Автор: Волохова Оксана Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово"
Населённый пункт: г.Белово, пгт Бачатский, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие вокальных навыков учащихся на индивидуальных занятиях
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово»
Развитие вокальных навыков учащихся
на индивидуальных занятиях
Методическая разработка
Составитель:
Липатникова Оксана Владимировна,
педагог дополнительного образования
2020
2
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы вокального воспитания детей…………………...
4
2. Преимущества развития вокальных навыков учащихся при проведении
индивидуальных занятий……………………………………………………...
7
3. Способы формирования ключевых вокальных навыков учащихся при
проведении индивидуальных занятий………………………...
1
0
Заключение…………………………………………………………………….
1
5
Литература……………………………………………………………………..
1
6
3
Введение
Вокальное искусство, кроме позитивного воздействия непосредственно
на эмоциональную сферу, оказывает благотворное влияние на деятельность
всего организма, если на занятиях при индивидуальном подходе обращается
внимание на правильную постановку дыхания.
Актуальность итоговой работы базируется на утверждении о том, что
планомерные
целенаправленные
занятия
вокалом
оказывает
комплексное
положительное воздействие на развитие детей. У них формируются навыки
эмоционального
творческого
самовыражения,
развивается
фантазия,
воображение, самостоятельность, воля. Постепенно появляется уверенность,
улучшаются
социально
востребованные
коммуникативные
навыки,
устраняются психологические зажимы,
В практике дополнительного образования есть возможность реализации
потребности детей в личностном становлении при помощи приобщения к
вокальному
искусству.
Педагог
в
полной
мере
использует
преимущества
индивидуальных
занятий
при
выявлении
и
развитии
потенциальных
способностей
учащихся.
Грамотный
подбор
певческих
упражнений,
дыхательных методик позволяет даже небольшому голосу приобрести более
яркую тембровую окраску.
Цель
методической
разработки
—
анализ
особенностей
развития
вокальных навыков учащихся при проведении индивидуальных занятий.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы вокального воспитания детей.
2. Определить преимущества развития вокальных навыков учащихся
при проведении индивидуальных занятий.
3. Охарактеризовать
способы
формирования
ключевых
вокальных
навыков учащихся при проведении индивидуальных занятий.
4
1. Теоретические основы вокального воспитания детей
При организации вокального воспитания детей важно учитывать, что у
них происходит активное развитие социально востребованных качеств —
памяти,
воображения,
мышления,
что
способствует
планомерному
музыкальному развитию.
Следует
учитывать,
чтоголосовой
аппарат
у
ребенка
в
7-11
лет
не
сформировался
окончательно
и
отличается
малоподвижным
нёбом,
слаборазвитыми тонкими связками, не глубоким поверхностным дыханием.
Соответственно,
певческое
звучание
требует
внимательного
бережного
обращения.
Важно
подбирать
репертуар,
соответствующий
диапазону
ребенка.
Е.
М.
Малинина
считает,
что
основой
звукообразования
до
11
лет
служит
фальцетная
манера
пения.
Характерным
для
ребенка
в
этот
возрастной период является светлый легкий голос небольшой силы с мягкой
атакой звука[5].
В
свою
очередь,
Д.
Е.
Огороднов
придерживается
методики
целенаправленного
вокального
воспитания
на
использовании
в
этом
возрастном
периоде
грудного
звучания.
В
своих
трудах
он
считает,
что
обучение ребенка пению следует начинать непосредственно с нижней части
имеющегося диапазона. В дальнейшем постепенно в результате регулярной
вокальной
деятельности
тон
повышается.
Одновременно
расширяется
диапазон [6].
Г. П. Стулова доказывает, что детям до начала мутационных изменений
свойственны
регистры,
характеризующие
голос
взрослых.
При
обучении
используются разнообразные методики [7].
5
Рассматривает
актуальные
проблемы,
связанные
с
певческим
искусством
Т.
А.
Кошелева,
предлагая
в
своих
учебных
пособиях
рекомендации и практические упражнения для занятий [3].
В. Косых считает, что голос способен раскрывать не только душевные
качества
и
настроение,
но
и
характер
человека.
В
единый
комплекс,
позволяющий оценить певческий талант, включается сила, чистота, тембр,
длительность голоса [2].
