Напоминание

Музыкальный диктант в младших классах на уроках сольфеджио в ДШИ и ДМШ


Автор: Шибаева Любовь Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств №5 п. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области"
Населённый пункт: Самарская область, пгт Рощинский
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Музыкальный диктант в младших классах на уроках сольфеджио в ДШИ и ДМШ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств №5» пгт Рощинский

Муниципального района Волжский

Самарской области

Методическая работа

Музыкальный диктант в младших классах

на уроках сольфеджио в ДШИ и ДМШ

Выполнила:

Шибаева Любовь Александровна

2020

пгт Рощинский

-1-

«Музыкальный диктант – это кульминация в оценке уровня развития

полноценного музыкального слуха»

Е. Иоффе

Обучение написанию музыкального диктанта является, наверное, самой

сложной, труднодостигаемой и, наиболее, важной стороной предмета

сольфеджио в ДМШ и ДШИ. Диктант способствует воспитанию и развитию

чётких музыкальных представлений, тренирует развитие внутреннего слуха,

волевого внимания, музыкальной памяти, чувства лада и ритма, формы и

стиля , наконец, грамотности нотного письма. Процесс записи диктанта

требует известного уровня музыкальных способностей и в то же время сам

активно тренирует музыкальные способности. Основная цель педагога в

работе над диктантом – научить учеников осознать слышимое и уметь

выразить это в записи, выработать навык фиксации музыки. При этом

важнейшее значение имеет выработка ассоциаций между слышанным и

видимым, практическое усвоение и закрепление теоретических понятий.

Какова конечная цель устремлений педагога в этой области? Прежде всего

мы должны добиться того, чтобы учащиеся не испытывали страха перед

словом «диктант», чтобы у них не только не возникал психологический

барьер, а, напротив, появлялся здоровый интерес и желание поскорее

услышать мелодию диктанта и записать её. Диктант в представлении детей

не должен быть чем-то из ряда вон выходящим. Давайте следовать примеру

педагогов, стремящихся наполнить радостью уроки музыки. Право же, дети

будут нам за это благодарны!

Мы уже знаем, что навык написания музыкального диктанта появляется

«не вдруг», что он является результатом всей предыдущей работы, т.к. здесь

синтезируются способности и умения, развитые и приобретённые учащимися

в многообразных формах и видах деятельности на уроке сольфеджио. Любая

нотная запись мелодии или её ритмического рисунка по памяти – это и есть

диктант, поэтому не следует отводить диктанту всегда специальную часть

-2-

урока, нужно внедрять его в любой момент, когда предоставляется такая

возможность.

В практике используются следующие формы музыкального диктанта:

1.

Нотописание( списывание нот) – как подготовительное упражнение;

2.

Устный( пение с названием нот после прослушивания);

3.

Подбор на фортепиано;

4.

Графическое изображение мелодической линии;

5.

Транспонирование

6.

Учебный или предварительный( выписывается педагогом на доске):

7.

Запись мелодий по памяти после предварительной записи её на доске

в той же или другой тональности;

8.

Самостоятельная запись мелодии после предварительного разбора;

9.

Запись прослушанной мелодии по памяти без предварительного

разбора;

10. Короткие диктанты-молнии;

11. Запись знакомых песен без проигрывания (самодиктант);

12. Диктант с настройкой и диктант в произвольной тональности;

13. Диктант эскизный, который пишется по частям;

14. Диктант «с ошибками», который пишется на доске педагогом;

15. Ритмический диктант; и многие другие формы работы.

Диктанты проводятся в устной и письменной форме. Они требуют

максимальной концентрации внимания, умения сразу осмыслить

прослушанную музыку. Отсюда необходимость законченной художественной

формы, понятного и выразительного исполнения.

Очень важно правильно выбрать музыкальный материал для диктанта.

Быстрее и лучше всего запоминается то, что нравится, поэтому лучше

выбирать мелодии красивые из художественной музыкальной литературы.

Специально сочинённые упражнения обычно малопригодны для диктанта.

При выборе диктанта обязательно учитывается пройденный материал.

Преподаватель должен опираться на то, что знакомо и в то же время, в

диктанте полезно использовать метод забегания вперёд. Если ученикам

давать сложные диктанты, они потеряют веру в свои силы, возможность в

-3-

записи диктанта. Непосильные задания затормаживают восприятие, ученики

совсем перестают осмысливать музыкальный пример. Материал должен

усложняться последовательно, постепенно и подходить к записи

музыкального диктанта тоже надо постепенно, заранее подготавливать детей

к этому.

Процесс записи диктанта включает в себя предварительное его

прослушивание, обсуждение и собственно запись при многократном

проигрывании мелодии. Педагог должен стремится к тому, что бы ученики

охватили мелодию диктанта целиком, а не отдельные звуки, чтобы они

умели набросать всю мелодию, пропуская неясные места. Очень важно

отводить место предварительному анализу. Он включает в себя определение

метрической пульсации (размера), чёткое дирижирование, запоминание

мелодии внутренним слухом, разбор особенностей метроритмического и

ладотонального строения, выявление наиболее сложных интонационных

оборотов, скрытого двухголосия (если такое имело место). Ученики должны

были осознать расчленённость музыкальной мысли, соотношение

устойчивости и неустойчивости.

