Автор: Гребенникова Оксана Александровна
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МОУ СОШ с.Пугачево
Населённый пункт: Удмуртская Республика, Малопургинский район
Наименование материала: Методическая программа
Тема: Программа формирования УУД на ступени начального общего образования
Раздел: начальное образование
Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые
результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу. Они представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования,
допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых
результатов, подлежащих формированию и оценке.
В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения
учиться.
УУД - это система действий учащегося, обеспечивающаякультурную идентичность, социальную компетентность, толерантность,
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также
применение полученных в школе знаний в жизни.
Что дают универсальные учебные действия?
обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и
использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее
результаты;
создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и
профессиональную мобильность;
обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной
области познания.
Введенная ФГОС диагностика результатов личностного развития может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты
наблюдения и т.д.). Диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей
жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.
Цели и задачи проведения диагностики
Цель диагностики уровня сформированности УУД -получение объективной информации о состоянии и динамике уровня
сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализациифедеральных государственных
стандартов нового поколения.
Задачи:
1.
Изучить сформированность УУД учащихся в разных возрастных группах.
2.
Определить уровни развития основных УУД.
3.
Апробация технологических карт и методик оценки уровнясформированности УУД.
4.
Выявить «группу риска» учащихся в разных возрастных группах.
5.
Выявить условия, способствующие формированию и наилучшему развитию основных УУД учащихся на разных этапах обучения.
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявленияиндивидуальной динамикикачества развития
обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществлениянеобходимой коррекции, а также инструментом оповещения
родителей о состояниии проблемах,имеющихся в образовании ребенка.
Начинается эта работа с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые
возможностиребят,поступившихв школу.
Результаты диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных
результатов, развитие конкретных УУД. Результаты диагностики дают возможность учителю:
скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и
метапредметных результатов (УУД);
увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он
успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).
Предложенныедиагностикиметапредметных результатов являютсяпедагогическими. Ими может воспользоваться любой учитель (в отличие
от психолого-педагогической диагностики, которую осуществляет школьный психолог).
В целях обеспечения преемственности результаты диагностики на выходе из начальной школы рекомендуется проводить и анализировать с
учителями основной школы. Педагог и администрация школы могут выбирать разные варианты проведения диагностики универсальных
учебных действий.Неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого учащегося. Диагностика
проводится в форме тестирования, беседы, наблюдения, заполнения листов достижений и т.д.
Система внутренней диагностики универсальных учебных действий
Отслеживаемые результаты
Методы оценки, контингент учащихся
Личностные универсальные учебные действия
Оценка внутренней позиции обучающегося
Проективная методика «Рисунок школы» - 1 кл. начало уч. года
«Я в школе» или «Что мне нравится в школе» -2-4 класс 1 раз в год
Проективная методика «Краски» - 1-4 класс 1-2 раза в год
Уровень самооценки
Тест «Лесенка»
Лесенка (модификация методики Т. Дембо и А.М.Прихожан)1-4 класс на начало и конец
года
«Три оценки» (методика А.И. Липкиной)
«Какой Я»
«Оценка уровня притязаний» Ф. Хоппе
Сформированность мотивации учебной
деятельности
Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой) – перед
поступлением в1 кл., начало уч. года
«Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбург - 1 кл. середина уч.г.
«Опросник мотивации» Н.Г. Лускановой – 2-4 класс 1 раз в год
Направленность на отметку (Е.П. Ильин, Н.А.Курдюкова)
Направленность на приобретение знаний (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова)
Осознаваемые мотивы учения (М.В. Матюхина)
Опросник для определения интенсивности познавательных интересов (В.С. Юркевич) –
педагог, родитель 1-4 класс 1 раз в год.
Знание моральных норм и
сформированность морально- этических
суждений
Типовые задачи для оценки универсальных учебных действий нравственно- этической
направленности
Социометрическое исследование -1-4 класс
Два домика (детский вариант социометрии) -1 класс
Тест Рене Жиля
Изучение психологического климата группы школьников (методика адаптированна Ю.Л.
Ханиным) -4 класс
Психолого-педагогическое наблюдение
Анкетирование педагогов, родителей
Индивидуально - личностные особенности
Определение преобладающего типа темперамента (опросник для педагогов, родителей,
наблюдение)
Карта наблюдений Стотта
Личностный опросник НЭП (адаптированный вариант методики Г.Ю.Айзенка EPQ,
детский вариант)
Личностный опросник Р. Кеттелла (детский вариант CPQ)
Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М.Эткинда
Несуществующее животное (М.З.Дукаревич, сокращённый вариант)
Тест школьной тревожности Филлипса
Шкала явной тревожности для детей CMAS (Дж.Тейлора, модификация А.М.Прихожан)
Регулятивные универсальные учебные действия
Развитие регулятивных действий
«Выкладывание узора из кубиков» выявление развития регулятивных действий – 1 класс
Тест «Перепутанные линии» определение уровня концентрации, устойчивости внимания
1 класс
Методика «Корректурная проба» (П. Я Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) определение
уровня развития внимания и контроля, произвольной регуляции 1-4 класс
«Тест простых поручений» определение уровня развития саморегуляции, организации
деятельности, отдельных свойств внимания, объем оперативной памяти – 2, 3 класс
Диагностика саморегуляции (последовательность цифр и тире) – 4 кл.(А. В. Басов, Л. ТФ.
Тихомирова)
Методика «Исправь ошибки» определение уровня развития устойчивости внимания – 4
класс. (А. В. Басов, Л. ТФ. Тихомирова)
Познавательные универсальные учебные действия
Умение использовать знаково-
символические средства
Методика «Кодирование»(версия А. Ю. Панасюка) 1 класс
«Проба на определение количества слов в предложении» (с. Н. Карпова) – 1 класс
Методика «Нахождение схем к задачам» (по А. Н. Рябинкиной), 2-4 классы
Развитие логических действий
Методика определения уровня развития невербального мышления «Исключение
лишнего» (тест А. Отиса – Р. Леннона) – 1 класс
Методика определения уровня развития вербального мышления – 1 класс
ТИП (тест интеллектуального потенциала – оценка развития невербального мышления)
П. Ржичан, адаптированный Чирковым В. И., Сениным И. Г. – 2, 3 классы
Стандартизированная методика для определения уровня умственного развития младших
школьников Э. Ф. Замбацявичене (на основе методик теста структуры интеллекта по Р.
Амтхауэру) – 3, 4 классы
Коммуникативные универсальные учебные действия
Развитие коммуникативных действий
Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман) 1 класс
Методика «Кто прав» (Г. А. Цукерман) 2 – 4 классы
Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант)
Типовые задачи для оценки коммуникативных действий
Психолого-педагогическое наблюдение
Анкетирование педагогов, родителей
Критерии оценивания Личностных универсальных действий.
Таблица 1
Личностные универсальные действия
Основные критерии оценивания
Типовые диагностические задачи для
учащихся.
1 – 2 класс
3 – 4 класс
1
2
3
4
Самоопределение
Внутренняя
позиция
школьника
- положительное отношение к
школе;
— чувство необходимости учения;
— предпочтение уроков
«школьного» типа урокам
«дошкольного» типа;
— адекватное содержательное
Методика
«Беседа о
школе»
(модифициро
ванный
вариант Т. А.
Нежновой, Д.
