Автор: Нигматуллина Елена Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: г.Лянтор ХМАО-Югра
Наименование материала: итоговое занятие в группе компенсирующей направленности
Тема: "В гостях у Звукознайке"
Раздел: дошкольное образование
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА .
(дети с общим недоразвитием речи)
Учитель-логопед Нигматуллина Е.А.
Образовательные задачи: Продолжение знакомство с творчеством
С.Я.Маршака и К.И.Чуковского. Расширение и уточнение словаря по теме
«Весна» . Совершенствование навыка слогового анализа слова, навыков
звукового анализа слова, навыков составления предложения по картинке и
составления предложения с использованием схемы предложения, навыка
чтения. Совершенствование грамматического строя речи .
Развивающие задачи. Развитие связной речи, всех видов восприятия,
артикуляционной , общей моторики, ловкости.
Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества в игре на
занятии, активности, инициативности, самостоятельности.
Материал к занятию: магнитофон, шкатулка, картина «Весна» Из серии
демонстрационных картин «Круглый год», демонстрационные картинки по
темам: транспорт, мебель, посуда, дикие и домашние животные, зимующие и
перелетный птицы, времена года, схемные полоски для составления
предложений, картинки предметов по произведению «Мойдодыр».Фишки для
выполнения звукового анализа слов и карточки : Мак, дом, кот, кит, сани. Н-п
Игра «Скажи наоборот». «Мой букварь» автор Нищева Н.В.
Предварительная работа; коррекционные занятия по постановке, автоматизации и
дифференциации звуков, чтение сказок и просмотр мультфильмов «Кошкин дом».
«Двенадцать
месяцев».
«Сказка
о
глупом
мышонке».С.Я.Маршака
«Мойдодыр» К.И.Чуковского
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Ход занятия.
Ребята заходят в кабинет логопеда , а их встречает Звукознайка (логопед)
Звукознайка. Здравствуйте ребята. Я, Звукознайка, очень люблю играть со
словами и звуками , а вы любите?
Дети : Да, мы тоже любим, играть со словами.
Звукознайка: Вот у меня есть шкатулочка , а в ней мои самые любимые игры
.Поиграем?
Дети : да.
Звукознайка: Ой, что – то она не открывается?
(звучит магнитофонная запись)
Голос: Чтоб шкатулочку открыть
надо язычок свой разбудить.
Звукознайка: А что, готовы вы ребята сделать гимнастику язычка.
Дети: да готовы.
Звукознайка: Проходите к столам и располагайтесь у зеркал.
( гимнастика выполняется перед зеркалом, которое стоит на столе у
каждого ребенка)
Звукознайка: Начнем с массажа лица: лоб, нос, верхняя губа, нижняя.
Артикуляционная гимнастика :
Губы художники.
Лопаточка- Чашечка.
Футбол.
Индюк.
Грибок.
Трещотка.
Мотор.
Звукознайка: Молодцы ребята. Вот и открылась шкатулка.
Сева достань первую карточку.
Звукознайка: Первая игра «Четвертый лишний»
Транспорт: Машина, самолет, такси, автобус. Что лишнее?
Дети: Самолет.
Звукознайка: Почему?
Дети: Самолет воздушный транспорт а остальной наземный
Звукознайка Молодцы
Мебель: Диван, кровать, кресло , тарелка. Что лишнее?
Дети: тарелка
Звукознайка: Почему?
Дети: тарелка это посуда, а остальное мебель.
Звукознайка: Молодцы
Животные: Волк, медведь, рысь, коза Кто лишний?
Дети: коза
Звукознайка: Почему?
Дети:коза домашнее животное, а остальные дикие животные.
Звукознайка: Молодцы
Птицы: Ворона, воробей, сорока, ласточка. Кто лишний?
Дети: ласточка
Звукознайка: Почему?
