Напоминание

"Организация прогулок с использованием образовательных маршрутов в работе с детьми в весеннее время"


Авторы: Соколова Светлана Алексеевна, Дьячкова Елена Александровна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 41"
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация прогулок с использованием образовательных маршрутов в работе с детьми в весеннее время"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41»

г. Великий Новгород

Консультация

«Организация прогулок с использованием образовательных

маршрутов в работе с детьми в весеннее время»

Подготовила: Соколова С. А.

воспитатель, высшая квалификационная

категория

Дьячкова Елена Александровна,

старший воспитатель

Апрель, 2020 г.

«

Организация прогулок с использование образовательных маршрутов в

работе с детьми в весеннее время»

Каждый день в природе происходит что-то новое, неповторимое, а особенно весной.

Быстрые изменения в природе привлекают внимание детей и предоставляют богатые

возможности

для

наблюдений.

Весна

дает

возможность

наполнить

детей

яркими

впечатлениями, открытиями, неожиданностям, расширить их естественные знания, дает

прекрасную возможность приобщить детей к труду в природе, научить видеть красоту

окружающего

мира,

любить

и

беречь

его.

И

очень

важно

так

организовать

жизнь

дошкольников,

чтобы

каждый

день

приносил

им

что-то

новое,

был

интересным

и

содержательным.

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для

всестороннего

гармонического

развития

личности

ребенка

заложены

в

процессе

воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки. В течение года

прогулки проводятся ежедневно. В весенний период прогулка проводится 2 -3 раза в день

общей продолжительностью от 4 до 4,5 часов, и должна соответствовать санитарным

нормам и погодным условиям. При несоответствующих погодных условиях прогулка

может быть сокращена, либо отменена вообще.

Для

осуществления

задач

всестороннего

развития

детей

большое

значение

имеет

озелененный,

в

соответствии

с

педагогическими

и

гигиеническими

требованиями,

спланированный

и

оборудованный

участок.

Помимо

игровых

площадок

на

участке

необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца и игровой материал.

Существуют определенные требования безопасности при организации прогулки:

проверять ежедневно состояние игрового оборудования на участке;

оградить

детей

от

воздействия

опасных

и

вредных

факторов,

характерных

для

весеннего периода:

при использовании грязного песка в песочницах, (в случае нарушения санитарных

правил мытья игрушек, перекопки песка в песочницах);

нельзя

разрешать

кататься

детям

на

ногах

с

горки,

возвышенностей,

лазание

по

гимнастическим лестницам, ограждениям без страховки и контроля воспитателя во

время прогулки;

ограничить

время

проведения

подвижных

игр

с

бегом,

п р ы ж к а м и ;

организовывать подвижные игры средней и малой активности;

осматривать одежду, обувь воспитанников на соответствие погодным условиям;

не оставлять детей без присмотра;

во избежание заражение желудочно-кишечными болезнями следить за выполнением

воспитанниками требований личной гигиены; не брать в рот: грязный снег, песок,

грязного выносного материала, растения и т.д.

воспитатель обязан неоднократно пересчитывать детей: перед прогулкой, вовремя ее и

после прогулки.

исключать

индивидуальное

перемещение

ребенка

по

территории,

выполнение

индивидуальных поручений;

очистить верхнюю одежду, обувь детей от снега, грязи;

привести в порядок выносной материал, игрушки убрать в специально отведенное

место;

обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви;

проверить,

как

воспитанники

сложили

одежду

в

шкафчики.

При

необходимости

переодеть детей в сухую одежду, белье;

организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с

мылом.

отправляясь

на

экскурсию

за

пределы

детского

сада,

воспитатель

обязан

заранее

получить

разрешение

у

заведующего

МДОУ,

зарегистрироваться

в

журнале:

«Экскурсии, походы» - оставить сведения о количестве детей, время ухода, место куда

пошли, время прибытия, Воспитатель должен напомнить детям правила поведения на

экскурсии, взять красные сигнальные флажки.

В процессе проведения туристических прогулок по экологической тропе на фоне

высокой

двигательной

активности

педагог

успешно

решает

задачи

умствен ного,

эстетического и экологического воспитания детей. Результативность работы заключается в

целостности и систематичности, приобретаемых воспитанниками навыков и умений в

освоении

физических

упражнений,

способствующих

повышению

адаптационных

возможностей детского организма и уровня двигательной активности.

Процесс подготовки и проведения мини-походов вызывает оживление у детей любой

возрастной

группы,

сплачивает,

и,

безусловно,

является

благоприятной

почвой

для

формирования у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом,

основ здорового образа жизни.

Туризм - одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми

необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это - общение с

природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.

Различают туристический поход и туристическую прогулку. Первое—это достаточно

высокие

физические

нагрузки

и

навыки.

