Автор: Кустов Анатолий Юрьевич
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: КГКОУ Школа 1
Населённый пункт: г. Комсомольск - на - Амуре
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Столярное дело" 7 класс
Раздел: среднее профессиональное
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа № 1»
(КГКОУ Школа 1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО»
__________________________
__________________________________________
Уровень образования 7 класс
Количество часов 304 часа в год, 10 часов в неделю
Учитель КУСТОВ АНАТОЛИЙ ЮРЬЕВИЧ
Программа разработана на основе рабочей программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под
редакцией В.В. Воронковой 2010г.
г. Комсомольск – на Амуре
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на 340 учебных часов в год, 10 часов в неделю и составлена с учётом психофизических возможностей обучающихся и по
показателям обучаемости детей данного класса.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной
программе школы. Она включает темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного
общего образования по столярному делу.
Рабочая программа построена на основании концентрического подхода, особенность которого состоит в учёте повторяемости пройденного
учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и др. предметов.
Цель: Подготовка обучающихся к освоению профессии столяра и выполнению элементарных видов работ.
I.
Планируемые результаты
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
1.Планируемые предметные результаты
минимальный уровень
знать фугование, хранение и сушку древесины, геометрическую резьбу, угловые и концевые соединения на шип УК-4, непрозрачную отделку,
токарные работы, обработку деталей из твердых пород, угловые концевые соединения на ус со вставным плоским шипом УК-2, круглые
лесоматериалы, угловые ящичные соединенияУЯ-1, УЯ-2, свойства древесины, выполнение криволинейного отверстия и выемки
достаточный уровень
уметь
подготавливать
рубанок,
ножовку,
стамеску,
уметь
работать
этими
инструментами,
крепить
заготовку,
уметь
вырезать
орнамент
(треугольники), наносить рисунок на изделие, делать отделку изделий морилкой, красителями, лаком, разметку чистовой заготовки соединенияУК-
4, долбление, разметка глухого гнезда, контроль долбления глухого гнезда, спиливание шипа на полутемок, сборка изделия без клея, сборка на
клею, зажим соединений и приспособлений для соединения, шпатлевание, работа клеевой масляной и эмалевой красками, олифой. Работа на
токарном станке по дереву, кронциркулем. Работа зензубелем, фальцгобелем, шпунтубелем, выполнение соединения УК-2, выполнение углового
ящичного соединения УЯ-1. Выполнение гнезда, паза, проушины, сквозного и несквозного отверстия. Разметка деталей, работа циркулем и с
помощью шаблона. Разметка центров, высверливание, работа стамеской и напильником
2.Планируемые личностные результаты
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
-умение выстраивать отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
-умение адекватно оценивать свои силы
-умение понимать, что можно и чего нельзя
-умение пользоваться личными адаптивными средствами в различных ситуациях
-умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать запрос (вербально) или выразить просьбу жестами
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
-умение выстраивать добропорядочные отношения в детском коллективе
-умение работать в группе
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
-самостоятельность и независимость в быту
-умение включаться в разнообразные повседневные дела
-понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей
- -способность ориентироваться в устройстве школьной жизни
-умение ориентироваться в пространстве школы
-умение ориентироваться в расписании
-умение попросить о помощи в случае затруднений
-способность принимать на себя обязанности наряду с другими детьми
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
-знание правил коммуникации
-умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия в актуальных жизненных ситуациях
-умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели
-умение начать разговор
-умение поддержать разговор
-умение задать вопрос
-умение выразить свои намерения
-умение выразить пожелание
-умение выразить опасения
-умение завершить разговор
-умение корректно выразить отказ и недовольство
-умение выразить благодарность, сочувствие
-умение получать и уточнять информацию у собеседника
-владение культурными формами выражения своих чувств
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей
-знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного возраста и статуса
-умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы
-умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника
-умение корректно привлечь к себе внимание
-умение отстраниться от нежелательного контакта
-умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт
-умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях
-умение быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи
-умение применять формы своих чувств соответственно ситуации социального контакта
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности
-осознание важности учёбы
-осознание того, для чего он учится
-активное участие в процессе обучения
-формирование положительной учебной мотивации
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
-активное участие в коллективной и групповой работе учащихся
-умение входить в коммуникацию со взрослыми
-умение соблюдать в повседневной жизни норм речевого этикета и правил устного обращения
-умение в ситуации конфликта найти пути его преодоление
-умение быть терпимым к чужому мнению, учитывать его в совместной работе
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
-умение различать «красивое - некрасивое»
-ощущает потребность в «прекрасном», в отношениях к людям, к результатам труда
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей
-понимание ценности нравственных норм
-умение соотносить эти нормы с собственными поступками
-умение соотносить эти нормы с поступками других людей
-умение проявлять доброжелательность в отношении к другим людям
-умение проявлять эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников
-умение проявлять эмоциональную отзывчивость и сопереживание к событиям в классе
-умение проявлять эмоциональную отзывчивость и сопереживание к событиям в стране
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям
-наличие мотивации на здоровый образ жизни
- -наличие мотивации к творческому труду
-проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда
Формирование готовности к самостоятельной жизни
-разделять ценности, нормы и идеалы, на основе которых и в соответствии с которыми живет общество, быть «включенным» в его культуру
-самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным
-самостоятельно определять, планировать свою жизнь, свои действия и выполнять их, обеспечивая себя всем необходимым для жизни
-умение взаимодействовать с людьми - вступать с ними в деловые и дружеские отношения
3. Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
Коммуникативные учебные действия:
-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать
-использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
-умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств
их осуществления;
-осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
-дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
-использовать
усвоенные логические
операции
(сравнение,
анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей,
причинно-следственных
связей)
на
наглядном,
доступном
вербальном
материале,
основе
практической
деятельности
в
соответствии с индивидуальными возможностями;
-использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
II. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
3.
