Напоминание

"Использование игрового материала на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в детской музыкальной школе"


Авторы: Караваева Дина Михайловна, Курсова Любовь Филипповна
Должность: преподаватели музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУДО "ЭДМШ"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Использование игрового материала на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в детской музыкальной школе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Эжвинская детская музыкальная школа»

Утверждаю:

Директор МАУДО «ЭДМШ»

Якимова О.Ф.

«___» __________2018 г.

Методическое сообщение

на тему:

«Использование игрового материала на уроках

сольфеджио и музыкальной литературы в детской

музыкальной школе»

Выполнили:

Караваева Д.М.., преподаватель музыкально-теоретических

дисциплин МАУДО «ЭДМШ»

Курсова Л.Ф., преподаватель музыкально-теоретических

дисциплин МАУДО «ЭДМШ»

Сыктывкар 2018

2

Содержание

1.

Пояснительная записка -----------------------------------------------------3

2.

Глава 1 «Нотный стан» -----------------------------------------------------5

3.

Глава 2 «Ритмическое домино» -------------------------------------------7

4.

Глава 3 «Теоретические карточки» -------------------------------------- 8

5.

Глава 4 «Занимательные задания по музыкальной литературе» --- 9

6.

Заключение---------------------------------------------------------------------11

7.

Список использованной литературы------------------------------------- 12

8.

Приложение (образцы наглядных пособий) ----------------------------13

3

Пояснительная записка

Данное методическое сообщение представляет игровые материалы и

пособия на уроках сольфеджио и музыкальной литературы и предназначено

для

преподавателей

музыкально-теоретических

дисциплин

детских

музыкальных школ.

В

сообщении

предложены

варианты

дополнительных

заданий

в

игровой форме по сольфеджио, теории музыки и музыкальной литературе.

Методическая работа содержит наглядный материал, с помощью которого

можно

сделать

урок

увлекательным

и

сделать

интересным

сам

процесс

обучения.

Форма

контроля

усвоения

материала

может

проходить

в

виде

начисления баллов по карточкам, победителем будет тот, кто набрал большее

количество карточек.

Применение

эффективных

наглядно-игровых

методик

в

курсе

сольфеджио,

теории

музыки

и

музыкальной

литературы

продуктивно

в

работе не только с младшими учащимися, но и с учащимися старших

классов. Поэтому в данной работе материал предназначен для учащихся всех

классов ДМШ.

Как

показывает

опыт,

именно

опора

в

обучении

на

игру

как

естественную

форму

существования

ребёнка,

выводит

его

из-под

дидактического

«пресса»,

учебный

процесс

становится

для

него

психологически-комфортным, и что важно – влияет на качество усвоения

материала.

Цель данного методического сообщения:

Демонстрация различных видов наглядных пособий по сольфеджио,

теории музыки и музыкальной литературе, которые способствуют созданию

психологического

комфорта

и

делают

процесс

обучения

для

учащихся

4

доступным и интересным, а также повышают уровень усвоения предметов

теоретического цикла.

Задачи:

1.

Повысить

уровень

знаний

по

учебным

предметам

сольфеджио,

элементарная теория музыки и музыкальная литература у учащихся

ДМШ.

2.

Пополнить

материальную

базу

учебного

процесса

новыми

наглядными пособиями.

3.

Закрепить знания учащихся по теоретическим дисциплинам.

5

Глава 1 Нотный стан

6

Нотный стан представляет собой картонную доску размером с лист А4,

на

которую

натянуты

пять

горизонтальных

верёвочек,

изображающих

линейки нотного стана.

В начале и конце доски нарисованы ключи: скрипичный и басовый.

Две пуговицы (чёрная и белая) приспособлены к ниточкам вертикально.

Это методическое пособие используется в подготовительной группе и в

младших классах ДМШ по учебному предмету сольфеджио для закрепления

понятий «Выше» и «Ниже» и направления движения мелодии, запоминания

нот на нотном стане.

Процесс

работы

с

нотной

доской:

педагог

исполняет

попевки,

мелодические ходы либо голосом, либо на инструменте, а учащиеся должны

выложить

пуговками

на

нотной

доске

ход

мелодии.