А

второе—кратковременное

(до

3-6

часов)

пребывание

в

природных

условиях

и

овладение

элементарными

туристическими

навыками.

Цель этих прогулок - оздоровление организма детей, формирование выносливости,

развитие

функции

сердечно

-

сосудистой

системы,

активизация

дыхания,

повышение

нервно-мышечного тонуса, укрепление мышц нижних конечностей. Во время пешеходной

прогулки приобретается навык ориентировки на местности, умение разбираться в карте-

схеме

маршрута,

прививается

любовь

к

родной

природе,

к

земле.

Предстоящая

туристическая прогулка вызывает много положительных эмоций - ребята относятся к нему

с восторженным интересом. Каждый поход имеет и так называемый сюрпризный момент:

какое-либо неожиданное задание детям или интересную встречу (с Лесовичком, гномом,

ёжиком, лисичкой и т. д.). Прогулки должны сопровождаться правильным дыханием,

хорошим

настроением,

появлением

ощущения

«мышечной

радости»

к

концу

пути.

Настоящая походная деятельность для дошкольников еще не доступна. Но при подготовке

и

проведении

туристических

прогулок,

и

в

процессе

общения

с

детьми,

педагог

употребляет термин «Поход». Туризм в детском саду—это большая серьёзная игра, внутри

которой присутствуют другие игры. Во время движения детям нравится играть, например,

в «Слова—рифмы», «Города» (см. приложение «Игры по ходу движения» и т. д.). Игра

сопровождает и выполнение полученного задания, и подведение итогов.

Туристическая прогулка может преследовать экологические цели-- ознакомление с

природой, воспитание бережного отношения к ней, оказание помощи в ее охране и защите.

Интеграция развития речи дошкольников с туристической прогулкой, театрализованная

деятельность на свежем воздухе—также новое решение проблемы оздоровления детей. Но

главной целью и задачей мини-походов всегда является оздоровление детей, т. к. от

обычной

познавательной

экскурсии

туристическую

прогулку

отличает

насыщенная

д в и г а т е л ь н а я

д е я т е л ь н о с т ь

д е т е й

( н е

м е н е е

8 0 % ) .

При определении физической нагрузки учитывается ряд факторов: возраст детей, уровень

их двигательной активности и подготовленности, состояние здоровья, вид туристической

п р о г у л к и ,

п о г о д н ы е

и

к л и м а т и ч е с к и е

у с л о в и я .

Некоторые родители оберегают своих малышей от физических усилий (“не бегай, не

прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди”), даже от здорового соперничества в подвижных

играх.

Поэтому

необходимо

систематическое,

разностороннее

педагогическое

просвещение родителей, включая теоретические и практические знания о целях, задачах и

формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОУ.

Вариант алгоритма проведения пешей прогулки.

Переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий наблюдение в

природе и сбор природного материала беседа о лесе с использованием художественного

слова и разных вопросов к детям выполнение имитационных движений (подражание

действиям птиц, зверят, насекомых) подвижные и дидактические игры физкультурное

занятие

или

комплекс

игр

и

физических

упражнений

комплекс

упражнений

общеразвивающего воздействия, проводимых в игровой форме упражнения на полосе

препятствий

(пеньки,

ветки,

горки)

самостоятельные

игры

(на

привале)

игровые

упражнения, подобранные с учётом уровня развития двигательной активности детей.

В содержание походов включаются хорошо знакомые детям игры и упражнения,

освоенные ранее на занятиях по физкультуре. Чередование видов деятельности во время

мини-похода зависит от погодных условий, возраста, состояния и настроения детей.

Каждый мини-поход включает три этапа.

1 этап--подготовка

2 этап--проведение

3

э т а п — п од в е д е н и е

итогов

Одевание по сезону.

Обращение к родителям,

рассказ

о

предстоящей

прогулке.

Рисование эмблемы.

Подготовка снаряжения

Прохождение

намеченного маршрута.

Действия в соответствии

с темой прогулки.

Наблюдение.

Составление мини-отчёта

о

прогулке

(рисунки,

поделки, рассказы и др.)

З а с е д а н и е

в

к л у б е

«Юных

путешественников»

день

мини-похода

во

второй половине дня).

Структура мини-похода.

Первая часть—вводная длительностью до 5 минут.

Цель—сообщить

задачи

и

краткое

содержание

предстоящей

деятельности

случае

необходимости), проверить состояние личного снаряжения и готовность к походу.

Вторая

часть—движение

по

разработанному

маршруту

(до

40

минут).

