Автор: Гриднева Наталья Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ СОШ №6 им. Г.В. Батищева
Населённый пункт: с. Гофицкое Ставропольский край
Наименование материала: педагогическое исследование
Тема: Педагогическое сопровождение подростков в процессе формирования эмоционального интеллекта
Раздел: среднее образование
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №6 имени Г. В. Батищева
Тема
:
Педагогическое сопровождение подростков в процессе
формирования эмоционального интеллекта
Выполнила: Гриднева
Наталья Ивановна
учитель химии, технологии
МКОУ СОШ № 6
им. Г. В. Батищева
Гофицкое, 2019
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Гла ва I.
Теоретический
анализ
проблемы
педагогического
сопровождения
подростков в процессе формирования эмоционального интеллекта
1.1.
Эмоциональный интеллект и основные подходы к его изучению в отечественной
и зарубежной науке
1.2.
Педагогическое сопровождение как технология развития личности подростка в
образовании
1.3.Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте
Глава II.
Развитие эмоционального интеллекта подростков
2.1. Модель развития и формирования эмоционального интеллекта подростков в
процессе педагогического сопровождения
2.2.
Опытно-экспериментальная
программа
по
развитию
эмоционального
интеллекта подростков
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность
исследования.
Феномен
эмоционального
интеллекта
признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Важность и
необходимость
развития
составляющих
эмоционального
интеллекта
как
факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивида
и влияющих на его успешность в жизни, также неоспоримы.
Ранее
интеллектуальная
сторона
жизни
человека
противопоставлялась
эмоциональной составляющей личности. В настоящее время признаётся, что
эмоция, как особый тип знания, может дать человеку возможность успешно
адаптироваться к условиям окружающей среды и соотносится с категорией
интеллект. Эмоции и интеллект способны объединиться в своей практической
направленности. Данная интеграция необходима для гармоничного развития
личности.
1
Большую
разработанность
проблема
эмоционального
интеллекта
получила
в
рамках
зарубежной
психологии.
Теория
эмоционально-
интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, теория
эмоциональной
компетентности
Д.
Гоулмена,
некогнитивная
теория
эмоционального
интеллекта
Р.
Бар-Она
представляют
интересные
решения
многих теоретических и практических проблем эмоционального интеллекта. Г.
Г. Горскова, И. Н. Андреева, Д. В. Люсин, Э. Л. Носенко, Н. В. Коврига, О. И.
Власова, Г. В. Юсупова, М.А. Манойлова, Т. П. Березовская, А. П. Лобанов, А.
С.
Петровская
и
другие
учёные
работают
над
проблемой
в
рамках
отечественной психологии.
Таким
образом,
актуальность
данного
исследования
обусловлена
противоречиями:
научно-теоретического
характера – между значительным количеством
исследований
педагогического
сопровождения
как
феномена
гуманистической педагогики и недостаточным количеством исследований
1
Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в
подростковом возрасте: автореф. дис. …канд. психол. наук / Давыдова Юлия Викторовна.- М., 2011. – 22 с.
4
возможности
педагогического
сопровождения
младших
школьников
в
процессе формирования эмоционального интеллекта;
научно-методического
характера –
между
изобилием
научно
обоснованных
программ
педагогического
обеспечения развития
эмоционального интеллекта взрослых и недостатком адаптированных к
подростковому
возрасту
программ
педагогического
сопровождения
обучающихся в процессе формирования эмоционального интеллекта.
Обозначенные
противоречия
определили
постановку проблемы
исследования: недостаточная разработанность педагогического обеспечения
формирования
у
подростков
эмоционального
интеллекта,
учитывающего
возможности педагогического сопровождения этого процесса.
Цель исследования состоит в разработке теоретико-практических основ
системы педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта
подростков в образовательной деятельности современной школы.
Объект
исследования:
педагогическое
сопровождение
подростков
в
образовательном процессе.
Предмет
исследования:
технология
педагогического
сопровождения
развития эмоционального интеллекта подростков.
