Напоминание

Тема: "Преемственность в работе учителя-логопеда и обеспечению качества дошкольного коррекционного образования, в части раннего развития возраста детей"


Автор: Айдапкулова Альфия Курбангалиевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Теремок"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Губкинский
Наименование материала: Публикация
Тема: Тема: "Преемственность в работе учителя-логопеда и обеспечению качества дошкольного коррекционного образования, в части раннего развития возраста детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Публикация

Тема: «Преемственность в работе учителя-логопеда и обеспечению

качества дошкольного коррекционного образования, в части раннего

развития возраста детей»

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени

образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении

содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Проблема преемственности и взаимосвязи в обучении и воспитании многозначна.

В научной литературе, посвященной проблеме преемственности, последнее

рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. «В этом смысле

преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей

образования на данных ступенях, построение содержательной единой линии,

обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход

на следующую степень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого

компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов,

средств, форм организации).

Следовательно, преемственность означает связь между различными этапами или

ступенями, как бытия, так и позиции. Сущность этой связи состоит в сохранении тех или

иных элементов или отдельных сторон его организации при изменении целого как

системы, то есть при переходе его из одного состояния в другое.

Цель системы преемственности – развитие всех детей, сохранение и поддержка

индивидуальности ребенка независимо от социального положения, его развития,

материального уровня жизни.

Проблема преемственности дошкольного образования всегда актуальна во все времена. К

настоящему времени в системе отечественного образования накоплены многочисленные

теоретические исследования и практический опыт построения преемственности(Ананьев

Б.Г, Запорожец А.В,. Усова А.П.)

Дошкольная ступень – сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует

фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства».

Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и

обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного

периода, т.е. эта связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее

время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды

относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. В последние

годы предприняты определенные позитивные шаги по «…обеспечению преемственности

целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ

различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ

дошкольного образования)» (ФГОС ДО).

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку

речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так

психологического и социального характера. Эффективность коррекционной работы с

детьми посещающих логопунт определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ,

правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе

логопеда и других специалистов детского сада.

В

н а ш е м

М А Д О У «Теремок» города

Губкинского

2019

учебный

год,

преемственность работа учителя-логопеда и воспитателей групп для детей дошкольного

возраста началась с начала учебного года. Совместная коррекционная работа в этих

группах

предусматривает

решение

задач,

при

которых

учитель-логопед

формируют

первичные речевые навыки у детей с нарушениями речи, а воспитатели закрепляют

сформированные речевые навыки.

Для обеспечения качества коррекционной работы с детьми, я разработала рабочую

программу

в

соответствии

с

Законом

Российской

Федерации

«Об

образовании».

Содержание

рабочей

программы

соответствует

федеральным

государственным

требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации

«Об

образовании»,

образовательным

стандартам

и

требованиям;

целям

и

задачам

образовательной программы учреждения.

В

основе

создания

этой

программы

использован

опыт

работы

на

дошкольном

логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами

Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными

письмами, представленными в библиографии. В частности: «Программа воспитания и

обучения

детей

с

фонетико-фонематическим

недоразвитием».

Б.Филичевой,

Г.В.Чиркиной,

«Программа

логопедической

работы

по

преодолению

фонетико-

фонематического

недоразвития

у

детей»

Т.Б.Филичевой,

Г.В.Чиркиной,

«Программа

логопедической

работы

по

преодолению

общего

недоразвития

речи

у

детей»

Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, «Программа коррекционно развивающей работы для детей

с ОНР» Н.В.Нищевой.

Данные

программы

рассчитаны

на

работу

в

условиях

логопедических

групп

специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на

логопедическом

пункте

общеразвивающего

детского

сада

и

не

предполагают

использование

новых

методов,

приёмов,

технологий,

не

учитывают

клинических

особенностей

детей,

что

является

необходимым. Этим

и

обусловлена

значимость

написания

рабочей

программы,

применение

которой

поможет

детям

с

нарушением

речевого

развития

осваивать

основную

образовательную

программу;

позволит

своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех

трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к

организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного

учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной

речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых

средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной

формой речи.

В МАДОУ

«Теремок» осуществляется

коррекция

нарушений

речи

в

условиях

логопедического

пункта.

В

связи

с

тем,

что

в

общеобразовательных

дошкольных

учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с

тяжелыми

нарушениями

речи,

такими

как,

общее

недоразвитие

речи,

возникла

необходимость введения на логопедическом пункте при МАДОУ специализированных

программ

по

коррекции

данных

нарушений.

Исходя

из

этого,

логопедическую

деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при

массовом детском саде.

В

нашем

дошкольном

образовательном

учреждении «Теремок».

Реализуется

программа,

разработанная с учетом примерной образовательной программы дошкольного

образования «Детство» под редакцией кандидата педагогических наук, профессора Т.И.

Бабаевой,

доктора

педагогических

наук,

профессора А.Г.

Гогоберидзе,

кандидата

педагогических

наук,

доцента О.В.

Солнцевой

в соответствии с ФГОС к структуре

основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Эта программа не

рассчитана на дошкольников с речевой патологией.

