Напоминание

"Общая гимнастика в системе физического воспитания школьников"


Автор: Новиков Игорь Олегович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: Город Ступино, Московская область
Наименование материала: реферат
Тема: "Общая гимнастика в системе физического воспитания школьников"
Раздел: среднее образование





Назад




РЕФЕРАТ

«

Общая гимнастика в системе

физического воспитания школьников»

работа учителя физической культуры

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №2»

городского округа Ступино

Московской области

Новикова Игоря Олеговича

Ступино 2020

СОДЕРЖАНИЕ:

1.

Введение:

- актуальность темы стр. 3

2.

Общая гимнастика в системе физического воспитания школьников:

- доступность общей гимнастики для учащихся стр. 4

- соревнования по общей гимнастике как форма межличностных

отношений стр. 5

- анатомические и физиологические особенности

младшего школьного возраста стр. 9

- из опыта работы по внедрению общей гимнастики на уроках

физической культуры стр. 6

- методические рекомендации стр. 9

3.

Выводы стр. 12

4.

Список используемой литературы стр. 13

2

Введение.

В соответствии с Постановлением Комитета Российской Федерации по

физической культуре от 9 июня 1993 года дисциплина «Общая гимнастика»

была

включена

в

перечень

видов

спорта

для

введения

в

государственные

программы физического воспитания.

Актуальность темы.

Традиционная школьная гимнастика, с характерной для нее строгой

регламентацией

учебного

процесса,

относительно

низкими

показателями

моторной

плотности,

повышенной

травмоопасностью,

связанной

с

выполнением упражнений на снарядах, сохраняющих свой неизменный вид уже

многие десятилетия, в последнее время начала уступать свои позиции более

динамичным и эмоциональным видам физкультурно-спортивной деятельности.

В связи с этим становится очевидным необходимость поиска новых

спортивных

видов

гимнастики,

которые,

сохраняя

ее

главные

достоинства:

многообразие упражнений, разносторонность и гармоничность их влияния на

формирование

физических

способностей

занимающихся,

воспитание

приемлемых

форм

межличностных

отношений,

были

бы

доступны

и

привлекательны

для

учащихся

с

обычным

уровнем

физиче ской

подготовленности,

находящих

интерес

в

занятиях

гимнастическими

упражнениями.

К таким видам гимнастики, по праву может быть отнесена «Общая

гимнастика»,

включающая

в

себя

зрелищные

и

интересные

виды

гимнастических упражнений: групповые вольные упражнения, акробатические

и гимнастические прыжки, выполняемые с музыкальным сопровождением.

3

Общая гимнастика в системе физического воспитания

школьников.

Доступность общей гимнастики для учащихся.

Общей гимнастике присущи динамизм, музыкальность, выраженная

двигательно-образовательная

направленность,

относительно

низкий

уровень

травмоопасности,

обусловленный

оптимальной

сложностью

упражнений

и

повышенными требованиями к обеспечению безопасности при их выполнении.

Доступность общей гимнастики для широкого контингента учащихся

обусловлена возможностью для каждого из них тренироваться и выступать на

соревнованиях по выбору в одном, двух или трех видах этого гимнастического

многоборья.

Еще одной положительной чертой общей гимнастики является то, что

участники готовятся к соревнованиям и участвуют в них только в составе

команды, а уровень их подготовленности оценивается не только по технике

выполнения упражнений каждым участником в отдельности, но и по уровню

согласованности действий всех членов одной команды.

4

Соревнования по общей гимнастике как форма межличностных

отношений.

Основной проблемой учащихся является проблема общения. Наша задача-

задача

взрослых

-

формировать

навыки

общения,

приучать

учащихся

к

взаимодействию.

Соревнования по общей гимнастике позволяют решить эту задачу.

В процессе подготовки к соревнованиям и выступлениям на них наряду с

развитием

физических

качеств

формируется

умение

вербального

и

невербального

общения

и

взаимодействия

учащихся.

Идет

развитие

межличностных отношений. Одновременно развиваются способности ребят к

анализу и принятию решений, что положительно сказывается на формировании

оперативного мышления и умственной деятельности.

