Автор: Олесюк Татьяна Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
Учебное заведение: МКУ ДО "ЦРТДЮ"
Населённый пункт: Город Пласт, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональная траектория: юный журналист
Раздел: дополнительное образование
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ:
ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ
Олесюк Татьяна Михайловна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
МКУ ДО «ЦРТДЮ» г.Пласт,
руководитель творческого объединения
«ЮнГа» («ЮНый ГАзетчик»)
Творческое объединение «ЮнГа» («ЮНый ГАзетчик») начало работу в Центре
творчества с 2007 года. Юнкоры тех лет - постоянные участники, неоднократные
победители и призеры областных журналистских конкурсов «Юнкоровский призыв»,
«Журналина», «Юнга+», «ЖурСМИ». За высокие результаты работы трое юнкоров
были награждены бесплатными путевками во Всероссийский детский центр «Океан».
Много ребят освоило азы журналистской профессии. Шесть человек выбрали её
своим делом и работают по специальности или в сферах, близких к журналистике. Это
Александра Яшина, Анна Краснобоярова, Ирина Гончаренко, Екатерина Шумакова,
Дарья Урумбаева, Алина Галлямова.
С января 2018 года руковожу творческим объединением «ЮнГА» я, Татьяна
Михайловна Олесюк. Мы подхватили славные традиции наших предшественников и
темпы стараемся не сбавлять. Сегодня в объединении занимаются 59 детей в возрасте
от
7
до
15
лет
из
всех
школ
города
и
один
ребёнок
приезжает
на
занятия
из
Демаринского поселения. Начать обучение можно в течение всего учебного года.
Здесь
дети
пробуют
себя
в
роли
журналистов.
Они
знакомятся
с
историей
взрослых и детских газет и журналов России и Челябинской области, изучают жанры
журналистики, пишут заметки о жизни класса и школы, о событиях в городе и районе,
о своих увлечениях, просмотренных спектаклях и прочитанных книгах. Встречаются с
интересными людьми, берут у них интервью, проводят анкетирование, блиц-опросы
не только в своём классе, Центре творчества, но и на улице у жителей города.
Мы сотрудничаем прежде всего с редакцией районной газеты «Знамя Октября»,
которая предоставляет нам свои страницы для размещения материалов, с Центральной
библиотекой,
с
районным
краеведческим
музеем,
с
детскими
садами
и
школами,
учреждениями
и
организациями
района.
Мы
активно
принимаем
участие
в
Международных
акциях
«Тотальный
диктант»,
во
Всероссийской
акции
«Библионочь», в районном фестивале книги и чтения «Читаю я, читаем мы, читают
все»,
в
квест-игре
«Мой
город
мал,
в
нём
улицы
тихи»,
в
конкурсно-игровой
программе «Загадочная зима» и многих других.
В
прошлом
году
юные
журналисты
участвовали
во
Всероссийском
конкурсе
«Национальная Премия Детского Патриотического Творчества - 2019 (по итогам 2018
года)». Мы вошли в число 6-и финалистов в номинации «Журналистика» и были
участниками церемонии награждения в г. Красногорск Московской области 1 июня
2019 года.
В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 2020 год объявлен
«Годом
памяти
и
славы».
Наши
юные
журналисты
приняли
активное
участие
в
«Неделе
патриотического
воспитания»:
написали
статьи,
отправили
на
международный конкурс фотографии и заняли первые места. Сейчас готовим материал
для Всероссийской акции «Парта Героя».
Трое
журналистов
участвуют
в
социальном
проекте
«Александр
Невский:
прошлое в настоящем». Они исследуют тему: «Храмы Челябинской области имени
Александра Невского». В рамках этого проекта съездили на экскурсию в
поселок
Фершампенуаз и поучаствовали в квест-игре «Наши герои».
2
Недавно,
по
предложению
отдела
ЗАГС,
включились
в
совместный
проект,
который так и называется «В гостях у отдела ЗАГС». Уже провели «Всемирный день
правового информирования», «День Конституции», «Чествование юбиляров».
Конечно, обо всех этих событиях и встречах дети пишут статьи и выкладывают их
на страницах районной газеты «Знамя Октября», на сайтах Центра творчества, «Читай
и Пиши» и на своей страничке ВКонтакте.
