Автор: Сунцова Ильсия Яхиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-Детский сад №49"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Конспект НОД опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности
Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ. СВОЙСТВА ВОДЫ
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ НОД
для подготовительной группы компенсирующей направленности
(дети с ЗПР)
ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ. СВОЙСТВА ВОДЫ
(опытно-экспериментальная деятельность)
Воспитатель: Сунцова И. Я.
ЦЕЛЬ: расширение и уточнение представлений детей о свойствах и
агрегатных состояниях воды.
ЗАДАЧИ:
1. Коррекционно-образовательные:
1) уточнить знания детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, без вкуса;
2) уточнить знания детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, при
нагревании тает и превращается в воду;
3) закрепить умение устанавливать взаимосвязь между температурой
воздуха и состоянием воды.
2. Коррекционно-развивающие:
1) развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение
работать по алгоритму, используя элементарное оборудование, соблюдать
правила безопасности при проведении опытов;
2) развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться,
учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения;
3) развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление,
любознательность;
4) активизировать словарь.
3. Коррекционно-воспитательные:
1) прививать бережное отношение к воде;
2) воспитывать аккуратность и серьезность в проведении опыта;
3) воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1) беседы о воде, ее роли в жизни человека, растений, животных; ее
свойствах, состояниях, формах;
2) наблюдение за снегом, льдом во время прогулок, кипением чайника;
3) рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
4) чтение художественной литературы;
5) чтение рассказа И.Г.Калининой «Снежный колобок»;
Демонстрационный материал: таблица «Круговорот воды в природе»;
стаканы с водой, пустые стаканы; лед в блюдцах; ложка чайная, питьевая
вода, мельница из песочного набора, картинки с заданиями
Раздаточный материал: стаканы с водой, салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В: - Ребята, сколько у нас сегодня гостей, давайте все вместе поздороваемся с
ними!
(держит в руках посылку).
В: -Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Правильно, посылка. А чтобы
узнать, что в ней, нам нужно отгадать загадку:
Я прозрачна и легка,
Поднимаюсь в облака.
Знаете меня, не так ли?
Я же водяная…
КАПЛЯ
Давайте поздороваемся и познакомимся с КАПЛЕЙ, передавая ее друг-другу
и называя друг-друга ласково по имени
***
В: - Ребята, Капелька, приглашает нас всех в путешествие.
Но посмотрите на нее, она какая? (маленькая), а мы – какие? (большие).
Что же делать?
Дети: - Нужно стать такими же, как Капелька, - маленькими.
Воспитатель вместе с детьми произносит считалку-превращение:
Раз, два, три… стали капельками мы.
(Детям прикрепляем на одежду значки из синего картона в виде капелек (на
двустороннем скотче)
В: - Что за капельки вокруг, в группе появились вдруг?
***
Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться со свойствами воды.
Капелька прихватила с собой конверты с заданиями-испытаниями. Но чтобы
их найти, нужно отгадать загадку.
Из посылки достаем первый конверт-задание:
Внимательно вокруг себя посмотри
Картинку с КАПЛЕЙ в группе найди
(дети ищут спрятанную в группе картинку в виде капли)
***
На КАПЛЕ
Задание-испытание с водой проведи
Все, что узнал о воде, расскажи
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество,
обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода
жидкость?
(ответы детей+опыт с мельницей: наливаем воду на мельницу из песочного
набора)
Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте
перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода?
(жидкая, ее трудно удержать).
Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая?
Вода соленая? (нет) У воды есть вкус?
(значит вода безвкусная).
А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет
запаха.
Давайте теперь опустим в наш стакан с водой чайную ложку. Мы видим
эту ложку? (да) Значит, вода какая?
(прозрачная, бесцветная)
Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод: действия с водой помогли нам сделать вывод о том, что вода
бывает в виде жидкости – в жидком, без цвета, вкуса и запаха,
прозрачная.
***
Физкультминутка-Игра «Волшебные капельки»
•
Мы с вами капельки (дети свободно располагаются по комнате)
•
Капельки встречаются друг с другом и получается ручеёк
(дети берутся парами).
•
Ручеёк впадает в море (большой круг).
•
Наш круг может менять форму, как и вода (круг вытягивается в овал)
•
А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на
горячую плиту. Что будет происходить? Вода будет нагреваться. Каждый из
вас - частичка воды. Ваши ладошки уже такие горячие, что вам уже больно
держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас
активно двигаться (дети двигаются по группе)- каждый из вас стал частичкой
пара.
•
А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Что вы в этом
случае делаете? Надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтоб
стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она
приобрела свою форму, как частички льда.
Мы с вами, как частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.
Расскажите, как связаны частички воды друг с другом? (Эту часть во
время занятия мы опустили, чтобы уложиться по времени. Можно
повторить во время другого занятия)
После рассказов педагог делает выводы вместе с детьми:
1. Вода в виде пара: связи между частичками нет, каждая движется сама по
себе.
2. В жидком состоянии связи между частичками более сильные, но они очень
гибкие, поэтому вода не имеет своей формы.
3. Вода в твёрдом состоянии, её частички прочно связаны друг с другом: вода
в твёрдом состоянии- это лёд.
***
Из посылки достаем 2-й конверт--задание:
Внимательно группу осмотри,
ОБЛАКО с заданием найди
(дети ищут и находят спрятанную картинку с облаком)
***
На ОБЛАКЕ:
Послушай загадку:
Что видно, если ничего не видно?
Внимательно опыт посмотри,
Ответ на загадку найди
Опыт №2 «Парообразная вода - пар»
Давайте возьмем кастрюлю с горячей водой и накроем крышкой. Когда
открываем кастрюлю, на крышке появляются капельки воды. Откуда взялась
вода?
Вывод: Вода, нагреваясь, превращается в пар, а пар затем превращается
в воду.
Т.е. вода еще бывает газообразном состоянии.
В: - Ребята, я бы хотела вам прочитать стихотворение о «Круговороте воды в
природе». (Показывая на макете)
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Сгущается влага над ним, как сметана,
Она поднимается выше, пока
Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки.
Все это и зовут в народе
«Круговорот воды в природе»
***
Достаем 3-й конверт-задание:
Внимательно группу осмотри,
СОСУЛЬКУ с заданием найди
***
На СОСУЛЬКЕ:
Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а… (Лёд)
Опыт №3 «Вода имеет твёрдое свойство»
(пре
В: - Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед)
Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что
превращается лед? (в воду) Значит лед - это вода. Вода может быть в твердом
состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой. Какими
становятся салфетки? (влажными)
Вывод: при температуре 0С и ниже вода превращается в лед. Лед и снег
– это вода в твердом состоянии.
***
Итог НОД.
В: - Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ.
добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение
Натальи Рыжовой «Волшебная вода».
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
***
В: - Для жизни человека вода имеет очень важное значение.
И мне очень понравилось, как вы сегодня работали. А что понравилось вам?
О каких свойствах воды вы узнали?
Вместе с детьми делаем вывод: Вода может быть в трех состояниях (каких):
жидком, твёрдом, парообразно . Она обладает многими свойствами: (какими)
прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
***
Воспитатель: А сейчас давайте скажем волшебные слова:
«Вокруг себя ты обернись, в детсаду ты окажись».
И наши капельки мы отправим в круговорот воды в природе.
(Дети открепляют значки и прикрепляют их на схему «Круговорот воды в
природе»)
После занятия детям можно дать небольшое практическое задание