Напоминание

Работа с глиной, как метод арт-терапии


Автор: Зарубина Евгения Михайловна
Должность: преподаватель отделения "изобразительное искусство"
Учебное заведение: МБУ ДО Ивдельская ДШИ
Населённый пункт: г. Ивдель, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Работа с глиной, как метод арт-терапии
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа с глиной, как метод арт-терапии

Согласно новому исследованию ученых, жизнь на Земле возникла из

глины - так же, как предполагает в течение тысячелетий Коран, Библия и

даже греческая мифология. Теория ученых гласит, что глина, которая по

своей сути является комбинацией минералов в земле, - благоприятная среда

для

размножения

молекул

и

химических

веществ,

которые

обладают

свойством поглощать, как губка. Глина – живой материал, который впитывает

все то, чем мы ее наделяем, и будучи связанной с землей, она заземляет наши

негативные эмоции: обиду, гнев, агрессию, тревогу.

Работа с глиной пробуждает сенсомоторный способ взаимодействия с

миром, т.е. тот способ, который человек использует до того, как научится

говорить. Это дает возможность заново познакомиться с собой, установить

контакт

со

своим

внутренним

миром,

эмоциями,

переживаниями.

Лепка

имеет

большое

значение

для

обучения

и

воспитания

детей

разного

возраста.

Она

способствует

развитию

зрительного

восприятия,

памяти,

образного

мышления,

привитию

ручных

умений

и

навыков,

необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие

виды

изобразительной

деятельности,

формирует

эстетические

вкусы,

развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его

многообразии.

Глина мягкая, податливая – из неё можно сделать всё что захочется,

сломать, переделать по-новому, проткнуть или сделать гладкой. Это качество

позволяет снять тревогу, выплеснуть эмоции, снять мышечное напряжение.

Но в то же время работа с глиной невозможна без приложения усилий – нам

нужно прочувствовать её, чтобы сделать нужную фигуру и приложить немало

сил для получения результата. Такое свойство учит направлять свою силу,

дает

опыт

преодоления,

развивает

концентрацию

внимания.

Поэтому

глинотерапия

используется

при

травматическом

опыте,

агрессивном

поведении, гиперактивности, неуверенности в себе и пр

.

Лепка

из

глины

относится

к

методам

арт-терапии

и

широко

применяется психологами не только при работе с детьми, но и со взрослыми

людьми.

Преподавателям

эта

«терапия»

необходима,

чтобы

убрать

все

психологические

барьеры

в

работе

с

детьми

разного

возраста,

а

также

максимально

раскрепостить

ребенка

во

время

занятий

художественным

творчеством. Существует множество пластических материалов: пластилин,

пластические массы, тесто, мокрый песок. Но, на наш взгляд, настолько

«эмоциональным»

материалом

все-таки

является

глина.

Задачи,

которые

позволяет решить взаимодействие с глиной, носят самый разнообразный

характер: это может быть работа с негативными эмоциями, решение детско-

родительских

отношений,

экзистенциальные

вопросы

потери

близких,

решение

межличностных

конфликтов,

работа

с

метафорическим

представлением своей болезни. Так же глина помогает нам понять свои

истинные

чувства.

Не

всегда

получается

словами

рассказать

то,

что

переживаешь, особенно, если переживания глубинные и тяжелые. И в такой

ситуации руки сами начинают вылепливать чей-то образ из глины.

Главная особенность глины – это сочетание податливости и жёсткости.

Чтобы

создать

что-то

из

глины,

необходимо

приложить

усилия,

сосредоточиться

на

действии,

направить

усилия

на

достижение

определенного

результата.

Помимо

этого,

глина помогает

выразить

опыт,

который

не

получается

выразить

словами.

Человеческий

опыт

столь

обширен, сложен и запутан, что речь не всегда может обозначить все его

аспекты. Глина помогает «захватить» чувство, переживание и придать им

форму. Часто человек не понимает, что он лепит, и только завершив работу,

узнает в ней отражение какого-то своего состояния. Здесь не нужны слова,

чтобы сформулировать, выразить то, что внутри. И именно эта особенность

делает глину незаменимой в работе с детьми, ведь выражать вербально свои

чувства детям достаточно сложно. Одним детям глина помогает успокоиться

и

снять

напряжение,

другим

-

выразить

агрессию

и

фрустрацию. И

действительно,

такой

привычный

материал

как

глина,

может

помочь

в

воспитании

психологически

устойчивого

человека,

личности,

которой

достаточно

трудно

выражать

свои

чувства

вербально.

Работа

с

глиной

пробуждает сенсомоторный способ взаимодействия с миром, т.е. способ,

который человек использует до того, как научиться говорить.

Взаимодействие с глиной хорошо подходит для детей с нарушением

внимания, чрезмерной двигательной активностью, так как для работы с ней

нужно прикладывать достаточно много усилий. Дети, которые рассержены,

при

работе

с

глиной

могут

различными

способами

дать

выход

своему

раздражению. Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха

могут обрести ощущения контроля и владения собой благодаря работе с

глиной.

Дети,

испытывающие

необходимость

в

улучшении

самооценки,

получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины.

Глина быстро нагревается от рук, размягчается, что помогает в работе с

людьми, которым не хватает контакта – детям из детских домов, пожилым

людям и тем, кто оказался отрезан от дома и семьи. Так же занятия с глиной

помогают отрегулировать чувства: например, при работе с агрессией,

страхом, травматическим опытом. Она помогает наладить контакт со своим

телом.

Как

и

в

других

методах

арт-терапии,

здесь

важен

сам

процесс

взаимодействия с материалом, а не то, как полученное изделие выглядит с

художественной точки зрения.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях

умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие

качества,

без

которых

невозможно

формирование

первоначальных

основ

социально

активной

личности.

Во

время

работы

с

глиной

развитие

вышеперечисленных качеств имеет свои особенности. Но, при этом, лепка из

глины по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и

восприятий, а с другой – сама совершенствует эти ощущения и восприятия.



В раздел образования