Логопедическая

работа

на

логопункте

в

МАДОУ

«Теремок»

осуществляется

в

соответствии

с

образовательной

программой

ДОУ,

детей

с

речевыми

нарушениями

рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и

психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в

школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-

логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны

возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными

Документами:

-

Конституцией Российской Федерации;

-

Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

-

Уставом ДОУ (утвержденный МУ «Управление образования Администрации города

Губкинский», Приказ №38 от 02.02.2011 г.);

-

Лицензией на осуществление образовательной деятельности серия 89Л01, № 0001205,

регистрационный номер 2611 от 22.06.2016 г., срок действия – бессрочный;

-

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26

«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования

к

устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

дошкольных

образовательных организаций";

-

Рабочая программа рассчитана на 2019/2020 учебный год.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему. Обеспечивающую

полноценное

овладение

фонетическим

строем

русского

языка,

интенсивное

развитие

фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной

речи,

что

обуславливает

формирование

коммуникативных

способностей.

Речевого

и

общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как

основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой

школе, а так же его социализации.

Цель данной программы.

Является сопровождение детей с речевым недоразвитием, посещающих ДОУ, на

логопедическом пункте. Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых

недостатков

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

нарушениями

речи

и

осуществления

своевременного

и

полноценного

личностного

развития,

обеспечения

эмоционального

благополучия

посредством

интеграции

содержания

образования

и

организации

взаимодействия

субъектов

образовательного

процесса.

Предупреждение

возможных

трудностей

в

усвоении

программы

массовой

школы,

обусловленных

недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Основные задачи коррекционного обучения.

1.

Обеспечение

своевременного

выявления

детей

с

трудностями

адаптации,

обусловленными речевым недоразвитием.

2.

Определение

особенностей

организации

образовательного

процесса

для

рассматриваемой

категории

детей

в

соответствии

с

индивидуальными

особенностями

каждого

ребенка,

структурой

нарушения

и

степенью

его

выраженности.

3.

Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом

развитии основной образовательной программой дошкольного образования.

4.

Организация индивидуальных и подгрупповых занятий для детей с нарушениями в

речевом развитии.

5.

Преодоление недостатков в речевом развитии.

6.

Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового

восприятия.

7.

Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

8.

Формирование навыков учебной деятельности.

9.

Развитие коммуникативности, успешности в общении.

10. Осуществление

преемственности

в

работе

с

родителями

воспитанников,

сотрудниками ДОУ.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следую -

щих принципов:

1)

принцип

опережающего

подхода, диктующий

необходимость

раннего

выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной

стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;

2)

принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о

«зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за со бой

развитие ребёнка;

3)

п р и н ц и п

п о л и ф у н к ц и о н а л ь н о г о

п о д х о д а ,

предусматривающий

одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

4)

принцип

сознательности

и

активности

детей,

означающий,

что

педагог

должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способно-

стей

детей.

Перед

ребёнком

необходимо

ставить

познавательные

задачи,

в

реше нии

которых

он

опирается

на

собственный

опыт.

Этот

принцип

способствует

более

интенсивному

психическому

развитию

дошкольников

и

предусматривает

понимание

ребёнком

материала

и

успешное

применение

его

в

практической

деятельности

в

дальнейшем;

5)

принцип

доступности

и

индивидуализации,

предусматривающий

учёт

возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Дей -

ствие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;

6)

принцип

постепенного

повышения

т р ебов аний,

предполагающий

постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и

закрепления формирующихся навыков;

7)

принцип

наглядности, обеспечивающий

тесную

взаимосвязь

и

широкое

взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых,

зрительных и двигательных образов детей.

Рабочая

программа

предусматривает

разностороннее

развитие

детей,

коррекцию

недостатков

в

их

речевом

развитии,

а

также

профилактику

вторичных

нарушений,

развитие личности, мотивацию и способности детей в различных видах деятельности.

Рабочая

программа

является

инструментом

нормирования

и

планирования

коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.

Содержание коррекционной работы

Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения

(фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи)

важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления,

которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

- Коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое

недоразвитие речи

- Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

Общее недоразвитие речи

-Пополнение словаря

-Совершенствование грамматического строя

-Совершенствование связной речи

-Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

П р

и фонетическом

недоразвитии

речи,

фонетико-фонематическом

недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает

в себя следующие этапы:

Подготовительный, целью

которого

является

подготовка

слухового

и

рече

двигательного анализаторов к постановке звуков.

Этап

формирования

первичных

произносительных

умений

и

навыков. Цель:

сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука в

слогах, словах, предложениях на специально подобранном материале. Включает в

себя

постановку

звука,

автоматизацию

и

дифференциацию

(проводится,

если

ребенок заменяет или смешивает звуки в речи).