Программа соревнований, составленная из комплексов групповых вольных

упражнений, комбинаций акробатических элементов и опорных прыжков, имеет

5 уровней сложности «А», «В», «С», «D», «Е», соответствующих содержанию

раздела гимнастики программы по физической культуре для учащихся 1-2, 3-4,

5-6,

7-8

и

9-11

классов.

Все

упражнения

носят

обязательный

характер

и

одинаковы

для

мальчиков

и

девочек.

Исключение

составляют

композиции

вольных

упражнений

для

старшеклассников,

составленные

отдельно

для

юношей, девушек и команд смешанного состава.

Групповые

вольные

упражнения

представляют

собой

композиции,

составленные

из

движений

общеобразовательного

характера.

Они

являются

эффективным средством воспитания двигательно-ритмических способностей,

тренировки вестибулярного аппарата, развития гибкости. Незаменимы вольные

упражнения

и

как

средство

развития

памяти

на

движения,

помогающей

в

дальнейшем быстро и прочно осваивать более сложные двигательные действия.

Акробатические упражнения каждого уровня сложности включают в себя

две комбинации из акробатических элементов динамического характера. Они

выполняются из исходного положения в колонне по одному индивидуально-

поточным способом, при котором очередной участник начинает выполнение

упражнения

сразу

после

того,

как

предыдущий

освободил

акробатическую

дорожку.

Аналогичным способом выполняются и опорные прыжки через козла.

Переход от выполнения первого упражнения ко второму совершается

участниками в колонне по одному под фоновое музыкальное сопровождение.

5

Из опыта работы по внедрению общей гимнастики

на уроках физической культуры.

Впервые с проведением общей гимнастики на уроках физической культуры

я столкнулся в 2004 году.

Соревнования по общей гимнастике были включены в муниципальную

спартакиаду школьников. И сразу возникли вопросы: какой возраст готовить к

соревнованиям, тренировать девочек или мальчиков.

Взяв за основу Сборник документов по проведению соревнований по общей

гимнастике,

начал

с

разучивания

групповых

вольных

упражнений

по

категориям сложности для младших школьников. Известно, что дети младшего

школьного

возраста

еще

далеко

не

достигают

максимальных

показателей

частоты повторений в простейших движениях, их абсолютная и относительная

сила

сравнительно

не

велика.

С

другой

стороны,

у

них

завершается

определенный этап формирования ловкости, которая основывается на тонкой

координации

движений

за

счет

сбалансированного

управления

мыщцам

-антагонистами.

В то же время, развитие мальчиков и девочек имеют различия. Так для

мальчиков характерен низкий уровень развития таких показателей двигательной

деятельности,

как:

силовые

возможности,

результаты

в

скоростно-силовых

упражнениях, подвижность в плечевых и тазобедренных суставах, способность

оценки точности своих движений во времени. Вместе с тем отмечается высокая

гибкость позвоночника.

Для

девочек

является

характерным

увеличение

ряда

показателей

двигательной

деятельности.

Так,

их

отличает

высокий

уровень

развития

относительной силы, гибкости позвоночника, подвижности в тазобедренных

суставах, координации движений во времени и пространстве.

Учитывая физиологические возможности детей, в методику преподавания и

обучения общей гимнастике были внесены некоторые изменения.

Так как на младший школьный возраст приходится максимум игровой

двигательной активности, то в урок включалась разминка игрового характера.

Например: «Салки на коленях». Игра проводится на гимнастических матах.

Водящий

старается

осалить

большее

количество

игроков

за

определенное

время. Нельзя салить игрока, который успел показать гимнастический или

акробатический элемент (кувырок, стойка, перекат, выпад и т.д.).

После разминки приступали непосредственно к групповым вольным

упражнениям.

Разучивание упражнений проходило по блокам. Разучив первый блок под

счет,

переходили

к

разучиванию

элементов

акробатики.

А

именно:

«старт

пловца» и прыжок вверх прогнувшись.