Изучению голосового аппарата посвящает свои труды Л. Г. Боровик.
Основываясь
на
анализе
научных
данных,
она
рассматривает
методы,
позволяющие гармонично сглаживать регистры, придавая певческому голосу
свободное и красивое звучание [1].
С. Кравченко считает актуальным своевременное выявление дефектов
голосообразования.
Он
на
основании
многолетнего
практического
опыта
разработал порядок деятельности в этом направлении [4].
На
начальном
этапе
осваиваются
ключевые
певческие
навыки
и
приемы:
Положение корпуса. С первых дней необходимо при пении обращать
внимание
на
правильную
свободную
позу,
при
которой
шея
и
корпус
выпрямляются, подбородок не поднимается.
Звукообразование.
В
правильном
гармоничном
звукообразовании
участвует весь голосовой аппарат, включая губы, непосредственно нижнюю
челюсть, а также мягкое нёбо. С первых занятий обучают детей напевности,
прививая навыки протягивать звуки и концовки музыкальных фраз.
Дыхание.
Грамотная
постановка
равномерного,
естественного
дыхания
оказывает
воздействие
на
красоту,
силу,
протяжность
и
продолжительность
звука.
Необходимо
научить
детей
делать
энергичный
короткий вдох, за которым следует краткая задержка, а за ней постепенный
равномерный продолжительный выдох.
6
Артикуляция.
Для
эстетического
восприятия
музыкального
произведения важно ясно и выразительно произносить поэтический текст.
Качество четкого произношения разнообразных речевых звуков, понятная
дикция, разборчивость слов обусловлены согласованностью и определенной
степенью интенсивности функционирования артикуляционных органов.
Петь
необходимо
максимально
естественно,
без
излишнего
напряжения.
Нельзя
допускать,
чтобы
дети
кричали
при
исполнении
музыкальных произведений, так как это вредит их голосовому аппарату.
Подводя
итоги,
можно
отметить
существование
в
настоящее
время
множество
вокальных
методик.
Педагог
самостоятельно
подбирает
подходящую
систему
становления
детского
голоса
для
организации
индивидуальных занятий.
7
2.
Преимущества развития вокальных навыков учащихся
при проведении индивидуальных занятий
Вокальное развитие детей при организации индивидуальных занятий
имеет конкретные особенности и конкретные преимущества:
педагог уделяет больше внимания каждому ребенку, что позволяет
выявить, раскрыть индивидуальные способности, выстраивая дальнейший
процесс развития;
появляется возможность детального контроля над звукообразованием
конкретного учащегося;
осуществляется
своевременная
корректировка
намеченного
плана
деятельности, учитывая вокальные и артистические данные детей.
Условия
индивидуальных
занятий
позволяют
педагогу
отслеживать
качество и позитивную динамику вокального интонирования определенного
учащегося, систематически отмечать его продвижение.
Постепенно
удается
целенаправленно
объединять
в
дуэты,
трио
и
другие временные малые группы детей, которым требуются аналогичные
методики
обучения.
Педагог,
осуществляя
дифференцированный
подход,
помогает своевременно детям преодолевать выявленные затруднения.
Дети
на
индивидуальных
занятиях
чувствуют
себя
свободнее.
Их
поведение
более
непринужденно,
что
позволяет
легче
адаптироваться
в
непривычных
условиях.
Это
непосредственно
воздействует
не
только
на
специфическое
музыкально-творческое,
но
и
коммуникативное
социально
значимое развитие.
8
Именно творческая целенаправленная деятельность служит источником
для
гарантированного
приобретения
каждым
учащимся
уверенности
в
собственной
уникальности
и
значимости,
что
придает
им
силы
для
дальнейшего
развития.
Это
оказывает
позитивное
воздействие
на
формирование адекватной самооценки, позволяющей легко адаптироваться в
различных коллективах.
Используются разные методы творческого развития:
Развивающее
обучение.
Базируется
на
выявлении
и
поступательном
развитии
музыкально-певческих
навыков.
Обусловлено
это
учетом
познавательных
интересов
и
мотивов,
психических
функций,
определенных личностных характеристик и качеств, творческих задатков
каждого
ребенка.
Целью
становится
формирование
положительной
устойчивой мотивации к вокальным занятиям.
