Автор: Алина Алексеевна Тарасова
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ Юсьвинская средняя общеобразовательная школа имени народной артистки РФ А.Г.Котельниковой
Населённый пункт: Пермский край, с.Юсьва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения воспитанников Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, как фактор успешной постинтернатной адаптации"
Раздел: среднее профессиональное
Вашему вниманию представляется материал Тарасовой Алины на тему «Социально-
педагогическое сопровождение профессионального самоопределения воспитанников Центра помощи
детям, оставшимся без попечения родителей, как фактор успешной постинтернатной адаптации»
Актуальность проблемы исследования не вызывает сомнения так, как наши современные условия
социально - экономической и политической неустойчивости в России привели к резкому падению уровня
жизни населения и больше всего негативно отразились на судьбе социально незащищенных его слоев, в
первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В
русле
нашего
исследования
актуальным
нормативно-правовым
документом
является
481
Постановление,
который
ориентирует Организации для детей-сирот с согласия детей на проведение
профессионального
обучения
детей
по
программам
профессиональной
подготовки
по
профессиям
рабочих. С целью эффективного жизнеустройства в будущем.
Проблемы социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения
воспитанников Центров помощи, как фактора их успешной постинтернатной адаптации отражены в
трудах ученых Н.С.Пряжников, Г.В. Резапкина, М.С.Савина, М.Б.Лебедева,М.Р.Битянова,Е.О. Смирнова,
Н.Н.Чистяков и др.
В качестве актуальности исследования мы выявили противоречия в существующей теории и
практике, ведущим из которых является следующее противоречие между:
-необходимостью
создания
благоприятных
условий
для
формирования
готовности
к
профессиональному самоопределению воспитанников и отсутствием научно обоснованного подхода к
организационно-методическому обеспечению данного процесса в системе воспитания Центра.
-возрастающими потребностями государства и общества в успешной социальной адаптации детей
сирот, оставшихся без попечения родителей и личностными возможностями детей-сирот и требованиями,
предъявляемыми профессией к человеку;
- сложившейся системой деятельности Центров помощи детям по подготовке детей-сирот к
осознанному выбору профессии и несоответствием её новым социально-экономическим условиям,
требующим использования всего комплекса экономических, организационных и воспитательных
мер при организации процесса формирования готовности воспитанников к профессиональному
самоопределению
Цель
исследования
теоретическое
обоснование
и
экспериментальная
апробация
программы
социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников Центра
помощи детям, оставшимся без попечения родителей в обеспечении их постинтернатной адаптации.
Объект
исследования
- социально-педагогическое сопровождение
воспитанников Центров
помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Предмет
исследования социально-педагогическое
сопровождение
профессионального
самоопределения воспитанников Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, как
фактор их успешной постинтернатной адаптации.
Г И П О Т Е З А
и с с л ед ов а н и я Социально-педагогическое
сопровождение
профессионального
самоопределения воспитанников Центров будет эффективно, если в учреждении будет создана особая
воспитательная среда, ориентированная на профессиональное самоопределение, в рамках которой будет:
1.осуществляется
организационно-методическое
обеспечение
психолого-педагогического
сопровождения
процесса
самоопределения
в
профессии,
основанное
на
комплексной
диагностике
особенностей
психологического
развития
детей-сирот
и
выявлении
ведущих
мотивов
учебной
и
профессиональной деятельности, отношения к жизненным реалиям и ценностям;
2.реализуется поэтапная работа по программе психолого-педагогической поддержки детей-сирот,
позволяющая изучить и повысить качество планирования личных профессиональных перспектив. по
следующим компонентам:
- осознание себя как субъекта профессиональной деятельности;
- умение делать профессиональный выбор, используя собственные способности и возможности;
-
умение
ориентироваться
в
социально-экономической
ситуации
и
принимать
решения
вне
зависимости от жизненных обстоятельств и других людей
В первой
главе
я
рассмотрела основные теоретические подходы отечественных
ученых и
практиков к пониманию проблемы готовности к профессиональному самоопределению, рассмотрели
такие
понятия
как:
профессиональное
самоопределение,
профессиональная
ориентация,
социальное
сиротство, социальная адаптация, постинтернатная адаптация, социално-педагогическое сопровождение.
•
Под
профессиональным
самоопредлением
мы
понимаем-
динамический
процесс
создания
личностью
системы
своих
основополагающих
связей
к
профессионально-трудовым
условиям,
формирования
и
самореализации
духовных
и
физических
возможностей,
развитие
им
адекватных
профессиональный намерений и планов, реалистического вида себя как профессионала.
•
П о д
п о с т и н т е р н а т н о й
а д а п т а ц и е й
я
п о н и м а ю-
-подготовка выпускников
интернатных учреждений из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ксамостоя
тельной жизни в обществе (обеспечение жилищно -бытовых условий, получениепрофессионального
образования, дальнейшее трудоустройство и т.д.
