Автор: Айдапкулова Альфия Курбангалиевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Теремок"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Губкинский
Наименование материала: Публикация
Тема: Тема: "Преемственность в работе учителя-логопеда и обеспечению качества дошкольного коррекционного образования, в части раннего развития возраста детей"
Раздел: дошкольное образование
Публикация
Тема: «Преемственность в работе учителя-логопеда и обеспечению
качества дошкольного коррекционного образования, в части раннего
развития возраста детей»
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени
образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении
содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Проблема преемственности и взаимосвязи в обучении и воспитании многозначна.
В научной литературе, посвященной проблеме преемственности, последнее
рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. «В этом смысле
преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей
образования на данных ступенях, построение содержательной единой линии,
обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход
на следующую степень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого
компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов,
средств, форм организации).
Следовательно, преемственность означает связь между различными этапами или
ступенями, как бытия, так и позиции. Сущность этой связи состоит в сохранении тех или
иных элементов или отдельных сторон его организации при изменении целого как
системы, то есть при переходе его из одного состояния в другое.
Цель системы преемственности – развитие всех детей, сохранение и поддержка
индивидуальности ребенка независимо от социального положения, его развития,
материального уровня жизни.
Проблема преемственности дошкольного образования всегда актуальна во все времена. К
настоящему времени в системе отечественного образования накоплены многочисленные
теоретические исследования и практический опыт построения преемственности(Ананьев
Б.Г, Запорожец А.В,. Усова А.П.)
Дошкольная ступень – сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует
фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства».
Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и
обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного
периода, т.е. эта связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее
время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды
относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. В последние
годы предприняты определенные позитивные шаги по «…обеспечению преемственности
целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ
различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ
дошкольного образования)» (ФГОС ДО).
Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку
речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так
психологического и социального характера. Эффективность коррекционной работы с
детьми посещающих логопунт определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ,
правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе
логопеда и других специалистов детского сада.
В
н а ш е м
М А Д О У «Теремок» города
Губкинского
2019
учебный
год,
преемственность работа учителя-логопеда и воспитателей групп для детей дошкольного
возраста началась с начала учебного года. Совместная коррекционная работа в этих
группах
предусматривает
решение
задач,
при
которых
учитель-логопед
формируют
первичные речевые навыки у детей с нарушениями речи, а воспитатели закрепляют
сформированные речевые навыки.
Для обеспечения качества коррекционной работы с детьми, я разработала рабочую
программу
в
соответствии
с
Законом
Российской
Федерации
«Об
образовании».
Содержание
рабочей
программы
соответствует
федеральным
государственным
требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации
«Об
образовании»,
образовательным
стандартам
и
требованиям;
целям
и
задачам
образовательной программы учреждения.
В
основе
создания
этой
программы
использован
опыт
работы
на
дошкольном
логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами
Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными
письмами, представленными в библиографии. В частности: «Программа воспитания и
обучения
детей
с
фонетико-фонематическим
недоразвитием».
Б.Филичевой,
Г.В.Чиркиной,
«Программа
логопедической
работы
по
преодолению
фонетико-
фонематического
недоразвития
у
детей»
Т.Б.Филичевой,
Г.В.Чиркиной,
«Программа
логопедической
работы
по
преодолению
общего
недоразвития
речи
у
детей»
Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, «Программа коррекционно развивающей работы для детей
с ОНР» Н.В.Нищевой.
Данные
программы
рассчитаны
на
работу
в
условиях
логопедических
групп
специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на
логопедическом
пункте
общеразвивающего
детского
сада
и
не
предполагают
использование
новых
методов,
приёмов,
технологий,
не
учитывают
клинических
особенностей
детей,
что
является
необходимым. Этим
и
обусловлена
значимость
написания
рабочей
программы,
применение
которой
поможет
детям
с
нарушением
речевого
развития
осваивать
основную
образовательную
программу;
позволит
своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех
трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к
организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного
учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной
речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых
средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной
формой речи.
В МАДОУ
«Теремок» осуществляется
коррекция
нарушений
речи
в
условиях
логопедического
пункта.
В
связи
с
тем,
что
в
общеобразовательных
дошкольных
учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с
тяжелыми
нарушениями
речи,
такими
как,
общее
недоразвитие
речи,
возникла
необходимость введения на логопедическом пункте при МАДОУ специализированных
программ
по
коррекции
данных
нарушений.
Исходя
из
этого,
логопедическую
деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при
массовом детском саде.
В
нашем
дошкольном
образовательном
учреждении «Теремок».
Реализуется
программа,
разработанная с учетом примерной образовательной программы дошкольного
образования «Детство» под редакцией кандидата педагогических наук, профессора Т.И.
Бабаевой,
доктора
педагогических
наук,
профессора А.Г.
Гогоберидзе,
кандидата
педагогических
наук,
доцента О.В.
Солнцевой
в соответствии с ФГОС к структуре
основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Эта программа не
рассчитана на дошкольников с речевой патологией.
