Автор: Тюкиль Русалина Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-ДС №68"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проект ДОО спортивно -оздоровительной направленности, как активная форма социального партнерства в реализации регионального компонента".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №68 г. Благовещенка»
«Проект ДОО спортивно -оздоровительной направленности , как
активная форма социального партнерства в реализации регионального
компонента».
Подготовила:воспиатель Тюкиль Р.К.
Г.Благовещенск 2019г.
В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. –
Федерального
государственного
стандарта
дошкольного
образования,
утв.
приказом
Минобрнауки
России
от
17.10.2013
№
1155
основная
общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух
частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного
процесса.
Модернизация образования, выстраивая образовательные модели,
отмечает
необходимость
проводить
их
с
учетом
регионального
опыта
и
местных условий
О важности проблемы воспитания здорового физически развитого
поколения
говорится
в
целом
ряде
документов,
в
том
числе,
в
Законе
Российской
Федерации
«Об
образовании»,
один
из
целевых
ориентиров
которого направлен на защиту психического и физического здоровья детей.
Мы
живем
с
Вами
в
регионе,
известном
своими
спортивными
достижениями и сложившимися спортивными традициями.
Сейчас в Амурской области регулярно занимаются физкультурой 217
тысяч человек, то есть 29 %. Волейболом увлекаются более 13 тысяч человек,
баскетболом – 12 тысяч, футболом более 10 тысяч спортсменов. 7 тысяч
жителей
занимаются
единоборствами.
Амурчанам
доступны
35
региональных спортивных федераций и более 80 видов спорта.
На территории Амурской области действует государственная программа
"Развитие физической культуры и спорта на территории Амурской области",
утвержденная
постановлением
Правительства
Амурской
области
от
25.09.2013 N 451 включающая целый ряд мероприятий, направленных на:
–
Реализацию
мероприятий
муниципальных
программ,
направленных
на
р а з в и т и е
ф и з и ч е с к о й
к у л ь т у р ы ,
с п о р т а ;
– Развитие системы социального партнёрства с заинтересованными органами
государственной
власти,
организациями,
занимающимися
проблемами
молодёжи, вопросами развития физической культуры и спорта; координация
деятельности
учреждений
и
организаций
физкультурно-спортивной
направленности;
–
Обеспечение
условий
для
развития
на
территории
города
массовой
физической
культуры
и
спорта,
организация
проведения
официальных
физкультурно-оздоровительных
и
спортивных
мероприятий;
пропаганда
здорового образа жизни и активного отдыха горожан.
На территории Амурской области и в городе Благовещенске реализуется
региональный
проект
«Спорт
-
норма
жизни»,
который
направлен
на
обеспечение
условий
для
развития
на
территории
города
массовой
физической
культуры
и
спорта,
организацию
проведения
официальных
физкультурно-оздоровительных
и
спортивных
мероприятий;
пропаганда
здорового образа жизни и активного отдыха горожан.
В своем выступлении я расскажу, как наше учреждение реализует через
региональный
компонент
государственную
политику
в
области
развития
физической
культуры
и
спорта,
и
кто
является
нашими
социальными
партнерами.
Коллектив нашего корпуса МАДОУ «ЦРР-ДС № 68» определил что,
внедрение
регионального
компонента,
в
направлении
сохранения
и
укрепления
физического
здоровья
воспитанников
будет
реализован
через
долгосрочный Проект «Здоровый ребенок, здоровая семья, здоровая нация».
Тип проекта был определен как информационно-практико ориентированный
Вид : коллективный (форонтальный)
По продолжительности : долгосрочный (1 год)
Участники
проекта:
воспитанники
учреждения,
педагоги,
родители
,
преподаватели, студенты Государственного педагогического университета ,
факультета физического воспитания и спорта.
Цель проекта: Формирование у воспитанников интереса к здоровому образу
жизни, к занятиям спортом и физической культурой.
Задачи проекта:
1.Объединить
усилия
педагогов
дошкольного
образования, родителей для
эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в системе
«ребенок-педагог-родитель-социальнаяя среда».
2.Создать
условия
для гармоничного
физического
развития
детей,
совершенствование индивидуальных способностей и самостоятельности.
3.Сформировать
позитивное
отношение
участников
образовательного
процесса к занятиям физкультурой и спортом, развивать представления об
особенностях хоккея, спортивной гимнастики , фигурного катания и других
видах спорта.
4.Повысить квалификацию педагогов и уровня знания родителей в области
формирования и укрепления здоровья детей, ведение здорового образа жизни
всех участников образовательного процесса посредством педагогического
взаимодействия.