Б. Эльконина,
А. Л. Венгера)
представление о школе:
— предпочтение классных
коллективных занятий
индивидуальным занятиям дома;
—
предпочтение социального
способа оценки своих знаний —
отметки — дошкольным способам
поощрения (сладости, подарки)
Самооценка
— когнитивный
компонент
(дифференцирован-
ность. рефлексивность);
— регулятивный
компонент
Когнитивный компонент:
— широта диапазона оценок;
— обобщенность категорий
оценок;
— представленность в Я-
концепции
социальной роли ученика;
—
рефлексивность как
адекватное осознанное
представление о качествах
хорошего ученика;
Методика «Кто Я?» (М.
Кун). Методика «Хороший
ученик»
Самоопределение
— осознание своих возможностей в
учении на основе сравнения «Я» и
«хороший ученик»;
— осознание необходимости
самосовершенствования на основе
сравнения «Я» и «хороший
ученик».
Регулятивный компонент:
— способность адекватно судить о
причинах
своего успеха/неуспеха в учении,
связывая
успех с усилиями, трудолюбием,
старанием
Методика каузальной
атрибуции успеха/неуспеха
Смыслообразование
Мотивация
учебной
деятельности
- сформированное
познавательных мотивов;
- интерес к новому;
— интерес к способу решения и
общему способу действия;
— сформированность
социальных мотивов;
— стремление выполнять
социально значимую и
социально оцениваемую
деятельность, быть полезным
обществу;
— сформированность учебных
мотивов;
- стремление к самоизмеиснию
— приобретению новых знаний
и умений;
— установление связи между
учением и будущей
профессиональной
«Незавершен
ная сказка».
«Беседа о
школе»
(модифициров
анный
вариант Т. А.
Нсжновой, Д.
Б. Эльконииа,
А. Л. Венгера)
Шкала выраженности
учебно-познавательного
интереса (но Г. Ю.
Ксензовой). Опросник
мотивации
деятельностью
Оценка уровня учебно-познавательного интереса
Таблица 2
Уровень интереса
Критерий оценки поведения
Дополнительный диагностический признак
1
2
3
1.
Отсутствие интереса
Интерес практически не
обнаруживается. Исключение
составляет реакция на яркий,
смешной, забавный материал
Безразличное пли негативное отношение к
решению любых учебных задач. Более охотно
выполняет привычные действия, чем осваивает"
новые
2.
Реакция на новизну
Интерес возникает лишь к
новому материалу, касающемуся
конкретных фактов, но не теории
Оживляется, задает вопросы о новом
фактическом материале, включается в
выполнение задания, связанного с ним, но
длительной устойчивой активности не
проявляет
3.
Любопытство
Интерес возникает к новому
материалу, но не к способам
решения
Проявляет интерес и задает вопросы
достаточно часто, включается в выполнение
задания. но интерес быстро иссякает
4.
Ситуативный учебный
интерес
Интерес возникает к способам
решения новой частной
единичной задачи (но не к
системам задач)
Включается в процесс решения задачи,
пытается самостоятельно найти способ
решения и довести задание до конца, после
решения задачи интерес исчерпывается
5.
Устойчивый учебно –
познавательный интерес
Интерес возникает к общему
способу решения задач, но не
выходит за пределы
изучаемого материала
Охотно включается в процесс выполнения
заданий, работает длительно и устойчиво,
принимает предложения найти новые приме-
нения найденному способу
6.
Обобщённый учебно –
познавательный интерес
Интерес возникает независимо
от внешних требований и
выходит за рамки изучаемого
материала. Ориентируется на
общие способы решения
системы задач
Интерес — постоянная характеристика,
проявляется выраженное творческое
отношение к общему способу решения задач,
стремится получить дополнительную
информацию. Имеется мотивированная
избирательность интересов
Критерии формирования действия нравственно - этической ориентации
Таблица 3
Действие нравственно-этической
ориентации
Основные критерии
ориентации
Типовые задачи
1
2
3
1.Выделение морального
содержания ситуации нарушения
моральной нормы/следования
моральной норме
Ориентировка на моральную норму
(справедливого распределения,
взаимопомощи, правдивости)
После уроков (норма
взаимопомощи)
2. Дифференциация конвенцио-
нальных и моральных норм
Ребенок понимает, что
нарушение моральных норм
оценивается как более
серьезное и недопустимое
по сравнению с конвенцио-
нальными нормами
Опросник Е.Кургановой
3. Решение моральной дилеммы на
Учет ребенком объективных
«Булочка» (модификация задачи
основе де-центрации
последствий нарушения нормы.
Учет мотивов субъекта при
нарушении нормы. Учет
чувств и эмоций субъекта
при нарушении нормы.
Принятие решения на
основе соотнесения
нескольких моральных норм
Ж. Пиаже) (координация трех
норм:
ответственность,
справедливое
распределение,
взаимопомощь — и учет
принципа компенсации)
4. Оценка действий с точки зрения
нарушения/соблюдения моральной
нормы
Адекватность оценки
действий субъекта с точки
зрения нарушения/соблю-
дения моральной нормы
Все задания
5. Умение аргументировать
необходимость выполнения
моральной нормы
Уровень развития
моральных суждений
Все задания
Конвенциональные и моральные нормы (по Э. Туриелю)
Таблица 4
Технологическая карта диагностики уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий
Вид
коммуникативных
УУД
Показатели
Уровень сформированности коммуникативных УУД
Диагностика
высокий
средний
низкий
Педагог
Психолог
Виды социальных норм
Категории социальных
норм
Мини-ситуации
нарушения
социальных норм
Конвенциональные
Ритуально-этикетные:
— культура внешнего вида,
— поведение за столом,
— правила и формы обращения в
семье.
Организационно-
административные:
—
правила поведения в школе,
на улице,
—
в общественных местах
— не почистил зубы,
—
пришел в грязной одежде в школу,
—
накрошил на столе,
— ушел на улицу без разрешения
—
встал без разрешения на уроке,
—
мусорил на улице,
—
перешел дорогу в неположенном
месте
Моральные
Альтруизм:
— помощь,
— щедрость.
Ответственность.
справедливость и
законность:—
ответственность за несение
материального ущерба
— не предложим друзьям помочь и
уборке класса,
- не угостил родителей
конфетами,
- взял у друга книгу и порвал её
1 класс
Коммуникация как
кооперация
Отвечать на вопросы
учителя, товарищей по
классу.
Участвовать в диалоге
на уроке и внеурочное
время.
Работать в паре.
- отвечает на все
вопросы.
- осознанно
стремится к
сотрудничеству.
- частично
отвечает на
вопросы.
-работает в паре
ситуативно.
- не идет на
контакт
(агрессивен или
пассивен).
Наблюдение
Методика
«Рукавички»
Рекомендации:
поддержка и
развитие
коммуникативных
навыков,
проведение
групповых
заданий на уроке,
положительное
одобрение со
стороны
взрослого.
Рекомендации:
поддержка и
развитие
коммуникативны
х навыков,
проведение
групповых
заданий на
уроке, важно
положительное
одобрение со
стороны
взрослого.
Рекомендации:
консультация
специалистов,
поощрения за
минимальный
результат,
групповые
задания с
друзьями по
классу.
Коммуникация как
интегракция
Соблюдать простейшие
нормы речевого этикета:
здороваться, прощаться,
благодарить.
Понимать речевое
обращение другого
человека.
- тактичен,
вежлив,
соблюдает этикет.
- понимает
речевое
обращение
другого человека
- частично
соблюдает
этикет.
- не всегда
понимает
речевое
обращение
другого человека
- молчалив или
агрессивен.
- не понимает
речевое
обращение
другого
человека.
