Автор: Марченко Любовь Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДТДиМ города Белово
Населённый пункт: Белово
Наименование материала: статья
Тема: Кому нужно дополнительное образование детей?
Раздел: дополнительное образование
Кому нужно дополнительное образование детей?
Актуальность
данной
работы
связанна
с
тем,
что
родители
имею
стереотипное
представление
о
свойствах
и
обязанностях
«хороших»
родителей. Пытаясь быть «хорошими» в духе современного мира они отдают
свое чадо на всевозможные кружки и секции. Пытаясь как можно больше
развить
своего
ребенка.
Но
так
ли
это
на
самом
деле.
Возможно,
они
пытаются сами реализоваться как родители? Ведь, сейчас отрывая любую
социальную
сеть
можно
увидеть
изобилие
фотографий.
В
гонку
за
«всеуспевание» включаются не только взрослые, они в эту погоню включают
детей. Все успеть, везде быть первыми, все достижения зафиксировать и
скорее
поделиться
в
интернете.
Вот
цепочка
действий,
которая
обычно
реализуется.
В связи с эти предлагаю цель работы – установить зависимость уровня
счастья
родителей
от
количества
программ,
изучаемых
детьми
в
дополнительном образование.
Данную тему считаю востребованной в реалиях современной жизни.
Задачи: изучить уровень счастья родителей; выяснить количество кружков,
секций, посещаемых детьми; установить зависимость.
В качестве практической стороны был проведено анкетирование на базе
дворца творчества детей и молодежи города Белово имени Добробабиной в
объединение «Второе дыхание»
В качестве объекта изучения выступал – уровень проявления счастья.
Предметом исследования выступила взаимосвязь уровня проявления счастья
родителей
от
количество
учебных
программ
изучаемых
детьми
в
дополнительном образование.
Что такое счастье? Это пожалуй самый популярный вопрос на протяжение
многих столетий. Многие великие умы и простые обыватели ищут ответ на
этот вопрос. И многих волнует не только то что это, но и от чего счастье
зависит? Счастье – это настолько много составляющее понятие, что будет
сложно описать весь его состав, но рассмотреть некоторые его стороны все
же
получится.
Чтобы
не
придумывать
определение
понятию
счастья,
достаточно заглянуть в словарь.
Счастье - состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней
удовлетворённости
условиями
своего
бытия,
полноте
и
осмысленности
жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации [1].
Из определение следует, что человек может быть в большей или
меньшей степени удовлетворен условиями бытия, а значит уже от этого
может быть разным уровень счастья у разных людей. Опять же все по
разному погружаются в жизнь осмысленную. Жизненный темп заставляет
многих
жить
на
автомате.
О
том,
чтобы
остановиться,
подумать,
проанализировать и речи нет. А от этого, как мы видим, на прямую идет связь
с уровнем счастья. Теперь рассмотрим, ту часть определения, которая, как
мне
кажется
на
прямую
связанна
с
темой
данной
работы.
Это
самореализация.
Самореализация - реализация существующего потенциала, осуществление
своих имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей, своих
сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни [2].
Можно предположить, что чем выше самореализация, тем выше уровень
счастья. Хотя, данная гипотеза, конечно же требует подтверждения опытным
путем. В конце концов это и была часть исследования.
Порассуждаем.
А
зачем
человеку
самореализовываться?
Для
того
чтобы
получить чувство удовлетворения за себя, за свои поступки, за результаты
своих трудов. А как это происходит? Человек получает удовлетворение через
внутреннюю похвалу или через признание, которое дает ему общество. А как
определить критерии по которым будет понятно можно себя самому хвалить
или
даст
ли
признание
общество
за
наши
поступки,
слова,
результаты
деятельности и т.д. или нет? Такие «критерии» существуют они духом моды.
Эти критерии изменчивы и зависят от много от местности, менталитета,
образования, возраста, социального положения того круга лиц, от которых
человек ждет признание. Часто их мерками человек оценивает и себя.