Этап формирования коммуникативных умений и навыков, где целью является -

сформировать

у

ребенка

первоначальные

умения

и

навыки

безошибочного

употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Программа

разработана

с

учетом

следующих

направлений

коррекционной

работы:

-

Полноценное

формирование

личности

ребенка

с

дефектами

речи

в

противовес

достаточно долго преобладавшей узкоспециализированной работе по коррекции речевых

недостатков без должного учета контекста его общего развития у детей дошкольного

возраста в условиях логопедического пункта общеобразовательного детского сада;

- создание обогащенной предметно-развивающей и речевой среды как одного из главных

условий полноценного общего и речевого развития дошкольников;

-

слияние

работы

над

исправлением

сочетанных

дефектов

речевого

и

психического

развития, предполагающие устранение не только собственно речевых нарушений, но и

преодоление

недостатков

в

развитии

познавательных

психических

процессов

и

двигательной сферы;

- привлечение потенциала семей воспитанников к образовательной деятельности ДОУ;

-

формирование

коррекционно

-

профилактической

направленности

деятельности

специалистов ДОУ.

Вывод: для обеспечения качества дошкольного коррекционного образования, в

программе представлены возрастные нормативы речевого развития детей с нарушениями

речи: фонетико-фонематическое нарушение речи; фонетическое недоразвитие речи; общее

недоразвитие речи всех уровней; нарушения речи, осложненные дизартрией

В

программе

раскрываются

модель

коррекционного

процесса,

структура

и

наполнение

содержания

образовательной

деятельности

ДОУ

в

соответствии

с

пятью

образовательными

областями:

социально-коммуникативное

развитие;

познавательное

развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Рабочая программа максимально учитывает условия и специфику деятельности

ДОУ:

материально-техническую

базу,

размер

и

оснащение

логопедического

кабинета,

оборудование и материалы для предметно-развивающей среды.

В программе определен перечень учебных и методических пособий, раздаточный и

иллюстративный материал.

В программе представлена форма речевой карты и протоколов, используемой с

целью диагностики и отслеживания процесса развития дошкольников с нарушениями речи

и

позволяющей

определить

необходимость

и

содержание

коррекции

образовательной

деятельности.

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми

расстройствами и подготовку его к школьному обучению.

В программе определен порядок преемственности совместной работы учителя-

логопеда

с

воспитателями,

специалистами,

родителями,

всеми

участниками

коррекционного процесса.

Используемая литература:

1. И. С. Погудкина. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей

раннего возраста с 1 года до 3 лет. – СПб.; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2015 г.

2. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-

фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993 г.

3.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи. - М.: Просвещение, 2009 г.

3.Н.В.Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР.

4.З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического

недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-С.П.: Детство-Пресс,2002 г.

5.О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно. - С.П.:Литера,2001 г.

6.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. - М.:Владос,2002 г.

7.Е.В.Кузнецова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. - М.:ТЦ,1999 г.

8.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития. -М.:АРКТИ,1999 г.

9. В.И.Руденко. Домашний логопед. - Ростов на Дону: феникс,2002 г.

10.Г.С.Швайко. Игровые упражнения для развития речи. - М.:просвещение,1988 г.

11.

З.Е.Агранович.

Логопедическая

работа

по

преодолению

нарушений

слоговой

структуры слов у детей. - С.П.:Детство-Пресс,2005 г.

12.Т.Б.Филичева, Т. В. Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. -

М.:ГНОМ и Д,2000 г.

13.В.В.Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе

ФФН. - ГНОМ,2005 г.

14.Н.В.Курдвановская. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. -М.:Сфера,2007 г.

15.Е.А.Борисова. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М.:ТЦ

Сфера,2008 г.

16. Э. Ф. Курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. - Волгоград:

Учитель,2011

17.О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия. -Волгоград:Учитель,2011г.

18.А.Ф.Рыбина. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал. - Волгоград:

Учитель,2001 г.

19.А.В.Ястребова.

Комплекс

занятий

по

формированию

у

детей

речемыслительной

деятельности. - М.:АРКТИ,2001 г.

20.Э.М.Курицына. Большая книга занятий по развитию речи. М.:рОСМЭН,2005 г.

21.О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей. С.П.:Литера,2005 г.

22.Н.В.Нищева. Будем говорить правильно. С.П.:Детство-Пресс,2002 г.

23. Е.Н.Косинова. Уроки логопеда. - М.:Эксмо, 2008 г.

24.О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. - М.:Сфера,2007 г.

25.Журналы «Логопед»

26. О. Н. Самкова. Речевое развитие. Методический комплект программы «Детство». –

СПб.; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.

27.Л. С. Вакуленко. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные

подходы. – СПб.; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 г.

28.

Л.

С.

Вакуленко.

Организация

взаимодействия

учителя-логопеда

и

семьи:

Методическое пособие. – СПб.; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 г.

29. Н. Т. Бартош., С. П. Савинская. Интегрированные занятия в логопедической группе. –

СПб;

ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

(«Методический

комплект

программы Н. В. Нищевой»). 2012 г.

Для диагностики используемая литература:

1.О.Н. Тверская, Е.Г. Кряжевских. Альбом для обследования речевого развития детей 3-7

лет (экспресс-диагностика): Методическое издание. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 64 с. +28 с. цв.ил. .

2.О.Б. Ишакова. Альбом для логопеда. – М. : Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – 279с.:

ил. – (Коррекционная педагогика).

Обобщение опыта: учителя-логопеда

Айдапкуловой Альфии Курбангалиевны.



В раздел образования