Подготовительные формы музыкального диктанта

Переписывание нотного текста, причём переписывается, только то, что

знакомо, чтобы закреплять связь между видимым и слышимым и такая

форма развивает внутренний слух.;

Письменное транспонирование знакомых мелодий или мелодий

подобранных на фортепиано;

Подбор мелодии на фортепиано, с последующей её записью;

Ритмическое оформление, написанных на доске нот, составляющие

знакомую мелодию;

В 1 классе пока они ещё не научились быстро писать, на разлинованном

нотном стане выкладываются пуговицами попевки: чёрными – короткие

ноты, белыми – длинные;

-4-

Педагог записывает на доске мелодию с ошибками в ритме, а учащиеся

должны найти ошибки;

Педагог играет незнакомую мелодию с ошибками, а учащиеся следят по

нотам и определяют, где допущена была ошибка;

Проводятся небольшие устные диктанты. Небольшая мелодия

проигрывается, пропевается учащимися, на какой-то слог пытаются

пропевать про себя с названием звуков, а затем поют вслух;

Мелодия-попевка записывается в виде ступеней;

Все поют проигранную мелодию на слог, а один учащийся на общей

таблице – столбице, показывает ступени.

Серьёзной подготовкой и приобщением к диктанту является записывание

нотами всесторонне проработанного номера по сольфеджио или какого-

либо интонационного упражнения.

Например, в первом классе большая роль отводится запоминанию

мелодического движения по ступеням мажорного лада:

I-II-III, III-II-I, III-IV-V, V-IV-III, V-IV-III-II-I, V-IV-V-IV-III-II-I, а также мелодических

оборотов, построенных на секундовых сочетаниях устойчивых ступеней лада

неустойчивыми. Сначала происходит интонационное, т.е. «внешнее»

освоение этих оборотов во время пропевания ступеней. Однако мы не

ограничиваемся только их пропеванием, а, «заглядывая вперёд»,

выстраиваем целый ряд разнообразных форм работы на основе построения

ступеней, упражнений. В результате такой работы навык усваивается

фундаментально, из «внешнего» состояния он переходит на уровень

внутреннего слуха и прочно откладывается в музыкальной памяти.

Лишь после проработки таких упражнений, можно приступать к записи

музыкального диктанта. Учащихся сразу надо приучать к определённому

порядку при записи диктанта. Перед началом диктанта определяется его

тональность; первые два раза диктант играется целиком, выразительно, в

нужном темпе и штрихами. После первого проигрывания определяется

размер, структура, есть или нет повторы, с какой ноты начинается и

-5-

заканчивается диктант. После второго проигрывания всё уточняется;

количество фраз, есть или нет секвенции, особенности ритмики и т.п.

Последние проигрывания обычно даются в более спокойном темпе, с

подчёркнутой фразировкой. После четвёртого проигрывания можно сделать

паузу побольше, чтобы учащиеся максимально использовали запасы

музыкальной памяти, ведь ребята должны помнить, что количество

проигрываний ограничено. Убедившись, что учащиеся написали всё, что

смогли, можно играть следующий раз. При 5-6 проигрываний иногда бывает

полезно изменить темп, динамику или манеру исполнения, чтобы учащиеся

услышали мелодию в новом звучании, это активизирует их внимание.

Время записи диктанта зависит от его трудности, но не более 20-25 минут.

Важным моментом на уроке является проверка диктанта. Ведь именно в

правильности записи проявляется уровень развития ученика, степень

усвоения им нового материала. Проверка включает в себя следующие

элементы:

- Пропевание диктанта всем классом;

- Индивидуальная проверка тетрадей;

- Коллективный разбор наиболее трудных мест, где были сделаны ошибки;

- Проигрывание учениками своей записи – самопроверка;

Как правило, ученики уходят с урока с правильно записанными

диктантами. Лишь в редких случаях ученику даётся задание на дом

(исключение – транспонирование диктанта в другие тональности, либо дома

самостоятельно исправить текст).

Подводя итог работы, можно сказать, что музыкальные диктанты – одно из

самых интересных и полезных упражнений для развития слуха. Жаль, что

многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «Почему?», обычно

отвечают: «не умеем». Банально, конечно, но для того, чтобы научиться

писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать. Часто и много.

Отсюда вытекает правило первое и самое главное: Не пропускать уроки

сольфеджио, т.к. на каждом из них пишется музыкальный диктант, в той или

иной форме. Своим учащимся я даю ещё несколько рекомендаций для

развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

-6-

1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной

литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите

в интернете).

2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например

тогда, когда занимаетесь дома.

3. Иногда переписывайте ноты вручную . Можно те же пьесы, которые

проходите по специальности, особенно полезно будет переписать

полифонические произведения. Этот метод помогает также и быстро учить

наизусть.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по

сольфеджио, а результат не заставит себя ждать: писать диктанты будете на

ура!

-7-

Литература

1.

Алексеев Б. К вопросу о методике записи муз. Диктанта // Воспитание

муз. Слуха М. 1985. Вып2.

2.

Блюм Д. Роль диктанта в развитии профессионального муз. Слуха М.

1977

3.

Вахромеев В. Диктант музыкальный// Муз. Энциклопедия М. 1973 Т2

4.

Давыдова Е.Ю Методика преподавания музыкального диктанта.

М.1962. « Музыка» 1986

5.

Глядешкина З, Енько Т, «С.Ф. Запорожец – педагог» М.1986

6.

Мюллер Т. О значении муз. диктанта в курсе сольфеджио// Воспитание

муз. слуха М. 1985 Вып. 2

7.

Шайхутдинова Д. Методика инновационного обучения по предмету

«сольфеджио» Уфа – 2000 г.



В раздел образования