Авторы: Караваева Дина Михайловна, Курсова Любовь Филипповна
Должность: преподаватели музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУДО "ЭДМШ"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Использование игрового материала на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в детской музыкальной школе"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Эжвинская детская музыкальная школа»
Утверждаю:
Директор МАУДО «ЭДМШ»
Якимова О.Ф.
«___» __________2018 г.
Методическое сообщение
на тему:
«Использование игрового материала на уроках
сольфеджио и музыкальной литературы в детской
музыкальной школе»
Выполнили:
Караваева Д.М.., преподаватель музыкально-теоретических
дисциплин МАУДО «ЭДМШ»
Курсова Л.Ф., преподаватель музыкально-теоретических
дисциплин МАУДО «ЭДМШ»
Сыктывкар 2018
2
Содержание
1.
Пояснительная записка -----------------------------------------------------3
2.
Глава 1 «Нотный стан» -----------------------------------------------------5
3.
Глава 2 «Ритмическое домино» -------------------------------------------7
4.
Глава 3 «Теоретические карточки» -------------------------------------- 8
5.
Глава 4 «Занимательные задания по музыкальной литературе» --- 9
6.
Заключение---------------------------------------------------------------------11
7.
Список использованной литературы------------------------------------- 12
8.
Приложение (образцы наглядных пособий) ----------------------------13
3
Пояснительная записка
Данное методическое сообщение представляет игровые материалы и
пособия на уроках сольфеджио и музыкальной литературы и предназначено
для
преподавателей
музыкально-теоретических
дисциплин
детских
музыкальных школ.
В
сообщении
предложены
варианты
дополнительных
заданий
в
игровой форме по сольфеджио, теории музыки и музыкальной литературе.
Методическая работа содержит наглядный материал, с помощью которого
можно
сделать
урок
увлекательным
и
сделать
интересным
сам
процесс
обучения.
Форма
контроля
усвоения
материала
может
проходить
в
виде
начисления баллов по карточкам, победителем будет тот, кто набрал большее
количество карточек.
Применение
эффективных
наглядно-игровых
методик
в
курсе
сольфеджио,
теории
музыки
и
музыкальной
литературы
продуктивно
в
работе не только с младшими учащимися, но и с учащимися старших
классов. Поэтому в данной работе материал предназначен для учащихся всех
классов ДМШ.
Как
показывает
опыт,
именно
опора
в
обучении
на
игру
как
естественную
форму
существования
ребёнка,
выводит
его
из-под
дидактического
«пресса»,
учебный
процесс
становится
для
него
психологически-комфортным, и что важно – влияет на качество усвоения
материала.
Цель данного методического сообщения:
Демонстрация различных видов наглядных пособий по сольфеджио,
теории музыки и музыкальной литературе, которые способствуют созданию
психологического
комфорта
и
делают
процесс
обучения
для
учащихся
4
доступным и интересным, а также повышают уровень усвоения предметов
теоретического цикла.
Задачи:
1.
Повысить
уровень
знаний
по
учебным
предметам
сольфеджио,
элементарная теория музыки и музыкальная литература у учащихся
ДМШ.
2.
Пополнить
материальную
базу
учебного
процесса
новыми
наглядными пособиями.
3.
Закрепить знания учащихся по теоретическим дисциплинам.
5
Глава 1 Нотный стан
6
Нотный стан представляет собой картонную доску размером с лист А4,
на
которую
натянуты
пять
горизонтальных
верёвочек,
изображающих
линейки нотного стана.
В начале и конце доски нарисованы ключи: скрипичный и басовый.
Две пуговицы (чёрная и белая) приспособлены к ниточкам вертикально.
Это методическое пособие используется в подготовительной группе и в
младших классах ДМШ по учебному предмету сольфеджио для закрепления
понятий «Выше» и «Ниже» и направления движения мелодии, запоминания
нот на нотном стане.
Процесс
работы
с
нотной
доской:
педагог
исполняет
попевки,
мелодические ходы либо голосом, либо на инструменте, а учащиеся должны
выложить
пуговками
на
нотной
доске
ход
мелодии.
