Автор: Галанина Нина Николаевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО " Центр дополнительного образования им. В Волошиной"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: презентация опыта работы
Тема: Творческое взаимодействие концертмейстера и педагога дополнительного образования при работе над постановкой хореографического номера
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
« Центр дополнительного образования детей им. В Волошиной» г. Кемерово
Творческое взаимодействие концертмейстера и педагога
дополнительного образования при работе над постановкой
хореографического номера
(презентация опыта работы)
Составитель:
Галанина Нина Николаевна,
концертмейстер
МДОУ ДО « Центр дополнительного образования детей им. В.
Волошиной»
Кемерово 2020
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
1.
Специфика работы концертмейстера в классе хореографии……………..4
2.
З а д а ч и
м у з ы к а л ь н о г о
в о с п и т а н и я
и
м е т о д ы
р а б о т ы
концертмейстера…………………………………………………………………. 7
3.
Основные
эт апы
ознакомления
учащихся
с
м у з ы ка л ь н ы м
сопровождением на занятиях классического экзерсиса…………………….10
4.
Принципы
подбора
музыкальных
фрагментов
для
классического
экзерсиса………………………………………………………………………… 13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………….……………. 16
2
Введение
Людям, далеким от мира танца, сложно объяснить, что концертмейстер
хореографу необходим, особенно для обучения детей на начальном уровне.
Никакая
фонограмма
не
способна
заменить
живой
музыки
на
уроке
хореографии.
Это
обусловлено
тем,
что
музыкальное
сопровождение
напрямую связано с движениями тела и должно помогать постепенному
развитию
навыков
правильной
постановки
рук,
ног
и
исполнению
определённых последовательностей движений под счёт. Искусство танца не
существует
без
музыки.
Балетмейстеры
раскрывают
музыку
средствами
хореографии. Соединяя движения, они создают образы и сюжеты. Для этого
учащийся
должен
научиться
воспринимать
музыку
не
как
малозначимое
сопровождение,
заменяющее
счет,
а
как
некую
живую
ткань,
источник
вдохновения, отражение его движений в музыкальной фразе и наоборот –
отражение фразы в его движениях.
Цель:
определение
взаимодействия концертмейстера
и
педагога
дополнительного
образования
п р и
р а б о т е
н а д
п о с т а н о в к о й
хореографического номера в хореографическом коллективе.
Задачи:
проанализировать специфику работы концертмейстера в классе
хореографии;
рассмотреть задачи музыкального воспитания и методы работы
концертмейстера;
определить основные этапы ознакомления учащихся с музыкальным
сопровождением на уроках классического экзерсиса;
систематизировать принципы подбора музыкальных фрагментов для
классического экзерсиса.
3
1. Специфика работы концертмейстера в классе хореографии
Работа
концертмейстера
с
детским
коллективом
заключает
в
себя
творческую (художественную) и педагогическую деятельность. Музыкальные
–
творческие
аспекты
проявляются
в
работе
с
учащимися
любых
специальностей, а вот педагогическая сторона деятельности концертмейстера
особенно выявляется в работе с учащимися, которые занимаются именно
хореографией.
Мастерство
концертмейстера
глубоко
специфично.
Оно
требует
от
пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-
исполнительских дарований, применения многосторонних знаний и умений
по
курсам
гармонии,
сольфеджио,
полифонии,
истории
музыки,
анализа
музыкальных произведений, умения музыкальной импровизации, педагогики
– в их взаимосвязях.
При этом с особой чуткостью надо относиться к
изменениям
темпа,
к
fermato,
к
акцентам
и
всем
тем,
едва
уловимым
нюансам, связанным именно с движениями, с удобством их исполнения.
Можно сказать, что музыка помогает выполнить их комфортно.
Полноценная
профессиональная
деятельность
концертмейстера
предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности,
таких как: большой объём внимания и памяти, высокая работоспособность,
мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и
воля, педагогический такт и чуткость.
Специфика концертмейстеров хореографии представляет собой весьма
ответственную сферу деятельности музыкантов, призванных участвовать в
повседневной творческой работе балетмейстеров-постановщиков, педагогов-
хореографов.
Творческая
атмосфера
в
хореографическом
коллективе
не
позволяет
ему
ограничиваться
формальным
отношением
к
своим
обязанностям.
Специфика
работы
концертмейстера
в
детском
хореографическом
коллективе
требует
от
него
особого
универсализма
и
мобильности.