Этот

этап

включает от одного до трёх (в зависимости от физической подготовленности, сезона,

погоды) переходов с кратковременными (5-10 мин) привалами для отдыха (разные виды

ходьбы, общеразвивающие упражнения, полоса препятствий, основные виды движений:

метание, бег, лазание и т. д.).

Третья

часть—включаются

несколько

подвижных

игр

или

игровых

упражнений,

следующих

одно

за

другим,

что

тренирует

в

быстром

переключении

с

одного

двигательного задания на другое, формирует ловкость, быстроту, координацию (до 15

минут). Например, преодоление паутины (из верёвок), затем «Лесные ловишки», «К дереву

беги».

Периодически

воспитатели

проводят

цикл

бесед,

сюжетно-ролевую

игру

«Туристическое агентство», на которых дети получают необходимые знания о туризме и

предстоящих походах. Овладевают специальными терминами: турист, палатка, привал,

маршрут, карта. С целью повышения интереса детей к занятиям туризмом и закрепления

приобретённых умений и навыков могут быть проведены спортивные игры-развлечения.

В проведении прогулок-походов участвуют воспитатель по физической культуре и

воспитатели групп в первой половине дня за счёт времени, отведённого на утреннюю

прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволит детям реализовать свою

потребность в ежедневной двигательной активности. А регулярное проведение занятий на

открытом

воздухе,

по стоянно

меняющие ся

метеорологиче ские

у с л о в и я :

температура, влажность,

ветер,

в

сочетании

с

физическими

упражнениями

оказывают

комплексное закаливающее влияние на организм детей. Высокая двигательная активность

на воздухе усиливает работоспособность сердца и лёгких детей, обеспечивает повышенное

насыщение кислородом органов и тканей, стимулирует и совершенствует деятельность

центральной нервной системы.

После высокой двигательной активности на занятии прогулка должна быть спокойной. Но,

как показывают наблюдения, физкультурные занятия в начале прогулки стимулируют

самостоятельную деятельность детей: они чаще используют физкультурные пособия на

участке, организуют подвижные игры.

«Рецепты» организации пеших прогулок-походов:

1.

Целесообразно

сделать

по

маршруту

насыпные

горки

из

естественного

грунта

различной протяжённости и высоты. Детям очень интересно подниматься испускаться с

таких горок бегом, как будто включаются какие-то древние механизмы.

2. Что метать в мишени? Мячи, шишки, разнообразные «гранаты», снежки. Хорошо, когда

при попадании, мишень переворачивается или закрывается. Это поддерживает интерес

детей. Так же нужен жёлоб, чтобы метательные снаряды возвращались назад.

3. Как соорудить комплекс для лазания? Один из простых способов лазания – «паутина» -

это физкультурный комплекс, сделанный из верёвок, резинки с опорой на 3-4 столба, или

между стволами деревьев.

4. Для организации прыжков в естественных природных условиях можно использовать

разной высоты пеньки с набитыми крышками – «мухоморы».

5.

Поляну

сказок

можно

использовать

для

проведения

вводной

части,

разминки,

различных имитационных движений.

6. Уголок леса идеально подходит для организации привала в середине или в конце пути с

разбитием палаток.

7. Лабиринт можно сделать авторским по своим чертежам, соблюдая рекомендуемые

размеры.

Все эти сооружения из мишеней, горок, брёвен, пней и прочего нужно устанавливать

постепенно,

посмотреть,

как

работает,

внести

изменения

и

только

тогда

вносить

усложнения или дополнения. Не сразу на века строить, а наблюдать и совершенствовать.

От

чего-то

отказываться,

что-то

изменять.

И,

самое

главное,

всегда

помнить

о

безопасности оборудования.

Сейчас много гипервозбудимых детей. После активной деятельности таким детям, чтобы

снять

расторможенность,

нужны

упражнения

требующие

уравновешенности.

Самое

простое

упражнение

в

равновесии.

Прошёл

по

буму,

удержал

баланс—значит

успокоился!

Нам всё больше и больше нравится тема туристических прогулок, т. к. благодаря ей нам

стали не страшны ни дождь, ни ветер. Мы можем заниматься и под небольшим дождём с

зонтиками, и на крылечке детского сада, спешить на воздух, если там не очень ветрено и

морозно. Впереди много неизведанного: игры по ориентированию на местности, знаки

туристской маркировки, узлы для дошколят и много другого.

Таким образом, используя мини-походы, мы решаем важную задачу - воспитание

человека

деятельного,

инициативного,

способного

найти

выход

из

создавшихся

трудностей, помогаем благополучно войти в социум в будущем, формируем жизненную

позицию, привычку к здоровому образу жизни, укрепляем и закаляем растущий организм

наших воспитанников, тем более, что двигательная деятельность детей осуществляется в

занимательных условиях игры, следовательно, на положительном эмоциональном фоне.



В раздел образования