Напоминание

ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ. СВОЙСТВА ВОДЫ


Автор: Сунцова Ильсия Яхиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-Детский сад №49"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Конспект НОД опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности
Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ. СВОЙСТВА ВОДЫ
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСПЕКТ НОД

для подготовительной группы компенсирующей направленности

(дети с ЗПР)

ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ. СВОЙСТВА ВОДЫ

(опытно-экспериментальная деятельность)

Воспитатель: Сунцова И. Я.

ЦЕЛЬ: расширение и уточнение представлений детей о свойствах и

агрегатных состояниях воды.

ЗАДАЧИ:

1. Коррекционно-образовательные:

1) уточнить знания детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, без вкуса;

2) уточнить знания детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, при

нагревании тает и превращается в воду;

3) закрепить умение устанавливать взаимосвязь между температурой

воздуха и состоянием воды.

2. Коррекционно-развивающие:

1) развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение

работать по алгоритму, используя элементарное оборудование, соблюдать

правила безопасности при проведении опытов;

2) развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться,

учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения;

3) развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление,

любознательность;

4) активизировать словарь.

3. Коррекционно-воспитательные:

1) прививать бережное отношение к воде;

2) воспитывать аккуратность и серьезность в проведении опыта;

3) воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1) беседы о воде, ее роли в жизни человека, растений, животных; ее

свойствах, состояниях, формах;

2) наблюдение за снегом, льдом во время прогулок, кипением чайника;

3) рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;

4) чтение художественной литературы;

5) чтение рассказа И.Г.Калининой «Снежный колобок»;

Демонстрационный материал: таблица «Круговорот воды в природе»;

стаканы с водой, пустые стаканы; лед в блюдцах; ложка чайная, питьевая

вода, мельница из песочного набора, картинки с заданиями

Раздаточный материал: стаканы с водой, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В: - Ребята, сколько у нас сегодня гостей, давайте все вместе поздороваемся с

ними!

(держит в руках посылку).

В: -Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Правильно, посылка. А чтобы

узнать, что в ней, нам нужно отгадать загадку:

Я прозрачна и легка,

Поднимаюсь в облака.

Знаете меня, не так ли?

Я же водяная…

КАПЛЯ

Давайте поздороваемся и познакомимся с КАПЛЕЙ, передавая ее друг-другу

и называя друг-друга ласково по имени

***

В: - Ребята, Капелька, приглашает нас всех в путешествие.

Но посмотрите на нее, она какая? (маленькая), а мы – какие? (большие).

Что же делать?

Дети: - Нужно стать такими же, как Капелька, - маленькими.

Воспитатель вместе с детьми произносит считалку-превращение:

Раз, два, три… стали капельками мы.

(Детям прикрепляем на одежду значки из синего картона в виде капелек (на

двустороннем скотче)

В: - Что за капельки вокруг, в группе появились вдруг?

***

Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться со свойствами воды.

Капелька прихватила с собой конверты с заданиями-испытаниями. Но чтобы

их найти, нужно отгадать загадку.

Из посылки достаем первый конверт-задание:

Внимательно вокруг себя посмотри

Картинку с КАПЛЕЙ в группе найди

(дети ищут спрятанную в группе картинку в виде капли)

***

На КАПЛЕ

Задание-испытание с водой проведи

Все, что узнал о воде, расскажи

Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»

Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество,

обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода

жидкость?

(ответы детей+опыт с мельницей: наливаем воду на мельницу из песочного

набора)

Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте

перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода?

(жидкая, ее трудно удержать).

Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая?

Вода соленая? (нет) У воды есть вкус?

(значит вода безвкусная).

А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет

запаха.

Давайте теперь опустим в наш стакан с водой чайную ложку. Мы видим

эту ложку? (да) Значит, вода какая?

(прозрачная, бесцветная)

Молодцы, теперь поставьте стакан на место.

