Напоминание

Основы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ в условиях образовательной организации


Автор: Канисева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Ашапская ОШИ"
Населённый пункт: село Ашап, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Основы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ в условиях образовательной организации
Раздел: среднее образование





Назад




Основы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ в

условиях образовательной организации

.

Социально-экономические проблемы и ухудшение экологической

ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается

уровень физического и нервно-психического здоровья детей, отмечается

тенденция к увеличению количества детей и подростков с ограниченными

возможностями здоровья, а, следовательно, и семей, в которых живут эти

дети. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и

индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют

воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит

позитивных результатов.

В последние десятилетия активно ведется поиск оптимальных и

эффективных путей вовлечения родителей, воспитывающих детей с

ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.

С появлением в семье ребенка с отклонениями в развитии многие функции

семьи (воспитательная функция, производственно-хозяйственная,

организация досуга) наполняются иным содержанием, приобретают

коррекционную направленность.

Работа с родителями в этом направлении имеет и особенную специфику.

Возникает проблема формирования готовности родителей к взаимодействию

в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, так как

родители не могут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приёмами

и методами коррекционно-развивающей работы без помощи и поддержки

специалистов. Наряду с этим существует контингент родителей, ведущих

асоциальный образ жизни, в работе с которыми испытываются определенные

трудности. Родители из «проблемных» семей не проявляют активности и

заинтересованности во взаимодействии с педагогами, они озабочены

желанием «избавиться» от проблем «трудного» ребенка.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка с ограниченными

возможностями здоровья может быть успешной только в том случае, если они

станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в

разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании

индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей,

формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных

поступков и проявлений в поведении.

Выделяют несколько особенностей семей, имеющих детей с ограниченными

возможностями здоровья по следующим аспектам:

1.Медицинский аспект. У многих родителей, имеющих детей с нарушениями

в развитии наблюдаются нарушения здоровья. Переживания, выпавшие на

долю родителей, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что

проявляется в различных соматических заболеваниях (любая болезнь не

связанная с психическими заболеваниями), астенических (хроническая

усталость) и вегетативных расстройствах нервной системы.

2.Психологический аспект. Рождение ребенка с отклонениями

воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на

свет ребенка «не такого как у всех», является причиной сильного стресса.

Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное

деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным

условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье

жизненных стереотипов.

3.Социальный аспект особенностей заключается в неблагополучном

микроклимате семьи, который проявляется в нарушении социального

общения; в социально-экономических особенностях семьи (значительное

количество средств уходит на лечение).

4.Педагогический аспект. Это отсутствие единых требований к ребёнку;

незнание психологических особенностей ребенка; низкая психолого-

педагогическая культура родителей; безнадзорность, психическая депривация

ребёнка (длительное психологическое переживание, которое возникает в

результате того, что человека лишили чего-то очень важного в жизни, причем

лишили помимо его желания, он без этого нормально жить не может, а

изменить ситуацию не в силах); антипедагогические меры воздействия;

переоценка воспитательных возможностей семьи; идеализация ребенка;

неверие в силы ребёнка; эмоциональное отвержение детей; гиперпротекция

(гиперопека); невыполнение рекомендаций педагогов.

5.Дефектологический аспект. Он состоит в понимании структуры дефекта

ребёнка. Знание структуры дефекта ребёнка играет огромную роль в

содействии родителей детям в образовании.

Как показывает практика, родители детей с ОВЗ делятся на две основных

группы:

1) Внимательные родители, которые понимают своего сына или дочь и

принимают ребёнка таким, каков он есть, уверенно адаптируя его для

обучения и взаимодействия с окружающими. Такие родители легко идут на

контакт с педагогом и выступают в работе с ним союзниками и соратниками.

2) Родители, которые не признают, что у их ребёнка есть особые потребности.

Они отказываются обращаться к специалистам и считают, что с их ребёнком

всё нормально – «это учителя не могут с ним справиться». Кроме того,

пассивность родителей может быть вызвана и чисто жизненными

обстоятельствами: нехваткой времени, проблемами внутри семьи и т. д.