Вот уже два года в творческом объединении «ЮнГа» реализуется проект «День за
днем»,
в
рамках
которого
ребята
знакомятся
с
необычными
международными
и
всероссийскими праздниками. Дети изучают материалы, посвященные каждому дню, и
мы вместе с ними решаем, в какой форме подать информацию.
Выбор зависит от названия и содержания праздника. В необычном календаре
встречались как смешные и веселые праздники, например: «День мечт о розах», «День
бумажных самолетиков», «День рождения смайлика», «День зелёного цвета», «День
ласкового обращения», так и более серьезные - «Всемирный день учителя истории»,
«День
рождения
детского
телевидения»,
«День
написания
письма
в
будущее»,
«Всемирный
день
без
автомобиля»,
«Всемирный
день
защиты
слонов»
и
многие
другие.
При
подготовке
проектных
материалов
дети
проводили
блиц-опросы,
брали
интервью,
изучали
архивные
материалы
и
публикации
местных
СМИ,
сочиняли
сказки,
писали
автобиографию,
рисовали,
изготавливали
поделки,
придумывали
плакаты,
проводили
мастер-классы,
викторины,
сами
участвовали
в
конкурсах
и
литературно-языковых играх.
Работа над проектом помогает юным журналистам расширять свой кругозор,
развиваться творчески, преодолевать боязнь общения. Детям нравится самим находить
и
изучать
информацию
о
необычных
праздниках,
выбирать
наиболее
интересные
факты, придумывать конкурсы и игры, составлять сценарии и делать презентации. Они
сами готовят задания, пазлы, раздаточный материал для занятий. Дети приходят на
занятия и часто спрашивают: «А какой сегодня день?».
С
удовольствием
юные
журналисты
проводят
познавательные
и
игровые
программы
для
дошкольников
в
кружках
Центра
творчества
«Говоруша»
и
«Дошколёнок».
Их
было
много:
к
Дню
бумажных
самолётиков,
Дню
рождения
смайлика,
Дню
мультфильмов
и
русских
народных
сказок,
Дню
рождения
Деда
Мороза, Всемирному дню защиты слонов. Дню вырезания снежинок, Дню детского
телевидения в России, Дню ласкового обращения, Дню зелёного цвета и другие.
Для воспитанников детского сада «Чебурашка» юнкоры подготовили и провели
познавательно-игровую
программу
«Он
был
когда-то
странной,
игрушкой
безымянной»
(к
Дню
рождения
Чебурашки),
а
для
ребят
из
детского
сада
№13
программу «Герои в нашей памяти живут» к Дню Героев Отечества, посетили занятие
«Цветные
карандаши».
У
первоклассников
школ
№№2
и
10
юнкоры
проводили
праздник «День буквы А», в школах №№12 и 2 – викторину к Дню народного
единства.
Хотя наш кружок и называется «ЮНый ГАзетчик», ребята не только пишут
статьи. Они готовят фоторепортажи и презентации на конкурсы, проводят фотосессии,
изготавливают
буклеты,
рисуют
социальные
плакаты,
снимают
видеоролики.
3
Например, на праздник «Посвящение в кружковцы» сняли ролик о своём кружке и
«Компьютерной графике». Побывали на репетиции детского спектакля в театральном
коллективе
ДК
«Октябрь»
и
сейчас
монтируют
видео
о
нём.
Сегодня
в
Центре
творчества будут снимать видеоролик «Устами младенца о маме» к Международному
женскому дню.
Желание стать немного телевизионщиками появилось у ребят после экскурсии в
телестудию
«Global-TV».
Там
они
увидели,
как
собирается
и
обрабатывается
информация,
как
записывается
текст,
как
он
редактируется
и
очищается
от
посторонних
шумов.
Детям
даже
разрешили
побыть
в
роли
ведущих
городских
новостей.
Юные журналисты не сидят на месте. Они общаются со своими сверстниками на
слётах юнкоров, на областном фестивале «Журналина», на Международном конкурсе
«Юнга+». В сентябре 2018 года дети участвовали во Всероссийском форуме «Вместе –
ради детей. Вместе 10 лет», который проходил в Челябинске. Там были награждены
победители и призёры областного конкурса «Юнкоровский призыв». Среди них и двое
наших кружковцев (Полина Персичкина и Даниил Франчук). В 2019 году наши ребята
Сергей Гончаренко и Александр Румянцев тоже стали призёрами этого конкурса.