Нами
в
2016
году
был
проведен констатирующий
эксперимент в
Центре
помощи
детям,
оставшихся без попечения родителей г.Перми. в исследовании приняли участие учащиеся 6-8 классов 15
мальчиков.
Цель
исследования:
определение
уровня
готовности
профессионального
самоопределения
подростков, оставшихся без попечения родителей, в условиях Центра помощи детям.
Диагностические
методики
подобраны
по
трем
блокам
в
соответствии
с
выделенными
компонентами готовности к профессиональному самоопределению (когнитивный, мотивационно-
ценностный, деятельностно-практический)
Для
проведения
первичной
диагностики
нами
были
подобраны
следующие
диагностические
методики: Опросник «ДДО» А.Климова, «Опросник для выявления готовности к выбору профессии»
Успенский,
«Опросник
профессиональных
предпочтений» Дж.Холланда,
«Самооценка
психических
состояний»
Г.Ю.Айзенк, «Мотивы
выбора
профессии»
Р.В.
Овчарова,
«мотивы
выбора
профессии»
С.С.Гриншпун, «Тест по определению развития волевых качеств» Е.Н. Прошицкая.
Изменения
по
отдельным
показателям
готовности
воспитанников
к
профессиональному
самоопределению мы покажем в сравнении констатирующего и формирующего эксперимента после
представления экспериментальной программы.
Также для констатирующего эксперимента мы разработали и провели в 5 учреждениях Пермского
края специальный опросник о необходимости проведения специальной работы в Центрах помощи по
профессиональному
самоопределению
воспитанников
с
целью
их
успешного
жизнеустройства
в
будущем. В опроснике приняли участие ЦПД г.Перми, ЦПД. г.Горнозаводска, ЦПД г.Краснокамска, ЦПД
с.Пешнигорта, ЦПД для детей с ОВЗ г.Перми. Отвечали как директора учреждений, так и педагоги-
психологи.
По ответам можно сделать следующие выводы: примерно 60% воспитанников - не готовы к
успешной самостоятельной жизни, 40%- готовы и видят ресурсы будущей жизни. Так же считают, что
при подготовке детей к профессиональному самоопределению необходимы такие формы работы как:
организация вечеров встреч с успешными выпускниками, профессиональные пробы, экскурсии, мастер-
классы. Данные ответы были положены в основу нашей программы.
В целом, на констатирующем эксперименте на основе полученных данных установлено, что при
существующей системе Центра нами был выявлен низкий уровень готовности к профессиональному
самоопределению у воспитанников. Полученные данные свидетельствуют о необходимости организации
целенаправленной работы по повышению готовности к профессиональному самоопределению.
Я разработала и внедрила социально-педагогическую программу «Путь в будущее»
Целю,
которой
является –
создание
организационно
–
педагогических
условий
для
формирования
готовности
к
профессиональному
самоопределению
воспитанников
Центра
помощи
детям, оставшихся без попечения родителей в обеспечении их успешной постинтернатной адаптации.
Основные принципы, лежащие в реализации программы:
принцип открытости требует максимальной гибкости в организации процесса
сопровождения профессионального самоопределения;
•
принцип адресности ориентирует деятельность специалистов по сопровождению
профессионального самоопределения на индивидуальный подход к каждому воспитаннику;
•
принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата
необходимость в стимулировании внутренних мотивов: интересов, потребностей, увлеченности
процессом и результатами в процессе занятий. Доброжелательный тон общения, уважение к
внутреннему миру воспитанника.
Программа создана по блокам в соответствии с компонентами готовности воспитанников
к профессиональному самоопределению:
Реализация опытно-экспериментальной работы проводилась 2016 г. -2017 годы.
1. Когнитивный (направлен на расширение степени представлений, ознакомлению с содержанием
избираемой
профессиональной
деятельностью,
например,
провели
такие
мероприятия
как:
вводное
занятие «все профессии нужны, все профессии важны», «я б в рабочие пошел…».)
2.Мотивационно-потребностный
(направлен
на
формирование
мотивации,
на
участие
на
занятиях,
осознание
связи
интересов
с
ценностными
ориентациями,
например,
провели
такие
мероприятия как: «темперамент и профессия», «жизненный успех»)
3.Деятельностно-практический
(направлен
на
формирование
навыков
в
профессиональной
пробе, мастер-классам, поездки в средние профессиональные учреждения , экскурсии, соотнесение своих
индивидуальных
особенностей
с
требованиями
к
предъявляемой
профессии,
например,
провели
экскурсии
в
средние
профессиональные
учреждения
такие
как:
Пермский
государственный
профессионально-педагогически колледж, Пермский строительный колледж, Пермский краевой колледж
«Оникс», Пермский политехнический колледж им.Славянова.)
4. Мир, в котором я живу (направлен на владение основными приемами работы, индивидуальное
сопровождение в профессиональном выборе, например, провели такое мероприятие как: «Азбука кухни»
- проба приготовления пиши)
5 . Итоговый (направлен на подведение итогов о выбранной сфере деятельности, например,
провели такое мероприятие как: интерактивная игра «КВН»- Все занятие было в игровой форме в виде
конкурсов
таких
как:
разминка,
анаграммы,
для
командиров,
знатоки,
математики,
викторина,
театральный конкурс, классификация, черный ящик.)
