Автор: Шамшурина Ксения Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦВР"
Населённый пункт: город Норильск район Талнах
Наименование материала: статья
Тема: Приемы и средства мотивации учащихся
Раздел: дополнительное образование
Приемы и средства мотивации учащихся
Образцового художественного коллектива
современного эстрадного танца «Тагридис»
Успех любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и
от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше
уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают
ребенка к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.
Современные
танцы
наиболее
привлекательны
для
детей
и
подростков,
поэтому дети изначально приходят на занятия с большим интересом. Современная
хореография обладает широким спектром средств поддержания мотивации ребенка к
успешным занятиям танцами.
Одним
из
важнейших
условий
результативных
занятий,
является
психологический микроклимат в коллективе. Стремлюсь создавать такие условия,
которые позволяют учащимся чувствовать себя раскрепощенно, так как основной
проблемой
при
обучении
являются
психологические
зажимы
и
«барьеры».
На
занятиях поддерживаю свободный стиль общения, но с обязательным соблюдением
рабочей дисциплины и норм культуры поведения.
Важным фактором формирования мотивации к занятиям является создание
системы учебных
программ,
основанной
на
принципах
последовательности
и
преемственности, чтобы учащиеся и их родители всегда видели перспективу роста и
развития. В нашем коллективе от наименее сложной по содержанию программы
«Первые шаги» дети переходят к программе «Танец и грация», которая дает все
основные базовые знания по современной хореографии. Далее заинтересованные в
своем развитие в данном направлении осваивают программу «Танцу нет границ» и
«Шаг в будущее». Постепенное усложнение получаемой информации способствует
качественному усвоению учебного материала. Хорошо усвоенные базовые принципы
современной
хореографии
будут
стартовой
площадкой
для
становления
танцоров
профессионального
уровня.
Результативность
занятий,
определяемая
новыми
танцевальными навыками, в свою очередь, выступает одной из главных мотиваций
учащихся и позволяют воспитывать в детях стремление к дальнейшему развитию.
Мотивирует детей также и репертуар, который они осваивают на занятиях.
Интересные для учащихся постановки помогают им работать активнее, усерднее и
старательнее на каждом этапе занятия. Изучая интересы и мнения детей и родителей,
а
также
поддерживая
творческую
активность
учащихся
выделяющихся
своей
самобытностью,
создаю
композиции,
выгодно
подчеркивающие
и
раскрывающие
потенциал одаренных детей. Так появились творчески насыщенные номера с яркой
современной подачей, такие как «Полюшко», «Девоньки», трио «В моей голове»,
номер
на
военную
тематику
«Дети
войны».
Следуя
веяниям
моды,
обновляю
репертуар постановками современных уличных направлений, которые так привлекают
и интересуют молодое поколение: «Наш стиль», «Импульс», «Дебют», «Отряд Grace»
и
другие.
С
детьми
5-8
лет
в
нашем
коллективе
создаются
детские
игровые
театрализованные
композиции,
которые
минимизированы
по
лексическому
содержанию, такими были постановки: «Братцы–кролики», «Пингвины», «Маленькая
леди», «Туча».
Несомненно, привлекает детей заниматься современными танцами и модная
музыка.
В
нашем
коллективе
используется
большое
количество
музыкального
материала, соответствующего различным возрастным категориям. Это и мелодии,
популярные в данный момент в обществе, саундтреки из знаменитых фильмов, а
также песни любимых мультфильмов, переработанные под программу современной
хоре огра фи и .
При
п одборе
музыка льн ого
матери а ла
о с у щ е с т в л я ю
дифференцированный подход, учитываю соответствующий уровень физического и
эмоционального развития учащихся. При изучении сложных комбинаций или танцев с
быстрым темпом используется либо ритм в чистом виде (возможно, замедленном),
либо мелодии с ярко выраженным ритмом и без вокала. Перечисленные условия
позволяют ребенку свободнее двигаться и добиваться определенных результатов на
занятиях, что, в свою очередь, является также важным фактором мотивации ребенка к
занятиям современной хореографией.
Для
повышения
интереса
к
деятельности
использую
различные
формы
занятий (игра–путешествие, занятие–турнир, импровизированный концерт и др.), а
также разнообразные методы и приёмы подачи учебного материала. Для учащихся
младшего
школьного
и
дошкольного
возраста
подготовительный
этап
занятия
–
разминка, работа в партере, составлена как специальный комплекс упражнений по
стрейчингу завуалированный под «сказочное путешествие - поход в лес», «прогулку
по
морскому
берегу».
Выполняя
условия
путешествия
–
игры,
дети
правильно
выполняют довольно сложные упражнения, сами того не осознавая. А творческая
самоотдача «скрашивает» все неприятные ощущения при их выполнении.
Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной
цели, я сама испытываю искренний интерес к своей деятельности и объективно
отношусь к успехам и неудачам учеников. Особенно благоприятно действуют на детей
собственные
успехи,
которые
укрепляют
их
веру
в
свои
силы
и
возможности.
Поддерживает
стремление
к
достижению
намеченной
цели
и
особая
система
поощрения. Каждый раз, когда ребенок приложил усилия и выполнил учебное задание
правильно, ему выдается картонный квадратик. Эти квадратики необходимо собирать
и обменивать по определенной схеме, стремясь к наиболее высшей ступени– звания
«гордость коллектива». У учащихся среднего звена в процесс обучения заполняю
дневники
творческой
активности.
Старюсь
каждое
занятие
отметить
успехи
или
указать на наиболее важные моменты каждого ребенка через отметку в дневнике.
Дети очень ждут этого, стараются, если предлагается выполнить задание на отметку в
дневнике, а после занятия всегда читают записи в нем.
Мотивации учащихся старшего школьного возраста способствует посещение
семинаров и мастер-классов профессиональных танцоров–хореографов.
Благодаря целенаправленной работе по формированию мотивации к учебным
занятиям,
учащиеся
коллектива
с
раннего
возраста
осознанно
подходят
к
саморазвитию и совершенствованию средствами современной хореографии.