Гипотеза: развитие эмоционального интеллекта подростков в учебном
процессе
наилучшим
образом
обеспечивается
в
условиях
специально
организованного
педагогического
сопровождения
подростков,
направленного
формирование навыков личностной саморегуляции эмоционального состояния
и
становление
эмоциональной
устойчивости
с
помощью
специально
разработанного программно-методического обеспечения.
Объект,
предмет
и
цель
позволили
нам
сформулировать
следующие
задачи исследования:
1.
Осуществить
ретроспективный
анализ
проблемы
развития
эмоционального интеллекта подростков в теории и практике отечественных
и зарубежных ученых.
5
2.
Раскрыть
сущностные
характеристики
педагогиче ского
сопровождения
обучающихся
в
процессе
развития
эмоционального
интеллекта.
3.
Разработать
и
обосновать
пути
и
механизмы
развития
эмоционального
интеллекта
подростков
в
ходе
педагогического
сопровождения.
4.
Спроектировать
модель
развития
эмоционального
интеллекта
подростков.
5.
Подготовить программу по развитию эмоционального интеллекта
подростков.
Методы
исследования:
методы
теоретического
исследования:
анализ
первоисточников
по
проблеме
исследования;
сравнение,
абстрагирование,
систематизация, аналогия и классификация позиций различных исследователей,
представителей разных научных школ; обобщение и интерпретация научных
данных.
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы из 37 источников.
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В
ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1.
Эмоциональный интеллект и основные подходы к его изучению
в отечественной и зарубежной науке
Понятие
«эмоциональный
интеллект»
является
многозначным
и
недостаточно определенным в современной психологии.
Термин «эмоциональный интеллект» был введен в научный обиход П.
Сэловеем и Дж. Мэйером для обозначения особого комплекса психических
свойств,
таких,
как
умение
разбираться
в
собственных
чувствах,
эмпатия,
умение регулировать собственные эмоции.
Х. Вайсбах, У. Дакс рассматривают эмоциональный интеллект как умение
«интеллектуально»
управлять
своей
эмоциональной
жизнью.
Проявляется
6
эмоциональный интеллект в партнерских отношениях и упоминается в одном
контексте с профессиональным и личным успехом.
1
Д. Гоулмен в своих исследованиях эмоционального интеллекта показал,
что
жизненный
успех
человека
определяется
не
столько
общим
уровнем
умственного
развития,
сколько
теми
особенностями
его
разума,
которые
определяют способность к самопознанию и эмоциональной саморегуляции,
умение выражать свои чувства, понимать и тонко реагировать на состояние
других людей. Именно уровень эмоционального развития, по мысли автора,
определяет жизненную и профессиональную успешность людей. Д. Гоулмен
исходит
из
положения
о
том,
что
любая
проблема,
с
которой
человек
сталкивается
в
жизни,
имеет
множество
решений,
и
если
бы
человек
анализировал их путем последовательного перебора или только логического
анализа, то он бы не смог быстро принимать решения и действовать.
Г.
Гарднер
разработал
теорию
множественных
интеллектов,
выделив
девять его видов, два из которых имеют отношение к развитию эмоциональной
сферы
личности
(интраперсональный
–
умелое
распознавание
своих
собственных чувств и настроений; интерперсональный – умелое распознавание
чувств, настроение, душевных состояний других людей, а также использование
этой информации для управления поведением).
Р. Стернберг выдвинул теорию практического интеллекта и трактовал его
как способность адаптироваться к ситуациям реальной жизни.
2
Г. Бхарвани трактует эмоциональный интеллект как способность понимать
эмоции и предпринимать адекватные действия.
И.Н.
Андреева
убеждена,
что
эмоциональный
интеллект
фокусирует
внимание на познании и использовании собственных эмоциональных
состояний
и
эмоций
окружающих
для
решения
проблем
и
регуляции
поведения.
3
1
Вайсбах, X., Эмоциональный интеллект. Душа и тело: пер. с нем. / X. Вайсбах, У. Дакс. – М. : Лик Пресс,
1998. – 160с.
