Напоминание

Дидактические игры в развитии грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня


Автор: Белькова Надежда Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №145
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактические игры в развитии грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактические игры в развитии грамматического строя речи старших

дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня

Развитие

грамматического

строя

речи

является

основным

условием

для

полноценного речевого, общего и психического развития, так как язык осуществляет

ведущую функцию в формировании мышления и речевого общения, в планировании и

организации

деятельности

дошкольника,

самоорганизации

поведения,

а

так

же

в

формировании социальных связей.

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского – это логика языка. Она помогает облекать

мысли

в

материальную

оболочку,

делает

речь

организованной

и

понятной

для

о к р у ж а ю щ и х . В

и с с л е д о в а н и я х

С . Н .

К о н о в а л о в о й ,

А.М. Леушиной, А.П. Усовой, Е.И. Тихеевой, Т.Б. Филичевой посвященных развитию

грамматического

строя

речи

отмечается,

что

для

дошкольников

имеющих

общее

недоразвитие

речи

овладение

грамматическим

строем

языка

представляет

особую

сложность.

Грамматический строй речи развивается, прежде всего, в повседневном общении, а

так

же

в

разнообразных

видах

детской

деятельности –

в

игре,

конструировании

и

изобразительном

творчестве.

Правильная

организация

выбранной

деятельности

педагогом является значительным условием в повседневной жизни дошкольника. Игра,

является

основным

видом

детской

деятельности,

играя

дошкольник,

познает

окружающий

мир,

развивается.

Игровые

методики

в

работе

со

старшими

дошкольниками с общим недоразвитием речи II уровня,

пробуждают у них большой

интерес и положительные эмоции, а так же способствуют концентрированию внимания

на учебной задаче.

Особой группой игр являются дидактические игры. Дидактическая игра – активная

учебная деятельность, в основе которой лежат правила, специально созданные педагогом

в целях обучения и воспитания дошкольников.

Главной целью дидактической игры является обучение, где ведущим компонентом

становится дидактическая задача, которая является скрытой от ребенка. В данных игах

задача,

поставленная

перед

старшими

дошкольниками,

требует

от

них

решения,

сосредоточенности внимания, умственных усилий, а так же умение осмыслить правила,

последовательность действий.

А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

игры-путешествия;

игры-поручения;

игры-предположения;

игры-загадки;

игры-беседы.

В

дидактической

игре

с

грамматическим

содержанием

решается

задача

активизации и уточнения той или иной грамматической формы или грамматического

явления. Данные игры разработаны с целью помощи старшим дошкольникам с общим

недоразвитием

речи II

уровня,

овладеть

трудными

формами

словоизменения

(родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в

роде и т.д.), способы образования слов (наименования детенышей животных, людей

различных профессий, однокоренных слов).

В работе со старшими дошкольниками, имеющими логопедическое заключение

общее

недоразвитие

речи II

уровня,

все

игры

следует

проводить

с

применением

игрушек, а также реальных предметов и их изображений.

В логопедии имеются разработанные специальные игры и упражнения, которые

предназначены для обучения старших дошкольников, с общим недоразвитием речи II

уровня правильно изменять слова, помогать запоминать тяжелые формы слов, нужные

для повседневного общения. Это хорошо знакомые игры: «Чего не стало?», «Чего не

хватает Мише для прогулки?» (образование форм родительного падежа множественного

числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (усвоение

родовой принадлежности существительных); «Поручение», «Вы хотите?- Мы хотим»

(спряжение

глаголов);

«Прятки»,

«Что

изменилось?»

(на

усвоение

и

активизацию

предлогов и наречий) и др. . Необходимо выделить то, что в игре дошкольник не

подозревает о действительном её предназначении. Он видит, и осознаёт игровую задачу:

быть внимательными, запомнить, как стояли предметы, узнать игрушку по описанию и т.

д.

Дошкольник

с

общим

недоразвитием

речи II

уровня

в

играх

и

упражнениях

приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания.

Особое

значение

в

речевом

развитии

старшего

дошкольника

с

общим

недоразвитием речи II уровня отводится словесным дидактическим играм. В словесной

дидактической игре дошкольник учится мыслить о вещах, которые он непосредственно

не воспринимает, с которыми в этот момент не работает. Данный вид игры обучает

ребенка в решение задачи, основываться на представлениях о ранее воспринятых им

предметах.

