Автор: Алексеева Светлана Петровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №63"г. Чебоксары
Населённый пункт: ЧР
Наименование материала: статья из опыта работы ""Современный урок английского языка""
Тема: "Требования к современному уроку английского языка в условиях введения ФГОС".
Раздел: среднее образование
«Требования к современному уроку английского языка
в условиях введения ФГОС».
Выполнила: учитель английского языка МБОУ «СОШ №63» города Чебоксары
Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет”.
(Н. Рерих)
Сегодня
школа
становится
не
столько
источником
информации,
сколько
учит
учиться; Время «готовых» уроков постепенно отходит, учитель уже не пичкает учащегося
знаниями, а направляет на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
«Напичканный
знаниями,
но
не
умеющий
их
использовать
ученик
напоминает
фаршированную рыбу, которая не может плавать» А.Л. Минц
Меняется характер деятельности учителя и ученика.
Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с
учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей
работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует
в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о мудреце и бедных.
•
Дайте человеку рыбу – и вы накормите его на один день. Научите его ловить рыбу –
и вы накормите его на всю жизнь (Древняя мудрость)
Каким должен быть современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС?
Современное
образование
должно
отвечать
запросам
общества
и
времени.
Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения
иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном
языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные задачи.
Новый
стандарт
дает
нам
по-новому
взглянуть
на
урок,
воплощать
новые
творческие идеи.
На уроке уже подбираются такие задания, чтобы для любого ученика была создана
ситуация
успеха:
проанализировать,
сделать
вывод,
исследовать,
оценить,
изменить,
придумать.
Эти
качества
помогают
развитию
таких
качеств,
как
воля,
целеустремленность,
креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность.
В настоящее время целью овладения иностранным языком считается приобщение
к иной культуре и формирование способности к межкультурной коммуникации.
Что такое «межкультурная коммуникация»?
Э т о
- формирование
внутренней
готовности
и
способности
к
речевому
общению,
ориентирующей учащихся на «вхождение» в иное культурное пространство.
1
Для такого обучения
подходят
прежде всего нетрадиционные формы проведения
занятий.
Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения,
развития и воспитания учащихся являются урок - спектакль, урок - праздник, видеоурок,
урок – экскурсия, урок – интервью и другие формы занятий.
Например, урока-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией.
На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством речевых
клише .
В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы.
Например: « Моя семья», « Мой любимый питомец», «Под небом Лондона» и т.д. Один из
партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда
как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника.
Использование художественных произведений, песен на уроках иностранного языка
совершенствует
произносительные
навыки
учащихся,
обеспечивает
создание
коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.
На своих уроках я стараюсь использовать игры (кроссворды, загадки, ребусы, тесты и т.д.),
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, в которой дети с помощью учителя
обнаруживают
предмет
своего
действия,
исследуют
его,
совершая
разнообразные
учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое
описание и т.д., частично – запоминают.
В связи с новыми
требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать
учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь
переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
проблемный вопрос (Почему вы думаете... ? В чем разница... ? Предположите, что будет,
если... ? и др.)
предъявление
противоречивых
фактов,
теорий; «Где
лучше
жить:
в
городе
или
в
деревне.Почему?». или «Что лучше: бумажные учебники или электронные?»
использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Примеры учебных ситуаций:
1)Представь, что ты получил приз – путёвку в Лондон. Какие достопримечательности ты
посмотрел бы в первую очередь, о каких бы хотел бы узнать больше?
2) Вы познакомились с учениками лесной школы. Расскажи об ученике, который тебе
особенно понравился, не называя его.
2
3)Примером учебной ситуации может послужить «прогулка в поисках буквы или слова»,
во время которой учитель, обходя с малышами классную комнату или школьное здание, с
помощью «волшебной палочки» обнаруживает важное слово (знак, надпись, имя и т.п.),
которое затем прочитывается и заносится в классную книгу знакомых слов и знаков.
4)Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или
диаграмму по содержанию прочитанного текста», или приём «ЗХУ» ( знаю, хочу узнать
узнал),
5)выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего
класса».
7)Приём «Дорифмовка». Учитель предлагает учащимся подобрать соответствующую
рифму из ранее изученных слов
Чтобы выучить весь счет,
В сад меня сестра зовет.
1. Распускается тюльпан.
Я считаю - это (one).
2. Вот и лилия в цвету.
Это 2, а значит (two).
3. Мне сестра кричит:
Смотри,
Куст жасмина - это (three).
4. Про деревья не забыли.
Это будет (four) - четыре.
5. Вот сирень в сторонке.
Это (five) - пятерка.
3
Проблемная ситуация. Приём «Яркое пятно» (Учитель приходит на урок с атрибутами
Рождества
и
Нового
года.
Ученикам
предлагается
объяснить,
почему
учитель
принёс
именно эти предметы.)
Прием «Взаимопроверка»
Ситуация критики и самокритики.
Прием «Только мои плюсы». Обучающиеся в конце урока называют только то, что у них
получилось лучше всего.
Виды заданий для формирования УУД: «универсальные учебные действия»
- участие в проектах;
творческие
задания
(«найди
отличия,
поиск
лишнего;
«преднамеренные
ошибки»;
цепочки; диспут; лабиринты; упорядочивание; составление схем-опор; работа с разного
вида таблицами, словарями.
Все
эти
виды
деятельности
обеспечивают
создание
творческой
атмосферы,
необычности,
праздничности,
удовлетворения
от
собственных
успехов,
учат
слушать
других и приобретать опыт общения, такая
работа стимулирует интерес учащихся и
повышает мотивацию изучения английского языка.
Требования
ФГОС
предполагают
обязательное самостоятельное
оценивание
учащимися своей проделанной работы.
Наряду с пятибалльной системой оценивания
можно использовать и другие методики. Так, можно предложить ребятам использовать
листочки
разного
цвета («зеленый»
—
у
меня
все
получилось;
«желтый»
—
у
меня
получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» — SOS, я не смог выполнить
задание). Показ листочка сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет
выбран.
В
результате
организации
такой
деятельности
дети
приучаются
внимательно
слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно
ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы
дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение исходит
из этих всегда нестандартных факторов.
Современное
образование
должно
отвечать
запросам
общества
и
времени,
а
школа нового поколения – это школа, для которой проблемный ребёнок (а это может быть
одарённый ребёнок, нестандартный ребёнок, шумный и тихий, послушный и капризный ,
и т.п.) – это абсолютная ценность, потому что только проблемы, создаваемые для педагога
нестандартным ребёнком, – это то, что является стимулом педагогического развития,
стимулом педагогического творчества, стимулом к тому, чтобы педагог по максимуму
активизировал все имеющиеся у него педагогические ресурсы.
Преподавание в современной школе требует постоянного повышения квалификации
педагога. Убеждена, что учитель перестаёт быть учителем тогда, когда перестаёт учиться
сам, накапливать опыт, критически переосмысливать его, дополнять, убирать ненужное,
поэтому стараюсь делать все возможное, для того, чтобы оставаться им.