Вначале
педагог
показывает учащимся, как это сделать, демонстрируя попевку и располагая
пуговки на нотной доске в соответствии с исполненной попевкой. Затем
ученики сами пробуют сделать это задание. Расположение нот на нотном
стане можно ассоциировать с конкретной высотой звука (в тональностях До
мажор, ля минор, Соль мажор и ре минор) и с относительной высотой звука
(сольмизация), что помогает закрепить понимание направления движения
мелодии.
Такой
вид
задания
-
мини
диктанты,
являются
подготовкой
к
написанию целостного диктанта.
Так как нотная доска предполагает использование сразу двух ключей:
скрипичного и басового, это помогает наглядно запомнить сразу в двух
ключах.
Эффективность этого задания: учащиеся приучаются к визуальному
отображению мелодической линии, быстрее запоминают нотную грамоту.
7
Глава 2
Ритмическое домино
Ритмическое домино – это наглядное пособие по сольфеджио и теории
музыки, представляющее собой игру в домино.
Данное пособие предназначено для развития ритмического слуха и
закрепления знаний длительностей нот и пауз в младших и средних классах
ДМШ.
Процесс использования наглядного пособия: на столе учащиеся
складывают домино, педагог контролирует правильность выполнения
задания.
Примерный образец задания: дан размер 2/4. Выложить все домино
в размере 2\4.
Дан размер 3\4. Выложить домино в размере 3\4. И так далее.
Эффективность пособия: возрастает скорость математического расчёта
длительностей нот и запоминание ритмического рисунка.
8
Глава 3
Теоретические карточки
Теоретические
карточки
–
это
сделанные
из
бумаги
или
картона
наглядные методические пособия размером 5*7; 5*4; 2*10 - такие, чтобы
умещались на ладони.
Карточки сгруппированы по темам:
1.Тональности: до 7 знаков. Карточка заполнена с двух сторон, на
одной стороне тональность записана буквенными обозначениями, на другой
стороне – расшифровка. Мажорные тональности - карточки розового цвета,
а минорные – голубого цвета. Учащимся предлагается прочитать буквенное
обозначение и назвать количество знаков.
2.
Интервалы:
простые,
характерные.
Карточки
с
простыми
интервалами на одной стороне записаны буквенным обозначением, на другой
стороне
–
количественный
состав
интервала.
Карточки
с
характерными
интервалами
записаны
на
одной
стороне
буквенным
обозначением,
на
другой стороне - записано буквенное обозначение интервала, в который он
разрешается.
Описание задания: класс делится на 2 группы. Первая группа берёт
карточки с простыми интервалами и задаёт вопрос: Сколько тонов в данном
интервале? Вторя группа отвечает. Затем вторая группа берёт карточки с
характерными интервалами и задаёт вопрос: Куда идёт разрешение? Первая
группа отвечает. За правильные ответы начисляются баллы.
4.
Аккорды: трезвучия главных ступеней и их обращения, D7 и его
обращения.
Работа
с
карточками
на
аккорды
аналогична
работе
с
карточками
на
интервалы.
5.
Темповые обозначения и динамические оттенки. На одной стороне
карточки написан музыкальный термин на итальянском языке. Задание
ученикам: сделать перевод термина.
9
6.
Аккордовая последовательность (для учащихся 6-7 класса). Задание
учащихся: построить в тетради и спеть.
7.
Вопросы по курсу теории музыки: Данные задания могут служить
материалом для соревнований и конкурсов между группами на уроке.
В виде карточек оформлено и нотное лото на тему «Закрепление чтения
нот».
Данные наглядные методические пособия – карточки - выполняются из
бумаги самим преподавателем и выдаются детям только на уроке, они не
входят в домашнее задание.
Эффективность
данного
наглядного
пособия:
пособие
помогает
запоминать и систематизировать элементы музыкального языка.
Глава 4
Занимательные задания по музыкальной литературе
Пособия по музыкальной литературе группируются по разделам курса:
задания по зарубежной музыкальной литературе, русской и современной.
