Авторы: Киртьянова Юлия Вячеславовна, Янкова Елена Петровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 24 "Солнышко"
Населённый пункт: Московская область г.Балашиха
Наименование материала: Исследование
Тема: Влияние предметно-пространственная среды на развитие детей
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
«Предметно-пространственная среда (средняя группа
)
»
Название: «Влияние предметно пространственная среды на развитие
детей»
Номинация: Педсовет. Средняя группа.
Автор: Киртьянова Ю.В. и Янкова Е.П.
Должность: воспитатели
Место работы: МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко»
Месторасположение: г. Балашиха, Московская область
«Предметно-пространственная среда» (средняя группа)
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому
окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать
возможность свободно играть и общаться со сверстниками. Поэтому мы
провели маленькую исследовательскую работу для себя, как для педагогов,
чтобы подробно разобраться, что такое предметно-пространственная среда
и как с ней работать.
Очистив все зоны от тематического наполнения, мы стали наблюдать и
анализировать поведение детей в пустой группе и стали замечать, что дети
стали агрессивными, беспокойными, повысилась утомляемость, дети
стали шуметь, кричать, перестали общаться друг с другом, начали
хаотично бегать, ругаться, плакать и проситься домой, детям стало не
интересно в группе.
Мы наполнили первую зону игрушками, различными коробками,
баночками из под майонеза, чая, соды, молока, йогуртов и поделкой
своими руками, это был телевизор-частый атрибут на кухне; Затем мы
поставили столик, оформив его салфетками, скатертью и поставили
чайный сервиз.
У детей начался мыслительный процесс; Заинтересовались игрой не
только девочки, но и мальчики, дети стали заботиться друг о друге, стали
проявлять любопытство и интерес к новым атрибутам, началось живое
общение и беседа.
Для игры в магазин мы внесли коробочки из под конфет, кофе, какао,
калькулятор, бумажные пакеты для покупок, распечатали деньги, чеки,
бейджик. Родители принесли ненужные кошельки, сумки, сшили халат и
шапочку продавца, весы и касса в группе были. Раздав детям кошельки и
сумки с деньгами, дети начали выполнять с интересом свои роли, кто то
даже заговорил об открытии своего магазина, мы начали вспоминать
речевые обороты для вежливого общения кассира и покупателя, группа вся
была заинтересована игрой и теперь дети играют самостоятельно без
нашей помощи.
Оформление уголка "Народных промыслов" самый масштабный, его
можно пополнять бесконечно. Наш начальный этап начался с изготовления
русской печки из коробок и бумаги, родители принесли матрешки, кто то
принес рушник, кто то ложки. Ребятам при знакомстве организованного
уголка очень захотелось подержать в руках матрешку, провести
пальчиками по росписи подносов, они были очень удивлены, что раньше у
деток были иные игрушки. Со временем уголок может пополняться
деталями костюмов, русскими игрушками, посудой, платками, русскими-
народными инструментами и поделками наших детей и родителей.
Уголок животных-получился одной из учебных, игровых зон группы. В
уголке появились постоянные обитатели, это фигурки диких и домашних
животных. Родители тоже приняли участие вместе с детьми и у нас
появилась небольшая ферма, где есть курятник и сеновал. Дети стали
четко понимать где живут птицы и где зимуют и ночуют домашний скот.
Мы выполнили из бумаги небольшой огород. Внесли дидактические игры
"Кто что ест"; "Чей малыш?"; "Чей домик?" Внесли литературу "Зоопарк",
плакаты "Дикие и домашние животные", Пройти мимо и не поставив
курочку в курятник или оторвать морковку с огорода и с имитировать как
она хрустит, дети не могут оставить эту зону без внимания и всегда
проявляют интерес.
Изучив поведение детей при наполнении некоторых уголков предметно-
пространственной среды мы сделали вывод, что среда должна быть
наполненной и выполнять образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую функции. Но самое главное – она
должна работать на развитие самостоятельности ребенка. После
наполнения группы дети стали меньше кричать, стали спокойнее, стали
задавать очень много интересных вопросов и начали общаться друг с
другом.
А сейчас мы продемонстрируем обязательные зоны для средней группы
учитывая образовательную программу "От рождения до школы" с
интересным наполнением предметно-пространственной среды.
Фотографии из интернета и частично нашего ДОУ.
Социально-коммуникативное развитие:
-Центр ПДД;
-Центр пожарной безопасности;
Познавательное развитие:
-Центр «Уголок Природы»;
-Центр сенсорного развития;
-Центр конструирования;
-Центр математического развития;
-Центр экспериментирования.
-Центр народных промыслов и центр “Патриот”
Речевое развитие:
-Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
-Центр Книги;
Художественно-эстетическое развитие:
-Центр ИЗО ;
-Центр музыкально-театрализованной деятельности.
Физическое развитие:
-Центр физического развития;
-Спортивный уголок «Будь здоров!»
Заключение:
Содержательность и насыщенность пространства должна соответствовать
и меняться в зависимости от возрастных особенностей и потребностей
детей, а так же периода обучения, образовательной программы и
лексической темы или темы проекта. Например, с введением в
образовательный процесс новой лексической темы меняется и содержание
развивающего пространства: в уголок творчества подбираются доступные
для детей схемы лепки и изготовления поделок, в книжный уголок –
соответствующая литература, в уголок познания – дидактические и
настольные игры и т. д. РППС имеет характер открытой, незамкнутой
системы, способной к корректировке и развитию. Среда становиться
развивающей.
Поэтому желаем новых идей в создании яркой, интересной предметно-
пространственной среды. Спасибо за внимание!