Напоминание

Создание условий для охраны жизни и здоровья детей


Автор: Гуцалова Наталья Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 109
Населённый пункт: город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: консультация
Тема: Создание условий для охраны жизни и здоровья детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Создание условий для

охраны жизни и здоровья

детей в ДОУ.

Консультация

для

воспитателей

Ст. воспитатель

Гуцалова Н.И.

г. Миасс

Создание условий для охраны жизни и здоровья детей

Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей.

Так, систематически проводятся технические осмотры помещения,

соблюдаются правила пожарной безопасности. В комнатах с детьми не

должно быть кипятка, лекарств, спичек. Все продукты, употребляемые

детьми в пищу, приготовлены с соблюдением санитарных правил. Все

опасные предметы находятся вне зоны досягаемости для детей. Для

проведения деятельности, где используются ножницы, выдаются ножницы с

затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя.

Также в целях охраны здоровья детей в УДО приводятся в порядок и участок,

на котором дети гуляют. Все ямы на участке засыпаны, ежедневно

проверяется отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью

ребенка. Все игровые снаряды находятся в исправности.

Во время зимы здание и постройки очищаются от снега, не допустимы

сосульки, все дорожки обрабатываются от гололёда, по мере необходимости,

песком.

Охрана здоровья в УДО – задача очень важная и ответственная.

Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и

проветриваются.

Воспитатели групп должны не только обучать детей и развивать их

умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в УДО

не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед каждым

ДОУ и педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе

воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна

и достаточно сложна. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем

активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение

здоровья. Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском

саду.

Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении направлена на

сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельная

организованная образовательная деятельность, совместная деятельность

педагога и ребенка в течение дня, взаимодействие с семьями воспитанников.

Основные компоненты здорового образа жизни:

Рациональный режим.

Правильное питание.

Рациональная двигательная активность

Закаливание организма.

Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

При проведении режимных процессов ДОУ придерживается следующих

правил:

1.

Полное и своевременное удовлетворение всех органических

потребностей детей (во сне, питании, прогулке и др.).

2.

Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,

одежды, постели.

3.

Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах

4.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

5.

Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6.

Учёт потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого

ребенка.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется

пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого

человека.

Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте

во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:

1.

Обеспечение баланса

2.

Удовлетворение потребностей организма в основных питательных

веществах, витаминах и минералах.

3.

Соблюдение режима питания.

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в

жизни ребёнка.

Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия

на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный

комфорт ребенка.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

1.

Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению

двигательных действий.

2.

Развитие воображения при выполнении двигательных действий.

3.

Включение сенсорных систем при воспитании двигательной

культуры.

4.

Создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе

освоения двигательного опыта.

Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его

успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и

образования в детском саду и семье.

Закаливание - еще один из компонентов здоровья, оно способствует

решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает

устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных

функциональных возможностей организма, повышению его

работоспособности. Для развития процесса закаливания организма

необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного

метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления.

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное

благополучие ребёнка во многом зависит от среды, в которой он живёт и

воспитывается.

Психическое здоровье является составным элементом здоровья и

рассматривается как совокупность психических характеристик,

обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения

ребенком социальных функций.

Планомерное сохранение и развитие здоровья осуществляется по

нескольким направлениям:

- Лечебно-профилактическое

- Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

(психологически комфортная организация режимных моментов,

оптимальный двигательный режим, правильное распределение

физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов

релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов:

элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).

- Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного

процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на

детей дошкольного возраста в организованных формах обучения,

создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация

образовательного пространства для детей, бережное отношение к

нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и

интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для

самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и

т.п.)

- Формирование валеологической культуры ребенка, основ

валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать

поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к

здоровью и жизни).

Медико-педагогический контроль физического развития,

оздоровления детей

Руководящая роль в вопросах физического воспитания детей принадлежит

руководителю детского учреждения, который определяет формы физического

воспитания и методы контроля.

Вся работа по физическому воспитанию осуществляется воспитателями

групп, руководителем физического воспитания при регулярном контроле со

стороны медицинских работников и руководителя дошкольным учреждением.

Два раза в год участковым врачом-педиатром или врачом дошкольного

учреждения проводится динамическое наблюдение за состоянием здоровья и

физического развития детей. Данные физического развития, группы здоровья,

рекомендации по физической нагрузке заносятся в справку установленного

образца. Родители представляют справку медработнику дошкольного

учреждения, который заносит данные в медицинскую карту ребенка, доводит

до сведения воспитателей. Запись в медицинской карте должна отражать все

параметры здоровья и иметь четкие заключения (указывается группа

здоровья, группа по физкультуре и назначения). В последних перечисляют

все рекомендованные для данного ребенка формы физического воспитания.

Кроме того, в листе здоровья, который оформляется в каждой возрастной

группе, заполняют графы: отклонения в здоровье (диагноз); отставание в

развитии; группа здоровья; группа по физкультуре. Также в него можно

вносить рекомендации по оздоровлению, закаливанию, особенности

двигательной активности, группу мебели и др.

При назначении различных средств физического воспитания выделяют две

группы детей:

I - основная группа - не имеющая никаких медицинских и педагогических

противопоказаний и ограничений для занятий.

II - ослабленная группа - имеющая ограничения временного характера в

величине и интенсивности физической нагрузки и объеме закаливающих

мероприятий. К этой группе относятся дети II, III, IV групп здоровья.

Дети, отнесенные к ослабленной группе, должны иметь индивидуальные

назначения, в рамках всех разделов физического воспитания в детском саду

получать более низкую физическую нагрузку. Для этого воспитатель при

проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр,

спортивных упражнений должен уменьшить число повторений каждого

упражнения в игре, при выполнении спортивных и беговых упражнений. С

такой же нагрузки должны начинать дети, вернувшиеся в дошкольные

учреждения после болезни (ОРЗ, обострение хронического бронхита и др.)

Индивидуально врач решает вопрос о необходимости освобождения на 1-2

физкультурных занятия после длительного отсутствия ребенка в детском саду

по болезни (более 1 месяца) - грипп, пневмония, ангина, детские инфекции.

Двигательная деятельность этих детей должна быть ограничена, однако

ежедневные занятия утренней гимнастикой обязательны.

Особой заботы требуют часто и длительно болеющие дети. Для них

предусматривается щадящий общий режим дня (при необходимости более

продолжительный дневной сон, сокращенные занятия во избежание

переутомления), более чуткое внимание к их психике, к двигательной

активности. Недопустимы переохлаждения и перегревы. Закаливающие

мероприятия ни в коем случае не отменяются, но проводятся по

индивидуальному назначению. Врач назначает для этих детей специальные

лечебно-профилактические мероприятия, в комплексах физкультурных

занятий, утренней гимнастики предусматриваются корригирующие

упражнения.



В раздел образования