Автор: Ярмолич Олеся Зарифовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №51
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: Статья
Тема: Анализ литературных произведений в начальной школе. Разработка журнала для сказок и рассказов
Раздел: начальное образование
Анализ литературных произведений в начальной школе. Разработка
журнала для сказок и рассказов
Ярмолич Олеся Зарифовна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №51 г. Тюмень
Аннотация: В
статье
представлена
форма
работы
на
уроках
литературного чтения в начальной школе. Составление журнала для сказок и
рассказов
Ключевые слова: анализ художественного произведения, журнал
Художественная
литература
несет
в
себе
большой
развивающий
и
педагогический потенциал: приобщает ребенка к внутреннему опыту людей,
формирует его ум, обустраивает чувства, именно поэтому главная задача
литературного
чтения
—
это
проблема
анализа
художественного
произведения
Применение анализа в начальной школе имеет важное значение для
формирования младшего школьника и его читательских умений, способности
осуществлять
анализ,
синтез,
выражать
отношение
к
герою.
Процесс
получения новых знаний и умений требует особой подготовки и творческого
подхода.
Важно
помнить
о
том,
что
на
любом
этапе
урока
необходимо
применять разные формы работы с текстом. Такого рода задания необходимы
для смыслового содержания и передачу произведений разных жанров.
В
своей
деятельности
на
уроках
литературного
чтения
использую
творческую разработку: «Мой литературный журнал»
«Мой литературный журнал»– это полное собрание анализа детских
литературных произведений разных жанров. Такой вид работы я разделила на
4 года обучения в начальной школе по разделам.
Инструкция к журналу. Разделен на четыре основные части в которых
указаны периоды выполнения анализа всех произведений.
Правила ведения.
Оформление
журнала
–
это
прежде
всего
творческий
процесс,
эстетическое содержание и грамотная работа над проектом. Ученик заводит
тетрадь с делением на части каждого раздела.
Он должен быть:
1.
Разбит на пункты по каждому произведению;
2.
Каждое предложение должно быть сформулировано грамотно и
четко
3.
Оригинально оформлен
4.
С соблюдением норм и правил русского языка
1 раздел - разработка для 1 класса. Форма в 1 первом классе имеет
следующий образец оформления:
1.
Автор. Название произведения.
2.
Основные события. На данном этапе обучающийся указывает ведущие
события в произведении, тем самым определяя специфику сюжета.
3.
Положительные и отрицательные герои. Указывает свое отношение к
героям путем оценивания их поступков.
4.
Любимый герой. Отношение обучающегося и создание образа героя,
который послужил ребенку примером.
2 раздел – разработка для 2 класса. Ведение ведется по следующему образцу.
1.
Автор и название
2.
Главная тема в произведении
3.
Главные герои- основные черты
4.
«Яркий герой»
3 раздел - разработка для 3 класса.
1.
Автор. Название
2.
Поступки главного героя.
3.
Основные события
4 раздел – разработка для 4 класса
1.
Автор. Название
2.
Завязка
3.
Развитие действия
4.
Кульминация
Таким образом, в процессе организации данного вида деятельности
обучающимся необходимо сделать анализ на основе прочитанного текста,
изучая героев, их поступки, последовательность событий, умение раскрыть
тему произведения, основную мысль. Основой этих компонентов служит
понимание прочитанного произведения младшими школьниками.