Автор: Белькова Надежда Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №145
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактические игры в развитии грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня
Раздел: дошкольное образование
Дидактические игры в развитии грамматического строя речи старших
дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня
Развитие
грамматического
строя
речи
является
основным
условием
для
полноценного речевого, общего и психического развития, так как язык осуществляет
ведущую функцию в формировании мышления и речевого общения, в планировании и
организации
деятельности
дошкольника,
самоорганизации
поведения,
а
так
же
в
формировании социальных связей.
Грамматика, по словам К.Д. Ушинского – это логика языка. Она помогает облекать
мысли
в
материальную
оболочку,
делает
речь
организованной
и
понятной
для
о к р у ж а ю щ и х . В
и с с л е д о в а н и я х
С . Н .
К о н о в а л о в о й ,
А.М. Леушиной, А.П. Усовой, Е.И. Тихеевой, Т.Б. Филичевой посвященных развитию
грамматического
строя
речи
отмечается,
что
для
дошкольников
имеющих
общее
недоразвитие
речи
овладение
грамматическим
строем
языка
представляет
особую
сложность.
Грамматический строй речи развивается, прежде всего, в повседневном общении, а
так
же
в
разнообразных
видах
детской
деятельности –
в
игре,
конструировании
и
изобразительном
творчестве.
Правильная
организация
выбранной
деятельности
педагогом является значительным условием в повседневной жизни дошкольника. Игра,
является
основным
видом
детской
деятельности,
играя
дошкольник,
познает
окружающий
мир,
развивается.
Игровые
методики
в
работе
со
старшими
дошкольниками с общим недоразвитием речи II уровня,
пробуждают у них большой
интерес и положительные эмоции, а так же способствуют концентрированию внимания
на учебной задаче.
Особой группой игр являются дидактические игры. Дидактическая игра – активная
учебная деятельность, в основе которой лежат правила, специально созданные педагогом
в целях обучения и воспитания дошкольников.
Главной целью дидактической игры является обучение, где ведущим компонентом
становится дидактическая задача, которая является скрытой от ребенка. В данных игах
задача,
поставленная
перед
старшими
дошкольниками,
требует
от
них
решения,
сосредоточенности внимания, умственных усилий, а так же умение осмыслить правила,
последовательность действий.
А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:
игры-путешествия;
игры-поручения;
игры-предположения;
игры-загадки;
игры-беседы.
В
дидактической
игре
с
грамматическим
содержанием
решается
задача
активизации и уточнения той или иной грамматической формы или грамматического
явления. Данные игры разработаны с целью помощи старшим дошкольникам с общим
недоразвитием
речи II
уровня,
овладеть
трудными
формами
словоизменения
(родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в
роде и т.д.), способы образования слов (наименования детенышей животных, людей
различных профессий, однокоренных слов).
В работе со старшими дошкольниками, имеющими логопедическое заключение
общее
недоразвитие
речи II
уровня,
все
игры
следует
проводить
с
применением
игрушек, а также реальных предметов и их изображений.
В логопедии имеются разработанные специальные игры и упражнения, которые
предназначены для обучения старших дошкольников, с общим недоразвитием речи II
уровня правильно изменять слова, помогать запоминать тяжелые формы слов, нужные
для повседневного общения. Это хорошо знакомые игры: «Чего не стало?», «Чего не
хватает Мише для прогулки?» (образование форм родительного падежа множественного
числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (усвоение
родовой принадлежности существительных); «Поручение», «Вы хотите?- Мы хотим»
(спряжение
глаголов);
«Прятки»,
«Что
изменилось?»
(на
усвоение
и
активизацию
предлогов и наречий) и др. . Необходимо выделить то, что в игре дошкольник не
подозревает о действительном её предназначении. Он видит, и осознаёт игровую задачу:
быть внимательными, запомнить, как стояли предметы, узнать игрушку по описанию и т.
д.
Дошкольник
с
общим
недоразвитием
речи II
уровня
в
играх
и
упражнениях
приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания.