2
Практический интеллект / под общей ред. Р. Стернберга. – СПб: Питер, 2002.
7
1.2. Педагогическое сопровождение как технология развития личности
подростка в образовании
Одной
из
задач
представленного
исследования
являлось
определение
сущности понятия педагогического сопровождения в образовательной практике.
Сопровождение –
это
система
профессиональной
деятельности,
направленная на создание социально-психологических условий для успешного
воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
По
мнению
Е.
И.
Казаковой
под
сопровождением
понимается
метод,
обеспечивающий
создание
условий
для
принятия
субъектом
развития
оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Анализ педагогических источников позволил выделить три направления
исследования педагогического сопровождения:
- сопровождение как воспитание (В. П. Бондарев, И. А. Липский, М. И.
Рожков):
сопровождение
представлено
взаимовлиянием,
опосредованным
применением техник, усиливающих позитивные и нейтрализующих негативные
тенденции в развитии человека;
- сопровождение как защита (С. В. Дудчик): сопровождение обеспечивает
безопасность,
интересы
и
права
в
процессе
личностного,
жизненного
и
профессионального самоопределения;
-
сопровождение
как
индивидуализация
(Е.
А.
Александрова,
М.
Р.
Битянова,
Е.
А.
Козырева,
И.
Б.
Левицкая,
Н.
Г.
Осухова,
С.
К.
Турчак):
сопровождение предполагает перманентную готовность взрослого адекватно
отреагировать на запрос ребенка о взаимодействии; утверждение собственной
его состоятельности.
В основе педагогического сопровождения лежат следующие принципы:
гуманизации – предполагающий веру в возможности ребенка;
системного подхода – основанного на понимании человека как целостной
системы и педагогического процесса как целостной системы;
3
Андреева И.Н Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. – 2008. -
№5. – С. 83-95.
8
комплексного подхода к сопровождению развития ребенка;
учета
индивидуальных
и
возрастных
о соб е н н о с т е й ребенка,
предполагающий
содержание,
формы,
способы
сопровождения,
соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам
его развития;
непрерывности сопровождения ребенка в образовательном процессе, а
именно преемственность и последовательность сопровождения;
принцип культуротворчества и духовной направленности.
Целью педагогического сопровождения в образовательном учреждении и
воспитательной
деятельности
является создание
условий
для
нормального
развития и успешного обучения ребенка, для его саморазвития.
Можно выделить основные направления педагогического сопровождения:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и
воспитания;
психологическое
обеспечение
индивидуальных
образовательных
программ;
развитие
психолого-педагогической
компетентности
родителей,
педагогов;
помощь в определении своего места в жизни на основе ценностных
ориентиров и идеалов;
создание условия для саморазвития личности.
Задачами педагогического сопровождения являются:
создание
эмоционально
благоприятного
микроклимата
при
общении с детьми;
изучение индивидуальных особенностей развития детей в единстве
интеллектуальной,
эмоциональной
и
поведенческой
сфер
их
проявления;
помощь
нуждающимся
в
особых
обучающих
программах,
специальных формах организации их деятельности;
9
своевременное
проведение
ранней
диагностики
и
коррекции
нарушений в развитии и траекторий индивидуального развития;
повышение
психологической
компетентности
воспитателей,
родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Алгоритм последовательности работы по сопровождению ребенка может
быть следующим:
1.
Постановка проблем (осознание сути проблемы, сбор информации,
проведение диагностического исследования);
2.
Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми
заинтересованными лицами возможных путей и способов решения
проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных
решений);
3.
Разработка
плана
комплексной
помощи
( о п р е д е л е н и е
последовательности
действий,
распределение
функций
и
обязанностей
сторон,
сроков
реализации,
совместная
выработка
рекомендаций педагога, родителей, специалистов);
4.
Консультирование
всех
участников
сопровождения
о
путях
и
способах решения проблем ребенка;
5.
Реализация
плана
по
решению
проблемы
(выполнение
рекомендаций каждым участником сопровождения);
6.
Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению
(предполагает
ответы
на
вопросы:
u1063
Что
удалось?
Что
не
удалось? Почему?
Решение
отдельной
проблемы
или
проведение
дальнейшего
анализа
развития ребенка. Ответ на вопрос: Что мы делаем дальше?).
Главное
в
педагогическом
сопровождении
– обучающийся,
его
внутренний мир, его бытие и их качественная характеристика.
Базовым
принципом
педагогического
сопровождения
развития
эмоционального
интеллекта
является
организация
различных
видов
10
сотрудничества,
предполагающее
общую
деятельность,
взаимоуважение
и
взаимную поддержку.
Педагогическое сопровождение как технология развития эмоционального
интеллекта
подростка
характеризуется
целостностью,
взаимосвязанностью
целей,
задач,
педагогических
средств,
строится
на
основе
комплексной
диагностики
критериев
эмоционального
интеллекта,
ориентировано
на
интеграцию
эмоционально-мотивационной,
когнитивной
и
поведенческой
сферы
личности
и
включает
в
себя
диагностический,
развивающий
и
результативный
этапы.
Целостность
технологии
педагогиче ского
сопровождения
имеет
структурный
и
содержательный
аспекты
и
обеспечивается
единством
компонентов
технологии
на
основе
общей
цели,
ориентированно стью
на
индивидуальное
развитие
подро стка
и
взаимодействием
всех
участников
педагогического
процесса
на
каждом
из
этапов её реализации.
Таким
образом,
педагогическое
сопровождение
спо собствует
поддержанию и развитию каждого отдельного одарённого подростка, оказанию
ему помощи и поддержки в наиболее полном самоопределении через создание
организационно-методических условий.
1.3. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом
возрасте
Подростковый возраст сензитивен для социального и эмоционального
развития.
Подростковый
возраст
—
период,
когда
на
первый
план
выступает
межличностное
общение,
которое
является
ведущим
видом
деятельности.
1
Многие
исследователи
результатом
эффективного
общения
считают
эмоциональный
интеллект
(ЭИ),
понимая
под
ним
способности
человека
осознавать, адекватно выражать свои эмоции и воспринимать эмоции партнера
по общению.
1
Иванова
Е.
С.,
Пашкевич
О.В.Особенности
эмоционального
интеллекта
в
подростковом
возрасте
//
Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 6.— Екатеринбург: Изд-во Урал.
ун-та, 2008.— С. 264–267.
11
Выделение категории эмоциональный интеллект в подростковом возрасте
связано с появлением таких возрастных новообразований, как возникновение
рефлексии, ведущей к развитию самоанализа, появление особого интереса к
своим
переживаниям,
неудовлетворенность
внешним
миром,
уход
в
себя,
появление
чувства
исключительности,
стремление
к
самоутверждению,
противопоставление себя окружающим, увеличение числа конфликтов с ними.
Открытие своего внутреннего мира подростком сопровождается радостью
и волнением, но оно при этом вызывает также много тревожных переживаний.
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на
других на место радости приходит чувство одиночества. Подростковое «Я» еще
неопределенно, и оно часто переживается как беспокойство или ощущение
внутренней пустоты, которую хочется чем-либо заполнить. Поэтому можно
наблюдать
рост
потребности
в
общении
и
при
этом
повышение
его
избирательности и необходимости в уединении.
Главные линии, по которым развивается мотивация этого возрастного
периода, связаны с активным стремлением к самопознанию, самовыражению и
самоутверждению.
Более
высокий
уровень
самосознания,
появляющийся
в
психологии подростка, – главная черта в психологии этого возраста.
Эмоциональная сфера подростка претерпевает значительные изменения, в
целом, ее можно охарактеризовать как лабильную, неустойчивую.