Можно применять игры и упражнения с грамматическим содержанием: «Один-

много»

(образование

множественного

числа

существительных

в

именительном

и

родительном падежах), «Какой, какая, какое?», «Исправь ошибку», «Размытое письмо»

(согласование слов в словосочетаниях и предложениях), «Хорошо-лучше» (образование

уровня

сопоставления

прилагательных

и

наречий),

«Скажи

наоборот»

(образование

антонимов), «Чей хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных) и

др. .

Соревновательный элемент в играх с детьми старшего дошкольного, возраста,

имеющих общее недоразвитие речи II уровня, увеличивает заинтересованность ребенка

к

выполнению

задания

и

обеспечивает

наиболее

лучшее

освоение

программного

материала, помогает ребенку выполнить задание четко и правильно, не допуская при

этом ошибки.

Большое

значение

на

занятиях

занимает

вопрос

решения

речевых

задач,

посредством

которых

старшие

дошкольники

обучаются

творчески

употреблять

полученные знания и представления. Как образец может быть представлена игра «Узнай,

кто это» . Логопед, а потом сам дошкольник показывает движения, свойственные для той

или иной профессии, рода занятия: бег, прыжки, катание на лыжах, игру на музыкальных

инструментах и т.п. При угадывании складывается ситуация, требующая, от дошкольника

самостоятельного образование слова, так как не все названия ему знакомы. Руководя

игрой, логопед

поощряет поиск, хвалит, если слово сформировано правильно, или

подсказывает,

если

у

дошкольника

возникают

трудности.

(Катается

на

лыжах –

горнолыжник и т.п.)

Полезными являются упражнения на образование по аналогии с примером трудных

форм (ботинок, носков, чулок, тапочек и т.п.). Можно при этом сочетать рифмовки с

демонстрацией картинок («Мы увидели сорок без …. ботинок и …. чулок и щенков без

…. носков).

Грамматический

материал

закрепляется

как

в

пройденных

играх

на

прошлых

этапах, а также в некоторых новых играх и игровых упражнениях: «Чего не хватает для

работы»

(образование

формы

родительного

падежа

существительных),

«Мишка

и

Буратино беседуют по телефону» (на спряжение глагола звонить), «Угадай, где я был?»

(образование

формы

винительного

падежа

множественного

числа

существительных,

обозначающих животных), «Размытое письмо» (построение сложного предложения с

опорой на начальное слово, построение сложноподчиненных предложений) [2, 20].

С детьми старшего дошкольного возраста, имеющих в логопедическом заключении

общее

недоразвитие

речи II

уровня,

с

помощью

дидактических

игр

продолжают

обогащения, уточнения и активизацию словаря. Немалый интерес в игре необходимо

уделить

развитию

умения

старшего

дошкольника

обобщать,

сравнивать,

противопоставлять.

Задачи большинства дидактических игр заключаются в том, чтобы через игру

обучить

дошкольника

составлять

самостоятельно

рассказы

о

предметах,

явлениях

природы

и

общественной

жизни.

Отдельные

игры

требуют

от

ребенка

с

общим

недоразвитием

речи II

уровня активного применения родовых, видовых понятий, в

частности,

такие

игры,

как

«Назови

одним

словом»

или

«Назови

три

предмета».

Нахождения

слов

с

противоположным

значением

(антонимы),

похожих

по

звуку

(синонимы), являются задачей большинства словесных игр.

В процессе игры дошкольник упражняется в правильном звукопроизношении. В

дидактических играх мышления и речь находятся и развиваются в неразрывной связи. К

примеру, в игре «Угадай, что мы задумали» нужно уметь логично составить вопрос, на

который ребенок отвечает лишь двумя словами: «да» или «нет». С постановки вопроса

дошкольник находит тот предмет, который задуман. Активизируется речь при общении в

игре, формируется способность доказывать свои утверждения и аргументы.

Таким образом, дидактические игры являются основным решением

в развитии

грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи II

уровня.



В раздел образования