Прежде
всего,
коллектив
определил
следующие
пути
решения
поставленных задач:
-введение
и
освоение
новых
форм
физкультурной
работы
с
детьми
по
данному направлению с учетом доминирующих целей проекта;
- взаимодействие с родителями под девизом: их знания и установки на
здоровый образ жизни и любовь к спорту должны передаваться детям;
-
налаживание
«рабочих»
контактов
с
социумом
(кафедрой
физического
воспитания Государственного педагогического университет);
- создание микро- и макроразвивающей среды по данной теме, (приобретение
нового спортивного оборудования для введения элементов спортивных игр и
спортивных
игровых
модулей
для
физкультурных
занятий
на
открытом
воздухе, пополнение атрибутами, нестандартным инвентарем физкультурных
центров
в
группах,
,
развитии
информационной
образовательной
среды
заданного направления).
В ходе подготовительного этапа проекта педагогами –психологами и
методистом
учреждения
в
целях
повышения
профессиональной
компетентности
педагогов
по
вопросу
взаимодействия
с
семьями
воспитанников на основе социального партнерства был проведен практикум
«Детско-родительские
проекты,
как
современная
форма
взаимодействия
детского сада и семьи».
Педагоги групп провели анектирование и дополнительный сбор и анализ
сведений о родителях , выявили готовность родителей сотрудничать
учреждением и отвечать на запросы и ожидания педагогического
коллектива .
Администрация детского сада, взаимодействуя с наиболее активными и уже
готовыми сотрудничать родителями, выработала совместный план действий в
процессе сотрудничества (планирования).
В
самом
начале
реализации
проекта,
устанавливая
социальные
партнерские связи мы понимали, что партнеры - вовсе не обязательно друзья
и единомышленники, у них могут разнится интересы и возможности, между
ними могут быть противоречия. Главное для партнерства – это осознание, что
без
другого,
без
реализации
его
интереса
свой
собственный
интерес
не
реализовать.
Можно сказать, что одной из задач педагогического коллектива на тот
момент
было
дать
понять
родителям,
что
без
совместной
работы
с
дошкольным учреждением, им не воспитать здорового, физически развитого
ребенка.
В ходе реализации проекта были созданы условия для формирования более
доверительных
отношений
родителей
с
педагогическим
коллективом
детского
сада
в
процессе
повседневного
общения,
ознакомления
с
ежедневной работой педагогов и специально-организованных совместных
мероприятий.
Основным критерием для отбора содержания, форм взаимодействия в
рамках проекта : были интересы и потребности и возрастные возможности
детей,
социальный
запрос
родителей
воспитанников,
сложившиеся
климатические и социо-культурные условия.
Содержание организуемых тематических недель спорта и здоровья ,
предварительно
обсуждалось
с
родительским
активом,
инструктором
по
физической культуре, частично изменялось , дополнялось в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также учитывались
интересы и склонности детей группы.
Были проведены тематические недели спорта и здоровья :
«Я хочу быть здоровым!»
«Секреты здоровья моей семьи»
«Спорт нужен всем»
«От счастья ключи - в спорте ищи!»
В течение учебного года с воспитанниками проводились беседы: «Я расту
здоровым», «Секреты здоровья моей семьи», «Спорт нужен всем» и другие.
Укрепление
здоровья
детей
и
развитие
их
физических
качеств
осуществлялось через участие в разнообразных спортивных мероприятиях,
проводимых между группами детского сада, совместно с другими детскими
садами:
«Веселые
старты»,
«Малые
олимпийские
игры
для
детей
дошкольного возраста»
Ежемесячно
организовывались
спортивные
квесты
,
спортивные
соревнования
или
спортивные
развлечения
в
группах.
Спортивные
состязания
между
командой
воспитателей
и
командами
воспитанников
вызвали большой интерес у детей и положительный отклик у их родителей.
В ходе тематической работы в группах родители, чьи профессии связаны с
занятиями
спортом,
с
вопросами
сохранения
и
укрепления
здоровья
участвовали в детско-родительских встречах «Спортивные профессии наших
родителей».
Они показывали фотографии, рассказывали об интересных моментах,
связанных
с
работой
спортивного
тренера,
преподавателя
физкультуры,
инструктора ЛФК .
Воспринимая информацию , дети в группе стремились отразить это в
рисунках, продуктивных видах деятельности, с удовольствием рассказывали
о мероприятии своим родителям.
В рамках мероприятия «Я и мой любимый вид спорта» воспитанники с
родителями готовили рассказы о видах спорта, которым любят заниматься
или
которым
занимаются
родители.
Демонстрировались
атрибуты
спортивной формы, спортивные награды, фотографии.
В группах были
созданы
целые
подборки
слайдов
любимых
видах
спора,
которыми
занимаются их дети или родители .