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ПОДРОСТКОВ
2.1. Модель развития и формирования эмоционального интеллекта
подростков в процессе педагогического сопровождения
Педагогическое
сопровождение,
как
процесс
воспитания,
защиты
и
индивидуализации,
относительно
формирования
эмоционального
интеллекта
представляет
создание
педагогом
условий
для
максимально
возможного
самостоятельного
проявления
детьми
способности
эмоционального
самовыражения с целью их эффективного включения во взаимоотношения с
другими детьми и взрослыми, посредством вариативного применения тактик
12
опеки,
заботы,
защиты,
наставничества,
партнерства,
помощи,
поддержки,
собственно сопровождения.
Модель развития и формирования эмоционального интеллекта подростков
представлена на рис. 2.1.:
Рис. 2. 1. Модель развития и формирования эмоционального интеллекта подростков
Эмоциональное
развитие
в
рамках
учебной
деятельности
может
осуществляться
посредством
активной,
творческой
оценочной
и
контролирующей
деятельности,
через
сознательную
рефлексию
подростком
13
ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ПОДРОСТКОВ
Условия возникновения и формирования эмоционального интеллекта:
культурные особенности
нравственное представление
социальная среда
отношение подростка к себе и к другим.
социальный опыт
развитие чувств
совместная деятельность
Эмоциональная ситуация
Оценка ситуации
(получение эмоц.инф обработка получ.эмоц.инф.
когнитивная ассимиляция эмоц.опытараспознавание,
понимание и осмысление эмоций в данной ситуации)
Эмоциональный отклик
Сопереживание
Обогащение социального опыта
Результат позитивной динамики развития
эмоционального интеллекта: готовность
заботиться о другом человеке
своего
эмоционального
репертуара,
его
оптимизацию
и
обогащение.
Эффективность
этого
процесса
во
многом
зависит
от
личностных
качеств
учителя, а также общей ориентации данного процесса на целостную личность
подростка
и
особенно
-
на
ценностно-смысловую
и
нравственно-духовную
сферы его личности.
Мы
выделяем
следующие
принципы
системы
педагогического
сопровождения
развития
эмоционального
интеллекта:
опосредованности
педагогического
воздействия
на
эмоциональную
сферу;
адекватности
эмоциональных
реакций
педагога
уровню
развития
эмоциональной
сферы
подростков
и
особенностям
эмоциогенных
ситуаций;
эмоциональной
включенности
школьников
в
социально
значимые
личностные
отношения;
эмоциональной
бинарности;
интеграции
действий
всех
субъектов
педагогического сопровождения подростков.
Нами были обоснованы и определены критерии, показатели и уровни
развития
эмоционального
интеллекта
подростков.
В
качестве
критериев
развития
эмоционального
интеллекта
подростков
мы
выделяем
следующие:
когнитивный
(когнитивный
компонент
эмоционально-чувственной
сферы),
мотивационно-ценностный
(мотивационно-ценностный
компонент
эмоционально-чувственной
сферы),
конативно-деятельностный
(конативно-
деятельностный компонент эмоционально-чувственной сферы).
Каждый
из
критериев
находит
отражение
в
показателях,
которые
представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Критерии и показатели развития эмоционального интеллекта подростков
14
Критерии
Показатели
когнитивный
компонент
-способность идентифицировать и
выражать собственные эмоции;
- способность идентифицировать
эмоции окружающих;
- способность прогнозировать эмоции
окружающих.
мотивационно-ценностный
компонент
-интенсивность и модальность
эмоциональных переживаний в
отношении наиболее значимых
ценностей;
- интенсивность и модальность
эмоциональных переживаний,
побуждаемых ведущими мотивами.
конативно – деятельностный
компонент
-умение регулировать собственную;
эмпатия;
-умение воздействовать на
эмоциональное состояние других.
Педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта
подростков рассматривается нами как динамический процесс, имеющий
временную протяженность и включающий этапы, отражающие разные
педагогические
функции
педагога:
предваряющий
(функция
педагога
-
помощь
и
защита),
актуализирующий
(функция
педагога
–
помощь
и
поддержка) и рефлексирующий (функция педагога - пример и поддержка).