Вначале

педагог

показывает учащимся, как это сделать, демонстрируя попевку и располагая

пуговки на нотной доске в соответствии с исполненной попевкой. Затем

ученики сами пробуют сделать это задание. Расположение нот на нотном

стане можно ассоциировать с конкретной высотой звука (в тональностях До

мажор, ля минор, Соль мажор и ре минор) и с относительной высотой звука

(сольмизация), что помогает закрепить понимание направления движения

мелодии.

Такой

вид

задания

-

мини

диктанты,

являются

подготовкой

к

написанию целостного диктанта.

Так как нотная доска предполагает использование сразу двух ключей:

скрипичного и басового, это помогает наглядно запомнить сразу в двух

ключах.

Эффективность этого задания: учащиеся приучаются к визуальному

отображению мелодической линии, быстрее запоминают нотную грамоту.

7

Глава 2

Ритмическое домино

Ритмическое домино – это наглядное пособие по сольфеджио и теории

музыки, представляющее собой игру в домино.

Данное пособие предназначено для развития ритмического слуха и

закрепления знаний длительностей нот и пауз в младших и средних классах

ДМШ.

Процесс использования наглядного пособия: на столе учащиеся

складывают домино, педагог контролирует правильность выполнения

задания.

Примерный образец задания: дан размер 2/4. Выложить все домино

в размере 2\4.

Дан размер 3\4. Выложить домино в размере 3\4. И так далее.

Эффективность пособия: возрастает скорость математического расчёта

длительностей нот и запоминание ритмического рисунка.

8

Глава 3

Теоретические карточки

Теоретические

карточки

это

сделанные

из

бумаги

или

картона

наглядные методические пособия размером 5*7; 5*4; 2*10 - такие, чтобы

умещались на ладони.

Карточки сгруппированы по темам:

1.Тональности: до 7 знаков. Карточка заполнена с двух сторон, на

одной стороне тональность записана буквенными обозначениями, на другой

стороне – расшифровка. Мажорные тональности - карточки розового цвета,

а минорные – голубого цвета. Учащимся предлагается прочитать буквенное

обозначение и назвать количество знаков.

2.

Интервалы:

простые,

характерные.

Карточки

с

простыми

интервалами на одной стороне записаны буквенным обозначением, на другой

стороне

количественный

состав

интервала.

Карточки

с

характерными

интервалами

записаны

на

одной

стороне

буквенным

обозначением,

на

другой стороне - записано буквенное обозначение интервала, в который он

разрешается.

Описание задания: класс делится на 2 группы. Первая группа берёт

карточки с простыми интервалами и задаёт вопрос: Сколько тонов в данном

интервале? Вторя группа отвечает. Затем вторая группа берёт карточки с

характерными интервалами и задаёт вопрос: Куда идёт разрешение? Первая

группа отвечает. За правильные ответы начисляются баллы.

4.

Аккорды: трезвучия главных ступеней и их обращения, D7 и его

обращения.

Работа

с

карточками

на

аккорды

аналогична

работе

с

карточками

на

интервалы.

5.

Темповые обозначения и динамические оттенки. На одной стороне

карточки написан музыкальный термин на итальянском языке. Задание

ученикам: сделать перевод термина.

9

6.

Аккордовая последовательность (для учащихся 6-7 класса). Задание

учащихся: построить в тетради и спеть.

7.

Вопросы по курсу теории музыки: Данные задания могут служить

материалом для соревнований и конкурсов между группами на уроке.

В виде карточек оформлено и нотное лото на тему «Закрепление чтения

нот».

Данные наглядные методические пособия – карточки - выполняются из

бумаги самим преподавателем и выдаются детям только на уроке, они не

входят в домашнее задание.

Эффективность

данного

наглядного

пособия:

пособие

помогает

запоминать и систематизировать элементы музыкального языка.

Глава 4

Занимательные задания по музыкальной литературе

Пособия по музыкальной литературе группируются по разделам курса:

задания по зарубежной музыкальной литературе, русской и современной.