Создание ситуации успеха. Важным условием для воспитания у детей
чувства
уверенности
служит
создание
педагогом
цепочки
ситуаций,
позволяющих добиваться положительных результатов.
Стимулирование занимательным содержанием. С целью формирования и
поддержания
познавательного
интереса
к
освоению
вокального
искусства
детям
предлагаются
музыкальные
произведения
с
выразительным,
образным,
колоритным,
доступным
для
понимания,
интересным содержанием.
Создание
проблемных
ситуаций.
По
мере
освоения
детьми
программного
материала
педагог,
учитывая
возможности
каждого
учащегося,
предлагает
решать
им
изложенную
ярко
и
доступно
проблему.
Такой
подход
приводит
к
развитию
самостоятельности,
инициативности, умения находить необходимую информацию.
Создание
креативного
поля.
Обеспечение
постоянной
творческой
атмосферы
на
занятиях
является
одним
из
ключевых
условий
для
достижения высоких результатов при освоении вокального искусства,
9
поиске выразительных личностно окрашенных средств, позволяющих
воплощать определенные художественные образы.
Игровая
деятельность.Важным
для
формирования
позитивной
мотивации
и
поддержания
интереса
к
вокальным
занятиям
является
включение упражнений, выполняемых в игровой форме.
Результативным
приемом,
способствующим
развитию
вокальных
задатков детей, служат разнообразные творческие задания, упражнения,
тренинги:
на ритмику, облегчающие формирование навыков выполнения движений
в гармонии с характером и образностью музыки;
на
интонирование,
содействующие
развитию
у
ребенка
звукового
высотного слуха, чувства ритма, лада и музыкальной формы;
на воображение, применяемые в форме сравнения музыкальных образов,
анализа
видов
вокального
искусства,
импровизации,
слушания
различных
исполнителей,
самостоятельного
сочинения
мелодий
на
заданную тему.
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальные занятия по
вокалу
предоставляют
педагогу
широкие
возможности
для
воспитания
и
разностороннего
развития
каждого
ребенка.
Создаются
условия
по
формированию,
присвоению
и
развитию
необходимых
коммуникативных,
певческих, творческих навыков.
10
3.
Способы формирования ключевых вокальных
навыков учащихся при проведении индивидуальных занятий
Организация индивидуальных занятий, направленных на формирование
вокальных навыков, позволяет достичь хороших результатов при условии
учета возможностей каждого ребенка.
Необходимо учитывать, при первом прослушивании дети не всегда
проявляют в полной мере свои способности из-за волнения. Педагог может
оценить
слух,
качество
голоса,
способность
к
эмоциональному
самовыражению, память, внимание, дисциплинированность обычно к концу
первого месяца регулярных занятий.
Оценивается
не
только
голос,
учитывая,
что
в
младшем
школьном
возрасте он только оформляется и требует особенного внимания, но и речь,
умение непринужденно держаться, ответственность и стремление выполнять
все предлагаемые педагогом упражнения.
Важно своевременно принимать меры по исправлению выявляемых
недостатков,
среди
которых
чаще
встречается
нечеткое
произношение
отдельных
звуков,
крикливость
при
пении,
робость,
зажатость
или
чрезмерная
подвижность,
невнимательность.
Индивидуальные
занятия
предоставляют возможность контролировать успешность каждого ребенка и
своевременно приходить ему на помощь.
С первых занятий детям нужно понять и прочно освоить несколько
важных моментов:
четко произносить каждое слово;
не напрягать излишне голосовые связки, срываясь при пении на крик;
чисто петь звуки;
учиться правильно и внимательно слышать мелодию;
11
осваивать навыки правильного дыхания;
петь выразительно без излишней монотонности.
Сразу воспитывается грамотная постановка тела при пении: прямой
корпус, плечи, немного откинутые назад, выпрямленные в коленях ноги,
свободное без напряжения положение головы.
Началом
каждого
занятия
служат
дыхательные
упражнения,
после
которых
выполняется
распевание.
Мелодия,
сопровождающая
распевки
звучит
тихим
фоном,
что
позволяет
ребенку
слышать
себя.