Наблюдение
Методика
«Левая и
правая
стороны»
Рекомендации:
продолжает
изучение правил
речевого этикета,
проведение
групповых
заданий на уроке,
положительное
одобрение со
стороны
взрослого.
Рекомендации:
изучение правил
речевого
этикета,
проведение
групповых
заданий на
уроке,
положительное
одобрение.
Рекомендации:
консультация
специалистов,
изучение
речевого этикета
и правил
позитивного
общения,
поощрения за
результат,
совместное
выполнение
заданий с
друзьями по
классу.
Коммуникация как
интериоризация
Слушать и понимать
речь других.
- слышит,
понимает и дает
собеседнику
обратную связь
- слышит,
понимает,
обратную связь
дает ситуативно.
- не слышит, не
может дать
обратную связь
Наблюдение
Методика «Узор
под диктовку»
Рекомендации:
поддержка и
развитие
коммуникативных
навыков,
проведение
групповых
заданий на уроке,
положительное
одобрение со
стороны
взрослого.
Рекомендации:
поддержка и
развитие
коммуникативны
х навыков,
проведение
групповых
заданий на
уроке, важно
положительное
одобрение,
больше времени
отводить на
обратную связь
Рекомендации:
консультация
специалистов,
поощрения за
результат,
совместное
выполнение
задания с
друзьями по
классу, изучение
правил
активного
слушания.
2 класс
Коммуникация как
кооперация
Участвовать в диалоге;
слушать и понимать
других, высказывать
свою точку зрения на
события, поступки,
выполняя различные
роли в группе,
сотрудничать в
совместном решении
проблемы (задачи).
- осознанное
стремление к
сотрудничеству.
- доброжелатель-
но идет на
контакт, участвует
в совместном
решении
проблемы
(задачи)
- участвует
выборочно в
диалоге.
- идет на
контакт, когда
уверен в своих
знаниях
- не идет на
контакт
(агрессивен или
пассивен)
Наблюдение
Методика
«Рукавички»
Рекомендации:
поддержка и
развитие
коммуникативных
навыков,
проведение
совместных
заданий на уроке,
положительное
одобрение,
поддержка
активной позиции
в диалоге .
Рекомендации:
поддержка и
развитие
коммуникативны
х навыков,
проведение
совместных
заданий на
уроке, важно
положительное
одобрение,
выработка
активной
позиции в
диалоге .
Рекомендации:
консультация
специалистов,
коррекционные
занятия на
развитие
коммуникативны
х навыков,
поощрения за
минимальный
результат,
совместное
выполнение
задания с
друзьями по
классу.
Коммуникация как
интериоризация
Оформлять свои мысли
в устной и письменной
речи с учетом своих
учебных и жизненных
ситуаций.
Читать вслух и про себя
тексты учебников,
других художественных
и научно-популярных
книг, понимать
прочитанное.
- обладает
хорошим
словарным
запасом и активно
им пользуется
- усваивает
материал, дает
обратную связь
(пересказ,
рассказ)
- читает,
высказывает
свои мысли по
алгоритму.
- читает, но не
понимает
прочитанного, и
не может найти
нужных слов
при
высказывание
обратной связи.
Наблюдение
Рекомендации:
поддержка и
развитие
коммуникативных
навыков,
проведение
совместных
заданий на уроке
(пересказ,
рассказ), учиться
по алгоритму
составлять
небольшие
сообщения,
положительное
одобрение со
стороны
взрослого.
Рекомендации:
поддержка и
развитие
коммуникативны
х навыков,
проведение
совместных
заданий на
уроке, учиться
по алгоритму
составлять
небольшие
сообщения,
важно
положительное
одобрение,
больше времени
отводить на
обратную связь
Рекомендации:
консультация
специалистов,
коррекционные
занятия на
развитие
коммуникативны
х навыков,
важно
положительное
одобрение,
совместные
задания с
друзьями по
классу, изучение
правил
активного
слушания.
3 класс
Коммуникация как
кооперация
Участвовать в диалоге;
слушать и понимать
других, высказывать
свою точку зрения на
события, поступки.
Участвовать в работе
группы, распределять
роли, договариваться
друг с другом.
- активно
принимает
участие в работе
группы, умеет
договариваться с
другими людьми,
- понимает смысл
высказываний
других людей и
выражает свою
точку зрения.
- понимает
смысл
высказываний
других людей,
но испытывает
трудности при
выражении
обратной связи.
- ведомый
- не хочет
участвовать в
диалоге.
- не слушает и
не понимает
других.
Наблюдение
Рекомендации:
поддержка и
развитие
коммуникативных
навыков,
проведение
совместных
заданий на уроке
(в парах и
группах), участие
в дискуссиях,
дебатах и т.д.
Рекомендации:
поддержка и
развитие
коммуникативны
х навыков,
проведение
совместных
заданий на уроке
(в парах и
группах), важно
положительное
одобрение,
выработка
активной
позиции в
диалоге,
привлекать к
участию в
дебатах,
дискуссиях
Рекомендации:
консультация
специалистов,
коррекционные
занятия на
развитие
коммуникативны
х навыков,
поощрения за
минимальный
результат,
совместные
задания с
одноклассникам
и (в парах и
группах).
Коммуникация как
интериоризация
Оформлять свои мысли
в устной и письменной
речи с учетом своих
учебных и жизненных
ситуаций.
Читать вслух и про себя
тексты учебников,
других художественных
и научно-популярных
книг, понимать
прочитанное.
- владеет
большим
словарным
запасом и
активно им
пользуется.
- усваивает
материал, дает
обратную связь
(пересказ,
рассказ)
- читает,
высказывает
свои мысли, но с
помощью
алгоритма.
-молчит, не
может оформить
свои мысли
-читает, но не
понимает
прочитанного
Наблюдение
Рекомендации:
поддержка и
развитие
коммуникативных
навыков,
проведение
совместных
заданий на уроке
(пересказ, рассказ
соседу по парте),
положительное
одобрение,
составление
рефератов,
докладов, участие
в литературных
конкурсах
Рекомендации:
поддержка и
развитие
коммуникативны
х навыков,
проведение
совместных
заданий на уроке
(пересказ,
рассказ соседу
по парте),
привлекать к
составлению
рефератов,
докладов, (по
алгоритму),
привлечение к
участию в
литературных
конкурсах
Рекомендации:
консультация
специалистов,
учить
высказыванию
своих мыслей по
алгоритму,
важно
положительное
одобрение,
совместные
задания с
одноклассникам
и.
Коммуникация как
интеракция
Отстаивать свою точку
зрения, соблюдая
правила речевого
этикета и
дискуссионной
культуры
Понимать точку зрения
другого.
- отстаивает свою
точку зрения,
вежлив, тактичен,
доброжелателен.
- умеет слушать и
слышать, дает
обратную связь
- ситуативно
отстаивает свою
точку зрения, не
всегда вежлив и
тактичен.
- слушает, но не
всегда дает
обратную связь
- пассивен или
агрессивен.
- молчит,
игнорирует
другого человека
Наблюдение
Рекомендации:
продолжение
изучения правил
речевого этикета,
проведение
групповых
заданий на уроке,
положительное
одобрение.
Рекомендации:
продолжение
изучения правил
речевого
этикета,
проведение
групповых
заданий на
уроке,
положительное
одобрение.
Рекомендации:
консультация
специалистов,
изучение
речевого этикета
и правил
позитивного
общения,
поощрения за
результат,
совместные
задания с
одноклассникам
и.
4 класс
Коммуникация как
кооперация
Умение договариваться,
находить общее
решение.
