Автор: Канисева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Ашапская ОШИ"
Населённый пункт: село Ашап, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Основы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ в условиях образовательной организации
Раздел: среднее образование
Основы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ в
условиях образовательной организации
.
Социально-экономические проблемы и ухудшение экологической
ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается
уровень физического и нервно-психического здоровья детей, отмечается
тенденция к увеличению количества детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья, а, следовательно, и семей, в которых живут эти
дети. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и
индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют
воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит
позитивных результатов.
В последние десятилетия активно ведется поиск оптимальных и
эффективных путей вовлечения родителей, воспитывающих детей с
ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.
С появлением в семье ребенка с отклонениями в развитии многие функции
семьи (воспитательная функция, производственно-хозяйственная,
организация досуга) наполняются иным содержанием, приобретают
коррекционную направленность.
Работа с родителями в этом направлении имеет и особенную специфику.
Возникает проблема формирования готовности родителей к взаимодействию
в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, так как
родители не могут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приёмами
и методами коррекционно-развивающей работы без помощи и поддержки
специалистов. Наряду с этим существует контингент родителей, ведущих
асоциальный образ жизни, в работе с которыми испытываются определенные
трудности. Родители из «проблемных» семей не проявляют активности и
заинтересованности во взаимодействии с педагогами, они озабочены
желанием «избавиться» от проблем «трудного» ребенка.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка с ограниченными
возможностями здоровья может быть успешной только в том случае, если они
станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в
разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании
индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей,
формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных
поступков и проявлений в поведении.
Выделяют несколько особенностей семей, имеющих детей с ограниченными
возможностями здоровья по следующим аспектам:
1.Медицинский аспект. У многих родителей, имеющих детей с нарушениями
в развитии наблюдаются нарушения здоровья. Переживания, выпавшие на
долю родителей, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что
проявляется в различных соматических заболеваниях (любая болезнь не
связанная с психическими заболеваниями), астенических (хроническая
усталость) и вегетативных расстройствах нервной системы.
2.Психологический аспект. Рождение ребенка с отклонениями
воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на
свет ребенка «не такого как у всех», является причиной сильного стресса.
Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное
деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным
условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье
жизненных стереотипов.
3.Социальный аспект особенностей заключается в неблагополучном
микроклимате семьи, который проявляется в нарушении социального
общения; в социально-экономических особенностях семьи (значительное
количество средств уходит на лечение).
4.Педагогический аспект. Это отсутствие единых требований к ребёнку;
незнание психологических особенностей ребенка; низкая психолого-
педагогическая культура родителей; безнадзорность, психическая депривация
ребёнка (длительное психологическое переживание, которое возникает в
результате того, что человека лишили чего-то очень важного в жизни, причем
лишили помимо его желания, он без этого нормально жить не может, а
изменить ситуацию не в силах); антипедагогические меры воздействия;
переоценка воспитательных возможностей семьи; идеализация ребенка;
неверие в силы ребёнка; эмоциональное отвержение детей; гиперпротекция
(гиперопека); невыполнение рекомендаций педагогов.
5.Дефектологический аспект. Он состоит в понимании структуры дефекта
ребёнка. Знание структуры дефекта ребёнка играет огромную роль в
содействии родителей детям в образовании.
Как показывает практика, родители детей с ОВЗ делятся на две основных
группы:
1) Внимательные родители, которые понимают своего сына или дочь и
принимают ребёнка таким, каков он есть, уверенно адаптируя его для
обучения и взаимодействия с окружающими. Такие родители легко идут на
контакт с педагогом и выступают в работе с ним союзниками и соратниками.
2) Родители, которые не признают, что у их ребёнка есть особые потребности.
Они отказываются обращаться к специалистам и считают, что с их ребёнком
всё нормально – «это учителя не могут с ним справиться». Кроме того,
пассивность родителей может быть вызвана и чисто жизненными
обстоятельствами: нехваткой времени, проблемами внутри семьи и т. д.