При
этом
помощь
предполагает
содействие
подростку
в
преодолении
возникающих
у
него
эмоциональных
проблем
при
условии,
что
сам
обучающийся в силу различных причин (эмоциональной неготовности,
недостаточной
информированности
о
способах
выхода
из
данной
эмоциогенной ситуации, невысоким уровнем сформированности умений
контролировать эмоции и др.) не может справиться с данной ситуацией.
Каждый
из
этапов
педагогического
сопровождения
развития
эмоционального
интеллекта
подростков
предполагает
не
решение
проблемы
за
школьников,
а
стимулирование
их
самостоятельности
в
выборе способа эмоционального реагирования (см. рис. 2.2.).
15
Рис.2.2. Алгоритм организации педагогического сопровождения подростков
в процессе формирования эмоционального интеллекта
Рассмотрим каждый из этапов более подробно.
1.
П о д г о т о в и т е л ь н о - о р г а н и з а ц и о н н ы й
э т а п предполагает
осуществление деятельности по согласованию вопроса целесообразности
развития эмоционального интеллекта детей в пределах данного учебного
заведения.
Цель – организация педагогического сопровождения подростков
в процессе формирования у них эмоционального интеллекта
Подготовительный этап (работа с педагогами)
разработка
метода
диагностики
эмоционального
интеллекта;
разработка
программы
формирования
эмоционального
интеллекта;
подготовка
педагогического коллектива к осуществлению
Организационный этап (работа с родителями, педагогами, психологом)
проведение
родительских
собраний,
мотивация
интереса
родителей
к
формированию
эмоционального
интеллекта
их
детей;
консультирование
педагогов и психологов
Диагностический этап (работа с детьми, педагогическая помощь в
прохождении диагностики)
п р о в ед е н и е
д и а г н о с т и к и ;
о п р ед е л е н и е
и сход н о го
у р о в н я
сформированности
эмоционального
интеллекта
подростков
по
когнитивному,
рефлексивному,
поведенческому
и
коммуникативному
критериям
Деятельностный этап (работа с детьми, сопровождение реализации
программы)
Контрольный этап (работа с детьми, подведение результата)
Определение уровня сформированности эмоционального интеллекта
Рефлексивный этап (работа с родителями, педагогами)
Обсуждение
результатов
работы:
родительское
собрание,
заседание
психолого-педагогической комиссии, педагогический совет
16
2.
Диагностический этап представляет собой определение исходного
уровня
эмоционального
интеллекта
(первоначальную
диагностику).
Первоначальное диагностическое обследование выявляет уровень развития
эмоционального
интеллекта
учащихся,
их
текущее
со стояние,
заключающееся в степени успешности адаптации в обществе, наличии
возможных
зат руднений
в
разрешении
сложных
с и т у а ц и й ,
внутриличностных
и
межличностных
конфликтов,
взглядов
на
жизнь,
стремлений, настроения.
3.
Деятельностный этап педагогического сопровождения заключается
в
непосредственном
проведении
занятий
по
программе
развития
эмоционального интеллекта школьников.
4.
Контрольный эта основан на осознании важности промежуточной
диагностики,
которая
является
частью
систематического
контроля
продуктивности
процесса
реализации
программы
по
формированию
эмоционального интеллекта.
5.
Рефлексивный этап сопровождения включает в себя анализ причин
возникновения
трудностей
и
разработку
методов
коррекции,
а
также
внедрение изменений в осуществляемую деятельность
.
Алгоритм
организации
педагогического
сопровождения
представляет
собой поэтапные действия педагога, обеспечивающие достижение достаточного
и
оптимального
уровня
сформированности
эмоционального
интеллекта,
и
осуществляемые
при
поэтапном
соблюдении
условий
готовно сти
педагогического
коллектива
к
формированию
эмоционального
интеллекта
школьников; согласия родителей на формирование эмоционального интеллекта
их
детей;
проведения
диагностики
исходного
уровня
сформированности
эмоционального интеллекта; соответствия отбираемых тактик педагогического
сопровождения
возрастным
особенностям,
потребностям,
интересам
и
способностям подростков, положительной динамики уровня сформированности
эмоционального интеллекта.