На

следующем

этапе,

закрепив

первый

блок

вольных

упражнений,

приступали к разучиванию следующего блока. И параллельно с этим изучали

новые

элементы

акробатики:

кувырок

вперед,

повороты,

перекаты

боком,

кувырок назад.

Далее, в процессе обучения, вольные групповые упражнения выполнялись с

музыкальным сопровождением и включались непосредственно в разминку.

Для выполнения гимнастических и акробатических упражнений класс

приходилось делить на две группы. Одна группа занималась на акробатической

дорожке,

другая

выполняла

опорные

прыжки.

Определенные

трудности

в

работе

испытывал

при

обучении

опорным

прыжкам.

Для

детей

трудным

оказался наскок на снаряд (отталкивание с подкидного мостика происходило

одной ногой) и переход в упор сидя на пятках. При сильном отталкивании дети

не удерживались на снаряде, а при слабом не переходили в упор.

Так же были трудности и с приземлением, и с прыжками прогнувшись.

Для того чтобы исправить ошибки при выполнении упражнений, было

составлено определенное количество подводящих упражнений, часть которых

позаимствовал из опыта работы тренеров по спортивной гимнастике ДЮСШ

«Дружба» и руководителя цирковой студии Дома детского творчества.

Так, чтобы действительно получился прыжок вверх прогнувшись, в

обучении применялись прыжки такие как, открытый и закрытый, шаг-прыжок,

перекидной прыжок, прыжок с поворотом на 180*, прыжок с поворотом на

360*.

Для

правильного

выполнения

отталкивания

с

подкидного

мостика

применялся

ряд

подводящих

упражнений.

Например:

стоя

в

упоре,

ноги

находятся на мостике, делать 3-4 отталкивания с последующим переходом в

упор сидя на пятках. При этом необходимо следить за моментом отталкивания:

ноги

прямые,

взгляд

направлен

вперед.

Так

же

существенную

роль

при

обучении опорному прыжку играет разбег. Для развития скорости в обучении

включил

беговые

упражнения

(бег

высоко

поднимая

бедро,

бег

с

захлестыванием голени, бег на прямых ногах), для развития координационных

способностей-челночный бег.

Большую помощь в обучении оказали девочки, учащиеся школы, которые

занимались в секции спортивной гимнастики.

На акробатической дорожке они первые начинали выполнение упражнений.

В

процессе

выполнения

упражнений

остальными,

менее

подготовленными

учащимися, был выявлен ряд ошибок. В исправлении этих ошибок принимали

участие гимнастки.

В течение двух месяцев учащиеся начальных классов освоили технику

выполнения упражнений, но не только в своей возрастной группе. Например,

девочки

второго

класса

работали

уже

по

категории

сложности

«В»

(для

учащихся 3-4 классов).

Собственно,

они

и

были

кандидатами

для

участия

в

районных

соревнованиях по общей гимнастике.

В подготовке к соревнованиям для них было выделено время. Тренировки

продолжались 1-1,5 часа. В тренировку обязательно включались упражнения

для развития гибкости, упражнения скоростно-силового характера. Но, так как

школьные условия для эффективных тренировок оставляют желать лучшего, я

договорился

с

администрацией

ДЮСШ

«Дружба»

отделения

спортивной

гимнастики о предоставлении времени для тренировок. К моменту выступления

на соревнованиях, девочки были полностью подготовлены.

На данный момент, девочки занимаются в четырех возрастных группах,

которые делятся по категориям сложности выполнения упражнений: категория

«В» (3-4 кл.), категория «С» (5-6 кл.), категория «D» (7-8 кл.), группа начальной

подготовки (девочки 1-2 кл.).

В результате, с 2004года по 2020 год школьная команда гимнасток «Тонус»

является неоднократным победителем в соревнованиях по общей гимнастике

Спартакиады школьников Ступинского муниципального района.

Методические рекомендации.