Награждение проходило в г.Копейске.
В
июле
2019
года
на
слёте
юнкоров
шахтёрских
городов
в
Еманжелинске
победителем стала воспитанница нашего кружка Ксения Емельянова. Она получила
диплом и экшн-камеру.
В сентябре 2019 года Сергей Гончаренко выиграл областной конкурс «Миссия –
помогать людям», Ксения Емельянова получила диплом участника.
В ноябре прошлого года Сергей Гончаренко стал победителем Всероссийского
конкурса «В фокусе - детство». На этот конкурс поступило более 700 работ. И Сергей
победил.
Он
ездил
в
Москву,
в
Центральный
дом
журналиста
на
церемонию
награждения.
Участие
юных
журналистов
в
конкурсах
такого
масштаба
–
это
не
только
огромный опыт, но и возможность проверить свои силы, поработать над тем, что пока
не получается.
Наградой за активное участие в жизни кружка, за победы в конкурсах могут стать
поездки по бесплатным путёвкам во Всероссийские и международные детские центры.
За два года работы кружка в ВДЦ «Смена» побывала Полина Персичкина, в «Артеке» -
Сергей Гончаренко и Ксения Емельянова.
Журналисты
дружат
с
ребятами
из
творческого
объединения
«Компьютерная
графика».
Мы
вместе
проводим
праздники,
Дни
именинника,
экскурсии,
изготавливаем плакаты
Результат деятельности юных журналистов – публикация заметок, стихов, сказок
и других материалов в районной газете «Знамя Октября», на информационном портале
юных журналистов Челябинской области «Читай и пиши», а с мая 2019 года – в газете
ЦРТДЮ «Юнг@». На портале «Читай и пиши» размещено 214 статей.
У творческого объединения «ЮнГа» есть собственная страница в социальной
сети «ВКонтакте». На ней выкладываются новости, фотографии и важные события из
4
жизни
юнкоров.
У
страницы
есть
подписчики
и
друзья,
которые
оставляют
комментарии к опубликованным материалам.
Не
обязательно,
что
каждый
занимающийся
в
кружке
станет
в
дальнейшем
профессиональным журналистом. Но те, кто почувствовали, что это «его дело», могут
продолжить обучение в вузах Челябинска. Факультеты журналистики есть в Южно-
Уральском
государственном
университете
и
в Челябинском
государственном
университете.
Чаще всего для поступления на факультет журналистики необходимо
сдавать русский язык, литературу, английский язык, а также пройти дополнительное
творческое испытание (творческий конкурс). Конкретный набор экзаменов зависит от
вуза и выбранного направления.
Мы
верны
традициям
и
в
прошлом
году,
закончив
среднюю
школу
№10,
воспитанница Алина Якшимбетова поступила учиться на первый курс факультета
журналистики ЮУрГУ. Надеемся, что эта традиция не прервется.
5
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Что
можно
делать
уже
сейчас,
чтобы
приобрести
практические
навыки
журналиста?
1. Ответственно подходить к написанию сочинений. Сочинение - отличный
способ проявить себя.
2. Писать для школьной газеты. Это хороший старт. Не стесняйтесь проявлять
инициативу, предлагать идеи, развивать их и доводить начатое до конца.
3. Писать отзывы. Посмотрели фильм или прочитали книгу - напишите своё
впечатление!
4. Получать обратную связь. Начните показывать свои статьи сначала людям,
которым вы доверяете, спрашивайте честное мнение.
5. Начать вести блог. Он может быть ежедневный или тематический. Можно
писать
про
какой-то
школьный
предмет,
в
котором
вы хорошо
разбираетесь,
или
просто рассказывать про подготовку к экзаменам. Информация должна быть полезной
для читателя.
6. Участвовать в тематических конкурсах. Не бойтесь отправлять свои работы
на конкурс и получать обратную связь. Профессиональные журналисты могут дать
ценные советы.
7.
Больше
читать. Читайте
литературу
разных
жанров,
а
также
газеты
и
журналы, интернет-издания.
8. И снова писать. Пишите для себя. Делайте заметки в блокноте или в гаджете.
Собирайте идеи, делайте наброски. Такие черновики могут вырасти в полноценный
журналистский материал.
6