17
Таким
образом,
педагогическое
сопровождение
школьников
в
процессе
развития
эмоционального
интеллекта
способствует
их
физическому,
психическому,
нравственно-ценностному
и
социальному
благополучию,
развитию культуры общения, эмпатийных качеств личности, экспрессивных
умений
учащихся,
конструктивному
разрешению
проблемных
ситуаций,
снижению тревожности и страхов, повышению уверенности в себе.
2.2.
Опытно-экспериментальная
программа
по
развитию
эмоционального интеллекта подростков
Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов общеобразовательной
школы. Используемый метод – тренинговые занятия Программа включает в
себя 6 занятий по 2 часа (120 мин.), время проведения – 12 часов.
Цель
программы: формирование
доверительного
и
аутентичного
отношения
к
миру
на
основании
развития
способностей
понимания
собственных эмоций и эмоций других людей, формирования навыков контроля
собственных
эмоций
и
развития
эмоционального
взаимодействия
с
окружающими.
Задачи:
1)
Выявить
актуальный
уровень
проблемы
эмоционального
интеллекта;
2)
Разработать
диагностический
инструментарий
по
проблеме
эмоционального интеллекта.
Ожидаемый результат программы
- гармонизации взаимоотношений личности в семье и коллективе;
-
развитию
способностей
личности
к
межкультурному
диалогу
и
взаимодействию;
- развитию лидерских качеств;
- развитию гуманных чувств;
- формированию позитивного отношения к миру;
-
снижению
уровня
агрессивности
личности
и
актов
проявления
агрессии;
18
- появлению стойкого интереса к собственному эмоциональному миру
и к другому человеку, как к носителю эмоциональной энергии;
-
умением
контролировать
свои
чувства
так,
чтобы
они
не
«переливались через край»;
- способность сознательно влиять на свои эмоции.
В реализации программы принимают участие:
1.
Педагог-психолог школы;
2.
Учащиеся.
Ориентировочная структура занятия
1.
Ритуал
приветствия.
Позволяет
сплачивать
подростков,
создавать
атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман
самой группой.
2.
Разминка - воздействие на эмоциональное состояние подростков, уровень
их
активности.
Разминка
выполняет
важную
функцию
настройки
на
продуктивную
групповую
деятельность.
Она
проводится
не
только
в
начале занятия, но и между отдельными упражнениями.
3.
Основное
содержание
занятия
-
совокупность
психотехнических
упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного занятия.
Приоритет
отдаётся
многофункциональным
техникам,
направленным
одновременно
на
развитие
познавательных
процессов,
формирование
социальных
навыков,
динамическое
развитие
группы.
Важен
порядок
предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность
предполагает
чередование
деятельности,
смену
психофизического
состояния ребёнка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной
игры к релаксационной технике.
4.
Рефлексия
занятия
-
оценка
занятия.
Арттерапия,
бе с ед ы.
Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо
- было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это
делали).
5.
Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия.
19
Требования к ведущему.
1.Психологическая
компетентность
(наличие
психологического
образования, опыта участия в тренингах и опыта ведущего групповой
психологической работы).
2. Языковая компетентность.
3. Открытость в выражении чувств.
Оценка эффективности работы
Эффективность
работы
отслеживается
по
результатам
анкетирования
педагогов
(экспертная
оценка),
наблюдений
за
воспитанниками
на
каждом
занятии,
психологической
диагностики
проводимой
перед
началом
серии
занятий и по их окончанию.
Предполагаемый результат:
Большая чуткость к чувствам других людей.
Лучшее понимание последствий своего поведения.
Возросшая
потребность
«правильно
понимать»
межличностные
ситуации и планировать соответствующие действия.
Более высокая самооценка.
Просоциальное поведение.
Развитие способности усваивать знания.
Лучший
самоконтроль,
социальное
осознание
и
принятие
социальных решений в классе и вне класса.
Структура программы
№
занятия
название
цель
Время
проведения
Материалы,
оборудование
Занятие 1
Знакомство.