Особое
значение
в
речевом
развитии
старшего
дошкольника
с
общим
недоразвитием речи II уровня отводится словесным дидактическим играм. В словесной
дидактической игре дошкольник учится мыслить о вещах, которые он непосредственно
не воспринимает, с которыми в этот момент не работает. Данный вид игры обучает
ребенка в решение задачи, основываться на представлениях о ранее воспринятых им
предметах.
Можно применять игры и упражнения с грамматическим содержанием: «Один-
много»
(образование
множественного
числа
существительных
в
именительном
и
родительном падежах), «Какой, какая, какое?», «Исправь ошибку», «Размытое письмо»
(согласование слов в словосочетаниях и предложениях), «Хорошо-лучше» (образование
уровня
сопоставления
прилагательных
и
наречий),
«Скажи
наоборот»
(образование
антонимов), «Чей хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных) и
др. .
Соревновательный элемент в играх с детьми старшего дошкольного, возраста,
имеющих общее недоразвитие речи II уровня, увеличивает заинтересованность ребенка
к
выполнению
задания
и
обеспечивает
наиболее
лучшее
освоение
программного
материала, помогает ребенку выполнить задание четко и правильно, не допуская при
этом ошибки.
Большое
значение
на
занятиях
занимает
вопрос
решения
речевых
задач,
посредством
которых
старшие
дошкольники
обучаются
творчески
употреблять
полученные знания и представления. Как образец может быть представлена игра «Узнай,
кто это» . Логопед, а потом сам дошкольник показывает движения, свойственные для той
или иной профессии, рода занятия: бег, прыжки, катание на лыжах, игру на музыкальных
инструментах и т.п. При угадывании складывается ситуация, требующая, от дошкольника
самостоятельного образование слова, так как не все названия ему знакомы. Руководя
игрой, логопед
поощряет поиск, хвалит, если слово сформировано правильно, или
подсказывает,
если
у
дошкольника
возникают
трудности.
(Катается
на
лыжах –
горнолыжник и т.п.)
Полезными являются упражнения на образование по аналогии с примером трудных
форм (ботинок, носков, чулок, тапочек и т.п.). Можно при этом сочетать рифмовки с
демонстрацией картинок («Мы увидели сорок без …. ботинок и …. чулок и щенков без
…. носков).
Грамматический
материал
закрепляется
как
в
пройденных
играх
на
прошлых
этапах, а также в некоторых новых играх и игровых упражнениях: «Чего не хватает для
работы»
(образование
формы
родительного
падежа
существительных),
«Мишка
и
Буратино беседуют по телефону» (на спряжение глагола звонить), «Угадай, где я был?»
(образование
формы
винительного
падежа
множественного
числа
существительных,
обозначающих животных), «Размытое письмо» (построение сложного предложения с
опорой на начальное слово, построение сложноподчиненных предложений) [2, 20].
С детьми старшего дошкольного возраста, имеющих в логопедическом заключении
общее
недоразвитие
речи II
уровня,
с
помощью
дидактических
игр
продолжают
обогащения, уточнения и активизацию словаря. Немалый интерес в игре необходимо
уделить
развитию
умения
старшего
дошкольника
обобщать,
сравнивать,
противопоставлять.
Задачи большинства дидактических игр заключаются в том, чтобы через игру
обучить
дошкольника
составлять
самостоятельно
рассказы
о
предметах,
явлениях
природы
и
общественной
жизни.
Отдельные
игры
требуют
от
ребенка
с
общим
недоразвитием
речи II
уровня активного применения родовых, видовых понятий, в
частности,
такие
игры,
как
«Назови
одним
словом»
или
«Назови
три
предмета».
Нахождения
слов
с
противоположным
значением
(антонимы),
похожих
по
звуку
(синонимы), являются задачей большинства словесных игр.
В процессе игры дошкольник упражняется в правильном звукопроизношении. В
дидактических играх мышления и речь находятся и развиваются в неразрывной связи. К
примеру, в игре «Угадай, что мы задумали» нужно уметь логично составить вопрос, на
который ребенок отвечает лишь двумя словами: «да» или «нет». С постановки вопроса
дошкольник находит тот предмет, который задуман. Активизируется речь при общении в
игре, формируется способность доказывать свои утверждения и аргументы.
Таким образом, дидактические игры являются основным решением
в развитии
грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи II
уровня.