Автор: Нерякшева Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
Тема: "Путешествие в космос"
Раздел: дошкольное образование
НОД по познавательному развитию в старшей группе
«Путешествие в космос»
Цель: создание условий для познавательной деятельности и формирования
представления детей о строении Солнечной системы.
Задачи:
- Расширять представления детей о космосе, Солнечной системе, планетах;
-
Закреплять
и
систематизировать
знания
детей
о
строении
звезд,
о
классификации (расположении) планет солнечной системы;
- Дать новое понятие - ОРБИТА космического тела.
- Совершенствовать виды речевого общения;
- Воспитывать уважительное отношение к профессии астронома, космонавта.
Предварительная
работа:
беседы
о
космосе,
чтение
книг
о
космосе,
разучивание
стихов,
знакомство
с
планетами
Солнечной
системы,
игры
познавательного характера, чтение энциклопедий, изготовление шлемов для
детей.
Оборудование:
ПК,
экран,
слайды
звездного
неба,
Солнечной
системы,
планет, листы бумаги, звезда (пазлы), коробочка с 9 дисками с цифрами, карта
с орбитами, кубики Зайцева.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята смотрите, какая - то коробка, чья она, вы не знаете?
(ответы). А можно трогать чужие вещи? (дети: нет). Вот к коробке приложена
записка. Давайте прочитаем. Вдруг у нее есть хозяин.
Ребенок
читает
с
воспитателем:
"
ДЛЯ
САМЫХ
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ.
Откройте и все поймете!"
Воспитатель: Ребята, здесь какие- то диски. Что это значит? Зачем они
здесь? (предположения детей) Какие они?
Дети: Они круглой формы, разные по величине, светятся и т.д.
Воспитатель: Прямо, какая- то загадка. Что они нам могут напомнить? Всего
девять. С чем мы можем их сравнить? (рассуждения детей).
Воспитатель: А здесь письмо. Узнаем от кого? (да) . "Здравствуйте. Пишет
вам Звездочет. Если вы держите в руках коробку, значит, есть надежда на
вашу помощь. Помогите разобраться и все расставить на места. Когда я
проводил очередные наблюдения за звездами в космическом пространстве
после
магнитной
бури,
то
заметил,
что
некоторые
планеты
Солнечной
системы сместились с орбиты и поменялись местами. Наши приборы вышли
из строя. Я не могу правильно составить карту Солнечной системы. Нужно
все вернуть на прежнее место. Космические диски будут вам полезны. На них
есть определенные задания. Необходимо сложить ключевое слово - пароль из
кубиков. Если они встанут на свои орбиты - заработает система управления и
все восстановится. Только как все это сделать? ..."
Воспитатель: Ребята, что можно сделать для Звездочета? Как ему помочь?
Дети: (ответы)
Воспитатель:
Чтобы
помочь
Звездочету,
надо
отправиться
в
полет.
Согласны?. Кем мы с вами будем? (дети: космонавтами) Да, мы станем
космонавтами.
А
кто
был
первым
космонавтом,
облетевшим
мир
вокруг
Земли. Кто же он?
Дети: Юрий Гагарин. (Фото).
Да, именно Ю.А.Гагарин 12 апреля 1961 года совершил первый полет в
открытый космос на корабле «Восток-1». Из космоса нашу планету он увидел
красивой, голубой, защищенной слоем воздуха. А это цвет чего?
(ответ - воды) Цвет жизни.
Воспитатель: Ребята, какими качествами должны обладать космонавты?
Дети: Смелыми, умными, спортивными, отважными и т.п.
Воспитатель:
Задание 1. ДИСК №1 " Что возьмешь с собой в полет начинающий пилот"...
Воспитатель: Нам нужно правильно собрать вещи, необходимые в космосе.
Будьте внимательны.
Дети (выполнение задания).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием и получаете два кубика. Вы
правы, чтобы отправиться в космическое путешествие, необходим скафандр.
У нас с вами есть личные шлемы. Мы наденем их с вами и пройдем на
корабль.
Воспитатель:
Внимание!
Одеть
скафандры,
занять
места
в
космической
ракете. Ребята, на какой планете мы с вами живем?
Дети: Земля.
Воспитатель: Значит, мы с вами кто? (ответы - люди, дети, земляне).
Как назовем наш корабль(название) К полету готовы?
Начинаем отсчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск.
Физкультминутка "Ракета"
Летим в ракете высоко,
Полет ракеты за горизонт.
Дышим ровно, глубоко
Встречаем на пути своем
Кометы с радужным хвостом.
Летят метеориты вслед,
От них порой немало бед.
Но нам не страшно ничего,
Мы - "Один за всех, все - за одного!"
(Голос за кадром): Внимание! Вас приветствует бортовой компьютер!
Для продолжения полета чуть прибавим обороты,
Наш космический корабль пусть летит вперед, но что это?
Есть еще задание - второе испытание.
Задание
2.
ДИСК
№2
"Отгадайте
загадки,
отгадкой
которой
служит
продолжение следующей"
Попробуем их разгадать, ребята. Вы готовы? Начнем.
1. Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный…(телескоп)
2. Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя...(астроном)
3Астроном – он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …(луна)
4. До луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая…(ракета)
5.У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски … (космонавт).
Воспитатель: Быстро вы отгадали загадки. Мы продолжаем наш полет. У нас
2 космических кубика.
Сверкают звезды красивые,
Мчится комета с хвостом красно- синяя.
А вот планеты по кругу кружатся.
Лишь по своей орбите движутся.