Почему же люди стремяться самореализоваться? Потому как от процесса и
результата
самореализации
они
получаю
удовлетворение.
Они
чувствуют
себя счастливыми. И не важно осознают они это или нет. На эту тему было
проведено
много
исследований.
И
если
с
ними
ознакомиться
то
можно
понять, как протекает на физиологическом уровне механизм удовлетворения
от самореализации.
Когда мы реализуем какую-то свою идею, достигаем поставленной цели, то
активизируем
зону
в
мозге
(вентральный
стриатум),
которая
отвечает
за
механизм поощрения. Именно в этой зоне нейроны вырабатывают гормон
«счастья» - дофамин, вызывающий удовлетворение, то самое чувство счастья
в
ответ
на
«правильные»
действия
согласно
реализации
себя
в
рамках
направленного
развития
личности.
Именно
по
этому,
мы
стараемся
самореализоваться, чтобы получить это «здоровое» чувство удовлетворения.
Абсолютно здоровый человек испытывает зависимость от этого чувства. Для
этого человек ставит себе цели и достигает их в разных отраслях жизни.
Самореализация
многогранна.
Потому
как
один
и
тот
же
человек
принадлежит к большому числу групп, имеет много ипостасей. А значит и
реализоваться может в разных отраслях, в этом есть плюс, но есть и минус.
В
современном
мире
есть
тенденция
«всё
успевания».
Каждый
хочет
реализоваться максимально по всем направлениям. И как говорится, хотят это
сделать «красиво». Например, один и тот же человек хочет быть идеальным
работником, семьянином, родителям, блогером, студентом и т.д. всего не
перечислить. Как много всего хочется успеть.
Чем же вызвано такое бегство?
Вызвано
это
как
раз
тем,
что
сейчас
модно
принадлежать
к
лицам
успевающим во всем. У людей есть потребность добиваться, как можно чего-
то чаще, больше, лучше. Люди стремительно делятся этим в интернете,
чтобы
получить
признание.
Они
выкладывают
свою
жизнь,
чтобы
их
поощрили другие. Они ждут лайков, комментарий, положительных эмоций. И
многие
приравнивают
«всё
успеваемость»
и
публичность
к
критериям
успешного
человека.
А
кто
успешен,
тот
чувствует
гордость
за
себя,
самоудовлетворение,
а
значит
и
чувство
счастья.
Люди
зачастую
сами
загоняют себя в это бегство за счастьем. Потому как они видят готовую схему
по получению счастья. Они стремятся ее реализовать. Люди следуют по пути
успешно реализовавшихся в этом направление. Как часто мы видим людей,
которые листаю бесконечное число раз ленты страниц других людей, которые
пестрят событиями. Например, там могут быть выложены фото и описано как
мама
5
детей
успевает
и
ягоду
собрать
на
своем
собственном
огороде,
идеально ухоженным и фитнес посетить и на работу сходить при этом всем
выглядит отлично, а на фотографиях то и дело мелькают счастливый муж и
дети на разных фотосессиях и прогулках. И таких примеров много. Красивая
«обертка всё успевания» манит, обращая в бегство.
Иногда, мне напоминается это все бег ослика за морковкой. Но многие
принимают такой образ жизни всерьез.
Конечно,
каждый
выбирает
сам
как
получить
счастье.
Но
многие
забыли, что счастье можно получить здесь и сейчас. Просто остановиться и
насладиться тем, что имеем.
Вместо просмотра контента и бега за счастьем, нужно насладиться
настоящим. Как-будто нажать на паузу кино. Сделать стоп-кадр и прожить его
в полной мере, погрузиться в ощущения.
Взрослые это умели и забыли. А современные дети это и не знают. Потому
как им прививается образ «всё успевающего» человека с самого раннего
дошкольного возраста.
Они окружены этим со всех сторон. Дома, обычно мамы, стараются все
успеть, нынешние бабушки и дедушки попали в эту же западню, дошкольные
учреждения,
к
сожалению,
тоже
в
этом
участвуют.
Все
хочется
быть
успешными,
вот
и
гонят
детей
на
перегонки.