4
Концертмейстер
должен
питать
особую
любовь
к
своей
специальности,
которая (за редким исключением) не приносит особого внешнего успеха –
аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остаётся «в тени», его
работа растворяется в общем труде всего коллектива. Концертмейстер – это
особое
призвание,
и
труд
его
по
своему
предназначению
сродни
труду
педагога.
Хореография
в
образовательных
организациях
дополнительного
образования – специализированный предмет. Это музыкально-двигательная
дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие
учащихся
через
движение,
привить
им
навык
осознанного
отношения
к
музыке, помочь им выявить их музыкальные и творческие способности.
Учащимся любого возраста свойственно движение: как решение, как реакция
на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии.
Занимаясь
хореографией,
учащиеся
получают
до ст аточ но
профессиональные
навыки
хореографической
подготовки
и
активно
участвуют
в
передаче
характера
музыки,
её
темпа,
динамики,
ритма
с
помощью
целого
ряда
движений.
Учащиеся
подвижны,
эмоциональны,
восприимчивы к музыке и многие средства музыкальной выразительности
усваивают через движения.
Искусство
танца
без
музыки
существовать
не
может.
Поэтому
на
занятиях в хореографических классах с учащимися работают два педагога:
хореограф
и
концертмейстер.
Учащиеся
на
таких
занятиях
получают
не
только физическое развитие, но и музыкальное, так как уроки хореографии от
начала и до конца строятся на музыкальном материале.
Музыкальное
оформление
занятия
хореографии
должно
прививать
учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению. Понятная
фразировка, яркие динамические контрасты помогают учащимся услышать
музыку, сориентироваться в её характере, ритмическом рисунке, динамике и
отразить её в танцевальных движениях. Музыка и танец в своём гармоничном
5
единстве – это прекрасное средство развития эмоциональной составляющей
учащихся, что позволяет заложить основы эстетического воспитания.
Успех
работы
с
учащимися,
их
гармоничное
развитие
во
многом
зависит
от
того,
насколько
правильно,
выразительно
и
художественно
концертмейстер исполняет музыку, доносит её содержание до учащихся.
Освоение музыкальной специфики основы предмета возможно только
при параллельном изучении специфики хореографического искусств.
Вслушиваясь в музыку, учащиеся сравнивают музыкальные фразы по
сходству
и
контрасту,
познают
их
выразительное
значение,
следят
за
развитием музыкальных образов, составляя общее представление о структуре
произведения
и
определяя
его
характер.
Таким
образом,
учащиеся
формируют
свои
первичные
эстетические
оценки.
На
занятиях
по
хореографии
учащиеся
приобщаются
к
лучшим
образчикам
народной,
классической
и
современной
музыки.
Таким
образом,
формируется
их
музыкальная
культура,
развивается
их
музыкальный
слух
и
образное
мышление,
которые
помогают
при
постановочной
работе
воспринимать
музыку
и
хореографию
в
гармоничном
единстве.
И
своей
работой
концертмейстер
ненавязчиво
помогает
учащимся
отличать
произведения
разных эпох, стилей и жанров.
Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей
по композиции, характеру, динамики, темпу, метроритму. Музыка вызывает
двигательные реакции и углубляет их. Не просто сопровождает движения, а
определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является
развитие «музыкальности» танцевальных движений.
6
2.
Задачи
музыкального
воспитания и
методы
работы
концертмейстера
Результативная работа в хореографических классах возможна только в
содружестве педагога-хореографа и музыканта. И здесь можно говорить о
субъективной позиции, потому что немалую роль играет психологическая
совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для
настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринуждённости и
взаимопонимания.
Только
с
позиции
творческого
подхода
можно
осуществить
все
замыслы,
иметь
высокую
результативность
в
исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.
В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи
музыкального воспитания:
развитие музыкального восприятия метроритма;
ритмичное исполнение под музыку движений, умение воспринимать их
в единстве;
умение согласовывать характер движения с характером музыки;
развитие воображения, художественно-творческих способностей;
повышение
интереса
учащихся
к
музыке,
развитие
умения
эмоционально её воспринимать;
расширение музыкального кругозора учащихся.
В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему
приходится
работать
с
учащимися
разного
возраста
(от
начинающих
школьников
до
выпускников),
с
педагогами
разных
танцевальных
направлений. Наполнить музыкой каждое занятие в соответствии с возрастом
танцоров,
репертуаром
данной
возрастной
категории
и
танцевальным
направлением
непросто.