Умение
аргументировать свое
предложение, убеждать
и уступать.
Способность сохранять
доброжелательное
отношение друг к другу
в ситуации конфликта
интересов.
Взаимоконтроль и
взаимопомощь по ходу
выполнения задания.
- умеет
договариваться,
находить общее
решение,
- умеет
аргументировать
свое
предложение,
убеждать и
уступать.
- владеет
адекватными
выходами из
конфликта.
- всегда
предоставляет
помощь.
- не всегда
может
договориться.
- не всегда
может сохранить
доброжелательн
ость.
- предоставляет
помощь только
близким,
знакомым.
-не может и не
хочет
договариваться.
-пассивен или
агрессивен.
- не
предоставляет
помощь.
Наблюдение
Задание
«Совместная
сортировка»
Рекомендации:
поддержка и
развитие
коммуникативных
навыков,
проведение
совместных
заданий на уроке
(в парах и
группах),
положительное
одобрение,
выступление на
школьных
конференциях,
олимпиадах.
Рекомендации:
поддержка и
развитие
коммуникативны
х навыков,
проведение
совместных
заданий на уроке
(в парах и
группах), важно
положительное
одобрение,
выработка
активной
позиции при
общении.
Рекомендации:
консультация
специалистов,
поощрения за
минимальный
результат,
совместные
задания с
одноклассникам
и (в парах и
группах),
выработка
активной
позиции при
общении.,
продолжение
коррекционных
занятий по
развитию
коммуникативны
х навыков
Коммуникация как
интериоризация
Оформлять свои мысли
в устной и письменной
речи с учетом своих
учебных и жизненных
ситуаций.
Читать вслух и про себя
тексты учебников,
других художественных
и научно-популярных
- имеет богатый
словарный запас и
активно им
пользуется, бегло
читает,
- усваивает
материал, дает
обратную связь
(пересказ,
рассказ)
-читает, но
понимает смысл
прочитанного с
помощью
наводящих
вопросов,
- высказывает
свои мысли по
алгоритму
-молчит, не
может оформить
свои мысли
-читает, но ни
понимает
прочитанного
Наблюдение
Задание
«Дорога к
дому»
книг, понимать
прочитанное.
Рекомендации:
поддержка и
развитие
коммуникативных
навыков,
проведение
совместных
заданий на уроке
(пересказ, рассказ
соседу по парте),
положительное
одобрение,
составление
рефератов,
докладов, участие
в литературных
конкурсах.
Рекомендации:
поддержка и
развитие
коммуникативны
х навыков,
проведение
совместных
заданий на уроке
(пересказ,
рассказ соседу
по парте),
привлекать к
составлению
рефератов,
докладов, (по
алгоритму),
привлечение к
участию в
литературных
конкурсах
Рекомендации:
консультация
специалистов,
учить
высказыванию
своих мыслей по
алгоритму,
важно
положительное
одобрение,
совместные
задания с
одноклассникам
и.
Коммуникация как
интеракция
Понимание
возможности различных
позиций и точек зрения
на какой-либо предмет
или вопрос.
Уважение позиции
других людей, отличную
от собственной.
Учет разных мнений и
умение обосновать
собственное.
-различает и
понимает
различные
позиции другого,
дает обратную
связь, проявляет
доброжелательнос
ть.
-понимает
различные
позиции других
людей, но не
всегда проявляет
доброжелательн
ость, дает
обратную связь,
когда уверен в
своих знаниях.
-редко понимает
и принимает
позицию других
людей, считая
свое мнение
единственно
верным.
Наблюдение
Методика
«Кто прав?»
Рекомендации:
продолжение
изучения правил
речевого этикета,
проведение
групповых
заданий на уроке,
умение
презентовать себя,
участие в
диспутах и
дебатах
городского уровня
Рекомендации:
Продолжение
изучения
правил речевого
этикета,
проведение
групповых
заданий на
уроке, умение
презентовать
себя, участие в
диспутах и
дебатах
городского
уровня
Рекомендации:
консультация
специалистов
(умение
контролировать
свои эмоции),
изучение
речевого этикета
и правил
позитивного
общения,
поощрения за
результат,
совместные
задания с
одноклассникам
и.
Технологическая карта уровня сформированности личностных универсальных учебных действий
УУД
Нормативн
ый
показатель
УУД
Клас
с
Уровни сформированности
Диагностика
высокий
средний
низкий
учитель
психолог
Самопознание и самоопределение
Самооценка
1
- чувство необходимости учения,
- формирование своей точки
зрения,
- предпочтение уроков
«школьного» типа урокам
«дошкольного» типа;
- адекватное содержательное
представление о школе;
- предпочтение классных
коллективных занятий
индивидуальным занятиям дома,
- предпочтение социального
способа оценки своих знаний
Рекомендации: поддержка и
развитие приобретенных
положительных личностных
качеств, организация
деятельности на помощь другим
людям, развитие эмпатии.
- положительное отношение к
школе;
- ориентация на
содержательные моменты
школьной действительности и
образец «хорошего ученика»,
- школа привлекает внеучебной
деятельностью
Рекомендации:
стабилизировать
психоэмоциональное
состояние ребенка,
организовать самостоятельную
деятельность на уроке.
- отрицательное
отношение к школе и
поступлению в школу
- Ребенок хочет пойти в
школу, но при сохранении
дошкольного образа
жизни.
Рекомендации:
консультация
специалистов, поощрения
за результат, давать
небольшие поручения, но с
достижимым
положительным
результатом.
Тест на
определени
е
самооценки
«Лесенка»
2
- чувство необходимости учения,
- формируется собственная точка
зрения,
- предпочтение социального
способа оценки своих знаний.
Рекомендации: поддержка и
развитие приобретенных
положительных личностных
качеств, организация
деятельности на помощь другим
людям, развитие эмпатии.
- положительное отношение к
школе;
Проявляет собственную точку
зрения в отдельных вопросах.
Частично зависит от ситуации
успеха.
Рекомендации: проявлять
заинтересованность
деятельностью ребенка,
стабилизировать,
психоэмоциональное
состояние ребенка,
организовать самостоятельную
деятельность на уроке.
.
Посещение школы с цель
общения со сверстниками.
Нет стремления иметь
собственную точку зрения.
Полностью зависит от
ситуации успеха.
Тенденция к переоценке
достигнутых результатов и
возможностей.
Рекомендации:
консультация
специалистов, поощрения
за результат, давать
небольшие поручения, но с
достижимым
положительным
результатом.
«Лесенка»
3
- чувство необходимости учения,
- адекватное определение задач
саморазвития, решение которых
необходимо для реализации
требований роли «хороший
ученик»,
Рекомендации: поддержка и
развитие приобретенных
положительных личностных
качеств, организация
деятельности на помощь другим
людям, развитие эмпатии.
- адекватность выделения
качеств хорошего ученика
(успеваемость, выполнение
норм школьной жизни,
положительные отношения с
одноклассниками и учителем,
интерес к учению)
Рекомендации
проявлять заинтересованность
деятельностью ребенка,
стабилизировать,
психоэмоциональное
состояние ребенка,
организовать самостоятельную
деятельность на уроке.
Неумение адекватно
оценить свои способности.
Самооценка ситуативна.
Рекомендации:
консультация
специалистов, поощрения
за результат, создать
ситуацию успешности
среди одноклассников,
давать небольшие
поручения, но с
достижимым
положительным
результатом
«Лесенка»
4
-адекватное представление о
себе как личности и своих
способностях, осознание
способов поддержания своей
самооценки.
