Автор: Жарынина Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №9
Населённый пункт: город Касли Челябинская область
Наименование материала: Направление в педагогике
Тема: Арт педагогика
Раздел: дошкольное образование
Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал такие замечательные слова что
Культура движется вперед не путем
перемещения в пространстве,
а путем накопления ценностей.
В наше время при воспитании детей дошкольного возраста складывается такая тенденция
как отсутствие духовных ценностей. Отсутствие духовных ценностей приводит к проявлению
агрессии, жестокости и не терпимости. Такие проявления делают большой крен в сторону
накопления знаний и интеллектуального развития, а это ущерб нравственному здоровью детей и
эстетической культуре.
Решение этой актуальной для образования проблемы предполагает решение микро
проблем.
Это такие проблемы как:
отчуждение старших поколений от младших,
доминирование развития интеллекта в ущерб развитию эмоциональной, нравственной,
эстетической сферы личности
доминирование обучения в ущерб воспитанию,
падение креативности педагога и воспитанника
В этой связи самая «больная» проблема образовательной
практики
– это
проблема
пробуждения, оберегания, сохранения и развития творческого потенциала
детской
личности.
Встает
закономерный
вопрос: каковы пути решения этих проблем в сфере
образования и культуры?
И это, бесспорно, развитие духовной культуры всех субъектов образовательного
пространства: педагога, ребенка и его родителей. При этом мы понимает духовную
культуру как систему, включающую в себя культуру мышления, чувств, общения, досуга,
труда, культуру самопроявления (творчества), гуманитарную культуру.
И
снова
возникает
вопрос:
как это сделать? В каком формате, в какой
парадигме?
Один
из
вариантов
решения
обозначенных проблем
-
это
обращение
к арт-
педагогике.
Арт – это искусство, педагогика – это наука о воспитание и обучение человека.
Соединение понятия «арт» и «педагогика» уводит нас от процессов воспитания,
обучения в их общепринятом и профессиональном понимании, но приводит к живому
конструктивному союзу педагога и ребенка.
- Что такое арт-педагогика?
Арт-педагогика
-
особое
направление
в
педагогике,
где
воспитание,
образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства, как
классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Арт-педагогика имеет единые с общей педагогикой цели: помочь ребенку научиться
понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми,
познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности.
Сама цель арт-педагогики: это формирование этического и эстетического иммунитета
личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры.
А это способствует облегчить процесс взаимодействия педагога и ребенка.
1.Дает социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.
2.Содействует сохранению целостности человеческой личности, воздействуя в первую
очередь
в
процессе
обучения
на
этическую,
эстетическую,
эмоциональную
сферы
личности.
3.Приобщает к духовной культуре человечества через единую систему ценностей
педагогики, науки и искусства.
4.Содействует развитию всех органов чувств, мышления, памяти, внимания, воли в
процессе
обучения,
воспитания,
развития
средствами
классического
или
народного
искусства.
Цели
атр-педагогики
достигаются
четко
сформулированными
специфическими
признаками:
Это такие признаки как –
- использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства
- доминирование диалога педагога и ребенка в образовательном процессе
-
совместное
художественное
творчество
педагога
и
ребенка,
вплетенное
в
самые
разнообразные виды образовательной деятельности
- включение произведений искусства при изучении самых разных предметов (освоение
программного
материала
на
внутреннем,
и
глубинном
уровне,
в
трех
модальностях
восприятия информации – зрительном, вербальном, кинетическм).
Арт-педагогика
оптимально
реализует
свои принципы, методы и технологии в сфере
духовной культуры педагога и ребенка.
Использование
средств
арт-педагогики
дает
возможность
неформально
реализовать
процесс интеграции научных и практических знаний.
Из
выше
сказанного
можно
сделать
вывод:
что
человек
с
рождения
чувствует
потребность
в
прекрасном:
ребенку
нравятся
яркие
красивые
игрушки,
он
быстрее
успокаивается и засыпает под приятную музыку или колыбельную матери. Приятная
музыка успокаивает, поднимает настроение, повышает жизненный тонус.
Я
вижу
в
арт-педагогике
мощный
потенциал,
актуализация
которого
позволяет
кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития
личности,
организации
и
реализации
совместной
интеллектуальной
и
эмоционально-
художественной деятельности педагога и ребенка.
И как сказал Теодор Драйзер
Искусство - могучее средство
исправления людского несовершенства.
Этический иммунитет - интегральное качество личности, которое обеспечивает ее
устойчивость перед безнравственными явлениями в микро- и макросреде; адекватность ее
реакции на быстро изменяющуюся социальную ситуацию в обществе, мобилизацию ее
духовных ресурсов для преодоления как материальных, так и мировоззренческих соблазнов,
ведущих к негативной нравственной направленности (А.С. Метелягин).
Эстетический иммунитет - характеристика духовного новообразования личности,
несущая в себе такие качества, как умение отличать красоту от красивости; гармонию от
дисгармонии, хаоса в искусстве, человеке: в его поступках, поведении, творчестве.
в науке и практике.
Объектом
арт-педагогической
науки
является
-
сфера искусства
как
сфера
обучения, воспитания, развития, коррекции личности.
Предмет
арт-педагогической
науки
–
это
закономерности
образовательного
процесса, имеющие место тогда, когда мы включаем в него искусство.
Объект арт-педагогической практики – это реальное взаимодействие участников
педагогического процесса, который дополняется искусством.
Предмет
арт-педагогической
практики
-
психолого-педагогические
механизмы
обретаемые
участниками
образовательного
процесса
этического
и
эстетического
иммунитета.
Принцип гуманизации, Этот принцип утверждает приоритет воспитательных целей над
целями
обучения:
насыщение обучения
вечными
проблемами
Добра
и
Зла,
Любви
и
Мудрости, Красоты и Гармонии и др.
Принцип творчества, подразумевающий, что в оптимальном варианте в этот процесс
вовлекается
каждое
чувство:
зрение,
обоняние,
слух,
вкус, эмоции, экстрасенсорные
качества (интуиция, воображение ).
Креативность включает четыре аспекта:
креативная среда,
креативная личность,
креативный продукт,
креативный процесс.
Воспитание креативной личности предполагает развитие у ребенка уверенности в себе,
смелости, способности рисковать, мобилизовываться, признавать самого себя, эстетической
и этической ориентации (эстетического и этического иммунитета).
Принцип
рефлексивности
означает
готовность
и
способность
человека
творчески
осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые
смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений,
ставить и решать неординарные практические задачи.
Принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм
организации разнообразной художественной деятельности. Опыт ребенка складывается из
зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей).
Методы обучения и воспитания
Обучения: наглядный, так же как и словесный часто используемый.
Практический метод – пение, движение под музыку, игра.лепка рисование аппликация
Репродуктивные методы основаны на показе
Технические методы обучения
Воспитания: словесные это убеждение ситуация успеха, театрализованная игровая
деятельность
Накопление духовных ценностей у детей дошкольного
возраста по средствам арт – педагогики.