Автор: Фирсова Светлана Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2" Населённый пункт: Михайловск Наименование материала: конспект урока Тема: урок в 5 классе по теме "Геометрические фигуры" Раздел: среднее образование
Автор разработки: Фирсова Светлана Владимировна
Место работы: МБОУ «Лицей №2» г.Михайловск Ставропольского края
Конспект урока по теме: «Геометрические фигуры» (5 класс)
(урок применения знаний и умений)
Цели:
- повторить, откорректировать и обобщить имеющиеся знания, показать
практическое применение знаний и умений учащихся в повседневной жизни;
- развивать пространственное воображение; навыки самоконтроля; умение
анализировать, сравнивать и делать выводы; умение применять свои знания в измененной
ситуации, видеть новые функции известного объекта, устанавливать различные
взаимосвязи между элементами объекта;
- воспитывать взаимоподдержку и взаимопомощь, умение слушать и слышать
товарища; рационально, бережливо использовать имеющиеся денежные средства.
1. Постановка темы и цели урока.
Приветствие гостей. (приложение 1, презентация)
В тетради: число, классная работа, тема урока.
Ребята! Посмотрите внимательно на доску. У меня на доске записан пример. Он
необычен тем, что вместо чисел в нем использованы буквы. Давайте попробуем его
решить.
Река — ка + монета — ета + т =?
Итак, сегодня мы с вами будем заниматься ремонтом. Как известно, к ремонту необходимо
основательно подготовиться, для чего мы вспомним с вами некоторые формулы и свойства
геометрических фигур.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
1 слайд Определите расстояния между объектами.
2 слайд Проверяем! Напомните мне, как определяется расстояние между двумя
точками? А расстояние от точки до прямой?
З слайд Закончите ряд, поставив на последнее место недостающую фигуру.
4 слайд Проверяем!
5 слайд Определите вид треугольников, узнайте о них все, что возможно.
Учащиеся анализируют:
1 треугольник: равнобедренный, равносторонний, все углы по
60
°
, Р = 15 см.
2 треугольник: прямоугольный,
∠
L
=
60
0
, S = ( 4
∙
5 ) : 2 = 10
см
2
.
3 треугольник: остроугольный,
∠
Е
=
85
0
, S = ( 10
∙
3 ) : 2 = 15.
3. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической
значимости применяемых знаний и умений, постановка цели и задач урока.
Я сегодня пришла к вам на урок с черным ящиком. Напоминаю вам, что сегодня мы
будем с вами заниматься ремонтом. Как вы думаете. что в черном ящике? — Инструменты.
1) Итак, первая бригада будет белить стены в комнате водоэмульсионной краской.
(кладу на стол банку с краской и кисть).
Вторая бригада будет укладывать на пол паркет. Но паркет у вас необычный —
паркетная доска представляет собой прямоугольный треугольник. ( кладу на стол молоток
и гвозди).
Третья бригада будет красить крышу. Крыша нашего дома четырехскатная. По форме
она напоминает четырехугольную пирамиду, с которой мы будем с вами знакомиться в 1 0
классе (кладу на стол краску и кисть, макет пирамиды).
2) Прежде чем приступать к ремонту, мы должны с вами составить смету расходов на
стройматериалы.
1 -я бригада рассчитает стоимость краски для побелки стен комнаты. Вот
необходимые вам данные. (даю листок с заданием). (приложение 2)
2-я бригада должна рассчитать количество паркетной доски и какая сумма будет
затрачена на ее покупку. (приложение 2)
3-я бригада определит площадь крыши, количество краски, стоимость краски.
(приложение 2)
4. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем
учителя.
5. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.
Ребята, вместе с вами расчеты выполнял прораб Стёпа Смекалкин. Попробуем
сравнить полученные вами результаты с его вычислениями. Каждая группа начинает свой
ответ с основной формулы площади.
6 слайд 1 группа
1)
S =
3 ∙ 4 ∙ 2
−
1 ∙ 2
+
5 ∙ 3 ∙ 2
−
2 ∙ 1
=
24
−
2
+
30
−
2
=
50
(
м
2
)
2)
200∙ 50
=
10000 г
=
10
(
кг
)
3)
75 ∙ 10
=
750
(
руб
)
7 слайд 2 группа
1)
см
(¿¿
2
)
S
=
5 ∙ 4
=
20 м
2
=
200000
¿
2)
S
∆
=
(
20 ∙ 40
)
: 2
=
400
(
см
2
)
3)
200000 : 400
=
500
(
шт
)
4)
500∙ 25
=
12500
(
руб
)
8 слайд 3 группа
1)
S
=
8 ∙ 8 : 2
+
8 ∙ 7 :2
=
32
+
28
=
60
(
м
2
)
Лови ошибку!
