Автор: Лудкова Ирина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Красноборская средняя школа" СП "Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: Архангельская область, с. Красноборск
Наименование материала: Доклад
Тема: СЕМЬЯ КАК ПАРТНЕР В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование
Лудкова Ирина Александровна
Педагог-психолог
«Красноборская средняя
общеобразовательная школа»
структурное подразделение
«Детский сад «Сказка»»
с. Красноборск
Архангельская область
СЕМЬЯ КАК ПАРТНЕР В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
Семья
-
первоисточник
и
образец
формирования
межличностных
отношений ребенка, а родители - образцы для подражания. Не существует
другого
такого
института,
кроме
института
семьи,
так
точно
предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За
поведенческими
проблемами,
особенностями
детских
взаимоотношений
видны
взрослые
–
их
взгляды
на
мир,
их
позиции
и
поведенческие
стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и
индивидуальных
особенностей
развития
ребенка,
порой
осуществляют
воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых
результатов.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей.
Воспитательные
функции
их
различны,
но
для
всестороннего
развития
личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования
представляет
собой
трехсторонний
общественный
договор
между
семьёй,
обществом,
государством.
Родители
воспитанников
становятся
субъектами
образовательного
процесса,
непосредственно
участвующими в ходе его проектирования и реализации.
Основной целью
системы работы образовательного учреждения с
родителями
- установление
партнерских
отношений
с
семьей
каждого
воспитанника,
создание
атмосферы
взаимоподдержки
и
общности
интересов.
Среди основных задач организации совместной работы детского сада и
родителей можно выделить следующие:
1) консультирование
и
просвещение
по
психолого-педагогическим
проблемам (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские
собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-
технической базы);
3) участие
родителей
в
управлении
детского
сада
(родительские
комитеты).
Направления деятельности по работе с родителями воспитанников:
1.
Изучение родительских мнений, потребностей, запросов в отношении
качества
образовательных
услуг,
предоставляемых
образовательным
учреждением: анкетирование, экспертные оценки, социологические опросы,
мониторинги и т.п.
2.
Психолого-педагогическое
просвещение
родителей:
изучение
семей
воспитанников; повышение педагогической и психологической грамотности;
знакомство с концептуальными основами построения ФГОС ДО и учебно-
методических комплектов, реализуемых в образовательном учреждении.
3.
Повышение
правовой
культуры
родителей:
изучение
нормативных
документов,
оказание
помощи
в
грамотном
применении
существующих
документов на практике.
4.
Организация спортивно-оздоровительной работы в семье: пропаганда
здорового
образа
жизни;
определение
негативных
факторов
риска
для
здоровья
детей;
формирование
положительного
отношения
к
физической
культуре и спорту.
5.
Управление
образовательным
учреждением,
образовательным
процессом:
участие
в
работе
советов
различного
уровня
(родительский
комитет, клубы).
6.
Организация
культурно-досуговой,
учебно-исследовательской,
проектной
деятельности
воспитанников:
массовые
мероприятия
с
родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и
досуга родителей и воспитанников, проведение открытых мероприятий для
родителей, участие в подготовке совместных проектов.
Психолого-педагогическое просвещение родителей, это основная часть,
входящая в работу педагога-психолога образовательного учреждения.
Задача
детского
сада
«повернуться»
лицом
к
семье,
оказать
ей
педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых
подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья
стали
открытыми
друг
другу
и
помогли
раскрытию
способностей
и
возможностей
ребёнка.
При
взаимодействии
работы
двух
структур
надо
учитывать
дифференцированный
подход
к
каждой
семье,
учитывать
социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и
степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Цель
педагогов
–
создать
единое
пространство
развития
ребенка
в
семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного
процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить
интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при
систематическом
взаимодействии
ДОУ
и
семьи.
Успех
в
этом
нелегком
процессе
воспитания
полноценного
человека
зависит
от
уровня
профессиональной
компетентности
педагогов
и
педагогической
культуры
родителей.
Основные задачи работы с родителями:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать
атмосферу
взаимопонимания,
общности
интересов,
эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать
их
уверенность
в
собственных
педагогических
возможностях.
Для
успешного
сотрудничества
с
родителями
необходимо
придерживаться принципов взаимодействия:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный
настрой
на
общение
является
тем
самым
прочным
фундаментом,
на
котором
строится
вся
работа
педагогов
группы
с
родителями.
В
общении
воспитателя
с
родителями
не
уместны
категоричность,
требовательный
тон.
Педагог
общается
с
родителями
ежедневно,
и
именно
от
него
зависит,
каким
будет
отношение
семьи
к
детскому
саду
в
целом.
Ежедневное
доброжелательное
взаимодействие
педагогов
с
родителями
значит
гораздо
больше,
чем
отдельное
хорошо
проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но
и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать
ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и
педагогическое
умение
педагога
успокоить
родителя,
посочувствовать
и
вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные
родители
в
большинстве
своем
люди
грамотные,
осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих
собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды
педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.
Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки
с емьи
в
сложных
педагогиче ских
ситуациях,
д е м о н с т р а ц и я
заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи
и искреннее желание помочь.
4. Подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с
родителями
необходимо
тщательно
и
серьезно
готовить.
Главное
в
этой
работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между
собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание
или
семинар
могут
негативно
повлиять
на
положительный
имидж
учреждения в целом.
5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме
развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему,
быстро
реагировать
на
изменения
социального
состава
родителей,
их
образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от
этого должны меняться формы и направления работы с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать
родителей своих воспитанников.
В начале учебного года проводиться анкетирование среди родителей
воспитанников с целью, получить сведения о составе семьи, социальном
статусе, образовательном уровне родителей, сфере занятости. Планируется
общее собрание «Секреты домашнего воспитания» в форме круглого стола,
где родители обмениваются опытом в воспитании детей. Такие собрания
помогают понять, в какой мере родители просвещены в вопросах воспитания
детей. В ходе этого собрания проводится анкетирование о том, какие темы
собраний они бы хотели посетить, в течение всего учебного года.
По итогам анкетирования разрабатывается план работы с родителями
по повышению педагогической и психологической грамотности. Туда входит
информирование и консультирование по вопросам воспитания и обучения
детей
их
возрастные
особенности,
закономерности
развития.
В
форме
стендовых докладов, консультаций, собраний.
Также
организуются
встречи
со
специалистами
(врач,
логопед,
психолог). Проводятся открытые мероприятия, день открытых дверей для
родителей.
Мероприятия совместные родители и дети, создан цикл под названием
«Большие буквы», где родители могут посмотреть как их дети готовы к
школе, получить знания как готовить своих детей к школьному обучению.
После проведения диагностики среди детей, объявляются результаты в
процентном соотношении, даются рекомендации и консультации родителям,
групповые и индивидуальные.
Сейчас идут только первые шаги к введению ФГОС в образовательных
учреждениях,
но
уже
видна
заинтересованность
родителей
к
новым
образовательным стандартам, и педагоги надеются на тесное сотрудничество
и помощь со стороны родителей своих воспитанников.
Литература:
1. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов
и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. -
2010. - № 2.
2. Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в
ДОУ. М – 2005г.
3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ.
Методический аспект. – М., 2005г.
4.
Министерство Образования и Науки Российской Федерации Приказ
от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении ФГОС ДО.