Диагностика
эмоционального
интеллекта
Цель: знакомство;
формирования
представлений об ЭИ;
самоанализ
эмоционального
интеллекта участниками
группы.
2 часа (120
мин.)
Бумага, ручка;
изображения людей
в разных
эмоциональных
состояниях.
Занятие 2
«Я и мир
вокруг».
Цель: развитие
групповой перцепции;
2 часа (120
мин.)
Изображение
«мамлыны»,
20
формирование умений
слышать, понимать и
передавать настроения,
чувства, эмоции.
«жакарега», «куки»,
«бубы» на формате
А4 каждый (см.
упражнение 3);
карманные зеркала.
Занятие 3
«Я – эмоция –
чувство»
Цель: знакомство с
основными
эмоциональными
состояниями, эмоциями
и чувствами человека.
2 часа (120
мин.)
2-3 листа ватмана,
старые журналы для
вырезания
элементов калажа,
фломастеры,
карандаши;
мадагаскарские
шипящие тараканы
и домашние крысы
(см. упражнение 6).
Занятие 4
«Я понимаю – я
доверяю»
Цель: развитие
аутентичности
участников, развитие
навыков самопонимания
и самоконтроля,
развитие чувства
доверия.
2 часа (120
мин.)
Карточки с
написанными на них
названиями эмоций
и чувств, ручки,
бумага.
Занятие 5
«Я – знаю»
Цель: развитие
эмоционального опыта
и эмоциональной
осведомленности
2 часа (120
мин.)
Карточки с
написанными на них
названиями эмоций
и чувств, ручки,
бумага.
Занятие 6
«Я –
настоящий»
Цель: раскрытие
эмоционального
потенциала участников;
развитие
эмоциональной
креативности.
2 часа (120
мин.)
Бумага для каждого
члена группы,
краски, кисти,
карандаши.
Всего
12 часов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
результате
проведённого
теоретического
и
эмпирического
изучения
сущности эмоционального интеллекта, его признаков, структуры, функций и
особенностей
проявления
в
подростковом
возрасте
с
учётом
отдельных
внешних и внутренних факторов были сформулированы следующие выводы:
1.
Становление
эмоционального
интеллекта
обусловлено
такими
индивидуально-психологическими
особенностями
личности,
ка к
эмоциональное самосознание, точная самооценка, уверенность в себе, умение
контролировать
эмоции,
открытость,
адаптивность,
воля
к
победе,
инициативность,
оптимизм,
сопереживание,
предупредительно сть,
21
воодушевление,
умение
оказывать
влияние
на
других,
стремление
к
самосовершенствованию, стремление к саморазвитию, умение урегулировать
конфликты и способность к сотрудничеству.
2. Педагогическое сопровождение способствует поддержанию и развитию
каждого отдельного подростка, оказанию ему помощи и поддержки в наиболее
п о л н о м самоопределении
через
создание
организационно-методических
условий.
3. Развитая способность к самомотивации дает подросткам возможность
хорошо
адаптироваться
к
различным
взаимоотношениям
между
людьми
(семейным, дружеским и др.).
Можно
заключить,
что
при
развитой
эмпатии
подростки
способны
правильно
оценивать
состояния,
чувства,
намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. В
свою
очередь,
чувствительность
подростков
к
невербальной
экспрессии
существенно усиливает их способность понимать других людей, т.е. эмпатию.
4.
Педагогическое
сопровождение
школьников
в
процессе
развития
эмоционального
интеллекта
способствует
их
физическому,
психическому,
нравственно-ценностному и социальному благополучию, развитию культуры
общения,
эмпатийных
качеств
личности,
экспрессивных
умений
учащихся,
конструктивному разрешению проблемных ситуаций, снижению тревожности и
страхов, повышению уверенности в себе. Подобное сопровождение дает детям
возможность разобраться в природе функционирования сферы чувств людей,
стать «эмоционально мудрее», эффективно взаимодействовать с окружающими,
реализовывать поставленные задачи, принимать верные решения и успешно
ориентироваться в современном мире в дальнейшей жизни.
22