Рекомендации: поддержка и
развитие приобретенных
положительных личностных
качеств, организация
деятельности на помощь другим
людям, развитие эмпатии.
.
- выполнение норм школьной
жизни, положительные
отношения с одноклассниками
и учителем,
интерес к учению
Рекомендации: проявлять
заинтересованность
деятельностью ребенка,
стабилизировать,
психоэмоциональное
состояние ребенка,
организовать самостоятельную
деятельность на уроке.
Неумение адекватно
оценить свои способности.
Самооценка ситуативна
Самооценка зависит не
только от оценки учителя,
но и от процессов
самопознания и обратной
связи со значимым
окружением.
Рекомендации:
консультация
специалистов, поощрения
за результат, создать
ситуацию успешности
среди одноклассников,
поручение небольших
поручений, но с
достижимым
положительным
результатом
«Лесенка»
Смыслообразование
Мотиваци
я
1
- интерес к новому;
- сформированность учебных
мотивов
– стремление к получению
высоких оценок,
Рекомендации:
- способствовать развитию
высокой учебной мотивации и
уровня притязаний.
- частично сформирован
интерес к новому;
- частично сформированы
учебные мотивы,
– стремление получать
хорошие оценки,
Рекомендации:
- формирование мотивации
достижения и успеха.
-к школе безразличен;
- сформированность
учебных мотивов
недостаточна,
Рекомендации:
- консультация
специалистов,
- включение ребенка в
активную деятельность на
основе использования его
интересов.
Анкета
по оценке
уровня
школьной
мотивации
2
- формируются познавательные
мотивы и интересы- ,
- сформированы учебные
мотивы.- желание учиться
желание выполнять дсогласно
школьному распорядку,
Рекомендации:
Включить в учебный процесс
мероприятия по формированию
социальных навыков
представления своих результатов
- частично сформированы
познавательные мотивы и
интересы,
- в стадии формирования
учебные мотивы;
Рекомендации:
- организация учебного
процесса на поиск решений,
приводящих к открытию
-к школе безразличен;
- преобладает плохое
настроение,
- учебный материал
усваивает фрагментарно,
- к занятиям интерес не
проявляет
Рекомендации:
-консультация
специалистов;
- организация успеха в
рамках учебной
программы.
3
- сформированны
познавательные мотивы и
интересы,
- сформированность социальных
мотивов (чувство долга,
ответственность),
Рекомендации:
- учебный процесс
ориентировать на формирование
интереса к трудным заданиям.
- частично сформированны
познавательные мотивы и
интересы,
-частично сформированы
социальные мотивы (чувство
долга, ответственность),
- склонность выполнять
облегченные задания,
- ориентирован на внеурочную
деятельность(кружки, секции)
Рекомендации:
- чтобы стабилизировать
мотивацию в учебной
деятельности включать
ребенка в проектно-
исследовательскую
деятельность, привлекать к
участию в различных
конкурсных программах и
олимпиадах.
- сформирована мотивация
избегания наказания,
- фиксация на
неуспешности
Рекомендации:
- консультация
специалистов,
- найти зону успешности
ребенка,
- ориентировать на
внеурочную деятельность.
Мотиваци
я учения
и
эмоциона
льного
отношени
я к
учению
(А.Д.
Андреева
)
4
Ученик:
- устанавливает связи между
учением и будущей
профессиональной
деятельностью,
- стремится к самоизменению –
приобретению новых знаний и
умений;
- мотивирован на высокий
результат учебных достижений
Рекомендации:
Привлечение ученика к
проектно-исследовательской
деятельности, участие в
конкурсах и олимпиадах выше
школьного уровня
Ученик:
- частично устанавливает связи
между учением и будущей
профессиональной
деятельностью,
– стремится к приобретению
новых знаний и умений по
предметам, которые нравятся;
Рекомендации:
- придание личностного
смысла учебной деятельности
школьника, через проектную и
исследовательскую
деятельность.
- частично сформированы
познавательные мотивы и
интересы,
-частично сформированы
социальные мотивы
(чувство долга,
ответственность),
- склонность выполнять
облегченные задания,
- ориентирован на
внеурочную деятельность,
- слабо ориентирован на
процесс обучения
Рекомендации:
- консультация
специалистов,
- использовать
облегченные виды работы,
дифференцированные
задания на уроках.
Нравственно-этическая ориентация
1
- ориентирован на моральную
норму (справедливого
распределения, взаимопомощи,
правдивости)
- учитывает чувства и эмоции
субъекта при нарушении
моральных норм, чувствительны
к несправедливости,
- имеет начальное представление
о нравственных нормах
Рекомендации:
- закрепить сформированные
моральные нормы через
совместную деятельность со
сверстниками..
- ориентирован на моральную
норму (справедливого
распределения,
взаимопомощи, правдивости)
- частично учитывает чувства
и эмоции субъекта при
нарушении моральных норм,
- имеет правильное
представление о моральных
нормах, но недостаточно
точное и четкое
Рекомендации:
- формирование основ
толерантности,
- развитие эмпатии,
- расширить представления о
моральных нормах.
- неправильное
представление о
моральных нормах,
- низкий уровень развития
эмпатии
Рекомендации:
- консультация
специалистов,
- стимулирование
чувствительности к
переживаниям других
людей,
- изучение моральных
норм в деятельностной
форме (помощь слабым,
нуждающимся, забота о
природе, животных и т.д.)
Методи
ка «Что
такое
хорошо
и что
такое
плохо»
2
- ребенок понимает, что
нарушение моральных норм
оценивается как более серьезное
и недопустимое, по сравнению с
навыками самообслуживания,
- может выделять морально-
этическое содержание событий и
действий,
- формируется система
нравственных ценностей
Рекомендации: изучение
моральных норм в
деятельностной форме (помощь
слабым, нуждающимся, забота о
природе, животных и т.д.)
- ребенок частично понимает,
что нарушение моральных
норм оценивается как более
серьезное и недопустимое, по
сравнению навыками
самообслуживания,
- частично выделяет морально-
этическое содержание событий
и действий,
-формируется система
нравственных ценностей
Рекомендации:
-построение работы,
исключающей разрыв между
знаниями, чувствами и
практическими действиями,
-закрепление нравственных
норм в деятельностной форме.
- недостаточно знает суть
нравственных норм,
- низкий уровень эмпатии,
- отношение к
нравственным нормам
отрицательное или
неопределенное
Рекомендации:
- консультация
специалистов,
- стимулирование
чувствительность к
переживаниям других,
- изучение моральных
норм в деятельностной
форме (помощь слабым,
нуждающимся, забота о
природе, животных и т.д.)
3
- может и имеет опыт
осуществления личностного
морального выбора,
- может оценивать события и
действия с точки зрения
моральных норм
- ребенок учитывает
объективные последствия
нарушения моральной нормы
Рекомендации:
Привлечение к участию в
общественно- полезной
деятельности (шефская помощь,
тимуровское движение,
трудовые десанты и т.д.)
- делает попытки
осуществления личностного
морального выбора,
- пробует оценивать события
и действия с точки зрения
моральных норм
Рекомендации:
- воспитание личной
ответственности за сказанное
слово, дело, данное обещание,
- воспитание потребности
доводить начатое дело до
конца через поощрение
достигнутых результатов
- недостаточно знает суть
нравственных норм,
- нравственные нормы не
стали мотивами поведения
ребенка,
- отношение к
нравственным нормам
неопределенное
Рекомендации:
- стимулировать
чувствительность к
переживаниям других,
- изучение моральных
норм в деятельностной
форме (помощь слабым,
нуждающимся, забота о
природе, животных и т.д.).
