Автор: Марина Васильевна Романенко
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ СОШ №14
Населённый пункт: Тайшет Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка занятия по технологии
Тема: Работа с фольгой. Металлопластика. Бабочка.
Раздел: начальное образование
Методическая разработка занятия по технологии.
Тема: Работа с фольгой. «Металлопластика. Бабочка»
Цель: создание возможностей для творческого развития детей в области
декоративно-прикладного искусства через овладение методами и приемами
работы с фольгой.
Личностные результаты:
самостоятельно определять, высказывать свои чувства и ощущения,
возникающие в результате наблюдения, обсуждения результатов трудовой
деятельности человека-мастера;
в предложенных ситуациях делать выбор, какое мнение принять: свое
или чужое, высказанное в ходе обсуждения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
учиться выявлять и формулировать проблему в ходе анализа образца
изделия;
учиться планировать практическую деятельность на занятии;
учиться предлагать свои конструктивно-технологические приемы и
способы выполнения отдельных этапов изготовления изделия;
осуществлять контроль точности выполнения операций;
определять успешность выполнения своего задания;
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить необходимую информацию в словаре;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно
делать простейшие обобщения и выводы;
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на занятии;
Предметные результаты:
познакомиться с новым видом материала – фольгой, ее свойствами,
способами соединения;
уметь организовывать рабочее место в соответствии с особенностями
используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы,
экономно и рационально размечать детали;
реализовывать творческий замысел в процессе изготовления бабочки;
Оборудование: пищевая фольга; цветы из фольги на бумажной основе;
конверты
с
шаблонами
туловища
и
крыльев
бабочки;
«Универсальный
словарь русского языка» под редакцией О. Л. Соболевой; клей-карандаш;
пяти
или
десятирублевые
монеты;
зубочистки;
ватные
палочки;
образец
изделия; влажные салфетки; картон-подложка; расческа с редкими зубьями;
горох в тарелочках; шаблон выгнутой поверхности;
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Проверка оснащения рабочего места к занятию.
II. Подготовительный этап.
1. Знакомство с материалом.
Педагог: Сегодня на занятии предлагаю вам вдохновиться работой с
обычной пищевой фольгой, которая найдется у каждого из нас в доме. Этот
простой материал знаком вам с самого детства. Где вы встречали фольгу?
Дети: Фантики от конфет и шоколадок. Мама запекает курицу.
Педагог: Фольгу используют не только в быту, но и технике. В любом
холодильнике
можно
найти
фольгу.
При
сборке
радио,
телевизоров
или
магнитофонов используют фольгу. Ни одна ракета не сможет подняться в
космос, если при сборке забудут про фольгу. Почему так часто используют
этот материал? Фольга – это очень тонко раскатанный металл. Алюминий.
2. Свойства фольги.
Педагог: А какими же свойствами обладает этот материал?
Рассмотрите внимательно фольгу. Какая она?
Дети: Гладкая. Блестящая с одной стороны, с другой – матовая.
Педагог: Помните ее в кулаке и разожмете ладонь. Какой вывод о
свойстве фольги можно сделать?
Дети: Легко сминается, держит форму.
Педагог: Попробуйте оторвать кусочек.
Дети: Легко рвется.
3. Приемы работы с фольгой.
Педагог: Используя эти качества, существует несколько приемов
работы с фольгой:
1) выкраивание заготовок:
а) отрывание пальцами заготовок;
б) получение длинных полос с помощью линейки.
Эксперимент. Как
должна проводить отрывание рука, чтобы получилась ровная линия разрыва?
2) формирование на плоскости; (шаблон выгнутой поверхности)
3) формирование объемных фигур; (футляр клея-карандаша)
4)
тиснение; (зубочистка,
картон-подложка,
ватная
палочка.
Эксперимент. Как
исправить
ошибку
при
тиснении
–
убрать
лишний
элемент?)
5) отпечатки; (монеты, ватные палочки)
6) гофрирование; (расческа)
7) создание фактурной поверхности; (горох)
8) скручивание в жгутик;
4. Объявление темы.
Педагог: Сегодня на занятии мы будем выполнять работу в технике
металлопластики.
Определите
состав
слова
«металлопластика»
и
предположите, что же это за техника.
Дети: (предположения детей)
Педагог: Отгадайте загадку и узнаете тему урока:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
О ком идет речь?
Дети: О бабочке.
Педагог: Верно. О бабочке. С глубокой древности люди восхищались
красотой и изящностью бабочек. А что же говорит толковый словарь русского
языка о происхождении слова «бабочка»? Раскройте словарь на странице 47 и
прочитайте. Что значит по представлениям древних «бабочка»?
Дети: Бабочка – это душа бабочки.
Педагог: О бабочках слагали легенды. К занятию ребята приготовили
сообщения о повериях разных народов о бабочках.
Дети: (сообщения)
1. Болгары во время засухи просят бабочку о дожде. Они считают, что
она летает возле Бога и обязательно передаст ему просьбу своих «потомков».
2. Древние греки заметили грустное выражение словно плачущих
глазков на крыльях дневного павлиньего глаза и связали эту бабочку со
страданиями,
выпавшими
на
долю
возлюбленной
Зевса
–
прекрасной
девушки По.
3. В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме – к счастью:
пара бабочек означает семейное счастье.
4. В индийской легенде говорится, что если нашептать бабочке свое
желание и выпустить ее, то оно непременно исполнится.
5. Люди в России считают своим долгом отогнать ночную бабочку от
огня, на который она летит из мрака ночи. По сохранившемся старинным
поверьям, такая бабочка является воплощением души умершего предка, а
ночная темнота, из которой она появляется, ассоциируется с потусторонним
миром. Поэтому на юге России, когда видят бабочку, кружащуюся вокруг
пламени свечи или электролампочки, поминают умерших, называя их имена.
III. Основной этап.
1. Анализ образца и показ приемов создания поделки.
Педагог: Мы рассмотрели и поговорили о некоторых бабочках, а теперь
приступим к их изготовлению. Выньте содержимое конверта. Почему именно
такое количество шаблонов приготовлено?
Дети: У бабочки есть тельце, 2 больших и 2 маленьких крылышка.
Педагог: У меня есть готовая поделка. Рассмотрите ее и попробуйте
составить план изготовления бабочки и определить приемы работы.
2. Составление плана работы.
1. Изготовление туловища. Прием формирования на плоскости.
2. Изготовление крылышек. Прием формирования на плоскости и
прием тиснения.
3. Изготовление усиков. Прием скручивания в жгутик.
4. Сборка изделия. Неподвижное соединение клеем. (ТБ при работе с
клеем)
3. Творческая практическая деятельность обучающихся.
Педагог: А теперь я включаю музыку, а вы приступаете к работе.
Успехов вам в творческом диалоге с фольгой.
IV. Итог занятия.
Педагог: Что нового узнали? Или о чем знали, но забыли, а на занятии
вспомнили? Или о чем знали, а теперь повторили?
Дети: Ответы детей
Педагог: Чему учились?
V. Рефлексия.
Педагог: Во время вашей работы я разложила на парты цветные обрезки.
Это тоже фольга. Но она на бумажной основе, поэтому не обладает всеми
качествами пищевой фольги. Зато, какая она яркая и блестящая! Из такой
фольги
на
доске
цветы.
Пусть
ваши
бабочки
выберут
любой
цветок
и
поселятся на нем.
Дети выходят к доске и приклеивают бабочку на цветок.
Педагог: Какая красота! Спасибо за такую чудесную работу.
VI. Уборка рабочего места.