Автор: Абдин Антон Сергеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Шолоховская средняя школа"
Населённый пункт: Красносельского муниципального района Костромской области
Наименование материала: статья
Тема: "Учитель физической культуры и ученик – современные подходы взаимодействия".
Раздел: полное образование
Статья
учителя физической культуры МБОУ «Шолоховская средняя школа»
Красносельского муниципального района
Костромской области
Абдина Антона Сергеевича
на тему:
«Учитель физической культуры и ученик –
современные подходы взаимодействия».
На сегодняшний день в обществе остались те общественные ценности,
значение которых не подвергается сомнению: и одна из таких ценностей – это
физическая культура. Значение данной ценности в процессе формирования
личности очень большое – и не зря существует пословица - «В здоровом теле
– здоровый дух».
В условиях модернизации образования в России требуется перестройка
учебно-воспитательного процесса и особенно методики преподавания уроков
физической культуры. Современный учитель физкультуры знает, как важно
уделять
внимание
решению
таких
задач,
как
воспитание
духовного
и
физического
совершенствования
личности
современных
школьников,
как
важно
закрепить
и
сделать
системными
потребности
в
занятиях
определенным видом спорта или регулярных занятиях физической культурой.
В качестве самого главного общения между обучающимся и педагогами,
современные учителя физкультуры берут за основу формирование у ученика
моральные и волевые качества. Учитель физической культуры считает, что
без
физических
нагрузок,
физического
развития
ученика
не
станет
становления
духовно
–
нравственного
у
ребенка,
которое
развивает
в
школьниках совершенствование его внутреннего мира, из которого вытекает
стремление
к
самосовершенствованию,
самоконтролю,
самооценки,
и
конечно, самоанализу. В широком смысле, физическая культура является
составляющей
общей
культуры
каждого
человека.
В
жизни
ему
это
необходимо для общения с друзьями, одноклассниками, с родителями, чтобы
нормально социализироваться в современном мире.
Работа
учителя
физической
культуры
как
педагога
характеризуется
многообразием
профессиональных
обязанностей,
которые
он
должен
выполнять
качественно.
Работа
учителя
требует
целеустремленности,
направленной
на
качественное
решение
педагогических
задач:
образовательных,
воспитательных,
оздоровительных
в
ходе
физического
воспитания
школьников,
а
также
тактичного
общения
с
учениками,
коллегами, родителями учащихся.
Знать
свой
организм,
научить
учащихся
сознательно
относиться
к
выполнению тех или иных физических упражнений – вот основная задача
современных уроков физкультуры. От этого зависит и будущая физическая
деятельность человека. Приживутся ли в его повседневной жизни занятия
физкультурой, сможет ли он самостоятельно заниматься спортом? Это и есть
новый подход в преподавании физической культуры. Физкультура всегда
была, есть и будет основой нашего здоровья. На уроках педагог призван
помочь заложить этот фундамент на протяжении школьных лет. Развитие
быстроты, силы, ловкости, чувства коллективизма, стремления к достижению
лучшего результата – все это составляющие полноценного урока физической
культуры.
Физическое
воспитание
в
школе
–
разносторонний
и
разнообразный
процесс,
направленный
на
достижение
физического
с о в е р ш е н с т в а
п о д р а с т а ю щ е г о
п о к о л е н и я .
Важной
стороной
на
уроках
физической
культуры
является
обучение
школьников двигательным действиям.
Двигательные умения формируются в единстве с развитием основных
двигательных
качеств.