Методи
ка
«Незако
нченные
предлож
ения»
4
- сформированы представления о
моральных нормах,
- имеет позитивный опыт
осуществления личностного
морального выбора,
- может принимать решения на
основе соотнесения нескольких
моральных норм
Рекомендации:
Привлечение к участию в
общественно- полезной
деятельности (шефская помощь,
тимуровское движение.
Трудовые десанты и т.д.)
- активное, положительное
отношение к нравственным
нормам со стороны личности,
но недостаточно устойчивое
проявление в поведении,
- частично сформирован
уровень развития моральных
суждений,
- имеет разовый опыт
осуществления личностного
морального выбора,
- иногда может принимать
решения на основе
соотнесения нескольких
моральных норм
Рекомендации:
- создать условия для
приобретения опыта
осуществления личностного
морального выбора в игровой,
обучающей форме.
- знает суть нравственных
норм,
- нравственные нормы не
стали мотивами поведения
ребенка,
- отношение к
нравственным нормам
неопределенное
Рекомендации:
-стимулировать
чувствительность к
переживаниям других,
- создать условия для
приобретения опыта
осуществления
личностного морального
выбора, в игровой,
обучающей форме.
Приложение 16
Технологическая карта диагностики уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий
Вид УУД
Нормативные
показатели
класс
Уровни сформированности
диагностика
низкий
средний
высокий
педагог
психолог
Общеучебные универсальные действия
Ориентироваться в учебнике,
отвечать на простые вопросы
учителя, находить нужную
информацию в учебнике
Подробно пересказывать
прочитанное или
прослушанное
1
Большинство
умений
не сформированы
Действует по
образцу. Способен
выполнять при
направляющей
помощи педагога
Выполняет
самостоятельно
наблюдение
Рекомендации:
Консультации
специалистов
Индивидуальный
подход в обучении
Рекомендации:
Побуждение к
действию,
стимулирование
высказывания с
помощью наводящих
вопросов учителя
Рекомендации:
Дифференцирован
ный подход,
проектно-
исследовательская
деятельность,
задания
повышенной
сложности
Ориентироваться в учебнике,
отвечать на простые и
сложные вопросы учителя,
самим задавать вопросы,
находить нужную
информацию в учебнике
Подробно пересказывать
прочитанное или
2
Большинство
умений
не сформированы
Действует по
образцу. Способен
выполнять при
направляющей
помощи педагога
пересказывать и
работать с
информацией
Выполняет
самостоятельно
Наблюдение
опрос
Выделять
самостоятель
ность
мышления
прослушанное; составлять
простой план.
Находить необходимую
информацию, как в учебнике,
так и в словарях
Рекомендации:
Консультации
специалистов
Индивидуальный
подход в обучении
Рекомендации:
Побуждение к
действию,
стимулирование
Работа по алгоритму,
или по точной
инструкции учителя,
или с помощью
наводящих вопросов
Рекомендации:
Дифференцирован
ный подход,
проектно-
исследовательская
деятельность,
задания
повышенной
сложности,
проблемные
задания
Самостоятельно предполагать,
информацию, которая будет
нужна для изучения
незнакомого материала;
отбирать необходимые
источники информации среди
предложенных учителем
3
Самостоятельно не
может работать с
текстом или
допускает много
ошибок при работе с
текстом
Выполняет
самостоятельно, но
допускает ошибки.
Выполняет задания
репродуктивного
характера
Выполняет
самостоятельно
Наблюдение,
опрос,
контрольные
задания
словарей, энциклопедий,
справочников. Представлять
информацию в виде текста,
таблицы, схемы, в том числе с
помощью ИКТ.
Рекомендации:
Консультации
специалистов
Индивидуальный
подход в обучении
Рекомендации:
Побуждение к
действию. Работа по
алгоритму, или по
точной инструкции
учителя, или с
помощью наводящих
вопросов
Рекомендации:
Дифференцирован
ный подход,
проектно-
исследовательская
деятельность,
задания
повышенной
сложности,
проблемные
задания
Самостоятельно предполагать
информацию, которая будет
нужна для изучения
незнакомого материала,
отбирать необходимые
источники информации среди
предложенных учителем
4
Самостоятельно не
может работать с
текстом или
допускает много
ошибок при работе с
текстом
Выполняет
самостоятельно, но
допускает ошибки.
Выполняет задания
репродуктивного
характера
Выполняет
самостоятельно
Наблюдение,
опрос,
контрольные
задания,
тесты
словарей, энциклопедий,
справочников, электронные
диски. Составлять сложный
план текста. Сопоставлять и
отбирать информацию,
полученную из различных
источников (словари,
энциклопедии, справочники,
электронные диски, сеть
Интернет).
Рекомендации:
Консультации
специалистов
Индивидуальный
подход в обучении
Рекомендации:
Составлять сложный
план текста по
заданному
алгоритму.
Привлечение к
работе с разными
источниками
информации, а также
к проектно-
исследовательской
деятельности.
Рекомендации:
Проектно-
исследовательская
деятельность,
задания
повышенной
сложности.
Логические учебные
действия
Сравнивать предметы,
объекты: находить общее и
различие. Группировать
предметы, объекты на основе
существенных признаков
1
Не сформированы
операции выделения
существенных
признаков, операция
сравнения
затруднена
Частично
сформированы
операции
обобщения,
выделение
существенных
признаков
Сформированы
операции
обобщения,
выделения
существенных
признаков
«Найди
отличия»
(сравнение
картинок)
Рекомендации:
Консультации
специалистов
Коррекционная
работа по
выявленным
нарушениям
Рекомендации:
Коррекционная
работа по
выявленным
нарушениям
Рекомендации:
составление
сообщений, где
необходим анализ
текстов, на
предмет
нахождения
существенных
признаков
предметов, и
объектов
Сравнивать и группировать
предметы, объекты по
нескольким основаниям;
находить закономерности;
самостоятельно продолжать их
по установленному правилу
2
Не сформированы
логические
операции
Владеет
логическими
операциями
частично,
группирует по
несущественным
признакам
Владеет
логическими
операциями, умеет
выделять
существенные
признаки и
выделяет
самостоятельно
закономерности
Выделение
существенн
ых
признаков
Рекомендации:
Консультации
специалистов
Коррекционная
работа по
выявленным
нарушениям
Рекомендации:
Коррекционная
работа по
выявленным
нарушениям
Рекомендации:
Проектно-
исследовательская
деятельность,
участие в
конкурсах и
олимпиадах.
Анализировать, сравнивать,
группировать различные
объекты, явления, факты.
3
Низкая скорость
мышления.
Проблемы с
анализом и
выделением
закономерностей
Умеет анализировать
устанавливает
закономерности, но
делает с ошибками.
Требуется больше
времени на
выполнение
подобных заданий.
Умеет
анализировать
устанавливает
закономерности,
пробует
предложить
альтернативные
варианты решения
различных задач
Тест
«Логические
закономерно
сти»
Рекомендации:
Консультации
специалистов
Коррекционная
работа по
выявленным
нарушениям
Рекомендации:
Коррекционная
работа по
выявленным
нарушениям, с
отработкой навыков
Рекомендации:
Проектно-
исследовательская
деятельность,
участие в
конкурсах и
олимпиадах
Анализировать, сравнивать,
группировать различные
объекты, явления, факты.
4
Логические связи
устанавливать не
может.