2)
300 ∙ 60
=
18000 г
=
18
(
кг
)
3)
18 ∙ 65
=
1170
(
руб
)
Правильное решение:
1)
м
(¿ ¿
2
)
S
=
120
¿
2)
300∙ 120
=
36000 г
=
36 кг
3)
36 ∙ 65
=
2340
(
руб
)
Спасибо, ребята, вы можете садиться. А теперь нужно подсчитать общую сумму, которая
потребуется на наш ремонт.
Учащийся у доски находит: С = 15590 руб
9 слайд Проверяем!
6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Итак, ребята, мыс вами составили смету расходов на ремонт нашего воображаемого
дома. Поднимите руки, кто теперь, после нашего урока, сможет помочь своим родителям
сделать дома ремонт?
В качестве домашнего задания я предлагаю вам задачу на разрезание:
Разрезать треугольник по 2 прямым на З части так,
чтобы из них можно было сложить прямоугольник.
1-я бригада
1-я бригада
Будет белить стены в комнате водоэмульсионной краской.
Будет белить стены в комнате водоэмульсионной краской.
Вот необходимые вам данные:
Вот необходимые вам данные:
Длина комнаты = 4м
Длина комнаты = 4м
Ширина комнаты = 5м
Ширина комнаты = 5м
Высота комнаты = 3м
Высота комнаты = 3м
Расход краски на 1м
Расход краски на 1м
2
2
= 200г
= 200г
Цена 1кг краски = 75 руб.
Цена 1кг краски = 75 руб.
В комнате есть дверь, размером 1м
В комнате есть дверь, размером 1м
*
*
2м и окно размером 2м
2м и окно размером 2м
*
*
1м
1м
1.
1.
Определить площадь, подлежащую побелке.
Определить площадь, подлежащую побелке.
2.
2.
Рассчитать количество краски, необходимое для побелки этой площади.
Рассчитать количество краски, необходимое для побелки этой площади.
3.
3.
Найти стоимость краски.
Найти стоимость краски.
2-я бригада
2-я бригада
Будет укладывать на пол паркет. Но паркет ваш необычный – паркетная доска представляет собой
Будет укладывать на пол паркет. Но паркет ваш необычный – паркетная доска представляет собой
прямоугольный треугольник.
прямоугольный треугольник.
Ваша задача – рассчитать, сколько понадобится паркетной доски, и какая сумма будет затрачена на ее
Ваша задача – рассчитать, сколько понадобится паркетной доски, и какая сумма будет затрачена на ее
покупку.
покупку.
Вот необходимые вам данные:
Вот необходимые вам данные:
Длина комнаты = 4м
Длина комнаты = 4м
Ширина комнаты = 5м
Ширина комнаты = 5м
Паркетная доска – прямоугольный треугольник с катетами 20см и 40 см.
Паркетная доска – прямоугольный треугольник с катетами 20см и 40 см.
Стоимость одной доски 25 руб.
Стоимость одной доски 25 руб.
1.
1.
Какое количество дощечек вам необходимо?
Какое количество дощечек вам необходимо?
2.
2.
Стоимость паркета на весь пол?
Стоимость паркета на весь пол?
3-я бригада
3-я бригада
Будет красить крышу. Крыша вашего дома четырех скатная. По форме она представляет собой
Будет красить крышу. Крыша вашего дома четырех скатная. По форме она представляет собой
четырехугольную пирамиду, с которой мы с вами будем знакомиться в 10 классе.
четырехугольную пирамиду, с которой мы с вами будем знакомиться в 10 классе.
Ваша задача определить площадь крыши, количество краски, необходимой для ее покраски и
Ваша задача определить площадь крыши, количество краски, необходимой для ее покраски и
рассчитать стоимость краски.
рассчитать стоимость краски.
Вот необходимые вам данные:
Вот необходимые вам данные:
Все грани равнобедренные треугольники с высотой 8м
Все грани равнобедренные треугольники с высотой 8м
Основание – прямоугольник размером 7м на 8м
Основание – прямоугольник размером 7м на 8м
Расход краски на 1м
Расход краски на 1м
2
2
= 300г
= 300г
Цена 1кг краски = 65 руб.
Цена 1кг краски = 65 руб.
1.
1.
Найти площадь крыши.
Найти площадь крыши.
2.
2.
Количество краски необходимое для покраски крыши.
Количество краски необходимое для покраски крыши.
3.
3.
Стоимость краски.
Стоимость краски.