Напоминание

" Путешествие в древнюю Русь"


Автор: Татьяна Николаевна Гулая
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2073
Населённый пункт: г.Москва, пос. Клёновское улица Мичурина 6
Наименование материала: Конспект мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Тема: " Путешествие в древнюю Русь"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 2073» ДО «Кленочек»

Конспект открытого мероприятия

по нравственно- патриотическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Путешествие в древнюю Русь!»

Составитель:

Гулая Т.Н.

25 апреля 2019 год

Москва, 2019 г.

Цель:

- Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа и

предметами русского быта.

Задачи:

Познакомить детей с обычаем и традицией русского народа -встречать гостей

с хлебом солью.

- Совершенствовать знания детей о жилище (русской избе), крестьянской

семье, о предметах старинного русского быта (печь, прялка, посуда, подкова и

т.д.).

- Развивать у детей нравственно- патриотические чувства.

- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками,

новыми словами, которые использовались в быту, в русской избе (ухват,

чугун, прялка, самовар).

- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русским национальным

традициям, обычаям гостеприимства.

-Воспитывать интерес к русскому фольклору.

Словарная работа: ухват, прялка, чугун, самовар, подкова.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций

с изображением

старинных предметов быта. Беседы и рассказы, о предметах русского быта, о

их предназначении. Разучивание пословиц, поговорок, хороводов. Чтение

русских народных сказок.

Оборудование: «Русская

изба»

с

предметами

быта

(печь,

лавки,

столы,

старинная посуда, прялка, и др.), русские народные костюмы для мальчика

и девочки. Рушник, каравай с солонкой и солью. Cолёное тесто, влажные

салфетки, дощечки по количеству детей.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие!

- А хотите, мы с вами сейчас все вместе, отправимся на « Машине времени»

в древнюю Русь и посетим крестьянскую избу?

Дети: Да!

Воспитатель: А для этого нам надо произнести волшебные слова:

« Покружились, покружились и в древней Руси очутились!»

- Ребята, а кто знает по русскому обычаю, чем встречают дорогих гостей?

Дети: Караваем! (С хлебом и солью)

Воспитатель: Да! Правильно!

Мальчик и девочка в русских костюмах, берут каравай и подносят гостям.

Ребёнок: «С караваем соль подносили.

Поклоняясь, отведать просили:

Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб – соль из рук!».

Воспитатель:

Милости

просим,

в

нашу

«Русскую

избу»

проходите

и

присаживайтесь по удобнее:

«Горница у нас небольшая,

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!»

Воспитатель: Ребятки, я вам сегодня расскажу, откуда пошла такая традиция-

встречать гостей с караваем и что она означает?

Эта традиция пошла ещё с давней Руси!

Хлеб в старину называли «жито» от слова жить, он всегда был спутником

человека, на протяжении всей его жизни.

Каравай был символом солнца, которому поклонялся весь русский народ.

Солнце какой формы? (Круглой)Поэтому и каравай пекли из теста, круглой

формы.

Встречая

гостей

с

хлебом

солью,

это означало

пожелание

им

богатства и благополучия. Соль считалась оберегом от зла, бед и несчастий.

Гости должны отломить кусочек каравая, посолить его и съесть!

Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы о хлебе?

Дети:

- «Без соли, без хлеба худая беседа!»

- «Хлеб, всему голова!»

- «Красна изба не углами, а пирогами!»

- «Хлеба ни куска, так в избе тоска!»

- «Хлеб- батюшка, вода матушка!»

-«Будет хлеб, будет и обед!»

Воспитатель: Обращаю внимание детей на печь. Что это?

Дети: Печь

Воспитатель: Для чего, нужна была печь в русской избе?

Дети: Печь

в древней Руси называли – матушкой и кормилицей. Она

обогревала избу, кормила и лечила людей. Были в избе горшки, чугунки,

ухваты.

(Дети

показывают

эти

предметы)

В

русской

печи

очень

вкусно

готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печка не только согревала избу, но и

освещала её. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло.

Воспитатель обращает внимание детей на прялку.

-Ребята, а это что? (прялка) Для чего она предназначена?

Дети: В старину, в каждой избе были прялки. Женщины и девушки пряли

пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Вечерами горела

на столе свечка

или керосиновая лампа – ведь электричества

не было,

девушки пряли шерстяные нити и пели песни.

Воспитатель:

Ребята,

а

может

быть,

вы

какие-нибудь пословицы

или

поговорки про прялку и о пряхах знаете?

Дети:

- «У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.»

- «Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.»

- «Хорошо прядёшь – весело поёшь!»

- «Дело мастера боится!»

- «Умелые руки не знают скуки!»

- «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся!»

Воспитатель: Ребята, а что у нас в русской избе, расположено над дверью?

Дети: Подкова

Воспитатель: А для чего её крепили на воротах и дверях.

Дети: Подкова считалась оберегом от зла и несчастья

Подкову называли талисманом богатства и счастья. Ёё крепили на ворота

или над дверью в избе. Прибивали её в виде горшочка, (показываю как),

чтобы в него набиралось счастье, богатство благополучие в дом.

Воспитатель: Молодцы! А может, вы ещё и загадки умеете отгадывать?

Посмотрите внимательно, в нашей русской избе есть предметы русского

быта, которые служили народу в древней Руси.

Мы

сейчас

их

будем

находить

с

помощью

загадок.

А

кто

внимательно

слушал, тот сможет их отгадать и показать нам . Вот послушайте:

1.И летом не спит,

И зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает (печь).

2.Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

3.Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит… (чугунок).

4.Выпускает жаркий пар

Древний чайник…(самовар).

5. Стригли, щепали,

А после чесали

Чисто, пушисто- к веретену привязали! (Прялка)

6.Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят…(лапти).

7.Она совсем не виновата,

Что от рождения горбата.

Её в пути приметил кто-то -

Прибил гвоздями на ворота.

(Подкова)

Воспитатель: Хорошо молодцы! Ребята, а вы знаете, что ещё по русскому

обычаю гостей принято угощать.

Чем вы с вами, можем угостить наших гостей?

Дети: Пряниками, пирогами, баранками.

Воспитатель: А из чего можно сделать все эти угощения?

Дети: Из теста

Воспитатель: Хорошо! Давайте сделаем для наших гостей

угощения из

теста.

Воспитатель: Проходите за столы и приступайте к работе.

По окончании работы, готовые детские изделия из теста, воспитатель

убирает в печь.

Воспитатель: Как говориться в пословице: «Сделал дело…., дети добавляют

- … гуляй смело!)

Дети водят хоровод «К нам гости пришли!»

«К нам гости пришли, дорогие пришли,

Мы не зря кисель варили, пироги пекли!

С морковью пирог, да с капустой пирог

А который без начинки самый вкусный пирог.

А сейчас вдвоём мы для вас споем.

Вы похлопайте в ладоши мы плясать пойдём.

Ты топни ногой, да притопни другой.

Я волчком кружиться стану, а ты так постой!

Наш детский сад дружбой славиться!

Приходите в гости чаще, если нравиться!»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, пока мы с вами водили хоровод,

наши угощения испеклись? Давайте посмотрим! Воспитатель достаёт из печи

готовые баранки и пряники!

Дети (Мальчик и девочка в русских костюмах угощают гостей и детей

баранками и пряниками!)

Воспитатель: Ну, что, ребятки, понравилось вам в русской избе?

Но нам пора обратно, на « Машине времени», возвращаться в наш детский

сад. И для этого мы снова произнесем волшебные слова:

«Покружились, покружились и в детском саду очутились.»

До свидания, гости дорогие! Милости просим ещё к нам в гости!



В раздел образования