Автор: Васючкова Анна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС № 19 "
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации для воспитателей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности детей с ОНР.
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации для воспитателей
подготовительной к школе группы компенсирующей
направленности с ОНР.
Методические
рекомендации
разработаны
с
учетом
работ
следующих авторов: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.И. Селиверстова,
Е.И. Тихеевой, Э.П. Коротковой и др., а также с учетом программы
Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с ОНР в
условиях специального детского сада».
Коррекцией
речевого
и
общего
развития
детей
дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но
и
воспитатель.
Если
логопед
развивает
и
совершенствует
речевое
общение
детей,
то
воспитатель
закрепляет
их
речевые
навыки,
полученные
на
логопедических
занятиях.
Успех
формирования
правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности
процесса закрепления речевых навыков и умений. Перед воспитателем
группы для детей с общим недоразвитием речи стоят и коррекционные, и
общеобразовательные задачи.
Закрепление
у
детей
навыков
связного
высказывания
может
происходить как на фронтальных занятиях по развитию речи, так и во
время
занятий
по
познавательному
развитию,
изобразительному,
трудовому развитию и в других видах деятельности.
Овладение
воспитателем
методами
и
приемами
обучения
рассказыванию
–
одно
из
важнейших
условий
успешной
работы
по
развитию речи дошкольников.
На
занятиях
необходимо
использовать
такие
приемы,
как
объяснения,
вопросы,
речевой
образец,
демонстрация
наглядного
материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др.
При проведении того или иного занятия педагогу следует находить
наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем,
чтобы повышать активность и самостоятельность детей.
При
работе
над
монологической
речью,
в
частности
над
пересказом, в группе для детей с ОНР надо учитывать следующее:
Вначале
детей
нужно
научить
подробному,
затем
выборочному
и
творческому пересказу.
Подробный пересказ воспитывает навык последовательного,
полного
изложения
мысли
(можно
использовать
следующие
тексты,
которые
подбираются
в
соответствии
с
лексическими
темами
по
программе:
«Улетают
журавли»,
«Волнушка»,
«Бишка»,
«Коровка»,
«Мамина чашка» и др.).
Выборочный
пересказ
формирует
умение
отделить
более
узкую тему от текста («Три товарища», «Весна», «Дружок и Пушок»,
«Медведь» и др.)
Творческий пересказ воспитывает воображение, учит детей
использовать
впечатления
из
собственного
жизненного
опыта
и
определять
свое
отношение
к
теме
(«Летят
снежные
пушинки»,
«Помощники», «Левушка-рыбак», «Кот», «Верный друг» и др.).
Подбирая
произведения
для
пересказа,
необходимо
учитывать
следующие
требования
к
ним:
высокую
художественную
ценность,
идейную направленность; динамичность, лаконичность и вместе с тем
образность изложения; четкость и последовательность развертывания
действия,
занимательность
содержания.
Помимо
этого,
очень
важно
учитывать доступность содержания литературного произведения и его
объем.
В подготовительной к школе группе для занятий рекомендуются
следующие произведения: русские народные сказки: «Заяц-хваста», «У
страха глаза велики», «Лиса и Козел», рассказы: «Четыре желания»,
«Утренние лучи» К.Д. Ушинского, «Косточка» Л.Н. Толстого, «Грибы»
В.
Катаева,
«Ёж»
М.
Пришвина,
«Купание
медвежат»
В.
Бианки,
«Медведь» Е. Чарушина, «Плохо» В. Осеевой и др.
При
обучении
детей
пересказу,
воспитателю
необходимо
использовать
следующие
методы
и
приемы:
выразительное
двух
и
трехкратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций,
речевые
упражнения,
указания,
относительно
способов
и
качества
выполнения задания, оценка и т. д. О правильном их применении будет
свидетельствовать
повышение:
от
занятия
к
занятию,
активности
и
самостоятельности детей при выполнении речевых заданий.
Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с
точки зрения смысловой и выразительной. Это поможет детям овладеть
всеми
причинно-следственными
отношениями,
без
чего
правильный
пересказ не возможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с
составлением
устных
сочинений.
Сочинения
–
это
верхняя
ступень
развития связной речи детей. Здесь концентрируется наблюдательность,
память,
творческое
воображение,
логическое
и
образное
мышление,
находчивость, умение увидеть общее в частном.
Следующей
формой
работы
над
связной
речью
являются
составления рассказов по картине. Выделяют следующие виды занятий
по обучению детей рассказыванию по картине:
Составление описательного рассказа по предметной картине:
«Садовник», «Посуда», «Мебель», «Наша квартира», «Мойдодыр» и др.;
Составление описательного рассказа по сюжетной картине:
«Отлет
птиц»,
«Собака
со
щенятами»,
«На
празднике»,
«Котята»,
«Прилетели грачи» и др.;
Составление рассказа по серии сюжетных картинок: «Гроза»,
«Ёж»,
«Как
мы
сделали
кормушку»,
«Находчивый
заяц»,
«Хитрый
Тузик» и др.;
Составление описательного рассказа по пейзажной картине и
натюрморту:
«Ранняя
осень»,
«Дары
лесов»,
«Наступила
зима»,
«Поздняя весна» и др.
Составление
рассказа
с
элементами
творчества.
Детям
предлагаются следующие задания:
- Составить рассказ о каком-либо случае с девочкой (мальчиком) в
лесу.
Например,
предлагается
картинка,
где
изображены
дети
с
корзинками в лесу на поляне, разглядывающие ежиху с ежатами. Дети
должны самостоятельно придумать свой рассказ, используя подсказку,
кого еще можно увидеть в лесу, если внимательно понаблюдать.
- Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку).
Целью данного задания является выявить возможности детей в решении
поставленной творческой задачи, умении использовать при составлении
рассказа предложенный речевой и наглядный материал. Дети должны
продолжить рассказ о ежихе с ежатами, придумать концовку о том, что
сделали дети после того, как понаблюдали за семейством ежей.
- Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки: (Осенью
вернулись
из
жарких
стран
зимующие
птицы
-
скворцы,
воробьи,
соловьи.
В
лесу
дети
слушали
песни
певчих
птиц
–
соловьев,
жаворонков, воробьев, галок.). После исправления смысловых ошибок
составить
предложения,
заменив
неправильные
слова
более
подходящими по смыслу.
-
Составить
рассказ
–
описание
любимой
игрушки
или
той
игрушки, какую хочешь получить в день рождения.
На занятиях с использованием картины ставятся разнообразные
задачи, зависящие от содержания картины:
1) Учить детей правильно понимать содержание картины;
2)
Воспитывать
чувства
(конкретно
планируется
от
сюжета
картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т. д.;
3) Учить составлять связный рассказ по картине;
4)
Активизировать
и
расширять
словарный
запас
(конкретно
планируются новые слова, которые надо запомнить детям, или слова,
которые надо уточнить и закрепить).
К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляются
следующие
требования:
точная
передача
сюжета,
самостоятельность,
целесообразность использования языковых средств (точное обозначение
действий, качеств, состояний и т. д.). Дети учатся описывать события,
указывая
место
и
время
действия.
Самостоятельно
придумывают
события, предшествовавшие изображенным на картине последующие.
Поощряется
умение
целенаправленно
слушать
выступления
сверстников,
высказывать
элементарные
оценочные
суждения
об
их
рассказах.
В
процессе
занятий
у
детей
формируются
навыки
совместной
деятельности:
вместе
смотреть
картинки
и
составлять
коллективные
рассказы.
Для
коллективных
рассказов
необходимо
подбирать
картины
с
достаточным
по
объему
материалом:
многофигурные,
на
которых
изображено
несколько
сценок
в
рамках
одного
сюжета.
В
сериях,
изданных
для
детских
садов,
к
таким
картинам
относятся
«Зимние
развлечения», «Летом в парке» и др.
Различные упражнения на развитие связной речи можно включать
также
в
занятия
по
познавательному
развитию,
изобразительной
и
трудовой деятельности. Например:
Упражнение «Кто за деревом?»
На магнитной доске – раскидистый дуб. Воспитатель прячет в
ветвях дуба белку так, что виден ее хвост, и спрашивает:
- Чей это хвост? Кто спрятался в ветвях? Составьте предложение
со словами потому что.
Дети отвечают:
- Это беличий хвост, потому что в ветвях спряталась белка.
Упражнение «Будь внимательным».
Воспитатель
произносит
названия
трех
перелетных
и
одной
зимующей
птицы.
Дети
внимательно
слушают
и
составляют
предложения:
- Лишний воробей, потому что это зимующая птица, а остальные
птицы – перелетные и т. п.
Одним из важных заданий является составление по картинкам
рассказов-загадок,
которые
можно
использовать
в
любых
видах
деятельности. Ребенок строит свое сообщение так, чтобы по описанию, в
котором объект не назван, можно было отгадать, что именно нарисовано
на картине. Если слушатели затрудняются решить эту задачу, ребенок по
предложению педагога вносит в описание дополнения. Упражнения на
отгадывание и составление загадок формируют у детей умение выявлять
самые
характерные
признаки,
свойства
и
качества,
отграничивать
главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию
более содержательной, обдуманной, доказательной речи.
Таким
образом,
так
как
дети
с
общим
недоразвитием
речи
испытывают
затруднения
при
пересказе
и
составлении
рассказа
по
картинке,
можно
выделить
основные
направления
коррекционной
работы:
1)
Составление
предложений
по
двум
предметным
картинкам
(бабушка,
кресло;
девочка,
ваза;
мальчик,
яблоко)
с
последующим
распро странением
однородными
определениями,
д ру г и м и
второстепенными членами предложения (Мальчик ест яблоко. Мальчик
ест сочное, сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест
сочное, сладкое яблоко.)
2)Восстановление
различного
рода
де формированных
предложений, когда слова даны в разбивку (живет, в, лиса, лесу, густом);
одно
или
несколько,
или
все
слова
употреблены
в
начальных
грамматических формах (жить, в, лиса, лес, густой); имеется пропуск
слов (Лиса... в густом лесу); отсутствует начало (...живет в густом лесу)
или конец предложения (Лиса живет в густом...).
1) Составление предложений по «живым картинкам» (предметные
картинки
вырезаны
по
контуру)
с
демонстрацией
действий
на
фланелеграфе.
2)
Восстановление
предложений
со
смысловой
деформацией
(Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами. Дул сильный ветер,
потому что дети надели шапки.)
3)
Отбор
слов
из
названных
педагогом
и
составление
с
ними
предложения
(Мальчик,
девочка,
читать,
писать,
рисовать,
мыть,
книжку).
Постепенно дети учатся располагать предложения в логической
последовательности, находить в текстах опорные слова, что является
следующей ступенькой к умению составлять план, а затем определить
тему
высказывания,
выделять
главное,
последовательно
строить
собственное сообщение, которое должно иметь начало, продолжение и
конец.
Предложенные приемы способствуют повышению уровня речевого
развития
детей,
формированию
у
них
умений
вербализации
производимых
действий
и
отдельных
видов
деятельности
в
форме
развернутых связных высказываний.