Сценарий литературной игры-викторины для 1 класса "По страницам сказок В.Г.Сутеева"
Автор: Панарина Елена Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №20 с УИОП" Населённый пункт: Старый Оскол Наименование материала: методическая разработка Тема: Сценарий литературной игры-викторины для 1 класса "По страницам сказок В.Г.Сутеева" Раздел: начальное образование
педагога: создать
условия
для
развития
читательского интереса, речевых умений, творческих способностей, памяти и
мышления.
Планируемые результаты образования:
П р е д м е т н ы е :
знакомство
с
понятием
«авторская
сказка»
умение
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Л и ч н о с т н ы е :
развитие
интереса
к
литературным
произведениям,
умение
оценивать
собственные
поступки
и
поступки
героев
сказок
с
моральной точки зрения.
М е т а п р е д м е т н ы е (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные:
знание
основ
смыслового
чтения
художественного
произведения, умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
Регулятивные:
уметь
выполнять
учебные
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: умение формулировать ответы и задавать вопросы,
сопоставлять
полученные
ответы,
аргументировать
своё
мнение;
умение
сотрудничать, участвуя в командной деятельности.
Образовательные ресурсы:
выставка книг В. Г. Сутеева, выставка
рисунков к сказкам, карточки с текстами из сказок, жетоны.
Правила проведения викторины
:
класс делится на две команды,
вопросы командам задаются поочерёдно, в конкурсе капитанов на вопросы
отвечают только капитаны, за каждый правильный ответ команда получает
жетон.
Ход викторины.
Вступительное слово учителя.
1. Конкурс-разминка «Доскажи словечко»
Задание: прочитать первое слово в названии сказки и вспомнить полное её
название, договорив второе слово.
1. «Капризная… (кошка)»
2. «Палочка- … (выручалочка)»
1. «Мешок …(яблок)»
2. «Разные … (колёса)»
1. «Кот- …(рыболов)»
2. «Умелые …(руки)»
1. «Три …(котёнка)»
2. «Дядя … (Миша)»
2. Конкурс «Мягкие лапки, а в лапках царапки…» (Про котов, кошек и
котят)
Задание: вспомнить сказку «Три котёнка» и ответить на вопросы.
1. Какого цвета были котята?
(Чёрный, серый, белый)
2. Кто встретился на их пути первым, вторым, третьим?
(Мышь, лягушка, рыба)
1. Куда прыгнули котята за мышью и какого цвета они стали?
(В банку с мукой, стали белыми)
2. Как котята стали чёрными?
(Прыгнули в старую самоварную трубу)
Задание: вспомнить сказку «Капризная кошка» и ответить на вопросы.
1. Сколько окон нарисовала девочка в домике для кошки?
(Четыре окна)
2. Сколько цыплят нарисовала девочка во лворе домика для кошки?
(Три цыплёнка)
1. Что росло в нарисованном огороде?
(Морковка и капуста)
2. Как звали того, кто должен был сторожить этот домик?
(Бобик)
Задание: вспомнить сказку «Кот рыболов» и ответить на вопросы.
1. Кому Кот обещал отдать первую рыбку?
(Лисе)
2. О какой рыбке мечтал Волк, что он приговаривал?
(«Ловись, рыбка, большая и крупная… Ловись…»)
1. Какую рыбу заказывал поймать Медведь?
(Самую большую)
2. Из-за какой рыбины подрались в реке Лиса, Волк и Медведь?
(Из-за страшного усатого сома)
3 конкурс «Крылатый кроссворд»
Задание: вспомнить сказку «Это что за птица?» и разгадать кроссворд .
По горизонтали:
1. Главный герой сказки.
2. Кто отдал Гусю свои тонкие ноги и получил взамен лапчатые?
3. Кто согласился отдать Гусю свой клюв с большим мешком, а сам остался с
красным носом?
4. Кто после долгих уговоров всё таки поменял свой яркий хвост на гусиную
закорючку?
По вертикали:
3. Кто подарил Гусю свой гребешок, бородку, а заодно и «кукареку»?
5. У кого Гусь выменял маленькие чёрные крылья?
6. Кто согласился поменяться с Гусем шеями?
7. Каким стал Гусь в конце сказки: антоним к слову «глупый».
8. Каким стал Гусь в конце сказки: антоним к слову «завистливый».
4 конкурс «Парад сказочных героев»
Задание: послушать отрывок из сказки, где представлены все её герои,
вспомнить и назвать эту сказку.
1. «…Пошёл Цыплёнок и принёс листочек.
Мышонок – ореховую скорлупку.
Муравей соломинку притащил.
А жучок – верёвочку…»
(Сказка «Кораблик»)
2. «…Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос
клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…
Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет…»
(Сказка «Яболоко»)
1. «…Пришёл к ним как-то Заяц на их житьё посмотреть.
А его как дорогого гостя приняли:
Мушка ему варежки связала.
Лягушка морковкой с огорода угостила.
Ёжик – грибами да ягодами, а Петушок – пирогами да ватрушками…»
(Сказка «Разные колёса»)
2. «Поспорили как-то между собой Иголка, Карандаш, ручка и Мячик, кто из
них лучше…»
(Сказка «Умелые Руки»)
5 конкурс капитанов «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам
урок…»
Задание: послушать отрывок из сказки и ответить на поставленный в
ней вопрос.
1. «…Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части.
Один кусочек дал Зайцу:
– Это тебе, Заяц, – ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек Вороне отдал:
– Это тебе, Ворона, – ты яблоко сорвала.
Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:
– Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвёртый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:
– А это тебе, Михаил Иванович…
– Мне-то за что? – удивился Медведь.
2. «…Утром вся заячья семья собралась за столом. А на столе чего только
нет! Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковь и картошка.
А злая Ворона удивляется:
– Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра
появиться?»
1. «…Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
– Эх, вы! Гриб –то…
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом
тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?»
2. «…До дома далеко – идут, разговаривают.
А поперёк дороги палка лежала.
За разговором Заяц её не заметил – споткнулся, чуть было не упал.
– Ах ты!.. – расседился Заяц. Поддал палку ногой, и она далеко в сторону
отлетела.
А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.
Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:
– Зачем тебе палка? Что в ней толку?...»
Подведение итогов викторины.
.