Вывод: действия с водой помогли нам сделать вывод о том, что вода

бывает в виде жидкости – в жидком, без цвета, вкуса и запаха,

прозрачная.

***

Физкультминутка-Игра «Волшебные капельки»

Мы с вами капельки (дети свободно располагаются по комнате)

Капельки встречаются друг с другом и получается ручеёк

(дети берутся парами).

Ручеёк впадает в море (большой круг).

Наш круг может менять форму, как и вода (круг вытягивается в овал)

А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на

горячую плиту. Что будет происходить? Вода будет нагреваться. Каждый из

вас - частичка воды. Ваши ладошки уже такие горячие, что вам уже больно

держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас

активно двигаться (дети двигаются по группе)- каждый из вас стал частичкой

пара.

А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Что вы в этом

случае делаете? Надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтоб

стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она

приобрела свою форму, как частички льда.

Мы с вами, как частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.

Расскажите, как связаны частички воды друг с другом? (Эту часть во

время занятия мы опустили, чтобы уложиться по времени. Можно

повторить во время другого занятия)

После рассказов педагог делает выводы вместе с детьми:

1. Вода в виде пара: связи между частичками нет, каждая движется сама по

себе.

2. В жидком состоянии связи между частичками более сильные, но они очень

гибкие, поэтому вода не имеет своей формы.

3. Вода в твёрдом состоянии, её частички прочно связаны друг с другом: вода

в твёрдом состоянии- это лёд.

***

Из посылки достаем 2-й конверт--задание:

Внимательно группу осмотри,

ОБЛАКО с заданием найди

(дети ищут и находят спрятанную картинку с облаком)

***

На ОБЛАКЕ:

Послушай загадку:

Что видно, если ничего не видно?

Внимательно опыт посмотри,

Ответ на загадку найди

Опыт №2 «Парообразная вода - пар»

Давайте возьмем кастрюлю с горячей водой и накроем крышкой. Когда

открываем кастрюлю, на крышке появляются капельки воды. Откуда взялась

вода?

Вывод: Вода, нагреваясь, превращается в пар, а пар затем превращается

в воду.

Т.е. вода еще бывает газообразном состоянии.

В: - Ребята, я бы хотела вам прочитать стихотворение о «Круговороте воды в

природе». (Показывая на макете)

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река,

Река полноводно бежит на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана,

Сгущается влага над ним, как сметана,

Она поднимается выше, пока

Не превращается в облака.

А облака, пролетая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Снега превратятся весной в ручейки,

Ручьи побегут до ближайшей реки.

Все это и зовут в народе

«Круговорот воды в природе»

***

Достаем 3-й конверт-задание:

Внимательно группу осмотри,

СОСУЛЬКУ с заданием найди

***

На СОСУЛЬКЕ:

Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а… (Лёд)

Опыт №3 «Вода имеет твёрдое свойство»

(пре

В: - Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед)

Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что

превращается лед? (в воду) Значит лед - это вода. Вода может быть в твердом

состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой. Какими

становятся салфетки? (влажными)

Вывод: при температуре 0С и ниже вода превращается в лед. Лед и снег

– это вода в твердом состоянии.

***

Итог НОД.

В: - Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ.

добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение

Натальи Рыжовой «Волшебная вода».

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

***

В: - Для жизни человека вода имеет очень важное значение.

И мне очень понравилось, как вы сегодня работали. А что понравилось вам?

О каких свойствах воды вы узнали?

Вместе с детьми делаем вывод: Вода может быть в трех состояниях (каких):

жидком, твёрдом, парообразно . Она обладает многими свойствами: (какими)

прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.

***

Воспитатель: А сейчас давайте скажем волшебные слова:

«Вокруг себя ты обернись, в детсаду ты окажись».

И наши капельки мы отправим в круговорот воды в природе.

(Дети открепляют значки и прикрепляют их на схему «Круговорот воды в

природе»)

После занятия детям можно дать небольшое практическое задание



В раздел образования