Говорить о положительном взаимодействии в этом случае не приходится.

Взаимодействие с родителями первого типа не представляет собой никакой

сложности. Однако второй тип встречается довольно часто, и потому

наладить продуктивную и согласованную работу с ними – задача педагога. Её

решение должно строиться на следующих принципах:

- Доброжелательность и позитивность общения. Какие бы проблемы не

складывались в семье ребёнка с ОВЗ, педагог должен продемонстрировать,

что он руководствуется интересами «проблемного» школьника и желает ему

только добра. Крайне неуместными будут категоричность и чрезмерная

требовательность: педагог должен показать, что является союзником и

помощником родителей в воспитании их сына или дочери – а не контролёром

и надзирателем.

- Индивидуальный подход. Каждая проблема ребёнка с ОВЗ уникальна, и

решаться она должна исходя из всех имеющихся факторов. Нельзя требовать

невозможного – но действовать надо, исходя из ситуации, сложившейся в

семье и школе.

- Сотрудничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки в

сложных воспитательных ситуациях – эффективный путь к положительному

и продуктивному взаимодействию.

- Динамичность. Отношения в семье, личные обстоятельства в жизни

родителей меняются – и педагог, организуя взаимодействие, должен

отслеживать всё это, действуя в интересах ребёнка.

Работа с родителями должна вестись в следующих направлениях:

1) Познавательное. В его рамках повышается педагогическая и

психологическая культура родителей, им разъясняется сущность имеющихся

у ребёнка проблем и предлагаются возможные пути для их разрешения.

2) Досуговое. Оно предназначено прежде всего на установление тёплой и

дружественной атмосферы, доверительных отношений. В рамках этого

направления, например, могут проводиться массовые мероприятия – разного

рода утренники, выставки совместных родительско-детских работ и т. д.

3) Наглядно-информационное. В его рамках используются СМИ,

размещаются материалы на сайтах и применяются другие методы, с

помощью которых информация доводится не только до конкретной семьи, но

до широкого круга родителей. Это направление позволяет во многом сгладить

проблемы в общении ребёнка с ОВЗ с окружающими, воспитать в других

детях и их семьях терпимость и милосердие.

4) Информационно-аналитическое. Оно подразумевает сбор, обработку и

оценку сведений о семьях, в которых воспитываются дети с ОВЗ (личные

беседы, анкетирование, опросы и т. д.).

Работа по взаимодействию с родителями осуществляется прежде всего в трёх

формах: словесной, наглядной и практической.

Словесная форма – это прежде всего беседы с родителями. Они строятся на

следующих принципах:

- Предварительная подготовка должна включать в себя определение цели, с

которой проводится беседа.

- Педагог заранее для себя формулирует ключевые вопросы, которые он

собирается задавать родителям.

- Собеседнику нужно дать возможность выговориться. Часто

самостоятельный рассказ в вольной форме даёт больше информации, чем

заданный в лоб вопрос.

Кроме индивидуальных бесед могут использоваться и родительские

собрания, а также консультации по конкретным вопросам, возникающим у

родителей. Собрания следует проводить не реже, чем 3 раза в год. Форма их

может быть как классической (педагог доносит информацию до родителей и

отвечает на их вопросы), так и креативной – в виде практикумов, круглых

столов и т. д.

Наконец, важной формой словесного взаимодействия являются

«родительские пятиминутки». Это короткие беседы по конкретным вопросам,

в рамках которых родители получают консультацию, а педагог – информацию

о ситуации в семье.

Наглядные формы работы зависят от конкретных особенностей детей с ОВЗ.

Например, при нарушениях речи в школе может быть организован

«логопедический уголок», экраны звукопроизношения и т. д. Также могут

организовываться тематические выставки книг, выпуск пособий, буклетов,

памяток и т. д.

Наконец, практические формы работы нужны для того, чтобы родители

могли ознакомиться с тем, как именно проходит обучение и школьное

воспитание их ребёнка. Здесь возможны следующие методы работы:

- Проведение открытых занятий с возможностью посещения их родителями.