Воспитатель: Ребята, запомните, пожалуйста. У любого космического тела,
будь то планета, спутник, которое совершает свой путь вокруг Солнца, есть
ОРБИТА. Наш космический корабль тоже будет находиться на своей орбите,
чтобы не сойти с траектории движения. Повторим вместе - ОРБИТА. Каждая
планета движется по своей орбите. Она имеет в космическом пространстве
свое
местоположение.
Некоторые
планеты
состоят
из
горных
пород,
некоторые – из газа, и только на одной есть кислород, а значит, жизнь. Это
наша
Земля.
Нам
с
вами
нужно
проверить
правильность
расположения
планет
в
Солнечной
системе,
составить
карту
и
выслать
Звездочету.
Но
прежде нужно выполнить следующее задание.
Задание 3 ДИСК № 3."Космический словарь "
Воспитатель: Необходимо назвать как можно больше слов, связанных с
космосом. Вы мне поможете? (ответы детей). Я передаю вам шлем, вы
называете слово (ракета, спутник, инопланетяне, скафандр, планета, луна,
метеор, комета, космонавт, астероид, вселенная, телескоп ,звезда, солнце )
Воспитатель: Спасибо, много вы вспомнили космических слов. Молодцы!
Корабль движется дальше по своей орбите. У нас 2 заветных кубика.
Физкультминутка
Летим в ракете высоко,
Но нам не страшно ничего.
Ведь наш девиз таков:
Один за всех и все за одного.
Звучит песня "Звездопад" муз. А. Пахмутовой - сл. Н. Добронравого
Воспитатель: Ребята, вот и прошел звездопад. Звезд разных величин здесь
видимо невидимо. Звезды - это большие космические объекты, вокруг них
образуются целые системы, как например наша Солнечная система.
Есть звезды - карлики, а есть звезды - гиганты.
Вот следующее испытание. Нас ждет "Звездное "задание.
Задание 4. ДИСК №4"Все части найди - звезду соедини".Соберите пазлы в
единую звезду(желтую).
Воспитатель: Молодцы, вы дружно работали и все сделали самостоятельно.
2 кубика у нас. Вы догадались, что у меня в руках?
Дети: Звезда, Солнце.
Воспитатель: Вы совершенно правы, у меня звезда по имени солнце. Итак,
Солнце и вращающиеся вокруг него планеты составляют Солнечную систему.
Она
включает
в
себя
все
планеты
и
спутники,
кометы
и
метеоры,
космическую пыль и лёд. Что вы видите в центре Солнечной системы?
Дети: В центре Солнечной системы находиться Солнце.
Воспитатель: Наше Солнце - это звезда - огромный раскалённый шар. Этот
шар излучает тепло и свет, который так необходим всему живому - людям,
животным, растениям. У звезды Солнце есть своя семья, только это не
сыновья и дочки, а планеты. Сколько вы знаете планет Солнечной системы?
(ответ - 9). Лишь на одной есть жизнь. Что это за планета?
Дети: ЗЕМЛЯ
Воспитатель: А почему?
Дети: потому что здесь есть вода и воздух. Вспомним нашу известную
считалочку, где установлен правильный порядок планет.
Жил на свете Звездочет.
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера- два,
Три - Земля, Четыре- Марс.
Пять - Юпитер, Шесть- Сатурн,
Семь – Уран, Восьмой -Нептун,
А открытый Плутон карликовой планетой стал он.
Воспитатель: Все планеты разные по величине, имеют свои орбиты, пути
движения
вокруг
Солнца.
Многие
исследователи
посвятили
свою
жизнь
изучению бескрайних космических пространств. Астрономы, космонавты,
ученые
пытаются
раскрыть
секреты
Вселенной.
И
сегодня
мы
с
вами
поможем Звездочету создать карту планет солнечной системы.
Сегодня вместе с вами
Мы солнечную систему изучали.
Планет у Солнца восемь,
Запомнить их, вас просим.
9 планета карликовая, холодом задета.
Воспитатель: У нас 9 дисков, присланных Звездочетом. Расставим их как
планеты. Кто мне поможет?
Ребенок: Меркурий – Венера – Земля – Марс – Юпитер – Сатурн – Уран –
Нептун – Плутон.
Воспитатель: Ребята, по какой орбите от Солнца движется наша планета
Земля.
Дети: по третьей.
Воспитатель: Да, это единственная планета,
где есть жизнь. Почему?
Вместе расставим на орбитах кубики и диски для Звездочета. Он ждет от нас
слово - пароль. На дисках есть номера, их надо поместить на карту туда, где
должны быть расположены планеты на звездном небосклоне. А кубики надо
расположить на диски по цифрам.
Физкультминутка.
Начинаем по порядку
Расставлять планеты мы.
Пролетают по орбите
Разного размера они.
Вот построились все в ряд,
Ярко в небе ночном горят.
А на кубиках свои буквы алфавитные.
Цифры больше не шалят,
буквы слово говорят .
Воспитатель: Ребята, помогите прочитать пароль.
Дети: "КОСМОДРОМ БАЙКОНУР".
Воспитатель: Вот и заканчивается наш полет.
Возвращение на Землю нас ждет.
Что такое космодром?
Это для ракеты ...дом!
Пристегнем скорей ремни,
Будем вмиг мы у Земли.
1,2,3 ракета к дому лети.
Воспитатель: Вот мы и дома. Спасибо всем за работу, за творчество и
оптимизм. А сейчас я предлагаю изобразить на листах нашу дорогую планету
ЗЕМЛЯ и подарить Звездочету.
(Раздаются диски и украшаются детьми по желанию).
Пусть дышится всем легко,
Пусть будет всем тепло.
ПУСТЬ КАЖДАЯ ПЛАНЕТА
СОЛНЦЕМ БУДЕТ СОГРЕТА...
Звучит песня «Маленький принц»