Автор: Литвинцева Галина Александровна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: КГБ ПОУ ХПЭТ
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Статья
Тема: "Моя творческая мастерская
Раздел: среднее профессиональное
«Моя творческая мастерская»
Внеклассная работа имеет большое общеобразовательное, воспитательное
и развивающее значение. Кружковые занятия строятся на тесной взаимосвязи
обучающегося и педагога, организации успешной совместной деятельности,
творческом диалоге. Мы подталкиваем обучающихся к осмыслению оценки
значимости
мотивов,
выбору
из
многих
предложенных
возможностей
единственного
верного
решения.
Взаимодействие
и
взаимопонимание,
которое возникает в процессе обучения в кружке, есть одно из условий
социализации и воспитания. Кружковые занятия ценны в том отношении, что
дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, проявляя интерес
к
данному
виду
деятельности.
Это,
естественно,
немаловажно
в
воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных
склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение, мотивирует на
овладение профессиональными знаниями и навыками на учебных занятиях.
Кружок технического творчества «Творческая мастерская» работает в КГБ
ОУ ХПЭТ с сентября 20017 года. Участниками кружка стали ребята из групп
МШ-11, МШ-12, МШ-13, МС-1, МШ-1 – всего 15 обучающихся (ребята с
ограниченными возможностями здоровья), профессия штукатур-маляр. Из
них
8 обучающихся -сирот. Участвуя в работе кружка, ребята постепенно
начинают
открывать
в
профессии
неизвестную
им
раньше
романтику,
переживают чувство радости свершения, радости творчества. Формирование
творческой личности – одна из важнейших задач образовательного процесса
на современном этапе. Каждый индивид, обладающий опытом творческой
деятельности,
развитым
творческим
мышлением,
значительно
быстрее
достигает
успехов
в
любом
деле.
Творческий
потенциал
личности
-
это
психолого-педагогическая категория, отражающая внутренние возможности
человека, источники его энергии, которые могут быть использованы в целях
личностного и профессионального роста, это необходимый баланс для их
творческой самореализации. Творчество-это постоянное усовершенствование
своей
личности,
мышления,
сознания,
интеллекта
и
постоянная
устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше.
В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный
опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет
интересы
и
потребности.
Проектирование,
развитие
и
формирование
творческой индивидуальности предполагает создание для этого специальных
условий. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только
там,
где
есть
творческое
отношение
к
жизни
и
адекватные
социальные
условия для самодвижения. Работая с обучающимися, мы должны раскрыть
их
природные
потенциа лы
и
подготовить
к
п р од у к т и в н ом у
профессиональному труду. Для того, чтобы дети развивали способности к
творческому
мышлению,
необходимо
постоянно
создавать
ситуацию
творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию
природных
творческих
дарований.
Для
реализации
путей
развития
творческих способностей мы должны таким образом организовать кружковые
занятия, чтобы обучающиеся постоянно находились в ситуации решения
творческих задач. При этом важно учесть несколько моментов в работе с
детьми. Во-первых, в силу своих возрастных особенностей не могут и не
должны
выполнять
упражнения
по
овладению
тем
или
иным
технологическим
приемом.
Поэтому
для
закрепления
технологического
приема
необходимо
подбирать
2-3
примерно
одинаковых
по
сложности
изделия.
Во-вторых,
при
подготовке
к
занятию
особенно
необходимо
учитывать
такое
важное
обстоятельство:
в
силу
своих
психологических
особенностей
и
ограничений
возможностей
здоровья
ребята
стремятся
получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней. Поэтому
надо так подбирать изделие и величину материала, чтобы за 1, максимум 2
занятия у всех оно было бы готово. В-третьих, учитывая психологические
особенности и физические возможности обучающихся и зная, что они уже
умеют
делать,
какими
приемами
владеют,
можно
постепенно
для
них
подбирать более сложные изделия. Обучающиеся приходят на кружок с очень
слабыми руками, не умеют правильно держать строительные инструменты,
не
имеют
технологических
навыков.
Постепенное
усложнение
видов
и
способов
применения
-
одно
из
обязательных
условий
развивающей
наглядности. Это, прежде всего, сочетание накапливаемых обучающегося
представлений
реальной
действительности
со
словом
мастера
и
речью,
воображением
самого
ученика.
С
помощью
наглядности
я
опиралась
на
чувственно-практический опыт обучающихся, непосредственное восприятие
ими
предметов
и
трудовых
процессов.
Наглядность
обеспечила
яркое
эмоциональное запоминание, возбудила воображение, творческую фантазию,
стремление к глубокому познанию вещей, явлений. При отборе видов труда
учитываются
интересы
обучающихся,
их
индивидуальные
особенности
и
уровень
подготовки.
Большую
воспитательную
работу
играет
строгое
выполнение детьми техники безопасности, требований культуры труда, норм
времени, взаимных обязательств в коллективе и т.д. Небольшое количество
детей
в
кружке
позволяет
его
руководителю
широко
использовать
индивидуальное воздействие на каждого ребёнка. Хорошо организованная,
продуманная
деятельность
обучающегося
в
кружке
помогает
ему
стать
инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело
до
конца,
самостоятельно
решать
поставленные
задачи.
Закрепив
ряд
трудовых навыков, и освоив процесс подготовки и выполнения изделия,
обучающиеся
в
дальнейшем
подходят
к
труду
творчески,
видят
преобразующую роль своей работы, ее креативные возможности.
Целью
работы
кружка
«Творческая
мастерская»
является
осмысление
перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности в сфере
строительства; практическое применение знаний и умений, связанных со
строительными профессиями.
Задачи курса:
- углубление знаний об особенностях строительства как инфраструктурной,
возможного объекта профессиональных интересов;
- развитие самостоятельности и умений делать обоснованный выбор
ответственного решения;
- осознание общественной значимости и актуальности получения профессии
строительного профиля;
- ознакомление с основными технологиями строительных ремонтно-
отделочных работ в производстве и быту.
В программе занятий – изготовление картин, из пробковых плит, ваз и
вазонов с применением штукатурных строительных смесей, нанесение
фактурной декоративной штукатурки на колонны в фойе, нанесение
текстурными валиками на листы ГВЛ декоративных покрытий.
Изготовление ваз под цветы способом напыления красками – спреями,
изготовление мозаичных панно из венецианской плитки, изготовление
цветочных горшков способом оклеивания самоклеющейся плёнкой.
Обобщение собственного опыта работы в кружке ребята делают
посредством защиты творческого проекта, который запускается на первом
занятии кружка. Хочется отметить высокую активность наших обучающихся
и педагогов при проведении различных семинаров, выставок, ярмарок,
мастер-классов, смотров-конкурсов декоративно-прикладного искусства.
Приложение 4
В ходе занятий обучающиеся выполнили картины с нанесением
декоративной шпатлёвки с введением цветных колеров.
* «Зимний пейзаж»
Изготовление ваз под цветы способом напыления красками – спреями.
Нанесение декоративных лессирующих покрытий на стекло
Изготовление ваз под цветы способом напыления красками – спреями
Изготовление цветочных горшков способом оклеивания самоклеящейся
плёнкой «Оракал»
Мой кружковцы