Недостаотчно
развита аналитико-
синтетическая
деятельность.
Логические связи
устанавливает с
трудом. Допускает
ошибки в
обобщении,
частично в анализе и
синтезе.
Логические связи
устанавливает.
Умеет сравнивать,
группировать.
Мыслит
самостоятельно
«Исследован
ие словесно-
логического
мышления
младших
школьников
Рекомендации:
Консультации
специалистов
Коррекционная
работа по
выявленным
нарушениям
Рекомендации:
Коррекционная
работа по
выявленным
нарушениям
Рекомендации:
Проектно-
исследовательская
деятельность,
участие в
конкурсах и
олимпиадах
Постановка и решения проблем
Ориентироваться в учебнике:
определять умения, которые
будут сформированы на
основе изучения данного
раздела
1
Самостоятельно не
может
ориентироваться в
учебнике:
определять умения,
которые будут
сформированы на
основе изучения
данного раздела
Рекомендации:
Консультации
специалистов
Индивидуальный
подход в обучении
Ориентируется
самостоятельно, но
делает ошибки.
Задает много
вопросов
Рекомендации:
Побуждение к
действию, задания
проблемно-
поискового
характера
самостоятельно
ориентируется в
учебнике.
Рекомендации:
Дифференцирован
ный подход,
проектно-
исследовательская
деятельность.
Задания
проблемно-
поискового
характера
Определять умения, которые
будут сформированы на
основе изучения данного
раздела; определять круг
своего незнания. Определять,
в каких источниках можно
найти необходимую
информацию для выполнения
задания.
Наблюдать и делать
самостоятельные простые
выводы
2
Самостоятельно не
может определять
круг своего
незнания. Не может
делать
самостоятельные
выводы
Не всегда может
определить круг
своего незнания и
найти нужную
информацию в
дополнительных
источниках.
Хорошо
ориентируется в
изученном
материале. Может
самостоятельно
найти нужный
источник
информации.
Умеет
самостоятельно
наблюдать и
делать простые
выводы.
Самостоятель
ные и
практические
работы
Рекомендации:
Консультации
специалистов
Индивидуальный
подход в обучении
Рекомендации:
Необходимы
алгоритмы работы с
источниками
дополнительной
информации и
умения наблюдать и
делать выводы.
Рекомендации:
Дифференцирован
ный подход,
проектно-
исследовательская
деятельность,
задания
повышенной
сложности,
проблемные
задания, участие в
олимпиадах
Извлекать информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
экспонат, модель,
иллюстрация и др.), для
решения проблем
планировать свою работу по
изучению незнакомого
материала.
3
Делать
самостоятельно не
может
Делает частично
самостоятельно,
частично с помощью
Делает
самостоятельно
Самостоятель
ные и
практические
работы.
Творческие
задания
Рекомендации:
Консультации
специалистов
Индивидуальный
подход в обучении
Рекомендации:
Стимулирование к
участию в проектно-
исследовательской
деятельности
Рекомендации:
Дифференцирован
ный подход,
проектно-
исследовательская
деятельность,
задания
повышенной
сложности,
проблемные
задания
Самостоятельно делать
выводы, перерабатывать
информацию, преобразовывать
её, представлять информацию
4
Делать
самостоятельно не
может
Делает частично
самостоятельно,
частично с помощью
Делает
самостоятельно
Самостоятель
ные и
практические
на основе схем, моделей,
сообщений.
Уметь передавать содержание
в сжатом, выборочном или
развёрнутом виде.
планировать свою работу по
изучению незнакомого
материала.
работы.
Творческие
задания.
Проекты
Рекомендации:
Консультации
специалистов
Индивидуальный
подход в обучении
Рекомендации:
Стимулирование к
участию в проектно-
исследовательской
деятельности
Рекомендации:
Дифференцирован
ный подход,
проектно-
исследовательская
деятельность,
задания
повышенной
сложности,
проблемные
задания
Технологическая карта диагностики уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий
Вид УУД
Нормативн
ые
показатели
Класс
Уровни сформированности и рекомендации
Диагностика
низкий
средний
высокий
учитель
психолог
целеполагание - постановка учебной задачи на основе
Определят
ь цель
учебной
деятельнос
ти с
помощью
учителя и
самостояте
льно.
1
-Включаясь в работу, быстро отвлекается
или ведет себя хаотично.
-Нуждается в пошаговом контроле со
стороны учителя.
-Не может ответить на вопросы о том, что
он собирается делать или что сделал.
Рекомендации: консультация
специалистов, коррекционные занятии,
пошаговый контроль со стороны учителя, а
также постоянное обращение ребенка к
алгоритму выполнения учебного действия.
-Предъявляемое
требование осознается
лишь частично.
-Охотно осуществляет
решение познавательной
задачи, не изменяя ее и
не выходя за ее
требования.
-Невозможность решить
новую практическую
задачу объясняет
отсутствие адекватных
способов решения
Рекомендации:
- поддержка и развитие
сформированного уровня
целеполагания;
-необходимо
ситуативное обращение
ребенка к алгоритму
выполнения учебного
действия.
-Осознает, что
надо делать в
процессе
решения
практической
задачи
регулирует
весь процесс
выполнения.
-Определяет
цель
выполнения
заданий на
уроке, во
внеурочной
деятельности, в
жизненных
ситуациях под
руководством
учителя.
Рекомендации
:
поддержка и
развитие
сформированн
ого уровня
целеполагания
наблюдени
е
соотнесения того, что уже известно и
2
-Включаясь в работу, быстро отвлекается
или ведет себя хаотично.
-Может принимать лишь простейшие цели.
Рекомендации:
консультация специалистов, коррекционные
занятия, пошаговый контроль со стороны
учителя, а также постоянное обращение
ребенка к алгоритму выполнения учебного
действия.
- Определяет цель
учебной деятельности с
помощью учителя и
самостоятельно.
-Охотно осуществляет
решение познавательной
задачи.
-Четко может дать отчет
о своих действиях после
принятого решения
Рекомендации:
- поддержка и развитие
сформированного уровня
целеполагания;
-необходимо
ситуативное обращение
ребенка к алгоритму
выполнения учебного
действия.
Развитие понятийного
мышления.
- Определяет
цель учебной
деятельности с
помощью
учителя и
самостоятельн
о.
-Принятая
познавательная
цель
сохраняется
при
выполнении
учебных
действий и
регулирует
весь процесс
выполнения.
-Четко
осознает свою
цель и
структуру
найденного
способа
решения новой
задачи
Рекомендации
:
Формулир
овать и
удерживат
ь учебную
задачу
4
- Определяет цель учебной деятельности с
помощью учителя
-Включаясь в работу, быстро отвлекается.
- Осуществляет решение познавательной
задачи, не изменяя ее и не выходя за ее
требования.
- Невозможность решить новую
практическую задачу объясняет отсутствие
адекватных способов
Рекомендации:
консультация специалистов, коррекционные
занятия, пошаговый контроль со стороны
учителя, а также постоянное обращение
ребенка к алгоритму выполнения учебного
действия.
- Четко выполняет
требование
познавательной задачи.
-осознает свою цель и
структуру найденного
способа решения новой
задачи
- Самостоятельно
формулирует
познавательные цели.
-Осуществляет решение
познавательной задачи,
не изменяя ее и не
выходя за ее требования.
Рекомендации:
поддержка и развитие
сформированного уровня
целеполагания;
-необходимо
ситуативное обращение
ребенка к алгоритму
выполнения учебного
действия.
Развитие понятийного
мышления.