Ожидаемыми результатами реализации программы являются тенденция к повышению уровня
готовности к профессиональной деятельности у воспитанников Центра.
По результатам проведенного формирующего эксперимента и реализации программы по
профессиональному самоопределению воспитанников Центра я могу наблюдать определнные изменения
по компонентам готовности.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) по Е. А.Климову
Можно
сделать
вывод,
что
профессиональная
направленность
у
некоторых
воспитанников
изменилась: воспитанники отдали предпочтение профессиям из системы «человек-природа» и «человек-
человек.
(отдали предпочтение в начале уч. года или в конце? (на начало уч. года – (31,25%), на конец учебного
года – (26%).
Профессии технической направленности на начало учебного года выбрали
такое же
количество воспитанников – 31,25% , на конец уч. года число ребят изменилось – 20%. Профессии»
направленности я тут не поняла варьируются в начале учебного года - 18,75%, а в конеце – 26%, т.е. на
1 человека стало больше. Профессии художественной направленности выбрали в начале учебного года
два подростка, и к концу уч. года изменений не произошло - (14%). Профессиональная направленность
«Знаковая система» в начале года не выявлена ни у кого -0%, а в конце года заинтересовались два
человека -14%. )
Опросник «Готовности к выбору профессии» В. Б. Успенского.
Вывод: воспитанники еще не в полной мере готовы к выбору профессии, но уже есть некоторые
результаты,
которые
говорят
нам
о
том,
что
многие
ребята
стали
задумываться
всерьез
о
выборе
профессии и даже не об одной (вторая профессия в качестве запасного варианта). А есть воспитанники,
которые уже с твердой уверенностью могут сказать, кем они хотят быть.
(Анализ полученных результатов показал, что произошли изменения на всех уровнях. Низкий
уровень готовности: в начале уч. года – 60%, а в конце - 0%, средний уровень: в начале уч. года были
получены следующие результаты - 40%, а в конце года- 67%, высокий уровень: в начале года - 0%, а в
конце уч. года этот показатель изменился на 33%.)
Методика «Мотивы выбора профессии» С. С. Гриншпуна
Анализ полученных результатов показал, что большинство воспитанников отдали предпочтение
такому мотиву, как «Престиж профессии». Мотивы выбора профессии зависят от много и у всех они
разные, но с большой точностью можно сказать, что престиж профессии всегда имел и будет иметь
большое значение при выборе профессии.
( одинаковое количество как в начале учебного года, так и в конце-34%. Произошли изменения в таком
мотиве, как «Творческое отношение». В начале года – 33,3%, а в конце года показатели уже поменялись -
14%. Мотив «Деловое отношение». В начале года – 20%, в конце года- 26%, т.е. показатели почти не
изменились. А мотив «Материальное благополучие» в конце уч. года стал иметь большее значение: в
начале года- 13,4%, в конце года- 26%. )
Тест по определению развития волевых качеств Е.Н. Прошицкой
Вывод: уровень волевых качеств у воспитанников средний, у некоторых он изменился, повысился,
у кого-то остался таким же. Это говорит о том, что такие воспитанники выполняют все в срок и способны
усердно работать, но немного не хватает настойчивости, решительности, терпения.
(Анализ полученных результатов показал, что у большинства воспитанников уровень волевых качеств
средний в начале года -73,6%, в конце года- 67%. Изменился высокий уровень в начале года показатель
был 0%, а в конце года - 33%. И также произошли изменения в низком уровне волевых качеств в начале
года- 20%, в конце года- 0%.)
В
целом
по
группе
можно
сделать
следующий вывод,
профессиональное
самоопределение
подростков – воспитанников Центра помощи детям выявлено у 0%- воспитанников профессиональное
самоопределение не развито, у 67%- профессиональное самоопределение начало развиваться, и только у
33%- воспитанников профессиональное самоопределение сформировано, из них у 27%- в значительной
степени, и только у 6% -в высокой степени .Это связано с проведением социально-педагогической
программы «Путь в будущее», работой специалистов учреждения и самой деятельностью и настроем на
работу ребят. Воспитанники еще не в полной мере готовы, так как не являются выпускниками в этом году,
но у них есть к чему стремиться.
В заключении
отмечу,
что по полученным результатам можно говорить об эффективности
Программы и необходимости ее дальнейшего внедрения в деятельность в Центре помощи детям,
оставшимся без попечения родителей.
Задачи научного поиска решены.
Доказательство гипотезы в полном мере можно проверить только после того, как выпускники
выйдут из стен Государственного учреждения, и применит все полученные знания и опыт в личном
профессиональном выборе.
В
качестве перспективы данного исследования следует выделить необходимость разработки
практического руководства по проблеме профессионального самоопределения воспитанников Центра
для дальнейшей подготовки воспитанников для эффективного вхождения в социальную среду.