1.Упражнения, подводящие к выполнению прыжка вверх прогнувшись с

поворотом на 180*:

Шаг-прыжок

Перекидной прыжок

Открытый прыжок

Закрытый прыжок

«Козлик»

«Обезьянка»

Продвижение скачками на двух лицом вперед-поворот на 180*-спиной

вперед (раз, два, три-поворот-раз, два, три-поворот)

Шаг-прыжок-шпагат

2.Упражнения для развития гибкости:

- наклоняясь назад, слегка сгибая ноги в коленях, достать руками пятки;

- стоя ноги шире плеч, наклониться вперед, сгибая левую ногу, достать левым

локтем носок левой ноги. То же на правую ногу;

- лежа на спине, поднять ноги и достать носками ног пола за головой;

- сидя, слегка согнув ноги, захватив обеими руками левую (правую) ногу,

притянуть ступню к голове или перенести через голову;

- лежа на спине, руки соединить, пальцы переплести, образовав кольцо.

Продеть правую и левую ногу попеременно через кольцо.

Каждое упражнение выполнять 8-10 раз без резких движений.

3.Упражнения, подводящие к выполнению наскока в упор сидя на пятках:

- стоя ноги вместе, руки на пояс. Мягко опуститься на колени и движением рук

и туловища встать;

- лежа на животе, руки сцеплены за спиной. Встать не расцепляя рук;

- стоя руки за головой, сесть, лечь на спину, снова сесть и встать не снимая рук

с головы;

- стоя между двумя стульями, упереться руками в сиденье, держать «угол» (для

девочек согнув ноги).

10

4.Упражнения для сохранения равновесия:

- стоя на одной ноге, другая согнута в колене, носок натянут, руки вверх,

ладони наружу. Держать 5 секунд. Сменить положение, повторить;

- то же, но согнутую в колене ногу плавно выпрямить вперед, прямую через

сторону отвести назад. Держать 5 секунд. Сменить положение, повторить.

5.Подвижные игры, применяемые при обучении элементам общей гимнастики:

- «Акробатические салки»

Все участники находятся на гимнастических матах в положении в упоре на

пятках. Водящий по сигналу начинает игру, стараясь осалить игроков. Нельзя

салить игроков, которые успели сделать кувырок, перекат, прыжок вверх

прогнувшись и т.д.

- «Гимнастические салки»

Водящий по сигналу начинает игру, стараясь осалить игроков. Нельзя салить

игроков, которые успели забраться на гимнастические снаряды (канат, бревно,

гимнастический козел, гимнастическая стенка). Задание можно усложнить.

Например: находиться на снаряде в упоре или висе.

- «Полоса препятствий»

Прохождение полосы препятствий каждым участником с применением

изученных элементов (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки

и прыжковые упражнения, упражнения в лазании и перелезании, упражнения

для развития координации движений).

11

Выводы.

Итак, общая гимнастика как вид спорта в системе физического воспитания

школьников зарекомендовала себя с лучшей стороны.

Во-первых, многообразие упражнений, разносторонность и гармоничность их

влияния на формирование физических способностей занимающихся,

воспитание социально приемлемых форм межличностных отношений доступны

и привлекательны для мальчиков и девочек с обычным уровнем физической

подготовленности.

Во-вторых, общей гимнастике присущи динамизм, музыкальность,

выраженная двигательно-образовательная направленность, относительно

низкий уровень травмоопасности.

В-третьих, доступность общей гимнастики для широкого контингента

учащихся обусловлена возможностью для каждого из них тренироваться и

выступать в соревнованиях по выбору в одном, двух или трех видах этого

гимнастического многоборья.

12

Список используемой литературы.

1.Бальсевич В.К.

Здоровье – в движении! – М.: «Советский спорт», 1988

2.Бобров А.А.

Твой учебник здоровья. – М.: «Советский спорт», 2001

3.Дьяконов В.В.

Методические рекомендации по организации и проведению урока гимнастики

в общеобразовательной школе.- Коломенский педагогический институт, 1999

4.Меньшиков В.В.

Гимнастика с методикой преподавания. – М.: Просвещение, 1990

5.Минаев Б.Н.

Основы методики физического воспитания школьников. – М.:

Просвещение, 1989

6.Общая гимнастика в школе. – Сборник документов по проведению

соревнований по общей гимнастике среди учащихся общеобразовательных

школ, М., 2002

7.Форбер А.А.

Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990

13



В раздел образования