-Выдвигает
содержательны
е гипотезы,
учебная
деятельность
приобретает
форму
активного
исследования
способов
действия
Рекомендации
:
поддержка и
развитие
сформированн
ого уровня
целеполагания
привлечение к
проектно-
исследовательс
кой
деятельности,
к участию в
олимпиадах,
конкурсах и т.
д..
контроль в
форме
сличения
способа
действия и
его
результата
с заданным
эталоном с
целью
обнаружен
ия
отклонений
и отличий
от эталона;
1.
Соотносит
ь
выполнен
ное
задание с
образцом,
предложен
ным
учителем.
1
-Низкие показатели объема и концентрации
внимания.
- Не контролирует учебные действия, не
замечает допущенных ошибок.
- Контроль носит случайный
непроизвольный характер, заметив ошибку,
ученик не может обосновать своих
действий.
Рекомендации:
консультация специалистов, коррекционные
занятия, включить в урок упражнения,
развивающие внимание.
-Ориентировка на
систему требований
развита недостаточно,
что обусловлено средним
уровнем развития
произвольности.
- Средние показатели
объема и концентрации
внимания.
- Решая новую задачу,
ученик применяет
старый неадекватный
способ, с помощью
учителя обнаруживает
неадекватность способа
и пытается ввести
коррективы.
Рекомендации:
включить в урок
упражнения на развитие
объема и концентрации
внимания.
-Высокий
уровень
ориентировки
на заданную
систему
требований,
может
сознательно
контролироват
ь свои
действия.
-Высокие
показатели
объема и
концентрации
внимания.
-Осознает
правило
контроля, но
одновременное
выполнение
учебных
действий и
контроля
затруднено.
- Ошибки
исправляет
самостоятельн
-
Методик
а
«Рисован
ие по
точкам»
2
- Контроль носит случайный
непроизвольный характер, заметив ошибку,
ученик не может обосновать своих действий
- Предугадывает правильное направление
действия, сделанные ошибки исправляет
неуверенно.
Рекомендации: консультация
специалистов, коррекционные занятия,
включить в урок упражнения, развивающие
внимание.
- Решая новую задачу,
ученик применяет
старый неадекватный
способ, с помощью
учителя обнаруживает
неадекватность способа
и пытается ввести
коррективы.
- Задачи,
соответствующие
усвоенному способу
выполняются
безошибочно.
Рекомендации:
включить в урок
упражнения на развитие
объема и концентрации
внимания.
-осознает
правило
контроля.
- Ошибки
исправляет
самостоятельн
о
-контролирует
процесс
решения
задачи другими
учениками
- Задачи,
соответствующ
ие усвоенному
способу
выполняются
безошибочно.
Рекомендации
: поддержка и
развитие
сформированн
ого уровня
контроля
3
-Без помощи учителя не может обнаружить
несоответствие усвоенного способа
действия новым условиям.
-Ученик осознает правило контроля, но
затрудняется одновременно выполнять
учебные действия и контролировать их.
Рекомендации: консультация
специалистов, коррекционные занятия,
обучение методу речевого самоконтроля.
-Самостоятельно или с
помощью учителя
обнаруживает ошибки,
вызванные
несоответствием
усвоенного способа
действия и условий
задачи и вносит
коррективы.
-Задачи,
соответствующие
усвоенному способу
выполняются
безошибочно.
Рекомендации:
поддержка и развитие
сформированного уровня
контроля, усвоенные
способы решения задач
использовать в других
видах деятельности.
- Ошибки
исправляет
самостоятельн
о.
-Контролирует
процесс
решения
задачи другими
учениками.
- Контролирует
соответствие
выполняемых
действий
способу, при
изменении
условий вносит
коррективы в
способ
действия до
начала
решения.
Рекомендации
: в групповых
формах работы
предлагать
роль эксперта.
-
Методик
а
«Коррек
турная
проба»
(буквенн
ая,
значки)
4
-Без помощи учителя не может обнаружить
несоответствие усвоенного способа
действия новым условиям.
-Ученик осознает правило контроля, но
затрудняется одновременно выполнять
учебные действия и контролировать их
Рекомендации: консультация
специалистов, коррекционные занятия,
обучение методу речевого самоконтроля.
-Самостоятельно или с
помощью учителя
обнаруживает ошибки,
вызванные
несоответствием
усвоенного способа
действия и условий
задачи и вносит
коррективы.
-Задачи,
соответствующие
усвоенному способу
выполняются
безошибочно.
Рекомендации:
поддержка и развитие
сформированного уровня
контроля, усвоенные
способы решения задач
использовать в других
видах деятельности.
- Ошибки
исправляет
самостоятельн
о.
-Контролирует
процесс
решения
задачи другими
учениками.
- Контролирует
соответствие
выполняемых
действий
способу, при
изменении
условий вносит
коррективы в
способ
действия до
начала
решения.
Рекомендации
:
в групповых
формах работы
предлагать
роль эксперта.
оценка -
выделение
и
осознание
обучающи
мся того,
что уже
усвоено
и что ещё
нужно
усвоить,
осознание
качества и
уровня
усвоения;
оценка
Оценка
своего
задания по
следующи
м
параметрам
: легко
выполнять,
возникли
сложности
при
выполнени
и.
Степень
развития
1
-Неумение опираться на образец.
-Низкий уровень развития произвольного
внимания.
-Не может оценить свои силы относительно
решения поставленной задачи.
Рекомендации: консультация
специалистов, коррекционные занятия,
обучение методу речевого самоконтроля
-Может ориентироваться
на образец, но делает
ошибки.
-Может оценить
выполненное задание по
параметрам: легко
выполнить или возникли
сложности при
выполнении.
Рекомендации:
поддержка и развитие
сформированного уровня
оценки
-Работает
точно по
образцу.
- Может
оценить
действия
других
учеников.
Рекомендации
: поддержка и
развитие
сформированн
ого уровня
оценки.
результатов
работы.
произвольн
ого
внимания.
2
- не воспринимает аргументацию оценки; не
может оценить свои силы относительно
решения поставленной задачи.
Рекомендации:
консультация специалистов, создание
ситуации успеха на уроках, инвидуальный
подход
-Приступая к решению
новой задачи, пытается
оценить свои
возможности
относительно ее
решения.
Рекомендации:
поддержка и развитие
сформированного уровня
оценки, создание
ситуции успеха на
уроках
- Умеет
самостоятельн
о оценить свои
действия и
содержательно
обосновать
правильность
или
ошибочность
результата,
соотнося его со
схемой
действия.
- Может
оценить
действия
других
учеников.
Рекомендации
: поддержка и
развитие
сформированн
ого уровня
оценки,
предлагать
роль эксперта.
4
- Приступая к решению новой задачи,
может с помощью учителя оценить свои
возможности для ее решения.
Рекомендации: консультация
специалистов, создание ситуации успеха на
уроках, индивидуальный подход, обучение
алгоритму самостоятельного оценивания.
-Приступая к решению
новой задачи, пытается
оценить свои
возможности
относительно ее
решения.
-Свободно и
аргументировано
оценивает уже решенные
им задачи,.
Рекомендации:
отработка навыка
оценивания своей
деятельности в решении
новых задач
- Умеет
самостоятельн
о оценить свои
действия и
содержательно
обосновать
правильность
или
ошибочность
результата,
соотнося его со
схемой
действия.
- Может
оценить
действия
других
учеников.
-
Самостоятельн
о обосновывает
еще до
решения
задачи свои
силы, исходя из
четкого
осознания
усвоенных
способов и их