Говорить о положительном взаимодействии в этом случае не приходится.
Взаимодействие с родителями первого типа не представляет собой никакой
сложности. Однако второй тип встречается довольно часто, и потому
наладить продуктивную и согласованную работу с ними – задача педагога. Её
решение должно строиться на следующих принципах:
- Доброжелательность и позитивность общения. Какие бы проблемы не
складывались в семье ребёнка с ОВЗ, педагог должен продемонстрировать,
что он руководствуется интересами «проблемного» школьника и желает ему
только добра. Крайне неуместными будут категоричность и чрезмерная
требовательность: педагог должен показать, что является союзником и
помощником родителей в воспитании их сына или дочери – а не контролёром
и надзирателем.
- Индивидуальный подход. Каждая проблема ребёнка с ОВЗ уникальна, и
решаться она должна исходя из всех имеющихся факторов. Нельзя требовать
невозможного – но действовать надо, исходя из ситуации, сложившейся в
семье и школе.
- Сотрудничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки в
сложных воспитательных ситуациях – эффективный путь к положительному
и продуктивному взаимодействию.
- Динамичность. Отношения в семье, личные обстоятельства в жизни
родителей меняются – и педагог, организуя взаимодействие, должен
отслеживать всё это, действуя в интересах ребёнка.
Работа с родителями должна вестись в следующих направлениях:
1) Познавательное. В его рамках повышается педагогическая и
психологическая культура родителей, им разъясняется сущность имеющихся
у ребёнка проблем и предлагаются возможные пути для их разрешения.
2) Досуговое. Оно предназначено прежде всего на установление тёплой и
дружественной атмосферы, доверительных отношений. В рамках этого
направления, например, могут проводиться массовые мероприятия – разного
рода утренники, выставки совместных родительско-детских работ и т. д.
3) Наглядно-информационное. В его рамках используются СМИ,
размещаются материалы на сайтах и применяются другие методы, с
помощью которых информация доводится не только до конкретной семьи, но
до широкого круга родителей. Это направление позволяет во многом сгладить
проблемы в общении ребёнка с ОВЗ с окружающими, воспитать в других
детях и их семьях терпимость и милосердие.
4) Информационно-аналитическое. Оно подразумевает сбор, обработку и
оценку сведений о семьях, в которых воспитываются дети с ОВЗ (личные
беседы, анкетирование, опросы и т. д.).
Работа по взаимодействию с родителями осуществляется прежде всего в трёх
формах: словесной, наглядной и практической.
Словесная форма – это прежде всего беседы с родителями. Они строятся на
следующих принципах:
- Предварительная подготовка должна включать в себя определение цели, с
которой проводится беседа.
- Педагог заранее для себя формулирует ключевые вопросы, которые он
собирается задавать родителям.
- Собеседнику нужно дать возможность выговориться. Часто
самостоятельный рассказ в вольной форме даёт больше информации, чем
заданный в лоб вопрос.
Кроме индивидуальных бесед могут использоваться и родительские
собрания, а также консультации по конкретным вопросам, возникающим у
родителей. Собрания следует проводить не реже, чем 3 раза в год. Форма их
может быть как классической (педагог доносит информацию до родителей и
отвечает на их вопросы), так и креативной – в виде практикумов, круглых
столов и т. д.
Наконец, важной формой словесного взаимодействия являются
«родительские пятиминутки». Это короткие беседы по конкретным вопросам,
в рамках которых родители получают консультацию, а педагог – информацию
о ситуации в семье.
Наглядные формы работы зависят от конкретных особенностей детей с ОВЗ.
Например, при нарушениях речи в школе может быть организован
«логопедический уголок», экраны звукопроизношения и т. д. Также могут
организовываться тематические выставки книг, выпуск пособий, буклетов,
памяток и т. д.
Наконец, практические формы работы нужны для того, чтобы родители
могли ознакомиться с тем, как именно проходит обучение и школьное
воспитание их ребёнка. Здесь возможны следующие методы работы:
- Проведение открытых занятий с возможностью посещения их родителями.
