похожа на маленького человечка размахивающего руками.

(Ч.)

3

20-25

3

«Отлично»

25-30

§4,

упражнение 11.

Прочитайте, укажите сложносочинённые предложения, в которых есть

общий второстепенный член.

Перепишите, расставляя знаки препинания.

На каких правилах основано написание слов, в которых были скобки?

1) За окном брезжил³ рассвет и кричали петухи. (А. Н.Т.) 2) Изредка

пропоет комар да ветерок качнёт вершину. 3) Асфальт уже высох и

только на цветах газонов бл..стели чистые крупные капли. (С. Ант.) 4)

Сверху жарко п..лило солнце и до раск..лённой кабинки невозможно

было дотронуться. (С. Ант.) 5) (В)дали (по)прежнему машет крыльями

мельница

и

всё

ещё

она

похожа

на

маленького

человечка

размахивающего руками. (Ч.)

3

20-25

1

«Стандарт»

30-35

§4,

упражнение 16.

Задание в учебнике (соответствует уровню «Отлично»).

Прочитайте.

Определите стилистическую принадлежность текста.

Аргументируйте свой ответ.

Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

Расскажите о правописании н и нн в прилагательных и страдательных

причастиях.

Используйте примеры из текста и приведите свои.

Оптимизированное задание.

Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

В

сложносочинённых

предложениях

выделите

союзы,

связывающие

простые предложения.

6-7

23-28

Над степью¹ засл..нив солнце в зените стояла вздыбл..ная ветром

(густо)лиловая

градовая

туча.

Белые

обочины

её

клубились

и

снежно

бл..стели но чёрная вершина была гр..зна своей тяжкой неподвижностью².

Ветер уже дышал духовитой дождевой влагой а через минуту скупой и

редкий пошёл дождь. По просяной стерне хлынул низовой ветер и стерня

ощетинилась

зашуршала.

Степь

наполнилась

сухим

ропотом

прошлогодних

бур..янов.

Под

самой

тучевой

подошвой

кренясь

ловя

распростёртыми крыльями воздушную струю плыл на восток ворон. Бело

вспыхнула молния и ворон уронив³ горловой баритонистый клёкот вдруг

стремительно ринулся (в)низ. На секунду весь осия..ный солнечным луч..м

он сверкнул как охвач..ный полымём смол..ной факел… (Не) долетев до

земли сажен (пол)сотни ворон круто выпр..мился зам..хал крыльями и

тотчас(же)

с

оглушительным

сухим

треском

ударил

гром.

(По

М.Шолохову.)

2

«Хорошо»

30-35

§4,

упражнение 16.

Оптимизированное задание.

Прочитайте.

Определите стилистическую принадлежность текста.

Аргументируйте свой ответ.

Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

5

25-30

3

«Отлично»

30-35

§4,

упражнение 16.

Прочитайте.

Определите стилистическую принадлежность текста.

Аргументируйте свой ответ.

Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

Расскажите о правописании н и нн в прилагательных и страдательных

причастиях.

Используйте примеры из текста и приведите свои.

5

25-30

Тема№2. Сложноподчинённые предложения.(13 часов).

Микротема 1. Строение сложноподчинённого предложения и пунктуация в нём.

Целеполагание:

знать строение и структуру сложноподчинённого предложения, союзы и союзные слова в СПП;

уметь различать главное предложение и придаточное, союзы и союзные слова в СПП,

расставлять знаки препинания.

Учебник предполагает выполнение 12-ти учебных заданий.

Из них:

1-ого уровня-

2-ого уровня-7

3-ого уровня-5

Блок №1.

В р е м я

в

мин.

1

«Стандарт»

18-20

§5,

упражнение 23.

Задание в учебнике (соответствует уровню «Отлично»).

Найдите придаточные предложения и укажите, чем они связываются с

главным: союзными словами или союзами.

Какими

членами

являются

союзные

слова

в

придаточных

предложениях?

Прочитайте, соблюдая интонацию.

Как вы понимаете лексическое значение выделенного слова.

К активному или пассивному запасу языка оно относится?

Оптимизированное задание.

Спишите, выделяя союзы и союзные слова, соединяющие главное слово с

придаточным.

1) В одном месте мы спугнули несколько журавлей, которые с печальным

криком полетели дальше. (М.- С.) 2) Я сказал мальчикам, что заблудился, и

подсел к ним. (Т.) 3) Уже было поздно и темно, когда я снова открыл окно и

стал звать Максимыча. (Л.) 4) Ясно было, что старика огорчало небрежение

Печорина. (Л.) 5) Последней комнатой был кабинет отца, откуда небольшая

дверь вела

в сени. (Фет.) 6) За нею [площадью] базар кипел народом,

потому что было воскресенье. (Л.) 7) Чтобы человек искренно полюбил

серьёзный труд, прежде всего должно внушить ему серьёзный взгляд на

жизнь.