В ходе одной из тематических недель детям и их родителям было
предложено
сделать
фотоотчет
«Мое
спортивное
воскресенье».
В
фотографиях были запечатлены моменты семейных посещений бассейнов,
спортивных залов, тренировок и т.д.
Просматривая кадры фотоотчетов в группах дети общались , рассказывали
друг другу, какие спортивные объекты они посетили с родителями, о своих
эмоциях и ощущениях, о пользе занятий спортом. По сути воспитанники
обменивались положительным социальным опытом.
Информация о проведении в нашем городе традиционных массовых
спортивных
соревнований
«Кро сс
нации»,
«Лыжня
Ро с с и и » ,
«Легкоатлетическая
эстафета,
посвященная
9
мая»
размещалась
на
информационных стендах в раздевалках-приемных. В детском саду многие
родители
являются
постоянными
участниками
этих
соревнований,
они
оказали помощь в оформлении фотовыставок –отчетов
об участии в этих
соревнованиях.
В рамках организации и проведения недель спорта, соревнований были
привлечены
студенты
Государственного
педагогического
университета,
факультета физического воспитания.
Будущие преподаватели физической культуры помогали организовать
соревнования и выступали в качестве судей на этапах. Студенты провели
беседы в средних – подготовительных группах «Я и моя профессия». В
начале
проекта,
привлекая
студентов
и
преподавателей
мы
даже
не
предполагали , какой интерес вызовет это сотрудничество с их стороны. Одна
из студенток даже выбрала тему курсовой работы связанную с включением
элементов баскетбола в занятиях НОД «Физическая культура» .
Родители наших воспитанников стали нашими настоящими союзниками,
а в некоторых случаях и первооткрывателями новых идей. Идея спортивного
праздника
«Веселые
старты»
была
активно
поддержана
и
развита
родителями.
Оргкомитет
долго
совещался
,
стоит
ли
организовывать
смешанные
команды
родителей
и
детей,
проявят
ли
родители
нужную
активность, но все сомнения были напрасными, родителей готовых принять
участие в соревнованиях было даже больше, чем планировалось.
Идея проведения «Веселых стартов» с участием смешанных команд
родителей и детей так понравились всем и участникам и болельщикам, что
было принято решение сделать их традиционными. Как всегда в организации
мероприятия
нам
оказали
преподаватели
и
студенты
педагогического
университета.
Итоговым
мероприятием
проекта
стал
турнир
по
баскетболу
между
смешанными командами педагогов и родителей «Оранжевый мяч» .Турнир
вызвал огромный интерес детей и родителей всего учреждения. Сама идея
турнира состояла в том, что и педагоги и родители - эта одна сплоченная
команда, цель у которой показать детям все преимущества занятий спортом,
зажечь искру интереса, заставить гордится и воспитателем и родителями.
Совместные тренировки помогли совершенно иначе посмотреть друг на
друга воспитателям и родителям и укрепили взаимоотношения.
Судейство было организовано студентами педагогического университета.
В день проведения турнира даже те, кто не участвовал в соревнованиях и
торопился домой остались в детском саду и стали болельщиками.
Введение
регионального
компонента
в
содержание
воспитательно-
образовательной работы в нашем учреждении взаимодействие с родителями
позволило
организовать
системную
и
целенаправленную
работу
по
привитию любви к спорту , ориентации на ведение здорового образа жизни
ознакомлению
дошкольников
с
различными
видами
спорта
,
а
также
знакомством с городом Благовещенском, его спортивными сооружениями,
спортивными
событиями нашего города , возможностями для укрепления
здоровья
и
собственного
всестороннего
развития
,
доступном
детскому
пониманию.
Сегодня можно сказать , что внедрение регионального компонента через
реализацию проекта « Здоровый ребенок, здоровая семья, здоровая нация»
позволило
создать
в
учреждении
систему
спортивно-досуговой
и
оздоровительной деятельности с воспитанниками и приобщить значительную
часть детей и их родителей к здоровому образу жизни и занятиям спортом.
Социальное
партнёрство
обеспечило
нам
ресурсное
единство,
максимальный охват детей нашего детского сада занятиями спортом, дало
уникальную
возможность
объединить
усилия
взрослых
(родителей
и
педагогов),
использовать
сетевое
взаимодействие
образовательных
учреждений ,как ресурс реализации сознательного выбора воспитанниками
здорового образа жизни занятий спортом.
Такая
форма
взаимодействия
с
родителями
превратила
нас
в
добровольных партнёров, объединённых общей целью, ориентированных на
взаимопомощь, взаимоподдержку, взаимосодействие на основе толерантных
отношений.
Социальное партнёрство позволило выстраивать «поле совместного бытия»,
то есть вместе быть, действовать, переживать, жить.