Задания разделяются на следующие виды:
Кроссворды
Карточки
Таблицы
Введение в предмет музыкальная литература
Очень
важен
подготовительный
этап
изучения
музыкальной
литературы, когда учащиеся знакомятся с основными понятиями предмета:
выразительные
средства,
жанр,
музыкальная
форма,
музыкальные
инструменты.
Есть задания, посвященные теме введения в предмет музыкальная
литература:
Выразительные средства музыки.
10
1) Даётся таблица с названиями выразительных средств музыки.
Задание:
подобрать
соответствующие
карточки
для
каждого
термина.
2) Важно начать учить учащихся самим оценивать звучащую
музыку.
К
этому
даётся следующее
задание:
помочь
критику
вспомнить
названия
нужных
выразительных
средств
музыки,
подобрать слова к рецензии на концерт известного музыканта.
Музыкальные термины: темпы.
Даётся таблица темпов (термины на русском языке).
Задание:
подобрать
к
таблице
соответствующие
карточки
с
терминами на итальянском языке.
Знакомство с инструментами симфонического оркестра.
Даются
карточки
–
фотографии
музыкальных
инструментов
симфонического
оркестра,
оркестра
русских
народных
инструментов;
Вид задания:
1)
определить
название
музыкального
инструмента,
к
какой
оркестровой группе он принадлежит.
2)сгруппировать картинки по группам оркестра.
3)
из
смешанных
карточек
выбрать
и
выделить
инструменты
симфонического и народного оркестров.
Знакомство с видами вокальных голосов.
Даются
карточки
с
названиями
голосов;
кроссворд
по
теме
«Вокальное искусство».
Вид задания:
1)выбрать карточки с названиями голосов;
2)группировать
их
по
видам:
женские,
мужские,
детские,
высокие, низкие.
3) решить кроссворд.
11
Музыкальные жанры.
Даётся кроссворд по теме «Жанры классической музыки», «Танцы» и
предлагается всему классу или индивидуально каждому учащемуся решить
кроссворд.
Знакомство с музыкальными формами.
Даётся
кроссворд
«Строение
музыкальных
произведений»,
даётся
задание решить кроссворд.
Портреты композиторов: карточки и картинки.
Вид задания: Даются карточки с именами композиторов, соединить
карточку с портретом композитора.
Заключение
Данное
методическое
сообщение
обобщает
весь
объём
наглядных
пособий по учебным предметам сольфеджио, теория музыки и музыкальная
литература, разработанных преподавателями Караваевой Д.М. и Курсовой
Л.Ф.
Работа способствует передаче инновационного педагогического опыта
преподавателей МАУДО «ЭДМШ» другим педагогам.
12
Список использованной литературы
1.
Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. «Азартное сольфеджио: методическое
пособие
по
сольфеджио
и
теории
музыки»
-
М.,
Гуманитар.
изд.центр «ВЛАДОС»; цртс «Доминанта», 2004. -31с.
2.
Караваева Д.М., Головина С.В. «Домашние задания по сольфеджио
для
7
класса»,
методическая
работа
преподавателей
МАУДО
«ЭДМШ», Сыктывкар, 2009
3.
Калинина Г.Ф. «Игры на уроках музыкальной литературы», выпуски
1, 2, 3 – Москва, 2003
4.
Островская
Я.,
Фролова
Л.А.,
Цесс
Н.Н.
«Рабочая
тетрадь
по
музыкальной литературе. 1 год обучения», изд-во «Композитор»,
Спб, 2010
5.
Панова Н.В. «Русская музыкальная литература, рабочая тетрадь для
6 класса» - «Престо», Москва, 2015
6.
Шорникова М.. «Музыкальная литература, рабочие тетради для 1,2,
3, 4 годов обучения» - «Феникс», Ростов-на Дону, 2014
7.
Шорникова М.И. «Музыкальная литература», 1,2,3 года обучения. -
ООО «Феникс», Ростов-на Дону, 2017.
13
Приложение
Скриншоты презентации к методическому сообщению
14
15
16