Путь
один
–
постоянное
совершенствование,
серьёзный творческий подход к работе.
7
В обязанности концертмейстера входит:
репертуарный
подбор
музыкальных
произведений
для
занятий,
постоянное
расширение
музыкального
багажа
и
знаний
о
природе
танца, его характерных особенностей;
изучение
опыта
работы
по
эстетическому
воспитанию
учащихся
в
хореографических
коллективах,
в
частности,
по
музыкальному
развитию;
знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;
систематическая
работа
по
музыкальному
развитию
танцоров
(музыкально образованные учащиеся намного выразительнее в танцах).
Технология
подбора
музыкальных
произведений
базируется
на
глубоких
знаниях
концертмейстера
системно-хореографического
образования и предполагает:
знание школ и направлений танцевального искусства;
знание традиционных форм и этапов обучения учащихся хореографии;
знание форм построения занятий и обязательных импровизационных
моментов;
знание хореографической терминологии (в частности, на французском
языке).
К
подбору
музыкальных
фрагментов
предъявляются
требования
по
следующим моментам: характеру, темпу, метроритму (размер, акценты и
ритмический
рисунок);
форме
музыкального
произведения
(одночастное,
двухчастное, трёхчастное, вступление, заключение).
Музыку
для
сопровождения
танцевальных
упражнений
необходимо
постоянно
пополнять
и
разнообразить,
руководствуясь
эстетическими
критериями,
чувством
художественной
меры.
Постоянное
звучание
на
занятиях одного и того музыкального произведения ведёт к механическому,
неэмоциональному выполнению упражнений танцующими. Нежелательна и
другая
крайность:
слишком
частая
замена
музыкального
сопровождения
8
рассеивает внимавшие учащихся, не способствуя усвоению и запоминанию
ими движений.
Для развития «музыкальности» исполнения танцевального движения
применяются следующие методы работы:
наглядно-слуховой (слушание
музыки
во
время
показа
движений
педагогом);
словесный (педагог
помогает
понять
содержание
музыкального
произведения,
побуждает
воображение,
способствуя
проявлению
творческой активности);
практический (конкретная
деятельность
в
виде
систематических
упражнений)
В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность
научить учащихся следующим главным навыкам: выделять в музыке главное
и
передавать
движение
различный
интонационный
смысл
(ритмическое,
мелодическое, динамическое начало).
Это можно делать на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в
танцевальных этюдах.
9
3.
Основные
этапы
ознакомления
учащихся
с
музыкальным
сопровождением на занятиях классического экзерсиса
Основополагающей
дисциплиной
в
хореографии
явл яе т с я
классический
танец.
Его
изучение
обычно
начинается
с
разучивания
классического экзерсиса, который занимает основную часть урока (экзерсис у
палки, на середине зала и allegro) . Подбор музыкального материала ведётся
концертмейстером
в
соответствии
с
программными
требованиями
хореографа. Экзерсис у палки состоит из конкретных упражнений, к каждому
из которых предъявляются свои определённые музыкальные требования. На
первом
году
обучения
учащиеся
занимаются
ритмикой.
В
этот
момент
вырабатывается правильная координация движений, постановкам корпуса,
головы, рук. Развивается мускулатура ног. В процессе этих занятий они
получают
знания
о
ритмической
организации,
размерах,
музыкальных
образах, которые воплощаются ими в танцах, этюдах.
П е р в ы й
э т а п
– первоначальное
знакомство
с
музыкальным
произведением. Здесь ставятся задачи:
ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами,
научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в
них чувства.
Второй
этап
– формирование
умений
в
области
музыкального
исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве
с движениями. Здесь ставятся задачи:
умение исполнять движения в соответствии с характером музыки,
углублённое восприятие и передача настроения музыки в движении,
координация слуха и характера движений.
На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются
ошибки,
постепенно
вырабатываются
оптимальные
приёмы
выполнения
хореографических заданий. Этот этап продолжается довольно длительное
время.
Идёт
тщательная
подборка
музыкального
материала
для
каждого
10
движения
классического
экзерсиса
в
соответствии
с
предъявляемыми
требованиями
(квадратность,
ритмический
рисунок,
характер
мелодии,
наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер).
Третий
этап
– образование
и
закрепление
навыков.
