Автор: Зарубина Евгения Михайловна
Должность: преподаватель отделения "изобразительное искусство"
Учебное заведение: МБУ ДО Ивдельская ДШИ
Населённый пункт: г. Ивдель, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Работа с глиной, как метод арт-терапии
Раздел: дополнительное образование
Работа с глиной, как метод арт-терапии
Согласно новому исследованию ученых, жизнь на Земле возникла из
глины - так же, как предполагает в течение тысячелетий Коран, Библия и
даже греческая мифология. Теория ученых гласит, что глина, которая по
своей сути является комбинацией минералов в земле, - благоприятная среда
для
размножения
молекул
и
химических
веществ,
которые
обладают
свойством поглощать, как губка. Глина – живой материал, который впитывает
все то, чем мы ее наделяем, и будучи связанной с землей, она заземляет наши
негативные эмоции: обиду, гнев, агрессию, тревогу.
Работа с глиной пробуждает сенсомоторный способ взаимодействия с
миром, т.е. тот способ, который человек использует до того, как научится
говорить. Это дает возможность заново познакомиться с собой, установить
контакт
со
своим
внутренним
миром,
эмоциями,
переживаниями.
Лепка
имеет
большое
значение
для
обучения
и
воспитания
детей
разного
возраста.
Она
способствует
развитию
зрительного
восприятия,
памяти,
образного
мышления,
привитию
ручных
умений
и
навыков,
необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие
виды
изобразительной
деятельности,
формирует
эстетические
вкусы,
развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его
многообразии.
Глина мягкая, податливая – из неё можно сделать всё что захочется,
сломать, переделать по-новому, проткнуть или сделать гладкой. Это качество
позволяет снять тревогу, выплеснуть эмоции, снять мышечное напряжение.
Но в то же время работа с глиной невозможна без приложения усилий – нам
нужно прочувствовать её, чтобы сделать нужную фигуру и приложить немало
сил для получения результата. Такое свойство учит направлять свою силу,
дает
опыт
преодоления,
развивает
концентрацию
внимания.
Поэтому
глинотерапия
используется
при
травматическом
опыте,
агрессивном
поведении, гиперактивности, неуверенности в себе и пр
.
Лепка
из
глины
относится
к
методам
арт-терапии
и
широко
применяется психологами не только при работе с детьми, но и со взрослыми
людьми.
Преподавателям
эта
«терапия»
необходима,
чтобы
убрать
все
психологические
барьеры
в
работе
с
детьми
разного
возраста,
а
также
максимально
раскрепостить
ребенка
во
время
занятий
художественным
творчеством. Существует множество пластических материалов: пластилин,
пластические массы, тесто, мокрый песок. Но, на наш взгляд, настолько
«эмоциональным»
материалом
все-таки
является
глина.
Задачи,
которые
позволяет решить взаимодействие с глиной, носят самый разнообразный
характер: это может быть работа с негативными эмоциями, решение детско-
родительских
отношений,
экзистенциальные
вопросы
потери
близких,
решение
межличностных
конфликтов,
работа
с
метафорическим
представлением своей болезни. Так же глина помогает нам понять свои
истинные
чувства.
Не
всегда
получается
словами
рассказать
то,
что
переживаешь, особенно, если переживания глубинные и тяжелые. И в такой
ситуации руки сами начинают вылепливать чей-то образ из глины.
Главная особенность глины – это сочетание податливости и жёсткости.
Чтобы
создать
что-то
из
глины,
необходимо
приложить
усилия,
сосредоточиться
на
действии,
направить
усилия
на
достижение
определенного
результата.
Помимо
этого,
глина помогает
выразить
опыт,
который
не
получается
выразить
словами.
Человеческий
опыт
столь
обширен, сложен и запутан, что речь не всегда может обозначить все его
аспекты. Глина помогает «захватить» чувство, переживание и придать им
форму. Часто человек не понимает, что он лепит, и только завершив работу,
узнает в ней отражение какого-то своего состояния. Здесь не нужны слова,
чтобы сформулировать, выразить то, что внутри. И именно эта особенность
делает глину незаменимой в работе с детьми, ведь выражать вербально свои
чувства детям достаточно сложно. Одним детям глина помогает успокоиться
и
снять
напряжение,
другим
-
выразить
агрессию
и
фрустрацию. И
действительно,
такой
привычный
материал
как
глина,
может
помочь
в
воспитании
психологически
устойчивого
человека,
личности,
которой
достаточно
трудно
выражать
свои
чувства
вербально.
Работа
с
глиной
пробуждает сенсомоторный способ взаимодействия с миром, т.е. способ,
который человек использует до того, как научиться говорить.
Взаимодействие с глиной хорошо подходит для детей с нарушением
внимания, чрезмерной двигательной активностью, так как для работы с ней
нужно прикладывать достаточно много усилий. Дети, которые рассержены,
при
работе
с
глиной
могут
различными
способами
дать
выход
своему
раздражению. Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха
могут обрести ощущения контроля и владения собой благодаря работе с
глиной.
Дети,
испытывающие
необходимость
в
улучшении
самооценки,
получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины.
Глина быстро нагревается от рук, размягчается, что помогает в работе с
людьми, которым не хватает контакта – детям из детских домов, пожилым
людям и тем, кто оказался отрезан от дома и семьи. Так же занятия с глиной
помогают отрегулировать чувства: например, при работе с агрессией,
страхом, травматическим опытом. Она помогает наладить контакт со своим
телом.
Как
и
в
других
методах
арт-терапии,
здесь
важен
сам
процесс
взаимодействия с материалом, а не то, как полученное изделие выглядит с
художественной точки зрения.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях
умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие
качества,
без
которых
невозможно
формирование
первоначальных
основ
социально
активной
личности.
Во
время
работы
с
глиной
развитие
вышеперечисленных качеств имеет свои особенности. Но, при этом, лепка из
глины по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и
восприятий, а с другой – сама совершенствует эти ощущения и восприятия.