(К.У.)

8)

Когда

же

на

запад

умчался

туман, урочный свой путь

продолжал караван. (Л.)

5

13-15

2

«Хорошо»

18-20

§5,

упражнение 23.

Оптимизированное задание.

Найдите придаточные предложения и укажите, чем они связываются с

главным: союзными словами или союзами.

Какими

членами

являются

союзные

слова

в

придаточных

предложениях?

Прочитайте, соблюдая интонацию.

3

15-18

3

«Отлично»

18-20

§5,

упражнение 23.

Найдите придаточные предложения и укажите, чем они связываются с

главным: союзными словами или союзами.

Какими

членами

являются

союзные

слова

в

придаточных

предложениях?

Прочитайте, соблюдая интонацию.

Как вы понимаете лексическое значение выделенного слова.

К активному или пассивному запасу языка оно относится?

3

15-17

1

«Стандарт»

15-18

§5,

упражнение32.

Задание в учебнике (соответствует уровню «Отлично»).

Перепишите, расставляя запятые.

1) Дорога размыло дождём так что по краям образовались рытвины.

(Гонч.) 2) Аркадий Николаевич любил чтобы у него ёлка выходила на славу.

(Купр.) 3) Когда она играла внизу на рояле я вставал и слушал. (Ч.) 4) До

5-6

10-12

двух часов дня пока не перегрузили весь товар люди работали без отдыха.

(М.Г.) 5) Я уговорил Шарко идти берегом хотя это был дли..ейшиу путь.

(М.Г.) 6) Я увидел что звёзды стали туманиться и терять свою лучистость

как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада. (Ч.) 7) Только к концу

следующего дня Кирилл выбрал минуту чтобы послать Аночке записку в

которой сообщил что встречу приходится отложить. (Фед.) 8) В комнате

куда мы вошли мебель была получше и расставлена с большим вкусом.

2

«Хорошо»

15-18

§5,

упражнение32.

Оптимизированное задание.

Перепишите, расставляя запятые.

Начертите схемы 1, 4, 5, 7 и 8-го предложений.

3-4

12-14

3

«Отлично»

15-18

§5,

упражнение32.

Перепишите, расставляя запятые.

В примерах 1-6 отметьте придаточные предложения, которые можно

переставить и придаточные, которые нельзя переставить.

Начертите схемы 1, 4, 5, 7 и 8-го предложений.

1-4

12-14

Тема: Сложные предложения с различными видами связи.

Микротема №1. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной

связи и пунктуация в них.

Целеполагание:

Знать: структуру сложного предложения с разными видами связи и постановку знаков

препинания в нём.

Уметь: расставлять знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Учебник предполагает выполнение 13-ти учебных заданий.

Из них:

1-го уровня- 5

2-го уровня-7

3-го уровня-1

Блок №1.

Время

1

«Стандарт»

30-35

§13.

Упр. 165.

Задание в учебнике (соответствует уровню «Хорошо»).

Оптимизированное задание.

Перепишите, расставляя знаки препинания.

Назовите существительные и глаголы, которые автор использует для

передачи звуковых впечатлений.

I.

В июльские вечера и ночи уже (н..) кричат перепела и коростели

(н..)поют в лесных балочках соловьи (н..)пахнет цветами но степь

всё ещё прекрасна и полна жизни. Едва зайдёт солнце и землю

окутает мгла как дневная тоска забы-та всё прощено и степь легко

вздыхает широкою грудью… Однообразная трескотня² убаюкивает

5-6

25-30

как колыбельная песня; ед..шь и чувству..шь что засыпа..шь но вот

откуда (то) доносится тревожный крик (н..)уснувшей птицы или

раздаётся (н..)определённый звук похожий на чей(то) голос (в) роде

удивлённого² «а-а!» и дремота опускает веки. (А.П.Чехов.)

II.

Голодная волчиха встала что(бы) идти на охоту. Было уже

весе..ий месяц но (по)ночам деревья трещали от холо- да как в

декабре и едва высу..шь язык как нач..нало сильно щ..пать. Волчиха

была слабого здоровья мнительная она вздрагивала от малейшего

шума и всё думала о том как (бы) дома без нее кто (н..)обид..л³

волчат³. Запах человеческих и лошади..ых следов пни сложе..ые

дрова и темная унавоже..ая дорога пугали её ей казалось будто за

деревьями (в) потёмках стоят люди¹ и где (то) за лесом воют¹ собаки.