То
есть
автоматизация
способов
выполнения
задания
в
точном
соответствии
с
характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он
ставит
следующие
задачи:
эмоционально-выразительное
выполнение
упражнений
экзерсиса,
развитие
самостоятельной
творческой
активности
учащихся. На этом этапе закрепляется всё, что отрабатывалось в процессе
обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется
двигательным.
Автоматизируется способ исполнения задания. Учащиеся сознательно
решают
поставленные
перед
ними
задачи,
опираясь
на
приобретённые
навыки слушания и танца. В процессе систематической работы учащиеся
приобретают
умение
слушать
музыку,
запоминать
и
узнавать
её.
Они
проникаются
содержанием
произведения,
красотой
формы
и
образов,
развивая в себе интерес и любовь к музыке.
Через музыкальные образы
учащиеся познают Прекрасное в окружающей нас действительности.
В процессе работы на несложных музыкальных примерах происходит
знакомство
с
музыкой
и
ритмическим
рисунком
марша,
польки,
вальса,
мазурки,
полонеза.
Для
развития
образного
мышления
подбираются
небольшие и несложные для восприятия музыкальные примеры. Но пусть
никого не вводит в заблуждение их простота, так как, не смотря на свою
лёгкость к усвоению музыкального материала, примеры подбираются очень
яркие
по
характеру
и
музыкальной
окраске.
Благодаря
этому
учащиеся,
прослушав данный музыкальный фрагмент, могут создать мини-этюд или
воплотить конкретный образ под конкретно заданную музыку («Клоуны»,
«Море волнуется», «Снежинки» и т.д.).
11
На следующем этапе обучения учащиеся вновь сталкиваются с этими
танцами или движениями, но уже на более сложном музыкальном материале.
На втором году обучения классическому танцу детям даются основные
начальные
представления
о
нём.
На
начальном
этапе
это
делается
на
знакомом или несложном музыкальном материале, чтобы учащимся было
легче
организовать
свои
движения
в
соответствии
с
музыкой.
Далее
комбинации усложняются, усложняется и музыкальный материал.
Музыкальное сопровождение уроков танца должно быть очень точным,
чётко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное
развитие учащихся. Концертмейстер должен очень чётко определить для себя
задачи
каждого
года
обучения,
а
так
же
проявить
не
сухое
следование
рекомендациям
нотно-музыкальных
пособий
для
хореографии,
а
индивидуально-творческий
подход
в
подборе
музыкального
оформления
уроков.
Остановимся
на
принципах
подхода
концертмейстера
к
подбору
музыкальных
фрагментов
для
занятий
классического
экзерсиса
у
палки.
Классический
экзерсис
на
протяжении
всего
периода
обучения
имеет
определённый набор элементов, которые изучаются из года в год, но по мере
усвоения
постоянно
усложняются,
комбинируются.
Музыкальное
оформление уроков классического танца должно быть весьма разнообразно
как по мелодике, так и по ритму. Характер ритмов часто меняется по ходу
урока. Когда изучается новое движение или его отдельные элементы, ритм
должен быть простым, а мелодия несложной и доступной для восприятия
учащимися. Затем в процессе работы музыкальный материал усложняется.
Усложняется так же и ритмический рисунок внутри такта, изменяется форма
и размер музыкального фрагмента, особенно в прыжках или при соединении
различных
упражнений
в
единую
комбинацию.
Помимо
использования
нотного
материала,
возможны
и
желательны
музыкальные
импровизации
пианиста.
12
4. Принципы подбора музыкальных фрагментов для классического
экзерсиса
Музыкальные
фрагменты
для
классического
экзерсиса
должны
обладать следующими свойствами:
квадратность
определенный ритмический рисунок и темп
наличие затактов
темповые и метрические особенности.
Особенности работы концертмейстера хореографического коллектива
требуют глубоких знаний музыки и хореографии, уметь свое пианистическое
искусство поставить на службу танцу. В том, как пользоваться несметным
богатством музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для
целей и задач каждого отдельного урока, как научить учащихся воспринимать
музыку всем сердцем и душой – лучший советчик и помощник педагогу-
хореографу
–
концертмейстер.
Именно
концертмейстер
знает
все,
что
касается
музыкального
произведения:
относительно
темпов
и
характера
исполнения музыки. Такое взаимодействие помогает хореографу находить
правильные, вытекающие из характера музыки решения.
Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого
занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма. Но это не
значит,
что
работа
концертмейстера
закончилась.