Кичатся
показателями
и
успеваемостью. Одно радует, что дети в большинстве своем принимают это
как должное. С другой стороны есть те, кому сложно в таком ритме. И
отставая от массы «всё успевающих» они чувствуют себя неудачниками
Меня, как руководителя детского объединения, волнует проблематика этого
вопроса. Зачастую взрослые, пытаясь самореализоваться как «успешные всё
успевающие»
родители
отдают
детей
в
дополнительное
образование,
записывая его сразу на множество обучающих программ и секций, кружков и
т.д. В среднем на одного ребенка приходится 3 образовательные программы.
Когда я начала проводить исследование, то поняла, что комплект из трех
кружков – это норма для современного родителя. Так они считают себя
полноценными, «нормальными» родителями и это доставляет им чувство
счастья.
Согласитесь, ведь так приятно сказать другим мамам мимоходом: «Моей
Машеньки 5 лет, она ходит на танцы, на английский и на курсы по развитию
навыка чтения, вот думаю, куда бы ее еще отдать?». И таких примеров много.
Записывая
ребенка
на
кружки,
родители
не
думаю
о
счастье
ребенка,
а
пытаются реализоваться сами. Хотя, не всегда это признают.
Мне жаль «всё успевающих» детей, я вижу, как они загружены не по своей
воле. Они, конечно, творчески развиты, но совершенно не знают, как самим
себя занять. Потому что у них нет свободного времени, они весь день живут
по инструкциям педагогов, тренеров и т.д. Когда же образуется свободное
время, они погружаются в мир интернета, потому что это самый простой и
привычный способ, чтобы себя занять и не отвлекать «все успевающих»
родителей.
На самом деле, посещение большого количество кружков не дает гарантий,
что ребенок будет более развитым, чем тот, который не посещает кружки или
посещает только один кружек или образовательную программу.
На основе проведенного исследования призванного установить связь уровня
счастья родителей в зависимости от количества образовательных программ,
получаемых детьми в ДО можно сделать выводы:
1.
В
целом
уровень
счастья
и
количество
программ
дополнительного
образования связанны. Чем больше программ дополнительного образования
посещает ребенок, тем выше уровень счастья родителя.
2.
Так же установилась связь между такими явлениями как количество
программ
дополнительного
образования
и
чертами
характера
родителя:
властность
и
агрессивность.
Чем
выше
показатели
властности
и
агрессивности родителя, тем больше количество кружков, который посещает
ребенок.
Как это можно объяснить? Чем более авторитарный родитель по
отношению
к
ребенку,
тем
больше
ребенок
занят
в
образовательной
деятельности.
Своим
доминированием
родитель
принуждает
ребенка
заниматься и разносторонен развиваться.
Вывод. Более счастливым родитель себя чувствует тот, чей ребенок
посещает большее количество дополнительных образовательных программ.
Такой родитель более властный, а значит более настойчивый в развитие
своих детей. И если сейчас модой тенденцией является «всё успевание» и
именно это соотносится с успехом, то и следует ожидать, что современный
родитель самореализуясь в сфере воспитание, отдаст своих детей в большее
количество кружков, секций.
В связи с выше изложенным перечислю рекомендации для родителей:
-
выбирая
учебную
программу
в
учреждение
ДО
руководствуйтесь
интересами ребенка, а не своими не сбывшимися желаниями и модными
тенденциями;
-
не
заставляйте
свое
дитя
посещать
занятия
через
угрозы
и
лишения,
найдите в себе силы терпеливо договориться с ребенком, заинтересуйте его и
если
испытываете
трудности
в
мотивации
ребенка,
обратите сь
непосредственно к педагогу за помощью в решение этого вопроса;
- помните, что самым первым и самым важным педагог в жизни любого
ребенка является его родитель, не занимайте все свободное время вашего
чада дополнительным образованием, оставьте время, которое вы проведете с
ребенком без суеты, интернета и телевидения.
Самое дорогое – это наши дети. Бережно распоряжайтесь их временем.