Напоминание

Арт педагогика


Автор: Жарынина Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №9
Населённый пункт: город Касли Челябинская область
Наименование материала: Направление в педагогике
Тема: Арт педагогика
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал такие замечательные слова что

Культура движется вперед не путем

перемещения в пространстве,

а путем накопления ценностей.

В наше время при воспитании детей дошкольного возраста складывается такая тенденция

как отсутствие духовных ценностей. Отсутствие духовных ценностей приводит к проявлению

агрессии, жестокости и не терпимости. Такие проявления делают большой крен в сторону

накопления знаний и интеллектуального развития, а это ущерб нравственному здоровью детей и

эстетической культуре.

Решение этой актуальной для образования проблемы предполагает решение микро

проблем.

Это такие проблемы как:

отчуждение старших поколений от младших,

доминирование развития интеллекта в ущерб развитию эмоциональной, нравственной,

эстетической сферы личности

доминирование обучения в ущерб воспитанию,

падение креативности педагога и воспитанника

В этой связи самая «больная» проблема образовательной

практики

это

проблема

пробуждения, оберегания, сохранения и развития творческого потенциала

детской

личности.

Встает

закономерный

вопрос: каковы пути решения этих проблем в сфере

образования и культуры?

И это, бесспорно, развитие духовной культуры всех субъектов образовательного

пространства: педагога, ребенка и его родителей. При этом мы понимает духовную

культуру как систему, включающую в себя культуру мышления, чувств, общения, досуга,

труда, культуру самопроявления (творчества), гуманитарную культуру.

И

снова

возникает

вопрос:

как это сделать? В каком формате, в какой

парадигме?

Один

из

вариантов

решения

обозначенных проблем

-

это

обращение

к арт-

педагогике.

Арт – это искусство, педагогика – это наука о воспитание и обучение человека.

Соединение понятия «арт» и «педагогика» уводит нас от процессов воспитания,

обучения в их общепринятом и профессиональном понимании, но приводит к живому

конструктивному союзу педагога и ребенка.

- Что такое арт-педагогика?

Арт-педагогика

-

особое

направление

в

педагогике,

где

воспитание,

образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства, как

классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Арт-педагогика имеет единые с общей педагогикой цели: помочь ребенку научиться

понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми,

познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности.

Сама цель арт-педагогики: это формирование этического и эстетического иммунитета

личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры.

А это способствует облегчить процесс взаимодействия педагога и ребенка.

1.Дает социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

2.Содействует сохранению целостности человеческой личности, воздействуя в первую

очередь

в

процессе

обучения

на

этическую,

эстетическую,

эмоциональную

сферы

личности.

3.Приобщает к духовной культуре человечества через единую систему ценностей

педагогики, науки и искусства.

4.Содействует развитию всех органов чувств, мышления, памяти, внимания, воли в

процессе

обучения,

воспитания,

развития

средствами

классического

или

народного

искусства.

Цели

атр-педагогики

достигаются

четко

сформулированными

специфическими

признаками:

Это такие признаки как –

- использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства

- доминирование диалога педагога и ребенка в образовательном процессе

-

совместное

художественное

творчество

педагога

и

ребенка,

вплетенное

в

самые

разнообразные виды образовательной деятельности

- включение произведений искусства при изучении самых разных предметов (освоение

программного

материала

на

внутреннем,

и

глубинном

уровне,

в

трех

модальностях

восприятия информации – зрительном, вербальном, кинетическм).

Арт-педагогика

оптимально

реализует

свои принципы, методы и технологии в сфере

духовной культуры педагога и ребенка.

Использование

средств

арт-педагогики

дает

возможность

неформально

реализовать

процесс интеграции научных и практических знаний.

Из

выше

сказанного

можно

сделать

вывод:

что

человек

с

рождения

чувствует

потребность

в

прекрасном:

ребенку

нравятся

яркие

красивые

игрушки,

он

быстрее

успокаивается и засыпает под приятную музыку или колыбельную матери. Приятная

музыка успокаивает, поднимает настроение, повышает жизненный тонус.

Я

вижу

в

арт-педагогике

мощный

потенциал,

актуализация

которого

позволяет

кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития

личности,

организации

и

реализации

совместной

интеллектуальной

и

эмоционально-

художественной деятельности педагога и ребенка.

И как сказал Теодор Драйзер

Искусство - могучее средство

исправления людского несовершенства.

Этический иммунитет - интегральное качество личности, которое обеспечивает ее

устойчивость перед безнравственными явлениями в микро- и макросреде; адекватность ее

реакции на быстро изменяющуюся социальную ситуацию в обществе, мобилизацию ее

духовных ресурсов для преодоления как материальных, так и мировоззренческих соблазнов,

ведущих к негативной нравственной направленности (А.С. Метелягин).

Эстетический иммунитет - характеристика духовного новообразования личности,

несущая в себе такие качества, как умение отличать красоту от красивости; гармонию от

дисгармонии, хаоса в искусстве, человеке: в его поступках, поведении, творчестве.

в науке и практике.

Объектом

арт-педагогической

науки

является

-

сфера искусства

как

сфера

обучения, воспитания, развития, коррекции личности.

Предмет

арт-педагогической

науки

это

закономерности

образовательного

процесса, имеющие место тогда, когда мы включаем в него искусство.

Объект арт-педагогической практики – это реальное взаимодействие участников

педагогического процесса, который дополняется искусством.

Предмет

арт-педагогической

практики

-

психолого-педагогические

механизмы

обретаемые

участниками

образовательного

процесса

этического

и

эстетического

иммунитета.

Принцип гуманизации, Этот принцип утверждает приоритет воспитательных целей над

целями

обучения:

насыщение обучения

вечными

проблемами

Добра

и

Зла,

Любви

и

Мудрости, Красоты и Гармонии и др.

Принцип творчества, подразумевающий, что в оптимальном варианте в этот процесс

вовлекается

каждое

чувство:

зрение,

обоняние,

слух,

вкус, эмоции, экстрасенсорные

качества (интуиция, воображение ).

Креативность включает четыре аспекта:

креативная среда,

креативная личность,

креативный продукт,

креативный процесс.

Воспитание креативной личности предполагает развитие у ребенка уверенности в себе,

смелости, способности рисковать, мобилизовываться, признавать самого себя, эстетической

и этической ориентации (эстетического и этического иммунитета).

Принцип

рефлексивности

означает

готовность

и

способность

человека

творчески

осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые

смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений,

ставить и решать неординарные практические задачи.

Принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм

организации разнообразной художественной деятельности. Опыт ребенка складывается из

зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей).

Методы обучения и воспитания

Обучения: наглядный, так же как и словесный часто используемый.

Практический метод – пение, движение под музыку, игра.лепка рисование аппликация

Репродуктивные методы основаны на показе

Технические методы обучения

Воспитания: словесные это убеждение ситуация успеха, театрализованная игровая

деятельность

Накопление духовных ценностей у детей дошкольного

возраста по средствам арт – педагогики.



В раздел образования