- Общешкольные дни открытых дверей.
- Индивидуальные практикумы родителей совместно с их детьми.
- Проведение семинаров-практикумов для родителей.
- Совместные детско-родительские проекты, реализуемые ими вместе.
Главное при этом – чтобы проекты выполнялись действительно совместно, а
не родитель осуществлял всю работу за своего ребёнка.
- Использование электронных почтовых ящиков, тематических чатов ( чат –
это сервис для группового общения онлайн с помощью компьютера,
планшета или мобильного телефона) и иных способов телекоммуникаций.
Современные технологии позволяют родителям задавать вопросы и
оперативно получать на них ответы даже не выкраивая время на визит к
педагогу или не приглашая его к себе в дом.
Само по себе взаимодействие педагога с родителями ребёнка с ОВЗ строится
по следующей схеме:
1) Трансляция положительного образа ребёнка. Даже если школьник что-то
натворил – педагог должен информировать о проблемах, а не жаловаться на
ребёнка. Исходить следует из того, что для абсолютного большинства
родителей их ребёнок – самый лучший. Не следует подрывать отношения,
сразу разрушая это убеждение.
2) Трансляция знаний, которые родители не могут получить в семье. Здесь
родителей следует информировать о том, как проходит учебная деятельность,
как их сын или дочь общается и взаимодействует с другими детьми, каковы
успехи и достижения, в чём проявляются трудности.
3) Ознакомление с проблемами в семье. Здесь активная роль принадлежит
самим родителям, педагог лишь поддерживает общение и собирает
информацию. На этом этапе не следует давать какие-то оценочные суждения,
а собранные сведения следует применять для того, чтобы взаимодействие
было продуктивным и позитивным.
4) Совместное формирование личности. Если предыдущие этапы успешно
завершены, педагог завоевал доверие родителей. Теперь он может осторожно
давать советы, намечать совместные планы по воспитанию и обучению
ребёнка с ОВЗ.
Результатами взаимодействия педагогов и родителей должны стать:
1) Положительный эмоциональный настрой обеих сторон. Родители будут
уверены, что им помогут и не навредят ребёнку, а педагоги в своей работе
будут учитывать мнение семьи. Взаимопонимание позволит лучше
адаптировать ребёнка к обучению в школе, снять многие психологические
проблемы, связанные с ОВЗ – и тем самым добиться более высокого качества
обучения.
2) Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Педагог, который регулярно
контактирует с родителями, знает, в чём состоят проблемы конкретно этого
школьника с ОВЗ, чем родители могут ему помочь, а где они бессильны. Всё
вмести это ведёт к большей эффективности педагогического процесса.
3) Укрепление семейных связей родителей и детей с ОВЗ.
4) Реализация общей программы воспитания и развития ребёнка, когда
интересы школы и семьи не противоречат друг другу.
При этом анализ успехов, достигнутых школьниками с ОВЗ, радует как их
самих – так и родителей. Они понимают преимущества такого подхода, могут
сами предложить помощь, своевременно и эффективно решают возникающие
проблемы.
В заключение следует отметить, что взаимодействие педагога и родителей,
воспитывающих ребёнка с ОВЗ – это долгий и кропотливый труд. Добиться
сразу положительных результатов почти невозможно – однако тем больше
эффект от достигнутого. Педагогу непросто завоевать доверие и поддержку
родителей – однако, добившись этого, он сможет сделать для проблемного
ребёнка гораздо больше.
ЛИТЕРАТУРА
1) Бурмистрова Е. В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и
социальная помощь // Вестник практической психологии образовании —
2008. — № 4 (17), октябрь-декабрь — С. 81–86.
2) Горшкова Т. В. Организация взаимодействия образовательного учреждения
с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями
здоровья // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 126-127.
3) Савина Е. А. и др. Психологическая помощь родителям в воспитании детей
с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. — Москва —
Владос — 2008. — 223 с.