Автор: Старкова Надежда Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ЦДТ№4
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Ищите меня в том, что я пишу…." По произведениям Антуана-Мари-Роже де Сент -Экзюпери
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
г. Ульяновска ЦДТ№4
«Ищите меня в том, что я пишу….»
По произведениям Антуана-Мари-Роже де Сент
-Экзюпери
Выполнила: Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Старкова Надежда Викторовна
Ульяновск 2020г.
Начало ХХ века. Франция. г. Лион. Лето. Рождается Антуан-Мари-Роже
де Сент –Экзюпери. Будущий великий писатель, актёр, художник, лётчик,
воин. В ХХI веке в 2020 году исполняется 120 лет со дня рождения. Красивая
дата, Юбилей.
Происхождение
Экзюпери
идёт
из
старинных
аристократических
семейств, но это происхождение не соответствовало социальному статусу его
семьи. В четыре года он остался без отца, а в семье было пятеро детей. И
благодаря бабушкам, дети получили образование и росли, не испытывая
нужды.
Первая встреча с самолётом произошла в 12 лет и помог ему в этом
знаменитый лётчик, будущий ас воздушых сражений, ещё первой мировой
войны Жюль Ведрин. На двенадцатилетнего мальчика этот полёт особого
впечатления не произвёл. Он обязательно вернётся к полётам, но позже.
После окончания школы, он поступает в Академию художеств на отделение
архитектуры, а уже в 1921 году бросает Академию и поступает добровольцем
в авиационный полк. Он работает в авиаремонтных мастерских и постепенно
добивается
разрешения
учиться
летать.
Не
сразу,
но
всё
же
удаётся
за
определённую плату обучиться пилотированию гражданских самолётов. Это
было похоже на домашнее обучение, но в то время это было возможно. Через
год
он
получает
звание
младшего
лейтенанта
и
назначение
лётчиком
в
авиационный полк.
Но через три месяца попадает в первую тяжёлую аварию, получает
первое
серьёзное
ранение
и
демобилизуется.
Начинается
другая
жизнь.
Жизнь без неба.
Он
служит
конторщиком,
торговым
агентом
и
только
после
четырёхлетнего
перерыва,
в
1927
году
возвращается
к
лётной
работе,
пилотом почтовой линии. И в течении ряда лет работает то лётчиком, то на
административных
постах.
Далее
начинает
знакомиться
с
миром,
как
корреспондент газеты «ПАРИ-СУАР». И тогда же посещает Советский Союз.
Он много пишет, публикует репортажи, затем дважды едет на фронты в
Испанию и пишет свои статьи об этом. И в то же время выходит его первая
книга
«Планета
людей».
Именно
тогда
он
окончательно
связывает
свою
жизнь с авиацией. Начинается Вторая Мировая война. Он решает воевать не
только своим литературным пером. Он стремится к тому, чтобы самому
лично бороться с фашизмом с оружием в руках. И вот он вновь в небе.
Перед одним из боёв Экзюпери написал: «если я выберусь живым из
этой необходимой и неблагодарной работы, передо мной будет стоять лишь
одна проблема: что можно, что надо сказать людям?».
Нет, он не выбрался. 31 июля 1944 года он не вернулся с задания. Он
погиб над городом Лионом, в котором родился. Так распорядилась судьба. Но
через
века
до
нас
дошла
жемчужина
его
писательского
творчества
«Маленький принц». Эта невероятно трогательная история учит не только
детей, но и взрослых, любви, дружбе, ответственности, сопереживанию.
С детства Экзюпери был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился
играть на скрипке, увлекался и техникой. Это и стало основой его души, его
творчества, его понимания жизни. Знакомясь с повестью-сказкой «Маленький
принц» начинаешь невольно понимать, что этот ребёнок сам автор, это его
переживания, это его видение счастья и несчастья, его боль и радость, его
нравственные
победы
и
поражения.
Ведь
история
«Маленького
принца»
возникла
в
связи
с
авиакатастрофой,
в
которую
попал
Экзюпери
на
территории Ливийской пустыни. Эта авария оставила глубокий след в его
душе и вылилась в повесть-сказку, где главный герой маленький мальчик.
Писатель
переживал
за
поколение
получившее
материальные
блага,
но
утратившее духовное содержание. Он стремился вернуть миру утраченное
милосердие и напомнить людям об ответственности за землю.
Как
же
это
актуально
и
в
ХХI
веке!
Читая
маленького
принца,
чувствуешь
каждый
нерв
в
душе
автора.
