Напоминание

Методические рекомендации для воспитателей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности детей с ОНР.


Автор: Васючкова Анна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС № 19 "
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации для воспитателей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности детей с ОНР.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации для воспитателей

подготовительной к школе группы компенсирующей

направленности с ОНР.

Методические

рекомендации

разработаны

с

учетом

работ

следующих авторов: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.И. Селиверстова,

Е.И. Тихеевой, Э.П. Коротковой и др., а также с учетом программы

Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с ОНР в

условиях специального детского сада».

Коррекцией

речевого

и

общего

развития

детей

дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но

и

воспитатель.

Если

логопед

развивает

и

совершенствует

речевое

общение

детей,

то

воспитатель

закрепляет

их

речевые

навыки,

полученные

на

логопедических

занятиях.

Успех

формирования

правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности

процесса закрепления речевых навыков и умений. Перед воспитателем

группы для детей с общим недоразвитием речи стоят и коррекционные, и

общеобразовательные задачи.

Закрепление

у

детей

навыков

связного

высказывания

может

происходить как на фронтальных занятиях по развитию речи, так и во

время

занятий

по

познавательному

развитию,

изобразительному,

трудовому развитию и в других видах деятельности.

Овладение

воспитателем

методами

и

приемами

обучения

рассказыванию

одно

из

важнейших

условий

успешной

работы

по

развитию речи дошкольников.

На

занятиях

необходимо

использовать

такие

приемы,

как

объяснения,

вопросы,

речевой

образец,

демонстрация

наглядного

материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др.

При проведении того или иного занятия педагогу следует находить

наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем,

чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

При

работе

над

монологической

речью,

в

частности

над

пересказом, в группе для детей с ОНР надо учитывать следующее:

Вначале

детей

нужно

научить

подробному,

затем

выборочному

и

творческому пересказу.

Подробный пересказ воспитывает навык последовательного,

полного

изложения

мысли

(можно

использовать

следующие

тексты,

которые

подбираются

в

соответствии

с

лексическими

темами

по

программе:

«Улетают

журавли»,

«Волнушка»,

«Бишка»,

«Коровка»,

«Мамина чашка» и др.).

Выборочный

пересказ

формирует

умение

отделить

более

узкую тему от текста («Три товарища», «Весна», «Дружок и Пушок»,

«Медведь» и др.)

Творческий пересказ воспитывает воображение, учит детей

использовать

впечатления

из

собственного

жизненного

опыта

и

определять

свое

отношение

к

теме

(«Летят

снежные

пушинки»,

«Помощники», «Левушка-рыбак», «Кот», «Верный друг» и др.).

Подбирая

произведения

для

пересказа,

необходимо

учитывать

следующие

требования

к

ним:

высокую

художественную

ценность,

идейную направленность; динамичность, лаконичность и вместе с тем

образность изложения; четкость и последовательность развертывания

действия,

занимательность

содержания.

Помимо

этого,

очень

важно

учитывать доступность содержания литературного произведения и его

объем.

В подготовительной к школе группе для занятий рекомендуются

следующие произведения: русские народные сказки: «Заяц-хваста», «У

страха глаза велики», «Лиса и Козел», рассказы: «Четыре желания»,

«Утренние лучи» К.Д. Ушинского, «Косточка» Л.Н. Толстого, «Грибы»

В.

Катаева,

«Ёж»

М.

Пришвина,

«Купание

медвежат»

В.

Бианки,

«Медведь» Е. Чарушина, «Плохо» В. Осеевой и др.

При

обучении

детей

пересказу,

воспитателю

необходимо

использовать

следующие

методы

и

приемы:

выразительное

двух

и

трехкратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций,

речевые

упражнения,

указания,

относительно

способов

и

качества

выполнения задания, оценка и т. д. О правильном их применении будет

свидетельствовать

повышение:

от

занятия

к

занятию,

активности

и

самостоятельности детей при выполнении речевых заданий.

Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с

точки зрения смысловой и выразительной. Это поможет детям овладеть

всеми

причинно-следственными

отношениями,

без

чего

правильный

пересказ не возможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с

составлением

устных

сочинений.

Сочинения

это

верхняя

ступень

развития связной речи детей. Здесь концентрируется наблюдательность,

память,

творческое

воображение,

логическое

и

образное

мышление,

находчивость, умение увидеть общее в частном.

Следующей

формой

работы

над

связной

речью

являются

составления рассказов по картине. Выделяют следующие виды занятий

по обучению детей рассказыванию по картине:

Составление описательного рассказа по предметной картине:

«Садовник», «Посуда», «Мебель», «Наша квартира», «Мойдодыр» и др.;

Составление описательного рассказа по сюжетной картине:

«Отлет

птиц»,

«Собака

со

щенятами»,

«На

празднике»,

«Котята»,

«Прилетели грачи» и др.;

Составление рассказа по серии сюжетных картинок: «Гроза»,

«Ёж»,

«Как

мы

сделали

кормушку»,

«Находчивый

заяц»,

«Хитрый

Тузик» и др.;

Составление описательного рассказа по пейзажной картине и

натюрморту:

«Ранняя

осень»,

«Дары

лесов»,

«Наступила

зима»,

«Поздняя весна» и др.

Составление

рассказа

с

элементами

творчества.

Детям

предлагаются следующие задания:

- Составить рассказ о каком-либо случае с девочкой (мальчиком) в

лесу.

Например,

предлагается

картинка,

где

изображены

дети

с

корзинками в лесу на поляне, разглядывающие ежиху с ежатами. Дети

должны самостоятельно придумать свой рассказ, используя подсказку,

кого еще можно увидеть в лесу, если внимательно понаблюдать.

- Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку).

Целью данного задания является выявить возможности детей в решении

поставленной творческой задачи, умении использовать при составлении

рассказа предложенный речевой и наглядный материал. Дети должны

продолжить рассказ о ежихе с ежатами, придумать концовку о том, что

сделали дети после того, как понаблюдали за семейством ежей.

- Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки: (Осенью

вернулись

из

жарких

стран

зимующие

птицы

-

скворцы,

воробьи,

соловьи.

В

лесу

дети

слушали

песни

певчих

птиц

соловьев,

жаворонков, воробьев, галок.). После исправления смысловых ошибок

составить

предложения,

заменив

неправильные

слова

более

подходящими по смыслу.

-

Составить

рассказ

описание

любимой

игрушки

или

той

игрушки, какую хочешь получить в день рождения.

На занятиях с использованием картины ставятся разнообразные

задачи, зависящие от содержания картины:

1) Учить детей правильно понимать содержание картины;

2)

Воспитывать

чувства

(конкретно

планируется

от

сюжета

картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т. д.;

3) Учить составлять связный рассказ по картине;

4)

Активизировать

и

расширять

словарный

запас

(конкретно

планируются новые слова, которые надо запомнить детям, или слова,

которые надо уточнить и закрепить).

К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляются

следующие

требования:

точная

передача

сюжета,

самостоятельность,

целесообразность использования языковых средств (точное обозначение

действий, качеств, состояний и т. д.). Дети учатся описывать события,

указывая

место

и

время

действия.

Самостоятельно

придумывают

события, предшествовавшие изображенным на картине последующие.

Поощряется

умение

целенаправленно

слушать

выступления

сверстников,

высказывать

элементарные

оценочные

суждения

об

их

рассказах.

В

процессе

занятий

у

детей

формируются

навыки

совместной

деятельности:

вместе

смотреть

картинки

и

составлять

коллективные

рассказы.

Для

коллективных

рассказов

необходимо

подбирать

картины

с

достаточным

по

объему

материалом:

многофигурные,

на

которых

изображено

несколько

сценок

в

рамках

одного

сюжета.

В

сериях,

изданных

для

детских

садов,

к

таким

картинам

относятся

«Зимние

развлечения», «Летом в парке» и др.

Различные упражнения на развитие связной речи можно включать

также

в

занятия

по

познавательному

развитию,

изобразительной

и

трудовой деятельности. Например:

Упражнение «Кто за деревом?»

На магнитной доске – раскидистый дуб. Воспитатель прячет в

ветвях дуба белку так, что виден ее хвост, и спрашивает:

- Чей это хвост? Кто спрятался в ветвях? Составьте предложение

со словами потому что.

Дети отвечают:

- Это беличий хвост, потому что в ветвях спряталась белка.

Упражнение «Будь внимательным».

Воспитатель

произносит

названия

трех

перелетных

и

одной

зимующей

птицы.

Дети

внимательно

слушают

и

составляют

предложения:

- Лишний воробей, потому что это зимующая птица, а остальные

птицы – перелетные и т. п.

Одним из важных заданий является составление по картинкам

рассказов-загадок,

которые

можно

использовать

в

любых

видах

деятельности. Ребенок строит свое сообщение так, чтобы по описанию, в

котором объект не назван, можно было отгадать, что именно нарисовано

на картине. Если слушатели затрудняются решить эту задачу, ребенок по

предложению педагога вносит в описание дополнения. Упражнения на

отгадывание и составление загадок формируют у детей умение выявлять

самые

характерные

признаки,

свойства

и

качества,

отграничивать

главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию

более содержательной, обдуманной, доказательной речи.

Таким

образом,

так

как

дети

с

общим

недоразвитием

речи

испытывают

затруднения

при

пересказе

и

составлении

рассказа

по

картинке,

можно

выделить

основные

направления

коррекционной

работы:

1)

Составление

предложений

по

двум

предметным

картинкам

(бабушка,

кресло;

девочка,

ваза;

мальчик,

яблоко)

с

последующим

распро странением

однородными

определениями,

д ру г и м и

второстепенными членами предложения (Мальчик ест яблоко. Мальчик

ест сочное, сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест

сочное, сладкое яблоко.)

2)Восстановление

различного

рода

де формированных

предложений, когда слова даны в разбивку (живет, в, лиса, лесу, густом);

одно

или

несколько,

или

все

слова

употреблены

в

начальных

грамматических формах (жить, в, лиса, лес, густой); имеется пропуск

слов (Лиса... в густом лесу); отсутствует начало (...живет в густом лесу)

или конец предложения (Лиса живет в густом...).

1) Составление предложений по «живым картинкам» (предметные

картинки

вырезаны

по

контуру)

с

демонстрацией

действий

на

фланелеграфе.

2)

Восстановление

предложений

со

смысловой

деформацией

(Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами. Дул сильный ветер,

потому что дети надели шапки.)

3)

Отбор

слов

из

названных

педагогом

и

составление

с

ними

предложения

(Мальчик,

девочка,

читать,

писать,

рисовать,

мыть,

книжку).

Постепенно дети учатся располагать предложения в логической

последовательности, находить в текстах опорные слова, что является

следующей ступенькой к умению составлять план, а затем определить

тему

высказывания,

выделять

главное,

последовательно

строить

собственное сообщение, которое должно иметь начало, продолжение и

конец.

Предложенные приемы способствуют повышению уровня речевого

развития

детей,

формированию

у

них

умений

вербализации

производимых

действий

и

отдельных

видов

деятельности

в

форме

развернутых связных высказываний.



В раздел образования