Логопедическая
работа
на
логопункте
в
МАДОУ
«Теремок»
осуществляется
в
соответствии
с
образовательной
программой
ДОУ,
детей
с
речевыми
нарушениями
рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и
психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в
школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-
логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны
возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными
Документами:
-
Конституцией Российской Федерации;
-
Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
-
Уставом ДОУ (утвержденный МУ «Управление образования Администрации города
Губкинский», Приказ №38 от 02.02.2011 г.);
-
Лицензией на осуществление образовательной деятельности серия 89Л01, № 0001205,
регистрационный номер 2611 от 22.06.2016 г., срок действия – бессрочный;
-
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26
«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных организаций";
-
Рабочая программа рассчитана на 2019/2020 учебный год.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему. Обеспечивающую
полноценное
овладение
фонетическим
строем
русского
языка,
интенсивное
развитие
фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной
речи,
что
обуславливает
формирование
коммуникативных
способностей.
Речевого
и
общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как
основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой
школе, а так же его социализации.
Цель данной программы.
Является сопровождение детей с речевым недоразвитием, посещающих ДОУ, на
логопедическом пункте. Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых
недостатков
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
нарушениями
речи
и
осуществления
своевременного
и
полноценного
личностного
развития,
обеспечения
эмоционального
благополучия
посредством
интеграции
содержания
образования
и
организации
взаимодействия
субъектов
образовательного
процесса.
Предупреждение
возможных
трудностей
в
усвоении
программы
массовой
школы,
обусловленных
недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения.
1.
Обеспечение
своевременного
выявления
детей
с
трудностями
адаптации,
обусловленными речевым недоразвитием.
2.
Определение
особенностей
организации
образовательного
процесса
для
рассматриваемой
категории
детей
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями
каждого
ребенка,
структурой
нарушения
и
степенью
его
выраженности.
3.
Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом
развитии основной образовательной программой дошкольного образования.
4.
Организация индивидуальных и подгрупповых занятий для детей с нарушениями в
речевом развитии.
5.
Преодоление недостатков в речевом развитии.
6.
Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового
восприятия.
7.
Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
8.
Формирование навыков учебной деятельности.
9.
Развитие коммуникативности, успешности в общении.
10. Осуществление
преемственности
в
работе
с
родителями
воспитанников,
сотрудниками ДОУ.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следую -
щих принципов:
1)
принцип
опережающего
подхода, диктующий
необходимость
раннего
выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной
стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
2)
принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о
«зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за со бой
развитие ребёнка;
3)
п р и н ц и п
п о л и ф у н к ц и о н а л ь н о г о
п о д х о д а ,
предусматривающий
одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4)
принцип
сознательности
и
активности
детей,
означающий,
что
педагог
должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способно-
стей
детей.
Перед
ребёнком
необходимо
ставить
познавательные
задачи,
в
реше нии
которых
он
опирается
на
собственный
опыт.
Этот
принцип
способствует
более
интенсивному
психическому
развитию
дошкольников
и
предусматривает
понимание
ребёнком
материала
и
успешное
применение
его
в
практической
деятельности
в
дальнейшем;
5)
принцип
доступности
и
индивидуализации,
предусматривающий
учёт
возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Дей -
ствие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
6)
принцип
постепенного
повышения
т р ебов аний,
предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и
закрепления формирующихся навыков;
7)
принцип
наглядности, обеспечивающий
тесную
взаимосвязь
и
широкое
взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых,
зрительных и двигательных образов детей.
Рабочая
программа
предусматривает
разностороннее
развитие
детей,
коррекцию
недостатков
в
их
речевом
развитии,
а
также
профилактику
вторичных
нарушений,
развитие личности, мотивацию и способности детей в различных видах деятельности.
Рабочая
программа
является
инструментом
нормирования
и
планирования
коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.
Содержание коррекционной работы
Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения
(фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи)
важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления,
которые соответствуют структуре речевого нарушения.
Нарушения устной речи
Направления коррекционной работы
Фонетическое недоразвитие речи
- Коррекция звукопроизношения
Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи
- Развитие фонематического восприятия
-Совершенствование слоговой структуры слов
- Коррекция звукопроизношения
Общее недоразвитие речи
-Пополнение словаря
-Совершенствование грамматического строя
-Совершенствование связной речи
-Развитие фонематического восприятия
-Совершенствование слоговой структуры слов
- Коррекция звукопроизношения
П р
и фонетическом
недоразвитии
речи,
фонетико-фонематическом
недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает
в себя следующие этапы:
Подготовительный, целью
которого
является
подготовка
слухового
и
рече
двигательного анализаторов к постановке звуков.
Этап
формирования
первичных
произносительных
умений
и
навыков. Цель:
сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука в
слогах, словах, предложениях на специально подобранном материале. Включает в
себя
постановку
звука,
автоматизацию
и
дифференциацию
(проводится,
если
ребенок заменяет или смешивает звуки в речи).