Физиологический
механизм
основных
движений
формируется в процессе обучения и воспитания учащихся. Большое волевое
напряжение, которое выдерживает учитель физической культуры в своей
практической
педагогической
деятельности,
ставит
профессию
в
ряд
наиболее трудных и сложных специальностей. Учитель физической культуры
в
повседневной
деятельности
системно
выполняет
педагогические
обязанности,
умеет
предвидеть
результаты
своей
работы
с
учениками,
последовательно строит процесс физического воспитания. Личным примером
в
поведении
на
работе,
во
внеурочной
деятельности
учитель
несет
ответственность за судьбы воспитываемых детей, за становление учеников
как граждан России. Сегодня, к сожалению, многие учащиеся недооценивают
значение физических упражнений в жизни современного человека, ведут себя
пассивно на уроках физической культуры, иногда даже пропускают их. Нам
приходится помимо выполнения предусмотренных программой мероприятий
прививать
учащимся
интерес
к
двигательной
активности,
вести
с
ними
разъяснительную работу, о значении физической культуры в жизни человека.
Важнейшим
условием,
обеспечивающим
эффективное
взаимодействие
в
педагогическом
процессе,
является
характер
отношений,
которые
складываются между его участниками. Эти отношения многообразны: от
личных разъяснительных бесед, индивидуальных заданий до поощрений за
участие во всевозможных спортивных мероприятиях, соревнованиях за честь
школы.
Физическое воспитание в процессе обучения в школе является
воспитание
разносторонней,
воспитанной,
социально
–
адаптируемой
личности,
которая
будет
готова
для
достижения
физиче ского
самосовершенствование для здорового подрастающего поколения.
Главным
для
учителя
физической
культуры
на
своих
уроках
–
это
обучить
каждого
школьника
физическим
упражнениям,
двигательным
действиям.
В современной школе на уроках физической культуры, во внеурочной
деятельности ученику необходимо научится не только быстро бегать и далеко
прыгать,
но
и
быть
социально
–
адаптированным.
Учитель
физической
культуры
должен
уметь
найти
к
каждому
школьнику,
родителю
ученика
индивидуальный
подход,
в
виде
разъяснений,
бесед,
заданий
индивидуальных, поощрений, похвал, например, за отстаивание чести школы
на различных соревнованиях, мероприятиях.
Уроки физкультуры в современной школе – это не только умение быстро
бегать
или
метко
бить
ногой
по
мячу.
Это
здоровье
ребенка,
которое
складывается из правильного режима дня и питания, полноценного досуга.
Это сила и энергия, настроение детей, при которых и учеба легко дается, и
возникает желание заниматься физкультурой с увлечением. Особое внимание
на уроках физической культуры сегодня направлено на контроль и оценку
личных достижений учащегося с учетом его физиологических и возрастных
особенностей,
а
не
на
нормативы
по
физической
культуре.
Среди
всего
многообразия отношений ведущее место в современной школе занимают
толерантные отношения ученика и учителя. Толерантный педагог в силу
особой тактики построения поведения по отношению к учащимся добивается
большей
результативности,
нанося
минимальный
вред
формирующейся
личности.
Нужна
ли
толерантность
учителю
физической
культуры?
Очевидно,
да!
Толерантность
учителя
физической
культуры
–
это
способность,
не
допуская
психического
срыва,
переносить
«неудобства»,
которые ему причиняют учащиеся на уроках физической культуры. Учителю
физической
культуры
постоянно
приходится
работать
с
детьми,
которые
находятся
под
воздействием
физической
нагрузки.
Часто
на
уроке
физической
культуры
бывают
ситуации,
когда
ученики
отказываются
выполнять те или иные требования или выполняют их не в полную силу. И
вот тут толерантность выступает необходимым качеством личности учителя
физической культуры, она помогает не только выстроить взаимоотношения с
учениками, но и понять, простить недостатки окружающих, принимая людей
такими, какие они есть.
Неравнодушное отношение к личности ученика, его жизненной позиции,
любознательность, стремление понять другого, понимание к особенностям
его
характера
и
мышления
-
факторы,
делающие
работу
педагога
результативной осмысленной, позволяющие собирать и анализировать опыт
практической
педагогической
деятельности,
определяющие
пути
профессионального совершенствования.
Хороший учитель – это не тот, кто считает себя слишком умным, а тот,
кто читает себя способным чему - то научиться у своих учеников.