Содержание учебного предмета, курса
Разделы:
Фугование. Хранение и сушка древесины.
Геометрическая резьба по дереву
Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4.
Непрозрачная отделка столярного изделия.
Токарные работы.
Обработка древесины из твердых пород.
Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2.
Круглые лесоматериалы.
Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2.
Свойства древесины.
Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки.
Практические повторения.
Самостоятельные работы.
Контрольные работы.
2. Формы организации учебных занятий
- фронтальная форма обучения
- групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава
- индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы)
- коллективная форма организации обучения
Виды уроков:
1) традиционные
2)нетрадиционные - презентация, соревнование
Основные виды учебной деятельности
I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
1.
Слушание объяснений учителя.
2.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
3.
Самостоятельная работа с учебником.
4.
Написание рефератов и докладов.
5.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
6.
Систематизация учебного материала.
7.
Работа с книгой.
8.
Систематизация знаний.
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
1.
Наблюдение за демонстрациями учителя.
2.
Просмотр учебных фильмов.
3.
Анализ графиков, таблиц, схем.
4.
Объяснение наблюдаемых явлений.
5.
Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
6.
Анализ проблемных ситуаций.
7.
Наблюдение
8.
Эксперимент
III – виды деятельности с практической (опытной) основой:
1.
Работа с ручными столярными инструментами
2.
Решение экспериментальных задач.
3.
Работа с раздаточным материалом.
4.
Работа долотом, стамеской.
5.
Выполнение шиповых соединений.
6.
Работа на токарном станке.
7.
Отделка изделий.
8.
Выполнение гнезда, паза, проушины .
9.
Выполнение сквозного и несквозного отверстия.
10. Разметка деталей.
11. Работа циркулем и с помощью шаблона.
12. Разметка центров, высверливание.
13.
Работа стамеской и напильником
.
город Комсомольск – на Амуре
краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные
программы «Школа № 1»
(КГКОУ Школа 1)
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Уровень образования 7 класс
Количество часов 304 часа в год, 10 часов в неделю
Учитель КУСТОВ АНАТОЛИЙ ЮРЬЕВИЧ
Программа разработана на основе рабочей программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII
вида под редакцией В.В. Воронковой 2010г.
№
Тема урока
Кол-во
часов
Календарные сроки
По плану
По факту
I четверть ( 80 часов)
1-2
Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда
2
02.09
Фугование( 28ч )
3
Фугование: назначение операции и инструменты.
1
4
Изучение устройства инструментов.
1
5
Подготовка полуфуганка к работе.
1
6
Строгание полуфуганком (на отходах).
1
7
Технология строгания полуфуганком. Приёмы работы.
1
8
Строгание полуфуганком (на отходах).
1
9
Знакомство с изделием. (подкладная доска).
1
10
Анализ объекта труда. Выполнение чертежа изделия.
1
11
Последовательность изготовления изделия.
1
12
Заполнение технологической карты.
1
13
Заготовка делянок.
1
14
Подбор заготовок с учётом расположения волокон.
1
15
Разметка делянок. Приёмы разметки.
1
16
Разметка делянок. Практическая работа.
1
17
Требования к точности выполнения .деталей щитового
соединения
1
18
Фугование кромок делянок.
1
19
Виды клея для склеивания деревянных деталей.
1
20
Склеивание щита в приспособлении.
1
21
Технология разметки толщины щита.
1
22
Строгание лицевой пласти щита.
1
23
Технология разметки ширины щита.
1
24
Строгание лицевой кромки щита.
1
25
Технология разметки длины щита.
1
26
Разметка длины щита. Отпиливание припуска по длине.
1
27
Инструменты для торцевание кромок. Приёмы работы.
1
28
Торцевание кромок. Скругление углов.
1
29
Виды отделки. Отделка изделия.
1
30
Оценка качества готового изделия. Подведение итогов.
1
Хранение и сушка древесины ( 6ч )
31
Значение правильного хранения материала.
1
32
Способы хранения древесины. Подготовка древесины к
хранению( снятие коры).
1
33
Естественная и камерная сушка древесины.
1
34
Виды брака при сушке древесины.
1