Автор: Татьяна Николаевна Гулая
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2073
Населённый пункт: г.Москва, пос. Клёновское улица Мичурина 6
Наименование материала: Конспект мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Тема: " Путешествие в древнюю Русь"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 2073» ДО «Кленочек»
Конспект открытого мероприятия
по нравственно- патриотическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
на тему: «Путешествие в древнюю Русь!»
Составитель:
Гулая Т.Н.
25 апреля 2019 год
Москва, 2019 г.
Цель:
- Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа и
предметами русского быта.
Задачи:
Познакомить детей с обычаем и традицией русского народа -встречать гостей
с хлебом солью.
- Совершенствовать знания детей о жилище (русской избе), крестьянской
семье, о предметах старинного русского быта (печь, прялка, посуда, подкова и
т.д.).
- Развивать у детей нравственно- патриотические чувства.
- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками,
новыми словами, которые использовались в быту, в русской избе (ухват,
чугун, прялка, самовар).
- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русским национальным
традициям, обычаям гостеприимства.
-Воспитывать интерес к русскому фольклору.
Словарная работа: ухват, прялка, чугун, самовар, подкова.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций
с изображением
старинных предметов быта. Беседы и рассказы, о предметах русского быта, о
их предназначении. Разучивание пословиц, поговорок, хороводов. Чтение
русских народных сказок.
Оборудование: «Русская
изба»
с
предметами
быта
(печь,
лавки,
столы,
старинная посуда, прялка, и др.), русские народные костюмы для мальчика
и девочки. Рушник, каравай с солонкой и солью. Cолёное тесто, влажные
салфетки, дощечки по количеству детей.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие!
- А хотите, мы с вами сейчас все вместе, отправимся на « Машине времени»
в древнюю Русь и посетим крестьянскую избу?
Дети: Да!
Воспитатель: А для этого нам надо произнести волшебные слова:
« Покружились, покружились и в древней Руси очутились!»
- Ребята, а кто знает по русскому обычаю, чем встречают дорогих гостей?
Дети: Караваем! (С хлебом и солью)
Воспитатель: Да! Правильно!
Мальчик и девочка в русских костюмах, берут каравай и подносят гостям.
Ребёнок: «С караваем соль подносили.
Поклоняясь, отведать просили:
Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб – соль из рук!».
Воспитатель:
Милости
просим,
в
нашу
«Русскую
избу»
проходите
и
присаживайтесь по удобнее:
«Горница у нас небольшая,
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!»
Воспитатель: Ребятки, я вам сегодня расскажу, откуда пошла такая традиция-
встречать гостей с караваем и что она означает?
Эта традиция пошла ещё с давней Руси!
Хлеб в старину называли «жито» от слова жить, он всегда был спутником
человека, на протяжении всей его жизни.
Каравай был символом солнца, которому поклонялся весь русский народ.
Солнце какой формы? (Круглой)Поэтому и каравай пекли из теста, круглой
формы.
Встречая
гостей
с
хлебом
солью,
это означало
пожелание
им
богатства и благополучия. Соль считалась оберегом от зла, бед и несчастий.
Гости должны отломить кусочек каравая, посолить его и съесть!
Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы о хлебе?
Дети:
- «Без соли, без хлеба худая беседа!»
- «Хлеб, всему голова!»
- «Красна изба не углами, а пирогами!»
- «Хлеба ни куска, так в избе тоска!»
- «Хлеб- батюшка, вода матушка!»
-«Будет хлеб, будет и обед!»
Воспитатель: Обращаю внимание детей на печь. Что это?
Дети: Печь
Воспитатель: Для чего, нужна была печь в русской избе?
Дети: Печь
в древней Руси называли – матушкой и кормилицей. Она
обогревала избу, кормила и лечила людей. Были в избе горшки, чугунки,
ухваты.
(Дети
показывают
эти
предметы)
В
русской
печи
очень
вкусно
готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печка не только согревала избу, но и
освещала её. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло.
Воспитатель обращает внимание детей на прялку.
-Ребята, а это что? (прялка) Для чего она предназначена?
Дети: В старину, в каждой избе были прялки. Женщины и девушки пряли
пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Вечерами горела
на столе свечка
или керосиновая лампа – ведь электричества
не было,
девушки пряли шерстяные нити и пели песни.
Воспитатель:
Ребята,
а
может
быть,
вы
какие-нибудь пословицы
или
поговорки про прялку и о пряхах знаете?
Дети:
- «У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.»
- «Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.»
- «Хорошо прядёшь – весело поёшь!»
- «Дело мастера боится!»
- «Умелые руки не знают скуки!»
- «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся!»
Воспитатель: Ребята, а что у нас в русской избе, расположено над дверью?
Дети: Подкова
Воспитатель: А для чего её крепили на воротах и дверях.
Дети: Подкова считалась оберегом от зла и несчастья
Подкову называли талисманом богатства и счастья. Ёё крепили на ворота
или над дверью в избе. Прибивали её в виде горшочка, (показываю как),
чтобы в него набиралось счастье, богатство благополучие в дом.
Воспитатель: Молодцы! А может, вы ещё и загадки умеете отгадывать?
Посмотрите внимательно, в нашей русской избе есть предметы русского
быта, которые служили народу в древней Руси.
Мы
сейчас
их
будем
находить
с
помощью
загадок.
А
кто
внимательно
слушал, тот сможет их отгадать и показать нам . Вот послушайте:
1.И летом не спит,
И зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь).
2.Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
3.Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).
4.Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).
5. Стригли, щепали,
А после чесали
Чисто, пушисто- к веретену привязали! (Прялка)
6.Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят…(лапти).
7.Она совсем не виновата,
Что от рождения горбата.
Её в пути приметил кто-то -
Прибил гвоздями на ворота.
(Подкова)
Воспитатель: Хорошо молодцы! Ребята, а вы знаете, что ещё по русскому
обычаю гостей принято угощать.
Чем вы с вами, можем угостить наших гостей?
Дети: Пряниками, пирогами, баранками.
Воспитатель: А из чего можно сделать все эти угощения?
Дети: Из теста
Воспитатель: Хорошо! Давайте сделаем для наших гостей
угощения из
теста.
Воспитатель: Проходите за столы и приступайте к работе.
По окончании работы, готовые детские изделия из теста, воспитатель
убирает в печь.
Воспитатель: Как говориться в пословице: «Сделал дело…., дети добавляют
- … гуляй смело!)
Дети водят хоровод «К нам гости пришли!»
«К нам гости пришли, дорогие пришли,
Мы не зря кисель варили, пироги пекли!
С морковью пирог, да с капустой пирог
А который без начинки самый вкусный пирог.
А сейчас вдвоём мы для вас споем.
Вы похлопайте в ладоши мы плясать пойдём.
Ты топни ногой, да притопни другой.
Я волчком кружиться стану, а ты так постой!
Наш детский сад дружбой славиться!
Приходите в гости чаще, если нравиться!»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, пока мы с вами водили хоровод,
наши угощения испеклись? Давайте посмотрим! Воспитатель достаёт из печи
готовые баранки и пряники!
Дети (Мальчик и девочка в русских костюмах угощают гостей и детей
баранками и пряниками!)
Воспитатель: Ну, что, ребятки, понравилось вам в русской избе?
Но нам пора обратно, на « Машине времени», возвращаться в наш детский
сад. И для этого мы снова произнесем волшебные слова:
«Покружились, покружились и в детском саду очутились.»
До свидания, гости дорогие! Милости просим ещё к нам в гости!