- Общешкольные дни открытых дверей.

- Индивидуальные практикумы родителей совместно с их детьми.

- Проведение семинаров-практикумов для родителей.

- Совместные детско-родительские проекты, реализуемые ими вместе.

Главное при этом – чтобы проекты выполнялись действительно совместно, а

не родитель осуществлял всю работу за своего ребёнка.

- Использование электронных почтовых ящиков, тематических чатов ( чат –

это сервис для группового общения онлайн с помощью компьютера,

планшета или мобильного телефона) и иных способов телекоммуникаций.

Современные технологии позволяют родителям задавать вопросы и

оперативно получать на них ответы даже не выкраивая время на визит к

педагогу или не приглашая его к себе в дом.

Само по себе взаимодействие педагога с родителями ребёнка с ОВЗ строится

по следующей схеме:

1) Трансляция положительного образа ребёнка. Даже если школьник что-то

натворил – педагог должен информировать о проблемах, а не жаловаться на

ребёнка. Исходить следует из того, что для абсолютного большинства

родителей их ребёнок – самый лучший. Не следует подрывать отношения,

сразу разрушая это убеждение.

2) Трансляция знаний, которые родители не могут получить в семье. Здесь

родителей следует информировать о том, как проходит учебная деятельность,

как их сын или дочь общается и взаимодействует с другими детьми, каковы

успехи и достижения, в чём проявляются трудности.

3) Ознакомление с проблемами в семье. Здесь активная роль принадлежит

самим родителям, педагог лишь поддерживает общение и собирает

информацию. На этом этапе не следует давать какие-то оценочные суждения,

а собранные сведения следует применять для того, чтобы взаимодействие

было продуктивным и позитивным.

4) Совместное формирование личности. Если предыдущие этапы успешно

завершены, педагог завоевал доверие родителей. Теперь он может осторожно

давать советы, намечать совместные планы по воспитанию и обучению

ребёнка с ОВЗ.

Результатами взаимодействия педагогов и родителей должны стать:

1) Положительный эмоциональный настрой обеих сторон. Родители будут

уверены, что им помогут и не навредят ребёнку, а педагоги в своей работе

будут учитывать мнение семьи. Взаимопонимание позволит лучше

адаптировать ребёнка к обучению в школе, снять многие психологические

проблемы, связанные с ОВЗ – и тем самым добиться более высокого качества

обучения.

2) Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Педагог, который регулярно

контактирует с родителями, знает, в чём состоят проблемы конкретно этого

школьника с ОВЗ, чем родители могут ему помочь, а где они бессильны. Всё

вмести это ведёт к большей эффективности педагогического процесса.

3) Укрепление семейных связей родителей и детей с ОВЗ.

4) Реализация общей программы воспитания и развития ребёнка, когда

интересы школы и семьи не противоречат друг другу.

При этом анализ успехов, достигнутых школьниками с ОВЗ, радует как их

самих – так и родителей. Они понимают преимущества такого подхода, могут

сами предложить помощь, своевременно и эффективно решают возникающие

проблемы.

В заключение следует отметить, что взаимодействие педагога и родителей,

воспитывающих ребёнка с ОВЗ – это долгий и кропотливый труд. Добиться

сразу положительных результатов почти невозможно – однако тем больше

эффект от достигнутого. Педагогу непросто завоевать доверие и поддержку

родителей – однако, добившись этого, он сможет сделать для проблемного

ребёнка гораздо больше.

ЛИТЕРАТУРА

1) Бурмистрова Е. В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и

социальная помощь // Вестник практической психологии образовании —

2008. — № 4 (17), октябрь-декабрь — С. 81–86.

2) Горшкова Т. В. Организация взаимодействия образовательного учреждения

с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями

здоровья // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 126-127.

3) Савина Е. А. и др. Психологическая помощь родителям в воспитании детей

с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. — Москва —

Владос — 2008. — 223 с.



В раздел образования