Включаются
разные упражнения и задания:
на
плавное
пение
или
легато,
связанное
непосредственно
с
длинным
выдохом, выполняемым равномерно;
на
отрывистое
пение
или
стаккато,
выполняемым
при
интенсивном
смыкании голосовых связок, помогающим усвоению четкой атаки;
на сочетание стаккато и легато;
на пение интервалов, способствующее выравниванию звучания.
Базируется
вокальное
обучение
на
важных
принципах
—
индивидуального
подхода,
планомерного
воспитывающего
обучения,
органичной связи усваиваемых теоретических сведений с практикой.
Педагог при обучении пению применяет традиционные результативные
методы:
Объяснение. Целенаправленно используется для формирования у ребенка
представления об особенностях воспроизводимых звуков. При описании
характеристик
звучания
педагог
ориентируется
на
опыт
ребенка,
поскольку
любая
новая
информация
должна
быть
ему
доступной
и
понятной.
Наглядный показ. Дети, особенно в младшем возрасте, имеют врожденные
способности к подражанию, что позволяет им повторять демонстрируемые
педагогом музыкальные фрагменты. Важны повторения, позволяющие в
12
дальнейшем автоматически воспроизводить не только точное звучание, но
и эмоциональные переживания и ощущения.
Разъяснение новых слов. При разучивании песен дети могут испытывать
затруднения при понимании смысла незнакомых слов. По этой причине
каждый новый текст сначала прочитывается с постановкой ударений и
расшифровкой всех непонятных слов.
Важным
преимуществом
индивидуальных
занятий
является
возможность
подбирать
репертуар
не
только
по
голосовым
и
слуховым
способностям ребенка, но и с учетом его характера. Детям, проявляющим
робость,
заторможенность,
предлагается
исполнять
больше
ритмичных,
энергичных
произведений.
Для
активных,
подвижных,
непоседливых
учащихся в репертуар включаются напевные и спокойные песни.
В
процессе
вокального
обучения
осваиваемые
приемы
певческой
деятельности
постепенно
доводятся
до
автоматического
воспроизведения
разнообразных
музыкальных
фрагментов
и
произведений.
Формируются
вокальные
навыки,
в
психологическом
механизме
которых
заложены
две
базовых составляющих: ориентировочная, выражающая приемы выполнения
действия, и исполнительская, направленная на их реализацию.
Для детей, относящихся к категории младшего школьного возраста,
упражнения
подбираются
с
элементами
игры
или
акцент
делается
на
интересное содержание. Такой подход позволяет вызвать интерес, который в
дальнейшем
помогает
преодолевать
трудности,
формирует
осознанное
стремление к успеху.
Грамотное звукообразование зависит от дыхания. Чтобы чисто пропеть
фразу.
Требуется
достаточный
объем
воздуха.
Для
постановки
дыхания
используются разные упражнения:
Ладони помещают на ребра сбоку, направив пальцы по направлению к
центру
грудины.
Делают
глубокий
вдох,
не
поднимая
плечи.
Непосредственно
в
этот
момент
ладони
должны
почувствовать
13
движение ребер в стороны под давлением воздуха. На выдохе ребра
опадают.
Поместив ладони на ребра, вдыхают воздух. На длительном медленном
выдохе
представляют
пламя
свечи,
которое
нужно
плавно
задуть.
Ладони должны чувствовать постепенное опадание воздуха. В пении
важно не выдыхать сразу весь объем воздуха, а распределять его на всю
фразу.
Обязательными
являются
упражнения
на
артикуляцию,
которые
подбираются
на
индивидуальные
занятия
в
зависимости
от
выявленных
особенностей ребенка:
С целью активизации языка нужно шевелить им в разные стороны,
двигать
вперед
и
назад,
вращать,
сворачивать.
Затем
немного
высовывают кончик между губами и двигают его от одного уголка к
другому.
Для
освобождения
гортани,
а
также
языка
максимально
быстро
и
глубоко через нос вдыхают воздух. Выдох делают резкий, обязательно
через рот, воспроизводя звук ФУ.
Чтобы
упрочить
мышцы
гортани,
необходимо
повторять
энергично
сочетание звуков К-Г.
С целью активизации мышц губ необходимо полость рта наполнить
воздухом, надув щеки. Сбрасывают его резко через собранные пучком
губы с произношением звуков П-Б.
Освобождению нижней челюсти помогает движение ее в стороны.