(А. П. Чехов.)

2

«Хорошо»

30-35

§13.

Упр. 165.

Перепишите, расставляя знаки препинания.

Начертите схемы 1-го и 2-го предложений из п. I.

Назовите существительные и глаголы, которые автор использует для

передачи звуковых впечатлений.

5

25-30

3

«Отлично»

30-35

§13.

Упр. 165.

Оптимизированное задание.

Перепишите, расставляя знаки препинания.

Начертите схемы 1-го и 2-го предложений из п. I.

Назовите изобразительные средства, которые автор использует в

текстах.

Выполните текстоведческий анализ одного из текстов.

Вспомните орфограмму «Правописание НЕ с различными частями

речи» и оформите её в виде таблицы.

3

27-30

1

«Стандарт»

20-25

§13.

Упр. 166.

Задание в учебнике. (соответствует уровню «Хорошо»).

Прочитайте.

Перепишите, расставляя знаки препинания.

Найдите сложные предложения с различными видами связи.

Начертите их схемы.

Оптимизированное задание.

Прочитайте §13 .

Перепишите, расставляя знаки препинания.

Отец любит делать бумажные змеи. В су..оту он приезжал на дачу

мы сидели до поз.него вечера стр..гали планки ре -зали бумагу кле..ли

рис..вали на бумаг.. страшные рож.. . рано утром уходили через задние

ворота на луг который т..-нулся до самой реки но реки (н..)было видно

а был виден только высокий противоположный берег ж..лтый

песча..ый откос сосны избы колокольня Троицко-Лыковской церкви

торчавшая из сосен на самом высоком месте берега. Я бе-жал по

мокрому лугу размат..вая б..ч..вку страшаясь того что отец сделал

что(нибудь) не так и змей не поднимается и змей действительно

подн..мался (не) сразу некоторое время он вол..чился по траве

(не)удачно пытался взлететь и опус- кался тр..пыхался как курица и

вдруг медлен..о и чудесно всплывал за моей спиной и я бежал изо всех

сил дальше. (Ю.Трифонов.)

6-7

15-20

2

«Хорошо»

20-25

§13.

Упр. 166.

Задание в учебнике.

Прочитайте.

Перепишите, расставляя знаки препинания.

Найдите сложные предложения с различными видами связи.

Начертите их схемы.

3-4

15-20

3

«Отлично»

20-25

§13.

Упр. 166.

Оптимизированное задание.

Прочитайте.

Перепишите, расставляя знаки препинания.

Найдите сложные предложения с различными видами связи.

Начертите их схемы.

Почитайте

§13

и

расскажите

о

сложных

предложениях

с

различными видами связи.

3-4

15-20

Литература.

1. Баранов М.Т. Логико-предметные категории и способы их выражения в языке и речи //

Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык. 2-е изд. М.:

Дрофа, 2000. С. 206–218.

2. Медведева Е.А. Проблемы изучения словообразования в школьном курсе русского языка

(5-й класс) // Тенденции развития языкового и литературного образования в школе и в

вузе. Материалы международной научно-практической конференции 22–23 апреля 1998

года. СПб., 1998.

3. Желтовская Л.Я., Бокарёва Л.Д. Слово: Учебник по русскому языку для 4-го класса

четырехлетней начальной школы / Под ред. А. Ю. Купаловой. М.: Просвещение, 1998.

4. Купалова А.Ю. Родной язык в действии. Коммуникативно-ориентированный курс //

Русский язык, № 28, июль 1999. С. 1– 8.

5. Парменова Т.В. Практическая функциональная грамматика русского языка // Specimina

philologiae Slavicae. Band 127. Verlag Otto Sagner. Munchen, 2000. 247 S.

6. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании //

Языковая система и речевая деятельность. М., 1947. С. 24–39; Троякий аспект языковых

явлений и методические выводы отсюда // Преподавание иностранных языков в средней

школе. Общие вопросы методики. М., 1947. С. 60–75.

7. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество. М., 1998. Цитируется по статье: Синицын В.А.

Праздник творчества на уроках русского языка // РЯШ. 2000. № 6. С. 18.

8. Корчажкина О.М. Типология синтаксической связи между глаголом и деепричастием //

РЯШ. 2000. № 6. С. 68.

9. Шведова Н.Ю. Местоимение и смысл. Класс русских местоимений и открываемые ими

смысловые пространства. М., 1998. С. 3.

10. Купалова А.Ю. Изучение местоимения по учебному комплексу // РЯШ. 1994. № 6. С.

12–21.

11. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. М., 2000. С. 661 – 662.



В раздел образования