Автор: Фирсова Светлана Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2" Населённый пункт: Михайловск Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок в 5 классе по теме "Основное свойство дроби" Раздел: среднее образование
Автор разработки: Фирсова Светлана Владимировна
Место работы: МБОУ «Лицей №2» г. Михайловска Ставропольского края
Должность: учитель математики
Урок конкурсный. Проводился в рамках муниципального этапа конкурса «Учитель года».
Это первый урок по теме – урок ознакомления с новым материалом. В процессе урока
дети должны под руководством учителя «открыть» новое свойство, сформулировать его и
познакомиться с его использованием. Урок содержит элементы проблемного обучения и
игровой технологии, поскольку форма урока – сказка. Урок сопровождается презентацией
и предполагает использование раздаточного материала.
Урок в 5 – ом классе по теме «Основное свойство дроби».
( урок ознакомления с новым материалом )
Цели урока:
Познакомить учащихся с основным свойством дроби, показать его применение для
сокращения дробей;
Воспитывать позитивное отношение к учёбе, нравственные качества личности:
милосердие, сострадание;
Развивать умение видеть проблему, намечать пути решения, сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы.
Ход урока:
Как зритель, не видевший первого акта
В догадках теряются дети,
И всё же они ухитряются как – то
Понять, что творится на свете.
1.
Цель урока, мотивация учебной деятельности.
В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь, и было у него три
сына. Вот как – то созвал он своих сыновей и говорит: « Сыночки вы мои милые,
видно пришло мне время уходить на покой. Собрал я вас, чтобы разделить между
вами наследство, наше царство – государство. Да вот беда – учёные – то наши
видно что – то напутали. Тебе – старший мой сын отписано
нашего
государства, тебе – средний мой сын -
, а тебе – младшенький мой -
».
Возмутился младший сын: «За что меня – то обделили?» И рассорились братья меж
собой. А царь издал указ «Кто сумеет ошибку найти и сынов моих помирить, того
ждёт царская награда!!!» А чтобы ошибку найти, надо, сначала, испытания пройти.
Если мы с вами, ребята, выдержим эти испытания с честью и достоинством, то
сможем царю помочь и сыновей его помирить.
2.
Актуализация опорных знаний.
Итак, испытание первое.
Давайте вспомним, из каких составных частей состоит дробь?
( Числителя и знаменателя )
Что записывается под чертой дроби?
( знаменатель )
Что он показывает?
( на сколько частей разделили целое )
Что записывается над чертой дроби?
( числитель )
Что он показывает?
( сколько таких частей взяли )
Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
( из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, числитель
которой больше )
Молодцы, ребята, первое испытание мы с вами прошли. Переходим ко второму.
3.
Изучение нового материала.
У вас на столах лежат круги, поделённые на равные части. От жёлтого круга
отделите, пожалуйста,
и положите перед собой на край парты. От оранжевого
круга отделите, пожалуйста,
части, а от зелёного круга,
части. Что вы
заметили? ( делили на разные части, а отложили одинаковую часть круга -
половину, которую, кстати сказать можно записать как
)
Значит, одну и ту же часть можно записать по – разному. Давайте внимательно
посмотрим на эти дроби. Как можно из одной дроби получить другую, например,
как из
получить
? или как из
получить
?
Делаем вывод, формулируем правило: при умножении и делении числителя и
знаменателя дроби на одно и то же число ( кроме 0 ) её величина не изменится.
Ребята, свойство, которое мы с вами сейчас сформулировали очень важное и
называется оно основным свойством дроби.
Это и есть тема сегодняшнего нашего урока. Откройте, пожалуйста, тетради,
запишите сегодняшнее число, классная работа, тема урока
«Основное свойство дроби».
Запишите, пожалуйста, со слайда правило и формулы.
На слайде
Молодцы, ребята, с честью выдержали и второе испытание.
А теперь, давайте немножко отдохнём, нам надо набраться сил перед следующим
испытанием. Встали.
Физминутка:
Раз – подняться на носки и улыбнуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.
4.
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
( отработка ЗУН )
Переходим к следующему испытанию. ( устная работа )
Внимание на экран:
1)
Представьте следующие дроби:
в виде дроби со знаменателем 12.
2)
Представьте следующие дроби:
в виде дроби со знаменателем
3.
3)
Письменно: замените дроби
равными им дробями с меньшими
знаменателями. ( у доски – один ребёнок )
Ребята, преобразование, которое мы с вами только что выполняли, называется
сокращением дробей.
5.
Применение ЗУН в изменённых условиях.
Ну а теперь самое сложное задание:
Расставить следующие дроби в порядке возрастания:
.
Сейчас, ребята, мы с вами выполняли задание, подобное тому, что будет у вас на
экзамене в 9 классе. Так что, сегодня, придя домой вы можете похвастаться
родителям, что решали задание из ГИА.
6.
Молодцы, ребята, вы с честью прошли все испытания, а теперь давайте попробуем
помочь царю исправить ошибку, которую допустили учёные и помирить его
сыновей.
( возвращаемся к слайду с задачей )
Кто догадался, в чём ошибка. ( дети высказывают гипотезу )
Проверим! ( решаем проблему )
7.
Подведение итогов урока, рефлексия, постановка домашнего задания.
Ну, отлично, ребята. Вы царю помогли, и вот вам обещанная награда, царь каждого
из вас жалует золотой медалью. А пока я буду вручать вам медали, не забываем, что
мы с вами всё – таки на уроке, запишите, пожалуйста домашнее задание. Все, кто
работал сегодня на уроке получают «5».
Урок окончен, до свидания.