Автор: Гуцалова Наталья Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 109
Населённый пункт: город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: консультация
Тема: Создание условий для охраны жизни и здоровья детей
Раздел: дошкольное образование
Создание условий для
охраны жизни и здоровья
детей в ДОУ.
Консультация
для
воспитателей
Ст. воспитатель
Гуцалова Н.И.
г. Миасс
Создание условий для охраны жизни и здоровья детей
Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей.
Так, систематически проводятся технические осмотры помещения,
соблюдаются правила пожарной безопасности. В комнатах с детьми не
должно быть кипятка, лекарств, спичек. Все продукты, употребляемые
детьми в пищу, приготовлены с соблюдением санитарных правил. Все
опасные предметы находятся вне зоны досягаемости для детей. Для
проведения деятельности, где используются ножницы, выдаются ножницы с
затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя.
Также в целях охраны здоровья детей в УДО приводятся в порядок и участок,
на котором дети гуляют. Все ямы на участке засыпаны, ежедневно
проверяется отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью
ребенка. Все игровые снаряды находятся в исправности.
Во время зимы здание и постройки очищаются от снега, не допустимы
сосульки, все дорожки обрабатываются от гололёда, по мере необходимости,
песком.
Охрана здоровья в УДО – задача очень важная и ответственная.
Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и
проветриваются.
Воспитатели групп должны не только обучать детей и развивать их
умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в УДО
не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед каждым
ДОУ и педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе
воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна
и достаточно сложна. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем
активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение
здоровья. Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском
саду.
Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении направлена на
сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельная
организованная образовательная деятельность, совместная деятельность
педагога и ребенка в течение дня, взаимодействие с семьями воспитанников.
Основные компоненты здорового образа жизни:
Рациональный режим.
Правильное питание.
Рациональная двигательная активность
Закаливание организма.
Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
При проведении режимных процессов ДОУ придерживается следующих
правил:
1.
Полное и своевременное удовлетворение всех органических
потребностей детей (во сне, питании, прогулке и др.).
2.
Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,
одежды, постели.
3.
Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах
4.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
5.
Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6.
Учёт потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого
ребенка.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется
пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого
человека.
Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте
во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
1.
Обеспечение баланса
2.
Удовлетворение потребностей организма в основных питательных
веществах, витаминах и минералах.
3.
Соблюдение режима питания.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в
жизни ребёнка.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия
на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный
комфорт ребенка.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
1.
Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению
двигательных действий.
2.
Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
3.
Включение сенсорных систем при воспитании двигательной
культуры.
4.
Создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе
освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его
успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и
образования в детском саду и семье.
Закаливание - еще один из компонентов здоровья, оно способствует
решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает
устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных
функциональных возможностей организма, повышению его
работоспособности. Для развития процесса закаливания организма
необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного
метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное
благополучие ребёнка во многом зависит от среды, в которой он живёт и
воспитывается.
Психическое здоровье является составным элементом здоровья и
рассматривается как совокупность психических характеристик,
обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения
ребенком социальных функций.
Планомерное сохранение и развитие здоровья осуществляется по
нескольким направлениям:
- Лечебно-профилактическое
- Обеспечение психологической безопасности личности ребенка
(психологически комфортная организация режимных моментов,
оптимальный двигательный режим, правильное распределение
физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов
релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов:
элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).
- Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного
процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на
детей дошкольного возраста в организованных формах обучения,
создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация
образовательного пространства для детей, бережное отношение к
нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и
интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для
самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и
т.п.)
- Формирование валеологической культуры ребенка, основ
валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать
поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к
здоровью и жизни).
Медико-педагогический контроль физического развития,
оздоровления детей
Руководящая роль в вопросах физического воспитания детей принадлежит
руководителю детского учреждения, который определяет формы физического
воспитания и методы контроля.
Вся работа по физическому воспитанию осуществляется воспитателями
групп, руководителем физического воспитания при регулярном контроле со
стороны медицинских работников и руководителя дошкольным учреждением.
Два раза в год участковым врачом-педиатром или врачом дошкольного
учреждения проводится динамическое наблюдение за состоянием здоровья и
физического развития детей. Данные физического развития, группы здоровья,
рекомендации по физической нагрузке заносятся в справку установленного
образца. Родители представляют справку медработнику дошкольного
учреждения, который заносит данные в медицинскую карту ребенка, доводит
до сведения воспитателей. Запись в медицинской карте должна отражать все
параметры здоровья и иметь четкие заключения (указывается группа
здоровья, группа по физкультуре и назначения). В последних перечисляют
все рекомендованные для данного ребенка формы физического воспитания.
Кроме того, в листе здоровья, который оформляется в каждой возрастной
группе, заполняют графы: отклонения в здоровье (диагноз); отставание в
развитии; группа здоровья; группа по физкультуре. Также в него можно
вносить рекомендации по оздоровлению, закаливанию, особенности
двигательной активности, группу мебели и др.
При назначении различных средств физического воспитания выделяют две
группы детей:
I - основная группа - не имеющая никаких медицинских и педагогических
противопоказаний и ограничений для занятий.
II - ослабленная группа - имеющая ограничения временного характера в
величине и интенсивности физической нагрузки и объеме закаливающих
мероприятий. К этой группе относятся дети II, III, IV групп здоровья.
Дети, отнесенные к ослабленной группе, должны иметь индивидуальные
назначения, в рамках всех разделов физического воспитания в детском саду
получать более низкую физическую нагрузку. Для этого воспитатель при
проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр,
спортивных упражнений должен уменьшить число повторений каждого
упражнения в игре, при выполнении спортивных и беговых упражнений. С
такой же нагрузки должны начинать дети, вернувшиеся в дошкольные
учреждения после болезни (ОРЗ, обострение хронического бронхита и др.)
Индивидуально врач решает вопрос о необходимости освобождения на 1-2
физкультурных занятия после длительного отсутствия ребенка в детском саду
по болезни (более 1 месяца) - грипп, пневмония, ангина, детские инфекции.
Двигательная деятельность этих детей должна быть ограничена, однако
ежедневные занятия утренней гимнастикой обязательны.
Особой заботы требуют часто и длительно болеющие дети. Для них
предусматривается щадящий общий режим дня (при необходимости более
продолжительный дневной сон, сокращенные занятия во избежание
переутомления), более чуткое внимание к их психике, к двигательной
активности. Недопустимы переохлаждения и перегревы. Закаливающие
мероприятия ни в коем случае не отменяются, но проводятся по
индивидуальному назначению. Врач назначает для этих детей специальные
лечебно-профилактические мероприятия, в комплексах физкультурных
занятий, утренней гимнастики предусматриваются корригирующие
упражнения.