Развитию дикции способствует произнесение скороговорок. Сначала
действие выполняется в медленном темпе. По мере освоения четкости
и ритмичности скорость увеличивается.
Вокальные упражнения на начальном этапе должны быть доступными
и понятными:
14
Дети
поют
в
удобной
для
голоса
тесситуре
звукосочетание
ВА,
удерживая
его,
пока
хватает
дыхания.
Контролируется
ровность
и
красота звучания. Также можно петь ДА или МА.
Тянут
на
одной
ноте
одну
гласнуюforte.
Потом
переходят
кpiano.
Обращается
внимание
на
дыхание,
грамотное
положение
корпуса,
требуемое качество, а также ровность звука.
Поют на одном дыхании без спешки все гласные. Для обеспечения
стабильности и удобства артикуляции в самом начале ряда идут звуки
А, Э, И. Затем следуют О, У, А. Продолжают звукоряд О, Э и завершают
И. У.
Выполняют с закрытым ртом пение согласного М. Нижняя челюсть при
этом
упражнении
слегка
опущена.
Поющие
должны
ощущать
при
грамотном выполнении пения вибрацию тканей носа.
При слабой артикуляции приносит пользу пение слогов, включающих
сонорные согласные П, М, Р, Л, а также взрывные Б, Д, П.
Чтобы исправить плоское звучание, используются упражнения на ГУ,
КУ.
Рекомендуется петь ДА, ДУ, МО, ЛЕ с целью округления звука.
Чтобы добиться звонкости, детям предлагают включать в распевание
слоги ЗИ, ДИ, МИ, а также ЛЯ, ЛИ.
Для
исключения
пестрого
звучания
применяются
упражнения,
ориентированные на пение ЛЕ, ЛЮ, ЛЯ,
При
организации
индивидуальных
занятий
включаются
вокальные
упражнения,
различающиеся
по
решению
определенных
вокально-
технических
задач.
Они
варьируются
в
зависимости
от
возможности
воздействия на функции голосовых связок, дыхание, артикуляцию.
Индивидуальный
подход
позволяет
педагогу
отмечать
этапы
вокального
развития
каждого
ребенка.
Это
особенно
важно
при
формировании
и
совершенствовании
первоначальных
певческих
навыков.
15
Достижение
высоких
результатов
зависит
и
от
самих
учащихся,
их
трудолюбия, терпения, настойчивости.
Заключение
Специфика
вокальной
работы
с
детьми
обусловлена
постоянными
изменениями в их организме по мере роста. Пение приносит не только
эстетическое
и
эмоциональное
удовлетворение,
но
и
укрепляет
здоровье
ребят,
благодаря
планомерному
развитию
дыхательной
системы,
артикуляционного аппарата и голосовых связок.
В итоговой работе представлен краткий анализ теоретических основ
вокального воспитания детей.Выявлены преимущества развития вокальных
навыков учащихся при проведении индивидуальных занятий.Рассмотрены
способы
формирования
ключевых
вокальных
навыков
учащихся
при
проведении индивидуальных занятий.
Поставленная цель выполнена полностью.
16
Литература
1. Боровик,
Л.
Г.
Научные
основы
постановки
голоса.
Учебное
пособие / Л. Г. Боровик. – Челябинск: ЧГАКИ, 2013 – 106 с.
2. Косых, В. Диапазон голоса и работа над ним / В. Косых. – Тюмень:
ТГИИиК, 2002. – 32 с.
3. Кошелева, Т. А. Методические принципы народно-певческой школы /
Т. А. Кошелева. – Н. Новгород: НГК(А) им. М. И. Глинки, 2014. – 24 с.
4. Кравченко,
С.
Теория
и
практика
вокального
исполнительства.
Исправление дефектов голосообразования / С. Кравченко. – Томск: ТГПУ,
2014. – 32 с.
5. Малинина, Е. М. Вокальное воспитание детей / Е. М. Малинина, В.
П. Морозова, Т. Воробьев. – Л: Музыка, 1966. – 86 с.
6. Огороднов,
Д.
Е.
Методика
музыкально-певческого
воспитания.
Учебное пособие – 4-е изд. испр. / Д. Е. Огороднов. – СПб.: Лань. Планета
музыки, 2014, 224 с.
7. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению /
Г. П. Стулова. – М.: Прометей, 1992. – 270 с.