В
сказке
ребёнок
чувствует
и
понимает глубже, тоньше взрослых. Которым очень сложно выйти за пределы
своих привычных мирков. Их вполне устраивают их жизненные рамки. Они
растеряли все свои духовные качества и существуют, а не живут. Походу
сказки-повести, маленький принц произносит следующие слова: «Странный
народ – эти взрослые» или «Право же, взрослые очень странные люди». А
ведь он выносит приговор глухим, слепым, бездушным взрослым. Малыш
хотел понять смысл жизни, расширить кругозор и разобраться во всём. Он
продемонстрировал это, отправившись путешествовать по другим планетам и
путешествие это, оказалось для него достаточно сложным. А что он надеялся
найти? Экзюпери даёт удивительно чёткий и понятный ответ. Маленький
принц отправился в путь, чтоб научиться любить. На каждой планете, на
которых он был, жило по одному человеку. Это как приговор одиночества.
Первая планета – Король, любил властвовать. Это было для него главное. Он
жил один и руководить то ему было не кем, но однако он Король и в богатом
наряде.
Вторая планета – Эгоист и Чистолюбец, который любил себя и требовал
восхищаться собой. Третья планета – Пьяница - это слабость и безволие.
Четвёртая планета – Деловой человек, абсолютная алчность. Пятая планета –
Фонарщик,
он
понравился
маленькому
принцу,
т.к.
воплощал
долг
и
обязанность. Шестая планета – Географ, бесстрастная наука, он много знал,
но был скуп, однако именно он предложил мальчику посетить Землю –
седьмую планету. Но прежде чем попасть на Землю, мальчик вдруг вспомнил
свою планету, откуда ушёл. Там было у него три вулкана, барашек, красавица
роза
с
тремя
шипами,
которую
он
охранял,
берёг,
накрывая
колпаком
и
загораживая от ветров шторой. Он вспомнил, как выкапывал баобабы (это
воплощение зла на его планете), он вдруг понял, как же он любит свою
планету и как хочет вернутся туда, где любил наблюдать за заходом солнца.
Но Земля есть Земля и её обязательно надо посетить. Он всё хотел
увидеть и понять сам.
Экзюпери использует в произведении очень созвучные сюжету образы.
Планета маленького принца – это символ человеческой души. Символ дома
человеческого
сердца.
Экзюпери
как
бы
говорит
о
том,
что
у
каждого
человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда. Образ
розы – это символ любви и красоты. Но не очень большой принц, не сразу
разглядел настоящую внутреннюю сущность красоты. Красота только тогда
стала
для
него
прекрасной,
когда
наполнилась
глубоким
смыслом
и
содержанием. Ведь настоящую сущность можно увидеть только сердцем.
И вот Земля! В произведении Земля – это пустыня, символ духовной
жажды.
Но
она
прекрасна.
Ведь
в
ней
таятся
родники,
найти
которые
поможет человеку только сердце. Колодец в пустыне – символ воды, очень
значим
для
писателя.
Вода
–
первооснова
жизни,
источник
всякого
существования, восстановления, возвращения. Автор верит, что в каждом
человеке скрываются родники, нужно только найти их и открыть. В каждом
из нас обязательно должен жить маленький принц, вера в которого и выведет
нас к воде. А в повести к воде маленького принца вывел лётчик.
Змея – первая, кого встречает в пустыне маленький принц, сидя на
стене, а змея точно под ним. Змея бережёт источник мудрости и бессмертия.
В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание
судьбы человеческой. Это она предлагает герою, познакомиться с Землёй
поближе, приняв материальное обличие, уверяя его, что среди людей тоже
одиноко. На Земле принц должен как бы проверить себя и принять важное
решение. Она опасается, что на Земле он потеряет свою чистоту, пройдя
через испытания. Но однако она поможет малышу вернуться на свою планету,
дав ему свой яд. Мальчик сказал, что попав на Землю его тело стало очень
тяжёлым и ему его не поднять, а он очень хочет вернуться на свою планету,
вот тут и приходит на помощь змея, дав ему свой яд.
Лис
-
издавна
в
сказках
(не
лиса)
является
символом
мудрости
и
знанием
жизни.
Беседы
маленького
принца
с
этим
мудрым
животным
помогают ему вернуть то, что он так долго искал. К нему возвращаются
ясность и чистота осознания. Лис учит мальчика основам, люби дружбы, о
чём люди давно забыли. Лис - один из многих лисиц, которых сотни, а
мальчик - один из многих мальчиков, которых тоже сотни. «Но если ты меня
приручишь, мы станем нужны друг другу». Приручить – значит создать узы
любви, единения душ. И ещё один секрет открыл лис мальчику: «Зорко –
одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь». Замечательная
философия
чести,
доброты,
достоинства,
уважения,
смелости,
мужества,
понимания.
И когда дочитывается последняя страница повести – сказки, начинаешь
понимать, что это предсказание автором собственной судьбы, потрясающе!
Весь
мир
становится
другим
от
того,
что
где
то
в
безвестном
уголке
вселенной, есть планета звезда, на которой летит маленький принц, а другие
звёзды дарят ему свою нежность. И, наверное, никогда ни один взрослый не
поймёт: «Как это важно дарить нежность!».