Ещё
раз
отмечаем,
что
концертмейстер – это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе
с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на
сцене. Отсюда можно сделать обобщающее суждение о том, что профессия
концертмейстера
представляет
собой
самостоятельный
вид
искусства
аккомпанемента.
Концертмейстер
–
это
более
широкое
понятие,
нежели
рядовой
аккомпаниатор.
Если
обязанности
аккомпаниатора
не
выходят
за
рамки
аккомпанирования,
музыкального
озвучивания
занятия
с
помощью
13
инструмента, то задачи концертмейстера включают в себя участие в решении
образовательных
и
воспитательных
задач,
содействие
развитию
эмоционально-творческого
потенциала
учащихся
и
формирование
их
эстетического вкуса.
Подводя
итоги
вышеизложенного,
хочется
еще
раз
отметить
специфичность работы концертмейстера в классе хореографии. Он должен
уметь применить свои знания, продемонстрировать владение техникой, при
этом
проявить
артистизм
и
разносторонние
музыкально-исполнительские
дарования.
Пианиста-концертмейстера
музыканты
других
специализаций
заменить не могут.
14
Заключение
Таким
образом,
в
работе
предст авлено
в з а и м од е й с т в и е
концертмейстера и педагога дополнительного образования при работе над
постановкой
хореографического
номера
в
хореографическом
коллективе.
Проанализирована специфика работы концертмейстера в классе хореографии,
рассмотрены
задачи
музыкального
воспитания
и
методы
работы
концертмейстера; определены
основные
этапы
ознакомления
учащихся
с
музыкальным
сопровождением
на
уроках
классического
экзерсиса;
систематизированы
принципы
подбора
музыкальных
фрагментов
для
классического экзерсиса.
Важной частью работы концертмейстера является:
совместная
работа
с
педагогом-хореографом
(педагогом
дополнительного
образования)
необходима
при
подготовке
к
учебному
занятию, а также во время проведения занятий;
развитие
эмоциональной
выразительности
детей
и
помощь
в
содействии творческой работы педагога-хореографа;
совместное
проведение
с
педагогом-хореографом
открытых
учебных занятий и досуговых мероприятий;
п р и в и т и е
м у з ы к а л ь н о го
в о с п р и я т и я ,
п о с р е д с т в о м
хореографических движений и пластических постановок.
Добиться результативной работы возможно только в содружестве и
взаимодействии
концертмейстера
и
педагога-хореографа
(педагога
дополнительного образования).
15
Список литературы
1.
Андреева,
М.П.,
Конорова,
Е.В.Первые
шаги
в
музыке [Текст]
/М.П.Андреева, Е.В.Конорова
//
Методическое пособие.–М.:«Советский
композитор», 1993.-125с.
2.
Виноградов, О., Боярчиков, Н., Мессерер, А., Сергеев, К., Кондратьева
М., Семенов, В., Комлева, Г. Концертмейстер в балете – профессия или
место
работы [Текст]
/О.Виноградов,
Н.Боярчиков.,
А.Мессерер,
К.Сергеев, М.Кондратьева, В.Семенов, Г.Комлева//Советский балет. М.,
«Известия», 1988. № 2.
3.
Косяченко, Г.С., Черникова, Н. М. Хореографическая школа в системе
дополнительного образования [Текст]/Г.С.Косяченко, Н. М.Черникова //
Сост. Самара.: Издательство СИПКРО, 2003.- 168 с.
4.
Мироедова,
М.И.
Перспектива
профе ссионального
р о с т а
ко н ц е р т м е й с т е р а
х о р е о г р а ф и и [ Т е к с т ]
/М.И.Мироедова
//Дополнительное образование, 2000. № 9.
5.
Никитин, В. Ю. Модерн-джаз танец .Я вхожу в мир искусств [Текст] /В.
Ю.Никитин // 2004. –№4. –168с.
6.
Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец (Методика преподавания) [Текст]
/В. Ю.Никитин //М.:ВЦХ, 2005. –№12. –160с.
7.
Пуртова,
Т.В.
Учите
детей
танцевать[Текст]/Т.В.
Пуртова,
А.Н.
Беликова,
О.В.
Кветная
//М.:Гуманитарный
издательский
центр
ВЛАДОС, 2003. – 256с.
8.
Шабалина,
Т.Л.
«Профессиональный
рост
концертмейстера
хореографии».
Обобщение
педагогического
опыта
[Текст]
/
Т.Л.
Шабалина//Кирово - Чепецк, 2006.-205с.
16