Дети: ласточка перелетная птица, а остальные зимующие
Звукознайка: Молодцы
Времена года: Лето, зима, весна, цветок Что лишнее?
Дети: цветок
Звукознайка: Почему?
Дети: цветок не времена года
Звукознайка: Молодцы ребята. А какое сейчас у нас время года?
Дети: У нас сейчас весна.
Звукознайка: А кто знает месяца весны?
Дети: март, апрель, май
Звукознайка:
А какой у нас сегодня день недели? ( ответ детей)
А какое сегодня число? (ответ детей)
Смотрите, какая у меня есть картина?
( логопед выставляет картину «Весна». Из серии демонстрационных картин
«Круглый год»
Когда вы на нее смотрите, какое настроение вызывает у вас она?
Дети: радость, веселье.
Какое время года мы видим на картине?
Дети: на картине мы видим весну.
Звукознайка: По каким признакам вы это определили?
Дети: Светит солнышко.
Небо голубое.
Тает снег.
Бегут ручьи.
На деревьях набухли почки и распускаются первые листочки.
На проталинах появились первые цветы (мать и мачеха).
Звукознайка: А кто еще изображен на картине?
Дети: Прилетели перелетные птицы.
Ребята, они одеты в куртки и резиновые сапоги.
Мальчики пускают бумажный кораблик в ручейке.
Звукознайка Молодцы
Катя доставай вторую карточку.
Вторая игра « Составь схему предложения»
На улице тает снег.
( дети выполняют задание)
Звукознайка: А теперь придумайте свое предложение и составьте схему.
( дети выполняют задание)
Звукознайка Молодцы
Абдулхамид доставай следующую карточку.
Звукознайка:
Третья игра: Назовите, из какого произведения эти отрывки.
Тетя, тетя кошка!
Выгляни в окошко,
Есть хотят котята,
Ты живешь богато.
Дети: Кошкин дом, автор Маршак
Звукознайка: Молодцы.
Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний,
Да по зимнему ковру
К новогоднему костру!
Дети: Двенадцать месяцев, автор Маршак
Звукознайка: Молодцы , правильно.
Стала свинка громко хрюкать
Непослушного баюкать
Дети: Сказка о глупом мышонке, автор Маршак
Звукознайка: Молодцы , правильно.
Одеяло убежало
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня
Дети: Мойдодыр, автор Чуковский.
Звукознайка: Молодцы , правильно.
Никита иди, доставай четвертую карточку.
Четвертая игра «Раздели слова на слоги»
Мочалка, мыло, гребешок, ванна, таз, умывальник, щетка, полотенце.
Физ. Минутка. Весна (по выбору времени года)
Зукознайка:. Продолжим игру. Андрей иди, доставай следующую карточку.
Пятая игра «Сделайте звуковой анализ слова»
Карточки Мак, дом, кот, кит, сани.
( дети самостоятельно выкладывают фишки под картинками при этом,
определяют гласные, согласные и количество звуков)
Зукознайка:. Молодцы ребята Продолжим игру. Наргиз иди, доставай
следующую карточку.
Шестая игра «Скажи наоборот»
Найди и назови карточки с противоположным значением.
( ребятам предлагаю карточки , а противоположную они ищут
самостоятельно и называют)
Зукознайка:. Молодцы ребята. Продолжим игру. Сева иди, доставай
следующую карточку.
Седьмая игра « Букварь»
( ребята открывают букварь на заданной странице и по цепочки друг за
другом прочитывают слоги, слова, предложения)
Зукознайка: Молодцы ребята. Вы отлично справились со всеми заданиями.
Что вам больше всего понравилось в нашей игре?
( ответ детей)
Зукознайка: Вот у меня оценки,( или смайлики) какую вы себе поставите
оценку за выполнения заданий.
Голос:
Молодцы ребята .
Успехов вам в школе
Вы в шкатулку загляните, и приз свой получите
(Ребята заглядывают в шкатулку , а там ручки для письма)