Автор: Стародубцева Татьяна Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель.
Учебное заведение: ГБОУ Школа№1547
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Музыкотерапия как неотъемлемая часть деятельности музыкального руководителя
Раздел: дошкольное образование
Институт современного образования
Статья «Музыкотерапия как неотъемлемая часть
образовательных программ детских образовательных
учреждений»
Стародубцева Татьяна Юрьевна
Музыкальный руководитель
ГБОУ Школа№1547
Музыкотерапия как неотъемлемая часть образовательных
программ в детских образовательных учреждениях
Музыка увлекает за собой человека, а ребенка тем более, вызывает в
нем сильные чувства, пробуждает богатые внутренние зрительные
образы. Прикасаясь к музыке, человек начинает воспринимать мир
еще на одном языке- языке чувственных образов.
Музыкотерапия-лечение музыкой. Это контролируемое
использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы
ребёнка. Музыка-это лекарство, которое слушают.
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий
музыку в качестве средства психологической коррекции состояния
ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные
методики музыкальной терапии предусматривают как целостное
использование музыки в качестве основного и ведущего факторов
воздействия (прослушивание музыкальных произведений,
музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением
других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Сегодня
этот метод активно используется в коррекции эмоциональных
отклонений у детей. Они касаются их страхов, двигательных и речевых
расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в
поведении и т.д. В контексте психолого-педагогической работы с
детьми нужно использовать гармонизирующую силу музыки для
развития ребенка и, при необходимости, коррекцию эмоционально-
личностных расстройств посредством музыкального сопровождения.
Давайте рассмотрим, какие цели реализует музыкотерапия:
Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка-
успокоить или, наоборот, активизировать, настроить,
заинтересовать.
Помогает развить коммуникативные и творческие возможности
ребенка
Повышает самооценку
Способствует установлению и развитию межличностных
отношений
При помощи музыкотерапии моделировать эмоции, помочь
сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка.
Музыка вокруг нас. Перечислим виды музыкальной деятельности:
1.
Слушание музыки активное (именно слушание, но
подкрепленное наглядным пособием или стихотворением, или
беседой, подкрепленной воспоминанием или ассоциацией из
жизни ребенка)
2.
Слушание пассивное (музыка звучит как фон для любой другой
деятельности ребенка: рисование, лепка, игра с игрушками, игра
в театр, укладывание спать, импровизационное движение и т.д.)
Мажорные мелодии помогут уменьшить чувство тревоги и
неуверенности. Спокойный темп помогает расслабиться мышцам, в
том числе, мышцам лица (самым напряженным мышцам в теле
человека). Есть музыкальные инструменты, звучание которых, как
правило, всегда вызывает у детей чувство радости! Например,
звучание ксилофона. Расслабляющим действием обладают звуки
флейты. Тихая музыка заставляет детей в прямом смысле
прислушаться, а значит, сосредоточиться на моменте, больше
контролировать свои произвольные движения. Народная и детская
музыка дает ощущение безопасности. Успокаивающий эффект носят
звуки природы. И многие другие примеры музыкально-выразительных
средств позволяют использовать слушание музыки как эффективный
прием музыкотерапии!
3.
Пение
Как же дети любят петь! Ведь каждая хорошая качественная детская
песня, когда в ней сочетаются стихи детского поэта и музыка
композитора, учитывающего возможности детского голоса, является
небольшой сценкой, сценой из жизни ребенка! Или музыкальной
сказкой! Или историей из жизни, рассказанной на простом и понятном
ребенку языке, выражающей его эмоции и отношение к миру, не
требующее при этом заумных слов из взрослого мира!
Кроме того, пение – это и дыхание. Как эмоциональное состояние
может повлиять на дыхание (его частоту, глубину), так и дыхание
может скоординировать эмоции человека: начни дышать мерно,
спокойно, и нормализуется пульс, появится чувство спокойствия,
уверенности, исчезнет чувство паники.
4.
Движение импровизационное
Естественный отклик человеческого тела и человеческой психики на
музыку как на логичную смысловую последовательность, выраженную
звуками. Этот отклик является способом самовыражения, способ
невербального общения, общения, при котором слова не могут
объяснить психологическое состояние человека и, в частности,
ребенка, его настроение.
5.
Движение как танцевальный этюд на заданную тему
Движение как игра в театр: есть образ, герой сказки (возможно,
придуманной самим ребенком), показанный через движение под
музыку. Именно через такое движение можно «прожить», «отработать»
разные эмоции и ситуации, актуальные для ребенка сейчас или на
данном этапе жизни. Именно в таком виде музыкальной деятельности
ребенок, имеющий проблемы с речью, может чувствовать себя на
равных с теми детьми, у которых таких проблем нет, быть
полноценным участником действия.
6.
Движение ритмичное. Танец. Ритмика.
Здесь важнейшую роль играет ритм как организующее начало,
сдерживающее начало, объединяющее начало. Ритм музыки
заставляет биться сердце с той же ритмичностью. Ритм и темп музыки
регламентируют движения человека, ребенка, усиливают контроль над
своим телом.
Движение помогает ребенку осваиваться в любом пространстве, быть
его «хозяином» или делить с другими детьми, а значит и соблюдать
правила СОсуществования! Все виды движения помогают освоить
личностное пространство, расширить его, что очень важно при
коррекционной психолого-педагогической работе.
7.
Игра на шумовых инструментах
Это вид деятельности позволяет почувствовать ребенку его
значимость в общем процессе музицирования или свою
индивидуальность, если ребенок украшает музыку игрой на шумовом
инструменте один. Здесь проявляется его фантазия, творчество, его
«Я». Игра на шумовых инструментах обогащает музыкальную память
ребенка, учит его сосредоточиваться: надо вовремя вступить, выбрать
прием игры на инструменте, услышать звучание других инструментов.
Музыкотерапия – это тот метод психолого-педагогической
коррекции, который можно и нужно применять с самого
раннего возраста детей. Хочется отметить, что
профессиональный музыкальный руководитель детского сада,
преподаватель музыки в школе постоянно используют приемы
музыкотерапии в своей работе! От их вкуса,
профессионализма, опыта, любви к детям, чуткого к ним
отношения зависит очень много. Именно эти специалисты
могут реализовать данный метод в рамках государственных
общеобразовательных учреждений: детский сад, школа!
Вышеперечисленные виды музыкальной деятельности
являются неотъемлемой частью музыкального занятия в
детском саду и урока музыки в школе, являются частью всей
образовательной программы! Именно эти специалисты могут
быть верными помощниками и индивидуальными
консультантами для чутких и внимательных родителей!
Итак, музыкотерапия очень замечательный эффективный
доступный метод психолого-педагогической коррекции. Занятия
музыкотерапией способствуют развитию внимания,
воображения, коммуникативных навыков. Музыка помогает
ребенку развиваться гармонично, обогащая его внутренний мир,
укрепляя его «Я». Все это формирует успешного, уверенного в
себе и сильного человека!