Задания разделяются на следующие виды:

Кроссворды

Карточки

Таблицы

Введение в предмет музыкальная литература

Очень

важен

подготовительный

этап

изучения

музыкальной

литературы, когда учащиеся знакомятся с основными понятиями предмета:

выразительные

средства,

жанр,

музыкальная

форма,

музыкальные

инструменты.

Есть задания, посвященные теме введения в предмет музыкальная

литература:

Выразительные средства музыки.

10

1) Даётся таблица с названиями выразительных средств музыки.

Задание:

подобрать

соответствующие

карточки

для

каждого

термина.

2) Важно начать учить учащихся самим оценивать звучащую

музыку.

К

этому

даётся следующее

задание:

помочь

критику

вспомнить

названия

нужных

выразительных

средств

музыки,

подобрать слова к рецензии на концерт известного музыканта.

Музыкальные термины: темпы.

Даётся таблица темпов (термины на русском языке).

Задание:

подобрать

к

таблице

соответствующие

карточки

с

терминами на итальянском языке.

Знакомство с инструментами симфонического оркестра.

Даются

карточки

фотографии

музыкальных

инструментов

симфонического

оркестра,

оркестра

русских

народных

инструментов;

Вид задания:

1)

определить

название

музыкального

инструмента,

к

какой

оркестровой группе он принадлежит.

2)сгруппировать картинки по группам оркестра.

3)

из

смешанных

карточек

выбрать

и

выделить

инструменты

симфонического и народного оркестров.

Знакомство с видами вокальных голосов.

Даются

карточки

с

названиями

голосов;

кроссворд

по

теме

«Вокальное искусство».

Вид задания:

1)выбрать карточки с названиями голосов;

2)группировать

их

по

видам:

женские,

мужские,

детские,

высокие, низкие.

3) решить кроссворд.

11

Музыкальные жанры.

Даётся кроссворд по теме «Жанры классической музыки», «Танцы» и

предлагается всему классу или индивидуально каждому учащемуся решить

кроссворд.

Знакомство с музыкальными формами.

Даётся

кроссворд

«Строение

музыкальных

произведений»,

даётся

задание решить кроссворд.

Портреты композиторов: карточки и картинки.

Вид задания: Даются карточки с именами композиторов, соединить

карточку с портретом композитора.

Заключение

Данное

методическое

сообщение

обобщает

весь

объём

наглядных

пособий по учебным предметам сольфеджио, теория музыки и музыкальная

литература, разработанных преподавателями Караваевой Д.М. и Курсовой

Л.Ф.

Работа способствует передаче инновационного педагогического опыта

преподавателей МАУДО «ЭДМШ» другим педагогам.

12

Список использованной литературы

1.

Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. «Азартное сольфеджио: методическое

пособие

по

сольфеджио

и

теории

музыки»

-

М.,

Гуманитар.

изд.центр «ВЛАДОС»; цртс «Доминанта», 2004. -31с.

2.

Караваева Д.М., Головина С.В. «Домашние задания по сольфеджио

для

7

класса»,

методическая

работа

преподавателей

МАУДО

«ЭДМШ», Сыктывкар, 2009

3.

Калинина Г.Ф. «Игры на уроках музыкальной литературы», выпуски

1, 2, 3 – Москва, 2003

4.

Островская

Я.,

Фролова

Л.А.,

Цесс

Н.Н.

«Рабочая

тетрадь

по

музыкальной литературе. 1 год обучения», изд-во «Композитор»,

Спб, 2010

5.

Панова Н.В. «Русская музыкальная литература, рабочая тетрадь для

6 класса» - «Престо», Москва, 2015

6.

Шорникова М.. «Музыкальная литература, рабочие тетради для 1,2,

3, 4 годов обучения» - «Феникс», Ростов-на Дону, 2014

7.

Шорникова М.И. «Музыкальная литература», 1,2,3 года обучения. -

ООО «Феникс», Ростов-на Дону, 2017.

13

Приложение

Скриншоты презентации к методическому сообщению

14

15

16



В раздел образования