Этап формирования коммуникативных умений и навыков, где целью является -
сформировать
у
ребенка
первоначальные
умения
и
навыки
безошибочного
употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Программа
разработана
с
учетом
следующих
направлений
коррекционной
работы:
-
Полноценное
формирование
личности
ребенка
с
дефектами
речи
в
противовес
достаточно долго преобладавшей узкоспециализированной работе по коррекции речевых
недостатков без должного учета контекста его общего развития у детей дошкольного
возраста в условиях логопедического пункта общеобразовательного детского сада;
- создание обогащенной предметно-развивающей и речевой среды как одного из главных
условий полноценного общего и речевого развития дошкольников;
-
слияние
работы
над
исправлением
сочетанных
дефектов
речевого
и
психического
развития, предполагающие устранение не только собственно речевых нарушений, но и
преодоление
недостатков
в
развитии
познавательных
психических
процессов
и
двигательной сферы;
- привлечение потенциала семей воспитанников к образовательной деятельности ДОУ;
-
формирование
коррекционно
-
профилактической
направленности
деятельности
специалистов ДОУ.
Вывод: для обеспечения качества дошкольного коррекционного образования, в
программе представлены возрастные нормативы речевого развития детей с нарушениями
речи: фонетико-фонематическое нарушение речи; фонетическое недоразвитие речи; общее
недоразвитие речи всех уровней; нарушения речи, осложненные дизартрией
В
программе
раскрываются
модель
коррекционного
процесса,
структура
и
наполнение
содержания
образовательной
деятельности
ДОУ
в
соответствии
с
пятью
образовательными
областями:
социально-коммуникативное
развитие;
познавательное
развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Рабочая программа максимально учитывает условия и специфику деятельности
ДОУ:
материально-техническую
базу,
размер
и
оснащение
логопедического
кабинета,
оборудование и материалы для предметно-развивающей среды.
В программе определен перечень учебных и методических пособий, раздаточный и
иллюстративный материал.
В программе представлена форма речевой карты и протоколов, используемой с
целью диагностики и отслеживания процесса развития дошкольников с нарушениями речи
и
позволяющей
определить
необходимость
и
содержание
коррекции
образовательной
деятельности.
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми
расстройствами и подготовку его к школьному обучению.
В программе определен порядок преемственности совместной работы учителя-
логопеда
с
воспитателями,
специалистами,
родителями,
всеми
участниками
коррекционного процесса.
Используемая литература:
1. И. С. Погудкина. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей
раннего возраста с 1 года до 3 лет. – СПб.; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2015 г.
2. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-
фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993 г.
3.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи. - М.: Просвещение, 2009 г.
3.Н.В.Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР.
4.З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического
недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-С.П.: Детство-Пресс,2002 г.
5.О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно. - С.П.:Литера,2001 г.
6.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. - М.:Владос,2002 г.
7.Е.В.Кузнецова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. - М.:ТЦ,1999 г.
8.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития. -М.:АРКТИ,1999 г.
9. В.И.Руденко. Домашний логопед. - Ростов на Дону: феникс,2002 г.
10.Г.С.Швайко. Игровые упражнения для развития речи. - М.:просвещение,1988 г.
11.
З.Е.Агранович.
Логопедическая
работа
по
преодолению
нарушений
слоговой
структуры слов у детей. - С.П.:Детство-Пресс,2005 г.
12.Т.Б.Филичева, Т. В. Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. -
М.:ГНОМ и Д,2000 г.
13.В.В.Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе
ФФН. - ГНОМ,2005 г.
14.Н.В.Курдвановская. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. -М.:Сфера,2007 г.
15.Е.А.Борисова. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М.:ТЦ
Сфера,2008 г.
16. Э. Ф. Курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. - Волгоград:
Учитель,2011
17.О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия. -Волгоград:Учитель,2011г.
18.А.Ф.Рыбина. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал. - Волгоград:
Учитель,2001 г.
19.А.В.Ястребова.
Комплекс
занятий
по
формированию
у
детей
речемыслительной
деятельности. - М.:АРКТИ,2001 г.
20.Э.М.Курицына. Большая книга занятий по развитию речи. М.:рОСМЭН,2005 г.
21.О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей. С.П.:Литера,2005 г.
22.Н.В.Нищева. Будем говорить правильно. С.П.:Детство-Пресс,2002 г.
23. Е.Н.Косинова. Уроки логопеда. - М.:Эксмо, 2008 г.
24.О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. - М.:Сфера,2007 г.
25.Журналы «Логопед»
26. О. Н. Самкова. Речевое развитие. Методический комплект программы «Детство». –
СПб.; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.
27.Л. С. Вакуленко. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные
подходы. – СПб.; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 г.
28.
Л.
С.
Вакуленко.
Организация
взаимодействия
учителя-логопеда
и
семьи:
Методическое пособие. – СПб.; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 г.
29. Н. Т. Бартош., С. П. Савинская. Интегрированные занятия в логопедической группе. –
СПб;
ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
(«Методический
комплект
программы Н. В. Нищевой»). 2012 г.
Для диагностики используемая литература:
1.О.Н. Тверская, Е.Г. Кряжевских. Альбом для обследования речевого развития детей 3-7
лет (экспресс-диагностика): Методическое издание. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 64 с. +28 с. цв.ил. .
2.О.Б. Ишакова. Альбом для логопеда. – М. : Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – 279с.:
ил. – (Коррекционная педагогика).
Обобщение опыта: учителя-логопеда
Айдапкуловой Альфии Курбангалиевны.